21.01.2012 5015

Дифференциация и интеграция молодежи по основным музыкальным субкультурам

 

Представляется необходимым изучить ситуацию внутри музыкальных субкультур, выявить примерную структуру этих социокультурных образований, а также исследовать взаимодействие между «близкими» по музыкальному содержанию субкультурами. Кроме того, представляют интерес механизмы формирования музыкальных предпочтений в молодежной среде, их влияние на членов музыкальных субкультурных объединений.

Для более подробного изучения данного вопроса было осуществлено социологическое исследование молодежных музыкальных субкультурных объединений. Методы исследования - глубинные интервью с представителями целевой аудитории. Было проведено 160 глубинных интервью в 8 городах Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара. Респонденты - мужчины и женщины в возрасте 16-30 лет, признающие факт своего увлечения музыкой, имеющие дома коллекции записей любимых исполнителей, не реже 1 раза в год посещающие музыкальные концерты; экспертный опрос - интервью со специалистами комитета по делам молодежи Краснодарского края, ведущими программ молодежных радиостанций, ди-джеями музыкальных клубов, авторами-исполнителями музыкальных произведений. Также был проведен контент-анализ текстов 120 песен из 8 основных направлений молодежной музыки.

Особенностью данной статьи является ее прикладной характер, где содержатся выводы, полученные автором после анализа первичной социологической информации. Комплексное применение количественных и качественных методов социологического исследования позволило провести сопоставительный анализ полученных данных и выявить основные тенденции и закономерности дифференциации и интеграции в музыкальной молодежной среде. Результаты и выводы являются более узкими. Однако они необходимы для глубинного понимания сути процессов, происходящих в молодежной среде, внутри музыкальных молодежных субкультур. Таким образом, можно выделить следующие тематические блоки, получившие освещение в ходе прикладного этапа исследования:

Влияние музыкальных предпочтений на молодежную аудиторию. Экспертам, принимавшим участие в исследовании, был задан вопрос о том, каким образом музыкальные предпочтения молодежи влияют на ее поведение, реакции, мысли, чувства и так далее. В результате были получены данные, позволяющие констатировать влияние музыкальных предпочтений на деятельность молодых людей. По мнению экспертов, музыка способна вызывать у слушателей определенное эмоциональное состояние, мысли, представления, психологические установки и действия. Воздействие музыки происходит на двух уровнях: физическом и психологическом, причем различные ее направления могут воздействовать разнообразно. В частности, экспертами отмечалось негативное воздействие на физическом и психическом уровне «агрессивных» направлений рок-музыки (панк-рока, тяжелого металла).

Экспертами также было подчеркнуто, что воздействие музыки опосредовано личностными особенностями воспринимающего и социально-психологическими особенностями той музыкальной субкультуры, в которой он состоит. В то же время, в понимании и принятии творчества того или иного музыканта большую роль играет сходный социальный, жизненный опыт воспринимающего и автора, отраженный в том или ином произведении.

Также было отмечено, что громкая ритмическая музыка (характерная для молодежных дискотек, ночных клубов) вызывает резонанс клеточных структур организма. Возникает «звуковое опьянение», по субъективному ощущению экспертов аналогичное приему наркотика или алкоголя. При постоянном слушании этой музыки развивается наркотический эффект, появляются аномалии в характере. Также, при высокой громкости в сопровождении мощного давления сверхнизких частот музыка воздействует на кожные покровы, аналогично массажу, что побуждает к возникновению определенных гормонов, которые побуждают к агрессивному поведению.

По мнению экспертов, наиболее мощное влияние на молодежную аудиторию оказывает рок-музыка, а наименее - авторская песня и поп-музыка. В силу этого наблюдается различная специфика субкультур этих направлений (они непохожи, подчас диаметрально противоположны).

Критерии принадлежности к музыкальному субкультурному объединению.

