21.01.2012 9004

Музыкальные предпочтения как фактор конституирования и функционирования музыкальных субкультур в молодежной среде

 

Стоит подчеркнуть, что анализ музыкальных предпочтений советской молодежи в 1980-е годы вызвал к жизни дискуссию в научных кругах о том, правомерно ли употребление такого термина, как «молодежная музыка» и может ли вообще музыка быть возрастной. До настоящего времени единой точки зрения по этому вопросу не сформировано, но представляется все же возможным использовать понятие «молодежная музыка». Молодежную музыку отличает ряд специфических особенностей. Во-первых, она обладает, комплексом свойств, четко очерчивающих сферу ее влияния по биологическим и психическим характеристикам слушателей. Во-вторых, эта музыка представляет достаточно материальных и символических предметов (майки, значки, флаги, диски и так далее), составляющих основу объединения молодежи на почве ее потребления. В-третьих, существуют психосоциальные установки и факторы, обеспечивающие повышенную тягу к ней молодежи. И, наконец, молодежная музыка обладает особыми сплачивающими, организующими аудиторию художественными свойствами. Современную ситуацию в отечественной молодежной музыке можно охарактеризовать следующим образом. Производство музыкальной продукции, и ее потребление слушателями происходит под контролем ряда структур, извлекающих из этого прямую финансовую выгоду. Сфера молодежной музыки представляет наибольший интерес для этих структур, так как молодежь (и это уже отмечалось в данной работе) имеет наибольшую потребность среди всех категорий населения в музыкальных и сопутствующих товарах. Для многих молодых людей музыка становится неотъемлемой частью их жизни. Рынок производства и сбыта музыкальной продукции контролирует ряд крупных корпораций (Moroz-Records, Fill-Records, Студия Союз и другие). Частные продюссеры или продюссерские центры занимаются теми или иными исполнителями, их «продвижением» на музыкальном рынке. В данной ситуации играют значительную роль и СМИ (телевидение, радио и печать), осуществляющие мероприятия прямой и косвенной рекламы конкретных исполнителей, работая в тесном контакте с вышеуказанными структурами. Между тем было бы неправомерно утверждать, что слушательская аудитория в этой ситуации не играет важной роли. Первостепенная задача структур шоу-бизнеса - учет и анализ имеющихся музыкальных потребностей молодежной аудитории и выстраивание стратегии и тактики мероприятий по удовлетворению этих потребностей. Механизмы и способы зондажа потребностей целевой аудитории, как правило, не разглашаются структурами шоу-бизнеса. Однако совершенно очевидно, что изучение музыкальных субкультур на предмет возможного восприятия тех или иных исполнителей и музыкальных направлений ведется. В этом процессе принимают участие и ряд крупных социологических и маркетинговых исследовательских компаний, выявляя характер и структуру музыкальных предпочтений различных групп населения.

В связи с вышеизложенным необходимо подчеркнуть, что хит-парады, рейтинги исполнителей и другие всевозможные опросы слушательской аудитории, безусловно, тесным образом связаны с мероприятиями шоу-бизнеса, и испытывают определенное влияние со стороны шоу-бизнеса. Однако было бы неправомерным считать опросы инспирированными самим шоу-бизнесом путем манипуляции сознанием молодежи. Процессы музыкальной коммуникации носят двусторонний характер (от исполнителя к слушателям и от слушателей к исполнителю), и было бы ошибкой считать, что только шоу-бизнес предопределяет структуру и характер музыкальных предпочтений молодежи. Хотя и очевидно, что шоу-бизнес оказывает на них определенное влияние.

