28.08.2010 10662

Нарушения и коррекция мышления у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников, в частности ее познавательной сферы. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение непосредственно не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных связей), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения. Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию, классификацию - человек приобретает новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве, и наиболее сензитивным для формирования основных психических процессов. Должны быть выявлены и максимально использованы возможности этого возраста для всех категорий детей. Это особенно важно для детей с аномальным развитием, так как раннее начало обучения является одним из основных условий максимальной коррекции и компенсации их психического развития.

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским, Н.А. Цыпиной, Л.И. Переслени, В.В. Лебединским, И.Ф. Марковской, У.В. Ульенковой и другими. Все они неизменно отмечают у детей с задержкой психического развития сложное нарушение познавательной деятельности. Так, например, у них наблюдается недоразвитие дифференцированного восприятия, произвольного внимания, логического запоминания и аналитического мышления. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы, как несформированность познавательных процессов (анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения), недостаточность процесса саморегуляции собственной деятельности. Недостатки организации мыслительной деятельности обусловлены слабым развитием интеллектуальной активности, несовершенством навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению. Все исследователи отмечают, что у детей с ЗПР отмечаются недоразвитие разных видов мышления и слабость мыслительных процессов. Мышление детей с ЗПР формируется из неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции развиваются замедленно и обладают своеобразными чертами.

Однако, несмотря на то, что проблема мышления детей с ЗПР рассматривалась в специальной литературе, современных экспериментальных исследований операциональной стороны мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития практически нет, что представляет трудность для проведения коррекционной работы. Именно поэтому особенности мыслительных операций детей с ЗПР и определение оптимальных путей коррекции нарушений мышления у данной категории дошкольников определяют актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы работы.

Объект исследования: мышление дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: состояние и особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Основная цель исследования: на основании исследования особенностей развития мыслительных операций детей дошкольного возраста с ЗПР, разработать содержание, методы и приемы психокоррекционной работы, направленной на формирование мышления данной категории детей.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) Анализ литературы, освещающей состояние проблемы исследования.

2) Теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента.

3) Проведение констатирующего эксперимента.

4) Выявление состояния и особенностей мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

5) Разработка принципов, направлений и содержания методики коррекционной работы, направленной на формирование мыслительных операций дошкольников с ЗПР.

6) Проведение обучающего и контрольного экспериментов.

7) Определение эффективности разработанной методики коррекционного воздействия.

Методы исследования подбирались с учетом цели и задач исследования:

1) теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы;

2) изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого-медико-педагогической комиссии;

3) эмпирические методы: беседы с психологами, логопедами, воспитателями; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности; анализ продуктов деятельности детей;

4) экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

5) сравнительные методы: сравнение особенностей мышления дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, а также сравнение состояния мыслительных операций детей с психическим недоразвитием до и после коррекционной работы.

6) интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно позволило выявить специфику развития мыслительных операций старших дошкольников с психическим недоразвитием и углубить представления о симптоматике познавательного развития данной категории детей.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

– подобраны и апробированы методики для изучения мыслительных операций дошкольников;

– экспериментально выявлены особенности основных мыслительных операций дошкольников с ЗПР, на основании чего обоснована необходимость включения целенаправленной коррекционной работы по формированию операциональной стороны мышления в систему психологической помощи детям с задержкой психического развития;

– разработаны содержание, методы и приемы работы по формированию мыслительных операций дошкольников с ЗПР, которые могут способствовать повышению эффективности преодоления недостатков мышления данной категории детей.

Гипотеза исследования. Учитывая этиологию и симптоматику задержки психического развития можно предположить, что у старших дошкольников с ЗПР отмечается незавершенность в развитии основных мыслительных операций как на вербальном, так и на невербальном уровне. При этом особенности операциональной стороны мышления дошкольников с ЗПР в наибольшей мере проявляются в отсутствии адекватных способов решения мыслительных задач, в трудностях организации стратегии выполнения заданий, непродуктивных способах ориентировки в задаче, отсутствии контроля над правильностью выполнения заданий. В связи с этим целенаправленное формирование мышления в системе коррекционного воздействия будет способствовать повышению эффективности работы по коррекции познавательной деятельности детей.