Нас также интересовали критерии, которые могли бы свидетельствовать о том, что молодой человек принадлежит к музыкальному субкультурному объединению (может считаться поклонником, фанатом творчества). В ходе исследования были получены такие данные:

- Посещение концертов. По мнению опрошенной молодежи - это важный признак принадлежности к музыкальной субкультуре. Как полагает большинство молодых людей, «дистанционное» поклонение исполнителю, без посещения его концерта, не может свидетельствовать об истинном увлечении. Полученные данные были подтверждены результатами экспертного опроса. Как полагают эксперты, именно концертная коммуникация может считаться наиболее эффективной в плане привлечения «новичков» в музыкальные субкультурные объединения, а также поднятия эмоционального настроя действующих членов музыкальных субкультур.

- Прослушивание определенных радиостанций и радиопрограмм. Значительная часть молодежи отметила в качестве «места сбора» своего субкультурного объединения определенные «знаковые» радиостанции. Как полагают поклонники музыки, аудитория любимой радиостанции отличается тем, что предпочитает те же песни, что и они сами. В силу этого ощущается некая эмоциональная близость молодых людей, даже без непосредственного контакта друг с другом. Например, поклонники поп-музыки отмечали «Русское радио», любители рок-музыки - «Наше Радио» и так далее. По мнению экспертов, руководство радиостанций стремится к изучению социально-демографического и социокультурного профиля аудитории своих радиостанций в целях оптимизации коммуникативных процессов. Просмотр музыкальных телепередач. Например, многие молодые люди отметили телевизионный канал «MTV» в качестве своего рода опосредованного «места встреч» поклонников. Причем, такие мнения были высказаны представителями диаметрально противоположных музыкальных направлений рок-музыки, поп-музыки. Относительно поклонников рок-музыки, стоит подчеркнуть, что большинство из них до настоящего времени испытывает ностальгические чувства по прекратившей свое существование передаче «Программа А» на телеканале РТР. В их представлениях эта передача была чем-то вроде «манифеста», «символа» рок-культуры в России. По мнению экспертов, в настоящее время на российских телеканалах наблюдается существенный дисбаланс в трансляции музыкальных композиций. Ведущие телеканалы страны отдают большую часть музыкального эфира поп-музыке, причем далеко не лучшего качества.

- Чтение специфической музыкальной литературы, обладание музыкальной символикой, наличие воспроизводящей, записывающей аудио и видео техники. По мнению молодых людей, эти признаки являются универсальными и характеризуют всех поклонников музыки. Однако серьезная дифференциация наблюдается по количеству и стоимости предметов: чем более «серьезным» является поклонник музыки, тем обширнее, дороже и качественней его коллекция «знаковых предметов». Как полагают эксперты, данный критерий - это свидетельство «внешней» идентификации членов музыкальных субкультурных объединений, своего рода «пропуск», «визитная карточка», без чего просто невозможно находиться в этой среде. Однако глубинные пласты сознания молодежи он, как правило, не затрагивает.

- Посещение дружеских вечеринок, компаний. В этом случае молодые респонденты в качестве типичного поведения отмечают групповое прослушивание музыки, обсуждение музыкальных новостей, собственное исполнение песен (как правило под гитару или с использованием техники «караоке»). Эксперты отмечают, что такое поведение наименее характерно для поклонников поп-музыки, а наиболее характерно для поклонников авторской песни и рок-музыки.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в представлениях респондентов сформировалась группа признаков, свидетельствующая о принадлежности к музыкальному субкультурному объединению. Очевидно, что значительную роль в процессе приобщения к музыкальной культуре играют электронные и печатные СМИ, выполняя в данном случае интегрирующую функцию в молодежной среде. Также необходимо подчеркнуть особую роль горизонтальной межличностной коммуникации, происходящей в среде индивидов, входящих в то или иное субкультурное музыкальное объединение.

Относительно наиболее и наименее важных критериев принадлежности к музыкальному субкультурному объединению ситуация выглядит следующим образом. Наиболее распространенными и знаковыми являются посещение концертов и времяпрепровождение в дружеских компаниях поклонников музыки. Именно эти критерии превалируют в оценках поклонников музыки и экспертов. Остальные упомянутые критерии являются менее важными.

Взаимоотношения членов музыкальных субкультур и музыкантов-исполнителей.

Участникам опроса поклонников музыки было предложено охарактеризовать свои взаимоотношения с музыкантами-исполнителями, творчеством которых они увлекаются.