При этом проводившиеся социологические исследования музыкальных вкусов и предпочтений молодежи позволили выявить определенные закономерности восприятия аудиторией тех или иных музыкальных направлений. Родоначальником подобных исследований выступил еще Т. Адорно, немецкий социолог музыки, который считал, что существует по крайне мере 7 типов отношения людей к музыке, а соответственно и 7 типов публики, начиная с «экспертов» (людей, адекватно, то есть структурно, воспринимающих музыку) и кончая группой немузыкальных либо антимузыкальных слушателей, вообще равнодушных к музыке. Исследования Адорно продолжили советские социологи музыки. В частности, М. Илле выделял 4 группы молодежи по степени приобщенности к музыке, причем критериями оценки выступали посещение концертов, восприятие музыки в электронных СМИ, наличие домашней фонотеки и так далее. Согласно этим критериям, молодежная музыкальная аудитория дифференцировалась на «активно приобщенных», «приобщенных», «не приобщенных, но высказывающих положительное отношение к подобной музыке», «активно не приобщенных». Исследования молодежной музыкальной аудитории были также осуществлены С. Катаевым, Н. Мейнертом и другими. В результате были получены эмпирические данные, свидетельствующие об определенных закономерностях восприятия музыкальных произведений в зависимости от полового, национального, регионального, образовательного и ряда других признаков.

Проведенные эмпирические исследования со всей очевидностью продемонстрировали, что слушательская аудитория серьезно дифференцирована по множеству оснований. Но в то же время, в рамках различных направлений молодежной музыки, типы музыкальных сообщений могут также серьезно отличаться по различным основаниям. Речь может идти о том, что существует некоторые факторы, влияющие на социокультурную дифференциацию молодежной музыкальной аудитории. Различные, нередко диаметрально противоположные, музыкальные направления, обладают определенным своеобразным музыкальным содержанием. Это, в свою очередь, порождает различные типы восприятий музыкальных сообщений в молодежной среде, как внутри музыкальных субкультур отдельных исполнителей и направлений, так и в музыкальной молодежной культуре вообще.

Рассмотрим подробнее выдвинутый тезис. Специфика музыкального воздействия определяется множеством факторов и происходит в разных формах, основными из которых являются: концертная деятельность исполнителя, участие в теле- и радиопередачах (как правило, с исполнением песен), участие в съемках художественных фильмов и телесериалов, выпуск студийных альбомов с записями, участие в политической (общественной) жизни, придание «прозрачности» частной жизни «звезд» (мероприятия «светской хроники»). Посредством этих мероприятий формируется имидж конкретного исполнителя, который также оказывает серьезное влияние на процесс музыкального воздействия. Под музыкальным имиджем мы будем понимать представление о музыканте или ансамбле, складывающиеся в сознании публики. Основные компоненты музыкального имиджа: репертуар, стиль исполнения, возраст, пол, национальность, поведение на сцене, физические данные, одежда, общественная репутация. Осуществляемые действия также позволяют музыкантам «транслировать» на свою целевую аудиторию присущие им стиль и образ жизни, ценностные ориентации, мировоззрение и мироощущение. Это осуществляется как путем исполнения песен определенного содержания, так и внемузыкальной деятельностью исполнителя (интервью, общественные акции, игра в кино, совершение «знаковых» поступков). Например, для «агрессивных» рок-музыкантов удачными действиями являются участие в стычках, драках с сотрудниками силовых структур, нахождение в кругу рокеров, байкеров, порча музыкальных инструментов на сцене и так далее. Однажды один из известных советских панк-музыкантов ухитрился испражниться у дверей «ненастоящего», с его точки зрения, рок-музыканта Б. Гребенщикова, и сделать надпись: «Боб, ты предатель!»

Для поп-музыкантов выигрышным ходом является предание особого внимания своей личной жизни, демонстрация любовных чувств публике или рассказы о прошлой несчастливой (счастливой) любви, посещение светских мероприятий, элитарных клубов. Многие биографии поп-звезд, по изложенным выше причинам, похожи друг на друга как две капли воды. Они опираются на известные мифологические конструкции, когда герой (как правило, не отличающийся изначально высоким социальным статусом) благодаря своему таланту и упорному труду (и, конечно, любви) добивается успеха в жизни.

Серьезным фактором социокультурной дифференциации молодежной аудитории, исходя из вышеизложенного, выступает музыкальная коммуникация. Рассмотрим коммуникативные потоки, идущие от исполнителя песен к его целевой аудитории. Принято выделять 4 основных элемента культурной коммуникации: 1) создатель культурной ценности; 2) созданное им произведение; 3) продюсер, обеспечивающий материальные возможности исполнения, копирования, тиражирования, распространения тех или иных культурных ценностей; 4) публика (аудитория), воспринимающая произведение культуры. Применительно к песенному творчеству можно предположить следующую схему музыкальной коммуникации: создатель (исполнитель) музыкального сообщения - созданное (исполненное) им произведение - мероприятия, средства шоу-бизнеса - публика (аудитория).

