20.01.2011 11299

Проблемы изучения алалии, общего недоразвития речи и их коррекции (библиографический список)

 

  1. Арушанова А. Вторая младшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1995. № 9.
  2. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. № 3; 1996. № 5.
  3. Арушанова А. Игра: формирование грамматического строя речи детей // Дошкольное воспитание. 1995. № 7.
  4. Арушанова А. Средняя группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1996. № 7.
  5. Арушанова А. Старшая группа: формирование грамматического строя речи //Дошкольное воспитание. 1997. № 1.
  6. Арушанова А. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследований //Дошкольное воспитание. 1997. № 2.
  7. Баряева Л. Б., Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников с ОНР в процессе обучения рассказыванию по картине // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  8. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972.
  9. Белова-Давид Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972.
  10. Бенилова С. Ю., Резниченко Т. С. Ориентировочно-диагностический курс медико-педагогического воздействия для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 6.
  11. Виноградова М. А. Состояние предикативного словаря дошкольников с экспрессивной (моторной) алалией // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  12. Волкова Г. А., Ярмакович М. А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в условиях дошкольного детского дома // Речевые и нервно-психические нарушений у детей и взрослых. - Л., 1987.
  13. Володина В. С. Употребление наречий детьми с ОНР // Дефектология. 1997. №1.
  14. Воробьева В. К. Зависимость смыслового восприятия от уровня его синтаксической глубины (на уровне моторной алалии) // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  15. Воробьева В. К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей - алаликов // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1967.
  16. Воробьева В. К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1986.
  17. Воронова А. П. К вопросу о профилактике дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. - Л., 1990.
  18. Воронова А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб., 1994.
  19. Гаркуша Ю. Ф. - Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с ОНР // Дефектология. 1994. № 1.
  20. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию (сообщение 1, 2). 1994. № 2,4.
  21. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1985.
  22. Глухов В. Н. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 1987.
  23. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М., 2002.
  24. Горбунова С. Ю. Особенности произвольного запоминания вербального материала у младших школьников с ОНР // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  25. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6.
  26. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1975.
  27. Гришгорн И. 3., Холмянская Д. М., Чистова 3. В. К вопросу диагностики сенсорной алалии (слухонемоты) у детей // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1965.
  28. Гудмонайте Р. О некоторых особенностях внимания у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи // Шестая научная сессия по дефектологии. - М, 1971.
  29. Гуровец Г. В., Маевская С. Н. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 1982.
  30. Гуровец Г. В. Особенности психо-речевых расстройств у детей с моторной алалией, обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия // Расстройства речи и методы их устранения. - М, 1975.
  31. Даниленкова О. Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с не резко выраженным ОНР // Дефектология. 2000. № 6.
  32. Дубова Н. В. Особенности общения детей с ОНР со сверстниками // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  33. Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. 1995. № 4.
  34. Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с ОНР // Дефектология. 1994. № 4.
  35. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики пальцев рук у детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4.
  36. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (ОНР 1-3 уровни). -М., 1985.
  37. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с ТНР / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1961
  38. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М, 1994.
  39. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. - М., 1998 и др. годы.
  40. Завгородняя А. С. К вопросу о характеристике детей-дошкольников с диагнозом моторная алалия // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1967. №3
  41. Иваненко С. Ф. Из опыта логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста, страдающих грубым недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1969.
  42. Ипполитова А. Г. О работе логопеда при сенсорной алалии // Вопросы патологии речи: Труды Укр. НИИ Педагогики. - Харьков, 1959.
  43. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1993 и др. годы (сенсорное и психическое развитие дошкольников).
  44. Каше Г. А. Формирование произношения у детей с ОНР. - М, 1962.
  45. Китаева Н. Н. Работа по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Речевая деятельность в норме и патологии. - СПб., 1999.
  46. Ковшиков В. А. Нарушение актуализации слов у детей с экспрессивной алалией // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. -Л., 1985.
  47. Ковшиков В. А. Некоторые черты механизма экспрессивной алалии // Изучение аномальных школьников. - Л.,1981.
  48. Ковшиков В. А. О понимании устной речи детьми с экспрессивной алалией // Расстройства психических функций у детей и медико-педагогическая коррекция. - Л., 1988.
  49. Ковшиков В. А. Принципы формирования языкового механизма у детей с экспрессивной алалией // Принципы и методы логопедической работы. - Л., 1984.
  50. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. - Л., 1985; СПб., 1995; 2002.
  51. Ковшиков В. А., Элькин Ю. А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. - Л., 1979.
  52. Корнев А. Н. Методологические принципы абилитации детей с тотальным недоразвитием речи и их особенности в работе с детьми раннего возраста // Актуальные проблемы логопедической практики: Метод, материалы научно-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт. - СПб., 2004.
  53. Корнев А. Н. О систематике клинических форм недоразвития речи // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. - СПб., 1994 (сборник научных статей НИИ болезней уха, горла, носа и речи).
  54. Корнев А. Н. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб., 1994.
  55. Корнев А. Н. Тотальные формы недоразвития речи // А. Н. Корнев. Основы логопатологии детского возраста. Гл. 6. - СПб., 2005.
  56. Костина Т. В. Особенности детей алаликов, страдающих сенсорной алалией / Сб. труд. МГПИ: Расстройства речи и голоса в дошкольном возрасте. - М., 1973.
  57. Кривовяз И. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. 1995. № 6.
  58. Кривовяз И. С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1996.
  59. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей - алаликов. - М., 1977.
  60. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1967.
  61. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб., 2001 и др. годы.
  62. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии. - М., 1997.
  63. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М., 1951