Исследование позволило выявить существенную дифференцированность молодежи по их уровню включенности в процесс взаимоотношения с музыкантами-исполнителями. Для большинства членов музыкальных субкультур общение с музыкантами опосредовано различными каналами массовой коммуникации. Лишь в редких случаях они могут наблюдать исполнителей во время посещения концерта. Однако для части членов музыкальных субкультур характерно более интенсивное взаимодействие с музыкантами. Именно поэтому необходимо разграничить две группы молодых людей, являющихся поклонниками музыки: «фанатов» и поклонников.

Таким образом, можно утверждать, что поклонники музыки полагают: для «фанатов» (ядра субкультуры) характерен более высокий уровень включенности в музыкальный коммуникативный процесс, чем для простых поклонников. Это подтверждают ряд отмеченных признаков. Индивиды, входящие в состав ядра субкультуры, являются своего рода

«коммуникативными ретрансляторами», посредниками в процессе музыкальной коммуникации от исполнителя к слушателям и от слушателей к исполнителям.

Опрос экспертов показал, что термин «фанат» музыки наилучшим образом отражает специфику поведения, образа жизни поклонников музыки. Такие молодые люди сопровождают исполнителей во время гастролей по стране, так как не удовлетворяются посещением лишь одного концерта в своем родном городе. Часто они «гастролируют» вместе со своими кумирами по стране, а потом активно делятся впечатлениями и «документальными подтверждениями» своей деятельности (показывают фотографии, демонстрируют видеосъемку).

Взаимоотношения «ядра» (фанатов) и поклонников в музыкальном субкультурном объединении.

Респонденты также оценивали свои взаимоотношения и взаимодействия в рамках музыкальных субкультур. Мнения распределились следующим образом:

Как свидетельствуют приведенные данные, в рамках музыкальной субкультуры, как правило, имеется несколько различных типов восприятия молодыми людьми друг друга. В музыкальном молодежном объединении имеются группы, не склонные идти на контакт друг с другом, отличающиеся отрицательным отношением друг к другу. Поэтому можно говорить о довольно низком уровне сплоченности внутри музыкальных субкультур. В этой связи нужно отметить, что как раз музыкальные фанаты («ядро») и являются не только наиболее заметной частью музыкальной субкультуры, но

и самой сплоченной (так как их взаимодействие не ограничивается только рамками концерта, но распространяется гораздо дальше).

Исходя из изложенного, представляется возможным признать, что существует тесная взаимосвязь между исполнителем песен и наиболее включенной в творческий процесс, активной частью музыкальной субкультуры. Эта часть субкультуры, именуемая по-разному: «фанаты творчества», «наиболее ярые поклонники» и так далее, играет заметную роль в процессах взаимодействия и коммуникации между исполнителем и основной частью поклонников его творчества. Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с типичными «лидерами мнений», с явлением в коммуникативном процессе, описанным еще Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом. В двустороннем коммуникативном процессе они играют роль посредников, «ретрансляторов» между исполнителем и основной частью данной музыкальной субкультуры. Поэтому представляется возможным ввести такое терминологическое обозначение этой группы, как «ядро» музыкальной субкультуры. Типичное поведение «ядра» музыкальной субкультуры: сопровождение в гастрольных поездках своих кумиров, попытки налаживания с ними коммуникации, демонстрация реакции на те или иные элементы творчества исполнителей, частое самостоятельное исполнение песен, выработка знаков идентификации «фанов» и следование им, налаживание взаимодействия с рядовыми членами субкультур, оказание влияния на их поведение.

Такая ситуация возможна только в том случае, если имеется тесная взаимосвязь между близкими по образу и стилю жизни людьми. В противном случае установление такого контакта между исполнителем и ядром субкультуры было бы невозможно.

Представляется, что ситуация выглядит следующим образом. Процесс формирования музыкальной субкультуры происходит на платформе унификации (спонтанной или преднамеренной) комплекса признаков, определяющих социокультурные различия индивидов в обществе (а в данном случае молодежи в рамках музыкальных молодежных субкультур). К этому комплексу признаков прежде всего относятся стиль и образ жизни, ценностные ориентации, мировоззрение, мироощущение, нормы, непосредственно влияющие на социокультурную дифференциацию молодых людей внутри молодежной субкультуры.