Несмотря на универсальный характер предложенной схемы, очевидно, что музыкальные направления (в рамках которых выделяется множество исполнителей) транслируют на аудиторию разнообразные музыкальные сообщения. В. свою очередь эти сообщения обладают различной воздействующей силой, что подчеркивалось при характеристике этих направлений. Также очевидно, что продюсеры, осуществляющие мероприятия шоу-бизнеса, обладают различными возможностями ретранслирования на аудиторию в силу самых разных обстоятельств (финансовое положение, статус, имидж исполнителя, особенности предполагаемой целевой аудитории). Кроме того, как уже отмечалось, сама аудитория (публика) музыкальных сообщений также серьезно дифференцирована. И здесь речь идет не только о дифференциации по музыкальным предпочтениям (те или иные направления музыки), но и о дифференциации внутри сложившихся музыкальных субкультур (по индивидуальным возможностям восприятия музыки, по месту музыки в жизни индивида).

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в результате процесса музыкальной коммуникации от исполнителя (автора) к его публике (аудитории) происходит социокультурная дифференциация молодежи по множеству оснований. Итогом этого процесса является не только разделение молодежи по музыкальным вкусам и предпочтениям, но и внутренняя дифференцированность музыкальных субкультур, о чем речь пойдет далее в работе.

Целесообразно проанализировать также модель музыкальной коммуникации, отражающую движение сообщений от публики (аудитории) к создателю (исполнителю). Данная модель способствует и объяснению процессов социокультурной дифференциации. По нашему мнению, она выглядит следующим образом: аудитория (публика) - ее музыкальные потребности, запросы, пожелания - зондаж информации шоу-бизнесом -создатель (исполнитель) музыкального сообщения. Очевидно, что качественные характеристики аудитории того или иного исполнителя (или целого направления) в значительной степени дифференцированы. Единственно, в чем не вызывает сомнений схожесть характеристик - это принадлежность к российской молодежной субкультуре. В остальном же музыкальные аудитории (и их потребности, запросы) в серьезной степени различаются.

Как уже отмечалось ранее, эмпирические исследования позволили выявить основные критерии различия потребителей музыкальной продукции. Прежде всего, это пол, национальность, уровень образования, регион проживания, род деятельности, возраст (который в рамках молодежного слоя имеет собственное деление: подростки, юноши, предвзрослый и так далее). Речь идет также и о влиянии на музыкальные потребности таких факторов как особенности социализации и инкультурации молодого поколения, предопределяющих дальнейшее избирательное отношение к тем или иным музыкальным произведениям.

Для осуществления классификации основных направлений молодежной музыки в России нами был проведен анализ хит-парадов, рейтингов популярности и тому подобного, опубликованных и озвученных в печатных или электронных СМИ. В результате проведенной работы были отобраны наиболее распространенные в молодежной среде музыкальные направления. Однако, приступая к классификации основных направлений молодежной музыки в России, нужно отметить, что среди исследователей имеются значительные разногласия в трактовке основополагающих терминов «рок» и «поп», и в силу этого - несовпадение мнений о принадлежности исполнителей к тем или иным направлениям.

Относительно термина «поп-музыка» следует сказать, что существует по крайней мере 3 основных его трактовки. Либо это все низкокачественное, «халтурное» в музыке, либо этим термином определяют всех исполнителей, которые работают с трезвым расчетом на коммерческую отдачу, а может быть, это легкая, не проблемная музыка. Чаще всего исследователи используют термин «поп» не для характеристики музыкального направления, а для того, чтобы подчеркнуть особую специфику этой музыки: тиражирование через средства массовой коммуникации, коммерческий характер, стандартизированность музыкально-поэтического языка; акцент не столько на произведение, сколько на его подачу, развлекательность, легкость восприятия. Однако представляется все же возможным разграничить рок- и поп-музыку. На наш взгляд, можно выделить ряд критериев, позволяющих разграничить эти направления. В частности, для рок-музыки характерно:

Отсутствие ориентации на легкость, развлекательность как музыкального содержания, так и текстов.

