28.08.2010 6975

Особенности зрительной и слухоречевой памяти школьников с общим недоразвитием речи и интеллектуальным недоразвитием - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований детей является продолжение изучения памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности человека и, соответственно, в его обучении. Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет прошлое для будущего. Любая деятельность, которая осваивается ребенком в младшем школьном возрасте: чтение, письмо, математика, занятие физкультурой, спортом, трудовая деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Кроме того, исследование развития памяти учащихся достаточно актуально в связи с нарастанием объема осваиваемой детьми в данном возрасте информации. Отсюда развитие памяти является одним из «ключевых» моментов в развитии школьника, «обслуживает» развитие других познавательных процессов и является значимым показателем успешности обучения в школе.

В исследованиях (Блонский П.П., Выготский Л.С., Зинченко П.И., Истомина З.М., Ипполитов Ф.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) изучены механизмы и особенности разных видов памяти; определены индивидуальные различия в её развитии; показано влияние различных факторов на её совершенствование, указаны методы и приёмы развития данного процесса. Кроме того, в данных исследованиях показано влияние некоторых биологических и социальных факторов на развитие памяти. Её перестройка связана с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего – в познавательных процессах, восприятии, мышлении и речи. В данном аспекте особый интерес представляет проблема её развития у детей с нарушением речи и интеллектуальным недоразвитием, так как память таких детей формируется из неполноценного чувственного познания, нарушения мыслительной деятельности, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их память развивается замедленно и обладает своеобразными чертами.

В связи со сказанным, объектом исследования являются особенности памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: состояние зрительной и слухоречевой памяти школьников с интеллектуальным недоразвитием и ОНР.

Основной целью исследования является изучение специфических нарушений и уровня сформированности зрительной и слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи и интеллектуальной недостаточностью, а также разработка методических рекомендаций по их коррекции.

Задачи исследования:

1) Изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение теоретических данных, посвященных особенностям памяти у детей в норме и при патологии умственного и речевого развития.

2) Экспериментальная диагностика особенностей и уровня сформированности зрительной и слухоречевой памяти младших школьников с общим недоразвитием речи и интеллектуальной недостаточностью; сопоставление полученных данных с особенностями памяти детей, развивающихся без нарушений.

3) Разработка методических рекомендаций к коррекционной работе, направленной на формирование зрительной и слухоречевой памяти у школьников с ОНР и умственной отсталостью.

В ходе работы используются следующие методы исследования: 1) теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы; 2) изучение медико-психолого-педагогической документации детей: данных анамнеза, личных дел, протоколов МППК; 3) эмпирические методы: беседы с психологом, логопедом, учителями; наблюдение за детьми в процессе обследования; анализ продуктов деятельности детей; 4) экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей памяти младших школьников; 5) количественный, качественный и математико-статистический анализ результатов исследования.