Унификация данного комплекса признаков происходит между музыкальным исполнителем (группой) и поклонниками творчества, и может носить либо спонтанный, либо преднамеренный характер. Причем данный процесс развивается как в музыкальной коммуникации, идущей от исполнителя к его слушателям, так и наоборот, в направлении от слушателей к исполнителю. Так, в рамках коммуникативных процессов, идущих от исполнителя к его аудитории, спонтанная унификация заключается в том, что музыкант (или группа музыкантов) пытается соответствовать, во многом неосознанно, комплексу социокультурных признаков своей целевой аудитории. Эта ситуация становится возможной потому, что исполнитель в целом ряде случаев подвержен прямому коммуникативному воздействию своей аудитории (во время исполнения песен на концерте и общения с залом, общение с фанатами творчества до и после концерта, возможность воспринимать реакцию своей аудитории при просмотре телепередач, прослушивании радиопрограмм, чтении газет и журналов). Отмеченное коммуникативное воздействие становится мифологическим, так как жизнь и творчество исполнителя начинает восприниматься массовым сознанием в определенном контексте и под определенным углом зрения, а сам исполнитель попадает в разряд «идолов», «небожителей», которым массовое сознание приписывает определенные характеристики. В этой ситуации, чаще всего, музыкант пытается «не разочаровать» своих поклонников и в максимальной степени соответствовать их представлениям о себе, таким образом входя в эту роль в процессе мифологической коммуникации. Это объясняется тем, что в случае, если аудитория почувствует несоответствие, «фальшь» между сценической «жизнью» и обыденной жизненной ситуацией, вполне вероятно, что значительная часть этой музыкальной субкультуры перестанет быть лояльной к данному исполнителю.

Именно этими соображениями, в первую очередь, объясняется то, что многие представители музыкальных контркультур, «культур протеста» (например, части рок-музыкального направления, «блатной» песни) вынуждены скрывать от публики свои дорогие иномарки, шикарные дома и другие свидетельства принадлежности к элите общества. Наоборот, эти исполнители пытаются выработать в себе определенный критический взгляд на жизнь современного общества, демонстрировать девиантное поведение окружающим, участвовать в общественно-политической жизни страны, вникать во многие проблемы современной действительности.

Осознанная, преднамеренная же унификация заключается в том, что исполнитель и опекающие его шоу-бизнесмены, понимая, что необходимо завоевать симпатии молодых людей, отличающихся определенным стилем, образом жизни, ценностями и так далее, намечают ряд мероприятий для того, чтобы «не разочаровать» своих поклонников. Далее происходящие события соответствуют «спонтанной унификации». Причем «преднамеренная унификация» свойственна всем описанным ранее музыкальным направлениям, и является свидетельством роли шоу-бизнеса в современной музыке.

В рамках коммуникативных процессов, идущих в обратном направлении, то есть от слушателей к исполнителю, также можно выделить спонтанную и преднамеренную унификацию социокультурных признаков, предопределяющих принадлежность к той или иной музыкальной субкультуре. Процессы спонтанной унификации характеризуются тем, что члены музыкальных субкультур определенным образом ощущают, входят в символический мир образов песенного творчества (и соответственно воспринимают комплекс социокультурных признаков, предопределяющих субкультурные музыкальные различия). Они неосознанно пытаются «примерить» этот мир на себя, в максимальной степени соответствовать ему.