- Акцент в творческой деятельности на освещении проблем отдельных групп или общества в целом.

- Экспрессивное, насыщенное звучание музыкальных инструментов. При этом особая роль, как правило, отводится лидер-гитаре, вокруг которой строятся музыкальные аранжировки. Использование специальной техники для искажения звуков (как голоса исполнителя, так и музыкальных инструментов).

- Самоощущение и отнесение себя исполнителями и их аудиторией к особой группе. Здесь имеется в виду особое мироощущение и мировоззрение рок-субкультурных образований. Кроме того, определенный комплекс ценностно-нормативных установок, определяющих поведение на сцене и в жизни. Например, табу на использование фонограммы, которое выглядит как «индикатор» дифференциации на «своих» и «чужих» для рок-музыкальных образований:

Он разевает свой рот как карась на песке, Он на сцене, а в глазах по гробовой доске, А в глазах по тоске, по «куску», короче, в них. Извивается и скачет всенародный жених.

(«Фонограмщик», группа «ДДТ»). Представляется возможным выделить следующие направления в российской молодежной музыке, которые соответствуют критерию «наличие текстов на русском языке наряду с музыкальными аранжировками»: 1. Эпатажно-экспрессивный рок.

Панк-рок и «тяжелый металл». В данном случае 2 различных музыкальных направления связаны воедино, исходя из специфики конституирования и функционирования их музыкальных субкультур, обладающих достаточно сходными характеристиками. Это направление представлено такими исполнителями как «Коррозия металла», «Ария», «Черный обелиск», «Сектор газа», «Король и шут» и другие. Для этого эпатажно-экспрессивного направления рок-музыки характерно: а) наличие резких, жестких текстов, нередко содержащих нецензурную брань; б) агрессивная манера поведения на сцене и вне ее, грубый вокал; в) внешняя эффектность, упор на атрибутику, символы, визуальное оформление творчества; г) отрицание доминирующей (репрезентативной) культуры и выдвижение собственной культуры (контркультуры). Для представителей музыкальных субкультур этого направления характерно отрицание сложивщейся системы ценностей в обществе, норм, образцов, знаний и значений, характерных для репрезентативной культуры. Члены таких объединений часто отличаются агрессивным настроем по отношению ко всем «чужакам», не принадлежащим к их объединению.

Русский эпатажный рок. Наиболее яркий представитель - группа «Ленинград». Для этого направления характерно использование музыкальных и поэтических средств для создания образов, вызывающих отторжение, неприятие у представителей доминирующей культуры. В первую очередь это достигается частым использованием нецензурной брани в текстах, а также вызывающим вокалом и поднятием определенных знаковых тем. В отличие от панк-рока и тяжелого металла, это направление не отличается агрессией по отношению к чужакам. Его отличительными чертами также являются: а) специфический субкультурный юмор; б) ярко выраженная гендерная направленность текстов (мужское превосходство и независимость); в) особый эклектичный язык, сочетающий в себе разговорные варианты языков ряда девиантных субкультурных групп. Для представителей этих субкультурных групп также характерно отрицание сложившейся системы ценностей, норм, образцов доминирующей культуры, и построение собственной альтернативной, культуры. Поэтому, как и в случае с панк-роком и тяжелым металлом, здесь уместнее говорить не о музыкальных субкультурах, а о музыкальных контркультурах.

Русский социальный рок. Это направление имеет очень широкое содержание и представлено самыми разнообразными исполнителями, среди которых наиболее известными являются группы «ДДТ», «Чайф», «Алиса», «Найк Борзов», «Земфира», «Крематорий», «Чичерина». Основное отличие этого направления от других - поднятие и осмысление актуальных проблем современной жизни, окружающей действительности. Именно это, прежде всего, привлекает поклонников социального рока, тех, кто размышляет о проблемах сегодняшнего дня, кого беспокоит и волнует будущее. Также характерной чертой данного направления является то, что в текстах песен нередко поднимается философская проблематика, а сами песни несут в себе чаще эмоции грусти и печали, чем веселья. Основной акцент в песенном творчестве этих исполнителей - глубокомысленные и серьезные тексты песен, музыкальное же содержание является вторичным и направлено на оптимизацию подачи текстов. 3. Русский рок-н-ролл («либеральный рок»). Также очень широкое направление, объединяющее разнообразных исполнителей («Би-2», «Сплин», «Смысловые галлюцинации», «Танцы Минус», «Моральный Кодекс»). Характерные черты и признаки этого направления: а) гораздо меньше внимания в творчестве уделяется социальной проблематике, чем, например, в социальном роке; б) музыкальные аранжировки, по форме соответствующие рок-музыке, превалируют над текстами песен, которые часто оказываются примитивными. Вот пример такого «творчества» группы «Танцы Минус»:

