28.08.2010 7407

Коррекционно-логопедическая работа по формированию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную функцию (средство обобщения), индикативную функцию (средство указания на предмет).

В исследованиях, посвященных изучению особенностей мыслительной деятельности детей с нарушениями речи (И.Т.Власенко, А. Гермаковска, А.Н. Корнев, Е.М. Мастюкова, А.П. Воронова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.) отмечается, что у детей с речевой патологией часто имеет место сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. В ряде работ указывается, что и у детей с ОНР наблюдаются нарушения познавательной деятельности, в частности, мыслительных операций. Так, например, И.Т. Власенко отмечает, что у дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживается недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-об¬разного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения наблюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов. В целом, по данным исследователей, мышление детей с ОНР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении какого-либо задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущест¬венные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью.

В то же время при всей многогранности исследований, посвященных изучению детей с ОНР, а также анализу различных сторон их психологического развития, особенности мыслительных операций и их роль в процессе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников в настоящее время недостаточно изучены.

Таким образом, значимость данного вопроса для совершенствования логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи и недостаточная его изученность определяют актуальность проблемы.

Объектом исследования было выбрано психическое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предметом изучения являются состояние и особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Проблема исследования - определение эффективных приемов и методов коррекции, а также обоснование и разработка содержания психолого-педагогической работы по совершенствованию мыслительных операций у дошкольников с ОНР в системе логопедического воздействия.

Основная цель исследования - совершенствование процесса коррекции мыслительных операций в процессе комплексной коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1) Анализ психологической, психолингвистической и логопедической литературы, освещающей состояние проблемы исследования.

2) Теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента.

3) Проведение констатирующего эксперимента.

4) Выявление особенностей протекания мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5) Определение уровня сформированности мыслительных операций у дошкольников с ОНР по сравнению с дошкольниками без речевой патологии.

6) Разработка принципов, направлений и содержания методики логопедической работы по формированию мыслительных операций в процессе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.

7) Проведение обучающего и контрольного экспериментов.

8) Определение эффективности разработанной методики коррекционно-логопедического воздействия.

В процессе исследования были использованы следующие методы (по классификации Б.Г. Ананьева): организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (наблюдение, психодиагностические методы: тесты, тестовые задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; биографические методы); количественные (количественный анализ результатов); интерпретационные (качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов).

Гипотеза: Учитывая взаимосвязь мышления и речи, а также то, что овладение речью предполагает анализ, синтез, сравнение речевых единиц и обобщение языковых закономерностей, можно предположить, что у детей с общим недоразвитием речи имеются особенности развития мыслительных операций. В связи с этим целенаправленное формирование их в системе логопедического воздействия будет способствовать повышению эффективности работы по коррекции общего недоразвития речи.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что оно позволило выявить специфику формирования мыслительных операций у детей с речевой патологией, углубить представления о соотношении мышления и речи в условиях дизонтогенеза, о неречевой симптоматике общего недоразвития речи у старших дошкольников. Кроме того, на основе экспериментального исследования разработаны и обоснованы направления, содержание и методы формирования мыслительных операций в структуре комплексной методики коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.