Преднамеренная унификация происходит, чаще всего, в контексте явлений музыкальной моды, и заключается в том, что молодые люди сознательно подражают, копируют своих эстрадных кумиров. Причем этот процесс характеризуется «поверхностным» вхождением (в отличие от спонтанной унификации) индивидов в ту или иную музыкальную субкультуру. В этом случае молодые люди чаще всего копируют стиль и образ жизни «звезд», но не демонстрируют при этом должной переориентации мировоззрения, мироощущения, ценностей, норм и так далее. На этом этапе у них наблюдается феномен «культурной инсценировки», игровое вхождение в данную музыкальную субкультуру. Речь идет о том, что правила игры, содержащиеся в той или иной культурной форме, хотя и воспринимаются индивидом как некая целостность, но не отождествляются им с правилами самой жизни. Между музыкальными субкультурами различных направлений существуют серьезные различия не только собственно музыкально-поэтического плана, но и различия в социокультурных признаках принадлежности к музыкальной субкультуре. Например, для рок-музыкальных коллективов свойственна более сложная система художественного воздействия, чем для поп-музыкальных. В молодежной рок-музыке увеличивается роль изобразительно-сценических и внепонятийно-музыкальных компонентов. Темы новых молодежных ценностей символизируются в рок-музыке и характером звучания (его атакующая громкость ассоциируется с накалом протеста), и новыми формами концертного музицирования (группа музыкантов в качестве единого коллектива-звезды), и новым типом сценического и внесценического поведения (элементы эпатажа и вызова нормам истеблишмента). Наконец, самим внешним обликом музыкантов. Биографии музыкантов превращаются в «мифы» рок-музыки, окрашивая собой ее идейно-эмоциональное восприятие молодежным слушателем. Интерес представляют проводившиеся в стране прикладные социологические исследования, иллюстрирующие серьезные различия между рок- и поп-музыкой в плане интонационной структуры и содержания песен. Исследование С. Катаева позволило выявить некоторые закономерности. Так, для поп-музыки (или ВИА) чаще всего характерна «задорная, бодрая» интонация (46% песен данного стиля против 19% рок-музыкальных произведений), а также «лирическая» интонация (30% и 11% соответственно рок- и поп-музыка). В свою очередь, для рок-музыкальных произведений чаще всего характерна «ироническая» (28% против 2% поп-музыкальных произведений), «созерцательно-аналитическая» (16% против 4%) и «серьезно-озабоченная» интонация (15% против 2%). Очевидно, что данная тенденция, выявленная Катаевым, позволяет сделать вывод о том, что и социокультурные признаки принадлежности к музыкальным субкультурам, в данном случае, будут серьезно различаться. Следовательно, в свою очередь, будут различаться и целевые аудитории этих музыкальных направлений.

Серьезные различия между поп- и рок-музыкальными направлениями наблюдаются и в тематике песенного творчества. Так, для рок-музыки характерна социально-нравственная тематика (45% против 4% у поп-музыки), а также социально-психологическая (25% против 5%) и социальная тематика (10% против 4%). В свою очередь, в произведениях поп-музыки значительно преобладают темы любви, взаимоотношения мужчин и женщин (76% поп-музыка и только 18% рок-музыка). В силу этого молодые люди имеют возможность выбирать, какая тематика песенного творчества им близка, какие интонационные комплексы подходят им в наибольшей степени. Взаимоотношения между членами музыкальных субкультур одного направления.

Респондентам было предложено охарактеризовать свои взаимоотношения с представителями других субкультур, относящихся к одному музыкальному направлению. Ответы участников исследования свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между индивидами, принадлежащими к различным субкультурам одного музыкального направления. Большинство опрошенных отметили, что посещают концерты, коллекционируют записи как наиболее предпочитаемого ими исполнителя, так и еще ряда исполнителей, принадлежащих к тому же направлению. В частности, респонденты отмечали для рок-музыкального направления такую группировку исполнителей как «Чайф» - «Чичерина» - «ДДТ» - «Алиса». В поп-музыкальном направлении (конъюктурная поп-музыка) отмечена группировка исполнителей «Hi-Fi», «Руки вверх», «Блестящие», «Иванушки Интернейшнл». В этом случае респондент, отдавая предпочтение одному исполнителю, тем не менее, оказывался в числе поклонников и других, близких по музыкальному стилю, исполнителей.

Подобное поведение в гораздо меньшей степени отмечалось среди «фанатов» («ядра»), которые отличались гораздо большей приверженностью к одному исполнителю. Для них поведение поклонников - скорее исключение из правил, чем правило.

Взаимоотношения между представителями музыкальных субкультур различных направлений.

Относительно своих взаимоотношений с представителями других музыкальных субкультур респонденты отмечали следующие моменты. По мнению большинства из них, такие взаимоотношения если и имеют место, то никак не связаны с миром музыки. Как правило, молодые люди увлекаются только своим направлением в музыке, а музыкальные вкусы остальных не разделяют и не понимают.