И за твои ресницы хлопать, И за твои ладони брать. За стеклами квадратных окон, За твои куклы умирать... Кроме того, нужно отметить акцент в творчестве этих исполнителей на любовной лирике (гораздо больший, чем в других направлениях музыки). Причем основной темой, как правило, оказывается неразделенная, несчастная любовь. Это также свидетельствует о достаточной близости этого направления к поп-музыке. Касаясь музыкальных аранжировок, необходимо отметить, что они нередко являются более умеренными, мягкими, чем в других направлениях рок-музыки.

Советский рок. Казалось бы, какое отношение имеет давно прекратившее свое существование музыкальное направление к российским молодежным субкультурам? Однако достаточно взглянуть на стены и заборы российских городов, чтобы убедиться в том, что отношение имеется самое прямое. Речь идет, прежде всего, о субкультурных объединениях поклонников советской группы «Кино» и ее солиста В. Цоя. Несмотря на то, что группа распалась еще в 1990 году, ее популярность до сих пор достаточно высока. Записи композиций группы звучат по радио, аудиозаписи группы приобретаются новыми поклонниками, активно покупаются майки, сумки, фотографии и другая атрибутика субкультурной группы. Кроме творчества группы «Кино», в это направление можно включить еще ряд исполнителей советского периода: «Зоопарк», А. Башлачева и других. Учитывая сложившуюся ситуацию, представляется возможым включить данное музыкальное направление в нашу классификацию. Общая специфика субкультурных групп поклонников и социального рока, и рок-н-ролла, и советского рока заключается в том, что их объединения образуются вокруг молодежной музыки, отражающей их образ и стиль жизни, их мировоззрение, ценностные ориентации и так далее. Для представителей этих субкультурных групп характерно отрицание в той или иной мере доминирующей культуры. Однако в данном случае, в отличие от эпатажно-экспрессивного рока, мы имеем дело со своего рода «культурной оппозицией», но оппозицией локальной, касающейся отдельных составляющих элементов доминирующей культуры. Поэтому здесь речь может идти о музыкальных субкультурах.

Авторская песня. Основной критерий принадлежности к этому направлению: один и тот же человек является автором стихов, автором музыки, сам поет и сам себе аккомпанирует. Это дает значительный эффект: слияние 4-х творческих лиц в одном дает возможность автору наиболее полно выразить в стихах, музыке, в интонациях исполнения и аккомпанемента все то, что он хотел передать своим слушателям. К этому направлению относятся самые разнообразные исполнители, работающие в различных песенных жанрах. Наиболее известные -А. Розенбаум, А. Градский, Ю. Лоза, Е. Клячкин, С. Никитин и другие. Как и рок-музыкальные субкультуры, объединения, сформированные в рамках авторской песни, отличает достаточно высокая сплоченность и групповая самоидентификация поклонников. Кроме этого, спецификой данного направления является: а) особое мироощущение и мировоззрение членов субкультурных групп, отождествление себя с определенным образом и стилем жизни, в котором самодеятельное творчество играет главную роль; б) поднятие в творчестве социальных проблем молодого поколения; в) достаточно высокий уровень музыкальной подготовки членов субкультурных объединений, многие из которых неплохо играют на музыкальных инструментах (чаще всего на гитаре) и поют.

