28.08.2010 6667

Нарушения памяти у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Т.А. Власова, B.C. Лубовский, Г.Е. Сухарева и др. изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся с ЗПР, определили их типы. Рекомендации ученых помогли педагогам в работе с таки¬ми детьми.

Задержка психического развития носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется про¬блемная ситуация.

Специальная психология располагает рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций детей с ЗПР: памяти, речи, внимания, мышления и др. Однако, многие аспекты задержки психического развития нуждаются в дальнейшем изучении в связи с расширением возможностей коррекции в условиях системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка. Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований ЗПР является продолжение изучения памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности человека и, соответственно, в его обучении. Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет прошлое для будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятие физкультурой, спортом, трудовая деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Таким образом, развитие памяти является одном из «ключевых» моментов в развитии дошкольника, «обслуживает» развитие других познавательных процессов и является значимым показателем готовности к школе.

Объектом исследования являются особенности памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

Предметом исследования является коррекционно-развивающий процесс, направленный на формирование различных форм и сторон памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Основной целью дипломного исследования является определение динамики уровня сформированности памяти у детей с задержкой психического развития под воздействием специально организованной коррекционно-развивающей работы.

Задачи исследования:

1) Изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение теоретических данных, посвященных особенностям памяти у детей с ЗПР.

2) Экспериментальная диагностика особенностей и уровня сформированности памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; сопоставление полученных данных с особенностями памяти у детей, развивающихся без нарушений.

3) Разработка и апробация коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование различных форм и сторон памяти у дошкольников с ЗПР.

4) Определение эффективности проведенной коррекционной работы.

Гипотеза исследования: Учитывая этиологию и симптоматику задержки психического развития можно предположить, что в дошкольном возрасте у данной категории детей обнаруживается своеобразие и низкий уровень сформированности различных видов памяти. Развитие памяти у дошкольников с ЗПР будет более эффективным при условии:

– применения в учебно-воспитательном процессе специально организованной коррекционно-развивающей работы;

– учета выявленных особенностей памяти у детей с ЗПР;

– применения комплексного подхода, включающего работу с педагогами и родителями;

– совмещения коррекции мнестических функций с развитием внимания, зрительно-пространственных представлений, речи и эмоционально-волевой сферы.