Исключение из этого правила составляют близкие по музыкальному содержанию направления. Это можно в какой-то мере отнести к рок-музыке и авторской песне, а также российской эстраде и конъюктурной поп-музыке.

Следовательно, представляется возможным говорить о достаточно высокой «закрытости» музыкальных субкультурных объединений различных направлений. Музыкальные пристрастия оказываются во многих случаях серьезным дифференцирующим фактором, оказывающим значительное влияние на повседневные взаимодействия молодежи.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что субкультуры в рамках одного музыкального направления обладают достаточно схожими (по большинству оснований) социокультурными признаками,

предопределяющими субкультурную принадлежность. Поэтому в повседневной жизни между музыкальными субкультурами одного направления (а иногда и близкого альтернативного направления, например рок-музыка и авторская песня) происходит своего рода «обмен» индивидами, не принадлежащими к «ядру» субкультурного объединения. Схематично этот процесс выглядит следующим образом (на примере рок-музыкальных субкультур).

 

Поклонники Поклонники Поклонники Поклонники

 

Приведенная схема имеет следующий смысл: треугольники обозначают ту или иную музыкальную субкультуру. Форма этих треугольников соответствует примерному количественному соотношению между простыми поклонниками (которых больше) и «ядром» (тех, кого меньше). Направление стрелок показывает наличие взаимообмена между членами этих субкультурных объединений.

В повседневной жизни между этими субкультурами происходит взаимообмен входящими в них индивидами. Молодые люди, увлекающиеся социальным роком и соответствующие отмеченному нами комплексу субкультурных признаков, нередко являются поклонниками нескольких музыкальных групп одновременно. Они коллекционируют записи этих исполнителей, посещают концерты, приобретают сувенирную продукцию. Музыкальные предпочтения этих молодых людей не сфокусированы на каком-либо одном исполнителе, а распределены между несколькими. Таким образом, складывается ситуация, позволяющая поклонникам достигать наибольшего удовлетворения, так как множество групп дополняют в какой-то мере друг друга, привносят определенную специфику, чего не происходит при увлечении каким-то одним исполнителем. Причем в представлениях этих молодых людей исполнители, которыми они увлекаются, обладают схожими положительными характеристиками и между ними много общего.

Однако стержневые части субкультурных образований - так называемые «ядра» - отличаются другой спецификой поведения. Эти молодые люди отдают предпочтение какому-либо одному исполнителю и недвусмысленно, четко об этом заявляют всеми своими действиями. Хотя это и не мешает им вполне положительно относиться к поклонникам других, «родственных» по музыкальному и поэтическому содержанию, исполнителей. Музыкальные «фанаты» в каждом из субкультурных образований оказывают влияние на остальных членов субкультуры, стремясь продемонстрировать свое лидирующее положение. Они занимают места в непосредственной близости от сцены во время концерта, они «осаждают» гримерные комнаты, чтобы получить автографы своих кумиров. Во внеконцертной ситуации «фанаты» часто собираются малыми группами и поют свои любимые песни.

Был осуществлен контент-анализ текстов 120 песен, соответствующих 8 основным направлениям в российской молодежной музыке. Основная задача - определение эмоционально-чувственной специфики музыкальных сообщений, идущих от исполнителя к слушателям. Под музыкальными сообщениями здесь понимаются тесты песен. В итоге была получена такая информация:

Полученные данные демонстрируют, что различные музыкальные направления транслируют на свою слушательскую аудиторию самые разнообразные эмоции, чувства (эмоционально-чувственное восприятие мира, окружающей действительности мы будем именовать мироощущением). Так, оптимистическое мироощущение характерно для российской эстрадной песни и конъюктурной поп-музыки, трагическое - для советсткого рока, авторской песни и блатной песни. Ожесточенное мироощущение свойственно, прежде всего, для песен эпатажно-экспрессивного рока и блатной песни.

Таким образом, можно говорить о том, что различные музыкальные направления выполняют как дифференцирующие, так и интегрирующие функции в молодежной среде: с одной стороны они разделяют всю слушательскую массу на приверженцев того или иного мироощущения, образа мыслей, стиля жизни и т.д., а с другой стороны - каждое музыкальное направление способно объединять индивидов на основе общности уже отмеченных признаков. Это еще раз подтверждает тезис о том, что процессы социокультурной дифференциации и интеграции тесным образом взаимосвязаны в молодежной среде.