«Блатная» песня, а также часть «русского шансона». Направление в молодежной музыке, основной характеристикой которого является использование авторами текстов тем и сюжетов, а также лексики, непосредственно касающихся криминальной культуры. Наиболее известные исполнители, работающие в этом направлении: М.Круг, М.Шуфутинский, А.Новиков, И.Кучин и другие. Специфика молодежных субкультур данного направления заключается в том, что лейтмотивом песенного творчества является выражение стойкого неприятия «чужаков», не принадлежащих к криминальной субкультуре. Причем стоит подчеркнуть, что сами авторы и исполнители данного музыкального направления как раз, напротив, отличаются достаточно толерантным отношением к сотрудникам МВД (и власти вообще). Вряд ли о них можно сказать, что они живут, соблюдая воровские законы и понятия, о которых сами же и поют. В данном случае речь идет о музыкальных контркультурах, тесно связанных с мировоззрением и мироощущением криминала.

Российская эстрадная песня (поп-музыка в общепринятом смысле). Часто данное музыкальное направление выступает своего рода антиподом рок-музыки, авторской песни и других «проблемных» направлений. Специфика данного направления: а) нечастое обращение к социальным проблемам в творчестве; б) особое внимание уделяется любовной лирике, вследствие чего она становится лейтмотивом творчества у большинства исполнителей; в) достаточно «мягкое» звучание инструментов в сравнении с рок-музыкой, отсутствие музыкальной экспрессии и «напора»; г) концерты проходят в спокойной, «театральной» атмосфере, сдержанное поведение аудитории на концертах и после них; д) достаточно ярко выраженная тендерная (женская) и «элитарная» направленность песенного творчества. Направление представлено такими исполнителями как А. Пугачева, Ф. Киркоров, Алсу, В. Меладзе, В. Леонтьев, Л. Долина и другими.

Конъюктурная поп-музыка (русская «попса»). В рамках данной работы она выделяется как особое, специфическое течение в российской эстраде. Конъюктурная поп-музыка вобрала в себя все отрицательные моменты поп-музыки вообще, вследствие чего подвергается серьезной критике и поп-музыка как таковая. Эта ситуация аналогична той, что сложилась вокруг панк-рока и тяжелого металла в рок-музыке, когда негативное содержание этих направлений зачастую отождествлялось с рок-музыкой как таковой. Специфика данного направления: а) крайне примитивные, с поэтической точки зрения, тексты, касающиеся, как правило, любовной тематики; б) однообразные, простые музыкальные аранжировки, в которых главная роль отводится синтезатору(музыкальному компьютеру); в) первостепенное внимание не собственно песенному творчеству, а сценической подаче музыкального материала (движение на сцене, оформление концерта, свет и так далее), а также внеконцертной деятельности «раскручиваемых» звезд, служащей созданию соответствующего имиджа исполнителей; г) недолгая творческая деятельность тех или иных исполнителей, на смену которым приходят все новые и новые «кумиры». Ярким примером, иллюстрирующим все вышесказанное, является проект «Фабрика Звезд» на телеканале ОРТ, который получил огромные финансовые вливания и лучшее время на центральном телеканале. Результаты не заставили себя долго ждать, и творческую деятельность начали выпускники «Фабрики», демонстрируя поклонникам силу своего поэтического таланта:

Я шоколадный заяц Я ласковый мерзавец Я сладкий на все сто... Наиболее известные представители этого направления: «Руки вверх», «Hi-Fi», «Блестящие», «Иванушки Интернейшнл». В пору зарождения этого направления в поп-музыке (1980-е годы в СССР), З. Сикевич отмечала: «Это направление породило совершенно особую, свою публику - разношерстную; падкую на зрелища, легко возбудимую, склонную к аффектации, идоломании, не обладающую в большинстве своем способностью отличать талантливое от бездарного, искусство от конъюктуры». Основу музыкальных субкультур этого направления составляет молодежь младшей возрастной группы (14-18 лет). Их привлекает яркость, «карнавальность», внешняя эффектность этого направления. Кроме того, эти молодые люди не имеют достаточного слушательского опыта, в силу чего им трудно сравнивать и анализировать различные музыкальные направления.

Очевидно, что рассмотренные музыкальные направления обладают различными, подчас диаметрально противоположными качественными характеристиками. В этой ситуации кроются основные объяснительные факторы конституирования и функционирования музыкальных субкультур. Дифференцирующие факторы молодежной аудитории проявляются в существовании различных музыкальных направлений, рассмотренных в данной работе. Как показал проведенный анализ, слушательская аудитория дифференцируется на множество музыкальных субкультур, возникающих как вокруг одного исполнителя, так и в связи с определенным музыкальным направлением. Однако общность музыкальных вкусов, предпочтений предопределяет и процессы интеграции, объединения слушателей.