  64. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.
  65. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985
  66. Маевская С. И. Основные задачи сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи // Нарушения речи и голоса у детей и подростков. - М., 1975.
  67. Маркова А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Спец. школа. - М, 1961.
  68. Маркова А. К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Совещание-семинар по вопросам обучения в школе для детей с ТНР. - М., 1964.
  69. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с ТНР. - М., 1980.
  70. Маркова А. К. Соотношение между усвоением отдельных звуков и произношением слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Тезисы докладов научной конференции по вопросам дефектологии. - М., 1961.
  71. Мартынова Р. И. К вопросу о психическом развитии детей с моторной алалией // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М., 1973.
  72. Мастюкова Е. М. О состоянии интеллекта у детей с ОНР // Невропатология и психиатрия. 1972. № 9.
  73. Мастюкова Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии //Дефектология. 1981. № 6.
  74. Мациевская Г. В. Дифференциальная диагностика моторной алалии // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1967. № 3.
  75. Мелихова Л. В. Моторная алалия // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1960. №1.
  76. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.-М., 1991.
  77. Муминова Л. Р. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по преодолению речевого недоразвития у детей дошкольного возраста. - Ташкент, 1992.
  78. Никашина Н. А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М., 1965.
  79. Никашина Н. А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи // Тезисы докладов 4 научн. сессии по вопросам дефектологии. - М., 1962.
  80. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). - СПб., 2006.
  81. Орфинская В. К. Об уровнях речевого расстройства при афазии и алалии // Материалы конференции по дефектологии. 17 Герценовские чтения. - Л., 1970.
  82. Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии // Развитие мышления и речи у детей. - Л., 1963.
  83. Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии. - Л., 1960.
  84. Парамонова Л. Г., Лалаева Р. И. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. - Л., 1989.
  85. Пожиленко Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология. 1995. № 3.
  86. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Авторы программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. Авт.-сост. сб. Г. В. Чиркина. - М., 2008.
  87. Рахимова Ж. Т. Проявление общего недоразвития речи у детей шестилетнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения // Дефектология. 1988. № 1.
  88. Рахимова Ж. Т. Формирование предпосылок обучения языку детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис канд. пед. наук. - М, 1988.
  89. Резниченко Т. С. Моделирование программы обучения чтению при коррекции заикания и ОНР // Дефектология. 1998. № 5.
  90. Савчук Е. Я. Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными // Дефектология. 2000. № 4.
  91. Сизова О. Б. Использование сказок как средства развития речи в коррекционной работе по преодолению алалии // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Метод, материалы научно-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. Н. Н. Трауготт. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
  92. Соботович Е. Ф. Психологические механизмы, структура, формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. - М., 1985.
  93. Соботович Е. Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л., 1987.
  94. Соботович Е. Ф. Формирование речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981. (Анализ нарушения грамматического строя речи и методы коррекции).
  95. Соколова Н. В. Обучение детей с ФФНР и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм//Дефектология. 1999. № 1.
  96. Соловьева Л. Г. Возрастная динамика диалогического взаимодействия дошкольников с ОНР // Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  97. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР // Дефектология. 1996. № 1.
  98. Соловьева Л. Г. Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. 1996. № 6.
  99. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.
  100. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. - М., 1957.
  101. Ткаченко Т. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 1990. № 12.
  102. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб., 1994. (Моторная и сенсорная алалия)
  103. Тугова Н. А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями //Дефектология. 1995. № 2.
  104. Туманова Т. В. Особенности формирования словообразовательной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия XXI века: Мат-лы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  105. Туманова Т. В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997.
  106. Усанова О. И. Логопедическая работа по формированию звукопроиз-ношения у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1970.
  107. Усанова О. Н. Усвоение стечения согласных при моторной алалии // Дефектология. 1969. № 4.
  108. Усанова О. Н. Из опыта работы по формированию фонетической системы речи у детей с моторной алалией // Дефектология. 1970. № 2.
  109. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000.
  110. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. - М., 1999.
  111. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. 2 части (ст. и подг. группы). - М., 1992 и др. годы. (Обследование детей, организация и планирование работы по преодолению ОНР).
  112. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 6.
  113. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста - М., 2004.
  114. Филичева Т. В. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999 (4-й уровень речевого развития при ОНР).
  115. Фотекова Т. А. Остаточные явления ОНР у старшеклассников // Проблемы детской речи, 1999: Мат. всеросс. конф. С.-Петербург, 24-26 ноября 1999. - СПб., 1999.
  116. Фотекова Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР // Дефектология. 1994. № 2.
  117. Чиркина Г. В., Громова О. Е. Изучение отклонения речевого развития на раннем этапе усвоения ребенком системы родного языка // Метод, материалы научно-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт. - СПб., 2004.
  118. Шаховская С. Н. К вопросу о формировании грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Вопросы дефектологии. - М., 1964.
  119. Шаховская С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: ученые записки. - М., 1971.
  120. Шаховская С. Н., Худенко Е. Д. Планы занятий логопедов в д/саду для детей с нарушениями речи. - М, 1992. 2 части (Ст. и подг. группы; конспекты занятой).
  121. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогических воздействий для детей с ОНР в подготовительной к школе группе // Дефектология. 1997. № 6.
  122. Шипицина Л. М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с ОНР // Дефектология. 1993. № 4.
  123. Юртайкин В. В. Особенности познавательной деятельности детей с тяжелой речевой патологией // Вопросы психики и учебной деятельности аномальных детей. - Тарту, 1990.
  124. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразо-вательнцх школ. - М., 1997 и др. годы.
  125. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи. - М, 1999.