Музыкальных субкультур в современной России множество, и все они, безусловно, являются молодежными субкультурами, основанными на музыкальных предпочтениях. Однако правомерным будет вопрос о том, каким же образом соотносятся выделенные музыкальные субкультурные образования с уже известными молодежными объединениями? Это совершенно новые объединения молодежи или это составная часть таких известных молодежных субкультур как панки, металлисты, рокеры, хиппи и других? Учитывая сложившуюся ситуацию, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе, тем более что в литературе пока отсутствуют попытки соотнесения этих субкультур. Так, Е.Омельченко в монографии «Молодежные культуры и субкультуры» выделяет несколько наиболее и распространенных молодежных субкультур: стиляги, панки, хиппи, волнисты, металлисты, рокеры, гопники, широкоштанники, бизнесмены. Представляется возможным произвести дифференциацию отмеченных объединений по такому критерию как роль музыки, музыкальных предпочтений в субкультурном образовании. Очевидно, что наиболее включенной в музыкальный контекст субкультурной формой может считаться субкультура металлистов, в которой именно музыкальные предпочтения играют самую важную роль в конституировании объединения. Металлисты - это любители музыки «хеви металл» разных видов. Их стиль одежды довольно вызывающий: кожаные или джинсовые куртки, украшенные молниями, шипами и пряжками. Они могут красить волосы или лицо для того, чтобы придать себе устрашающий вид. Очевидно, что субкультура металлистов - это разновидность музыкальной субкультуры, возникшей вокруг определенного направления в рок-музыке. Это более широкое музыкальное субкультурное образование, так как оно объединяет поклонников как отечественного, так и зарубежного «хеви-металл», причем речь идет и о современных, и о ретро-композициях. Не исключено, что данное субкультурное объединение отличается иными факторами конституирования и функционирования, возможно, более высоким уровнем символизации музыкального контекста. В это субкультурное образование входят десятки музыкальных субкультур, которые, однако, тесным образом взаимосвязаны.

Достаточно серьезно включенными в музыкальный контекст являются субкультуры панков, рокеров и стиляг. По мнению Е. Омельченко, панки стараются поддерживать свой образ жизни, отвергая общепринятые нормы поведения. Они, например, нигде не работают, стараются уйти от военной службы, стремятся избегать стабильной семейной жизни. Большинство из них проповедуют политику анархии. Субкультура панков имеет достаточно сходные характеристики с субкультурой металлистов, так как также сформирована вокруг одного из течений рок-музыки - панк-рока. Однако все же в данной субкультуре далеко не все связано с музыкальными предпочтениями, и не всегда они играют решающую роль в функционировании субкультурного объединения. В субкультуру панков входят множество музыкальных субкультур, образованных вокруг определенных направлений в панк-роке или вокруг отдельных исполнителей.

Субкультура рокеров. К ней принадлежат любители рок-музыки и мотоциклов. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу на своих мотоциклах. Их стиль - это кожаная куртка, кожаные брюки, бандана и специфические сапоги (казаки). В данную субкультуру входят составной частью множество музыкальных рок-субкультур, причем представляющих различные направления рок-музыки (чаще всего тяжелый металл и социальный рок). В последнее время визитной карточкой и знаковым времяпрепровождением членов этих субкультурных объединений стали пивные фестивали, куда прибывают члены этих субкультур и куда приглашаются для выступлений рок-группы. В это субкультурное объединение входит множество музыкальных рок-субкультур, подчас достаточно серьезно разнящихся в музыкальном плане. Однако их связывает с этой субкультурой то, что песенное творчество данных рок-музыкальных направлений и стиль, образ жизни субкультуры рокеров тесным образом взаимосвязаны.