Следовательно, процессы социокультурной дифференциации и интеграции, предопределяющие конституирование и функционирование музыкальных субкультур в молодежной среде, тесно связаны со спецификой музыкальных коммуникативных процессов. Для иллюстрации этих процессов представляется необходимым обратиться к их схематическому представлению.

Схема №1 (трансляция коммуникативных потоков на музыкальную аудиторию).

Создатель (исполнитель) музыкального сообщения - Потенциальная или реальная селективность (в дальнейшем ПРС) - Созданное (исполненное) произведение в соответствии с выбранным направлением музыки - ПРС - Мероприятия, средства шоу-бизнеса в соответствии с выбранной стратегией и тактикой трансляции произведения на аудиторию - ПРС - Восприятие / отклонение в той или иной степени транслируемого сообщения.

Схема №2 (движение коммуникативных потоков от аудитории к исполнителю).

Аудитория (публика) - ПРС - Музыкальные запросы, потребности в соответствии с выбранными критериями - ПРС - Зондаж информации шоу-бизнесом в соответствии с избранным направлением ориентации на ту или иную целевую аудиторию - ПРС - Принятие (непринятие) пожеланий целевой аудитории или поиск компромиссного варианта исполнителем (создателем) музыкального сообщения.

Каждое из звеньев коммуникативной цепи в схеме №1 и схеме №2 потенциально содержит в себе огромные селективные возможности, которые могут быть реализованы (или не реализованы) в процессе социокультурной дифференциации и интеграции. Множественность оснований социокультурной дифференциации и музыкальной аудитории интеграции (в зависимости от вариантов коммуникации) предполагает не только достаточно большое количество музыкальных субкультур, но и достаточно серьезные различия индивидов внутри музыкальных субкультур.

Таким образом:

Современная ситуация в отечественной молодежной музыке характеризуется тем, что производство музыкальной продукции, и ее потребление слушателями происходит под контролем ряда структур, извлекающих из этого прямую финансовую выгоду. Сфера молодежной музыки представляет наибольший интерес для этих структур, так как молодежь имеет наибольшую потребность среди всех категорий населения в музыкальных и сопутствующих товарах, а для многих молодых людей музыка становится неотъемлемой частью жизни.

Представляется возможным выделить следующие 8 основных направлений в российской молодежной музыке, которые соответствуют критерию «наличие текстов на русском языке наряду с музыкальными аранжировками»: 1) эпатажно-экспрессивный рок; 2) русский социальный рок; 3) русский рок-н-ролл; 4) советский рок; 5) авторская песня; 6) «блатная» песня, русский шансон; 7) российская эстрадная песня; 8) конъюктурная поп-музыка.

Рассмотренные музыкальные направления обладают различными, подчас диаметрально противоположными качественными характеристиками.

В этой связи молодежная слушательская аудитория дифференцируется на множество музыкальных субкультур, возникающих как вокруг одного исполнителя, так и в связи с определенным музыкальным направлением.

Основными факторами, влияющими на социокультурную дифференциацию молодежной музыкальной аудитории, являются различные, нередко диаметрально противоположные, музыкальные направления, которые обладают определенным музыкальным содержанием и порождают различные типы восприятий музыкальных сообщений в молодежной среде, как внутри музыкальных субкультур отдельных исполнителей и направлений, так и в музыкальной молодежной культуре вообще.

Процессы социокультурной дифференциации и интеграции, предопределяющие конституирование и функционирование музыкальных субкультур в молодежной среде, тесно связаны со спецификой музыкальных коммуникативных процессов.

Каждое из звеньев музыкальной коммуникативной цепи (схемы №1 и №2) потенциально содержит в себе огромные селективные возможности, которые могут быть реализованы (или не реализованы) в процессе социокультурной дифференциации и интеграции. Множественность оснований социокультурной дифференциации и интеграции музыкальной аудитории (в зависимости от вариантов коммуникации) предполагает не только достаточно большое количество музыкальных субкультур, но и достаточно серьезные различия индивидов внутри музыкальных субкультур.

 

АВТОР: Куликов Е.М.