И, наконец, еще одна субкультура, включенная серьезным образом в музыкальный контекст,- стиляги. По мнению Е. Омельченко, сутью течения является понятие «стиль», а именно стиль музыки и одежды пятидесятых годов (рок-н-ролл). В середине 1980-х годов возрождение субкультуры стиляг было связано с появлением двух ретро-групп: «Браво» и «Бригада С». Новые стиляги ходили в одежде 1950-60-х годов, но на их понятие стиля очень повлиял стиль одежды солистов «Браво» и «Бригады С» Жанны Агузаровой и Гарика Сукачева. В случае с данной субкультурой мы имеем дело со специфической разновидностью субкультурной формы, отличительной чертой которой является то, что в нее входят 2-3 музыкальные субкультуры определенного направления рок-музыки. В этом случае ретро-музыка (так как рок-н-ролл явление 50-60-х годов 20 века) серьезным образом повлияла на конституирование и функционирование субкультуры стиляг.

Итак, дифференцирующая и интегрирующая роль музыкальных предпочтений в молодежной (возрастной) субкультуре проявляется следующим образом:

Концентрические круги, соответствуют российской молодежной культуре (субкультуре) и субкультуре металлистов. Внутренние элементы соответствуют музыкальным субкультурам в рамках субкультуры металлистов (музыкальные субкультуры течений, направлений и музыкальные субкультуры отдельных исполнителей).

Российская молодежная возрастная субкультура (культура) - очень широкое и эклектичное социокультурное образование. Однако под воздействием дифференцирующей роли музыкальных предпочтений (в данном случае хеви-металл, все остальные направления) она дробится на ряд субкультур второго порядка, одной из которых является субкультура металлистов. Далее дифференцирующая роль музыкальных предпочтений проявляется в том, что субкультура металлистов дробится на десятки музыкальных субкультур, сформировавшихся вокруг отдельных течений и направлений в хеви-металл - это уже субкультуры третьего порядка. И, наконец, субкультуры течений и направлений, в свою очередь, дифференцируются на множество субкультур отдельных исполнителей - это субкультуры четвертого порядка на. Таким образом, социокультурная дифференциация способствует тому, что каждый индивид может точнее определить свое место в социокультурной жизни российского общества, идентифицировав себя с подобными индивидами, и дифференцировавшись от всех остальных. Очевидно, что важную роль в процессах социокультурной дифференциации российской молодежи, наряду с другими факторами, играют музыкальные предпочтения. Они позволяют дифференцировать российскую молодежную субкультуру на множество музыкальных субкультур. С другой стороны, такая ситуация дает возможность исследователям российской молодежи уточнить и скорректировать свои научные позиции, свой инструментарий, а также позволяет оптимизировать многие управленческие решения, касающиеся российской молодежи.

В качестве выводов необходимо отметить следующее:

Существует тесная взаимосвязь между исполнителем песен и наиболее включенной в творческий процесс, активной частью музыкальной субкультуры. Эта часть субкультуры играет заметную роль в процессах взаимодействия и коммуникации между исполнителем и основной частью поклонников его творчества, и может быть определена как типичные «лидеры мнения».

Процесс формирования музыкальной субкультуры происходит на платформе унификации (спонтанной или преднамеренной) комплекса признаков, определяющих социокультурные различия индивидов в обществе. К этому комплексу признаков относятся стиль и образ жизни, ценностные ориентации, мировоззрение, мироощущение, нормы и так далее. Причем данный процесс развивается как в музыкальной коммуникации, направленной от исполнителя к его слушателям, так и наоборот, в направлении от слушателей к исполнителю.

Субкультуры в рамках одного музыкального направления обладают достаточно схожими (по большинству оснований) социокультурными признаками, предопределяющими субкультурную принадлежность. Поэтому в повседневной жизни между музыкальными субкультурами одного направления (или близкого альтернативного направления) происходит своего рода «обмен» индивидами, не принадлежащими к «ядру» субкультурного объединения.

Важную роль в процессах социокультурной дифференциации российской молодежи, наряду с другими факторами, играют музыкальные предпочтения. Они позволяют дифференцировать российскую молодежную субкультуру на множество музыкальных субкультур. Это позволяет индивидам более точно и четко определить свое место в социокультурной жизни общества. С другой стороны, такая ситуация дает возможность исследователям российской молодежи уточнить и скорректировать свои научные позиции, свой инструментарий, а также позволяет оптимизировать многие управленческие решения, касающиеся российской молодежи.

 

АВТОР: Куликов Е.М.