27.01.2012 9345

Содержание гендерных стереотипов в сознании российских женщин

 

В современном мире в общественном сознании есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения. Подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения, и точно знает, какое поведение считается правильным для представителя того или иного пола. Все это, является содержательной основой тендерного стереотипа. Стереотип является механизмом взаимодействия, по крайней мере, двух сознаний, простейшая форма коммуникации, результат взаимного тяготения и культурного напряжения, одновременно характеризующее и степень социализации людей.

Важной составляющей процесса социализации является гендерная социализация, Н.Б. Гафизова под тендерной социализацией понимает процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т. д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское».

Основными аспектами социализации являются: присвоение (процесс усвоения социального опыта, то есть воздействие среды на индивида) и опредмечивание (процесс воспроизведения социального опыта, то есть воздействие человека на среду). В рамках тендерной социализации Ю.Е. Гусева под присвоением понимает, то что с самого начала ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной; опредмечивание - это реализация на практике усвоенных тендерных схем. Гендерная схема - это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как предвосхищающая структура, она заранее настроена на то, чтобы искать и группировать информацию. Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории «мужское - женское».

Берн полагает, что гендерная схема состоит из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру. Гендерная социализация означает два вида взаимосвязанных процесса.

Во-первых, это усвоение индивидом социального опыта, психосоциальных установок и ценностных ориентации, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или иного пола.

Во-вторых, это процесс формирования полового самосознания, которое включает в себя:

- познание своего сходства и различий с представителями своего пола и отличие от представителей противоположного пола;

- самоутверждение своего полового «Я» в общении и деятельности. Критериями гендерно-социализированной личности выступает следующее.

- Содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека, в отношении предназначения женщины и мужчины в обществе.

- Адаптивность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни личности, согласно половой принадлежности.

- Гендерная идентичность, как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.

Таким образом, гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, а в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре относительно мужчин и женщин, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности.

И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и Дж. Мак-Ки и А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает, социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписываются больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично феминных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п..

Ряд подобных исследований выполнен и отечественными учеными. Так Т.П. Юферева полагает, что основной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Поэтому представления об образе мужчин и женщин в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в 6-7 классах - семейно-бытовые взаимоотношения (девочки и мальчики, характеризуя образ женщины, перечисляют ее обязанности как хозяйки, а, характеризуя образ мужчины как мужа, отца, подчеркивают в основном его роль как помощника жены по хозяйству). У подростков, отмечает Т.П. Юферева, представления о мужественности-женственности, очевидно, являются просто усвоенными соответствующими взглядами взрослых и не играют существенной роли в регуляции их поведения.

У старших школьников представления о мужественности - женственности базируются на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определенного пола, своих потребностей, связанных с сексуальным развитием. По мнению восьмиклассниц и девятиклассниц, мужчина должен быть смелым, сильным, настойчивым, гордым. Женщина, по мнению девочек, должна быть ласковой, нежной, мягкой, но, давая эти характеристики, девочки, как правило, не трансформируют их в эталон поведения по отношению к мужчине.

Мальчики всех возрастов не отметили в большинстве случаев особых качеств, выражающих отношение мужчины к женщине и, наоборот, женщины к мужчине. Однако для них было характерно то, что значительное место при описании образа женщин они отводили их внешнему облику (красоте, элегантности, аккуратности).

И.М. Клецина в результате опроса семидесяти студенток выявила характеристики, которые приписываются мужчинам и женщинам чаще всего. Можно сказать, что эти данные подтверждают устойчивость тендерных стереотипов в сознании женщин.

При изучении тендерных стереотипов, следует учитывать и то, что процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствие с культурными представлениями о роли, положении и предназначении женщины и мужчины в обществе у индивида с возрастом трансформируется. Это связано с процессом усвоения социального опыта, то есть воздействия среды на индивида, и процессом воспроизведения социального опыта, то есть воздействия человека на среду.

Отнесение человека к той или иной группе по тендерному фактору присутствует в каждой культуре, что объясняется разделением труда по половому признаку и становлением культурных норм, поощряющих тендерное различие. Тендерные стереотипы вырастают из разных ролей, занятых мужчинами и женщинами. Распределение полов по разным социальным ролям приводит к становлению социальных норм, в соответствии с которыми женщины и мужчины ведут себя определенным образом.

Наиболее широкий охват материалов в области кросс-культурных исследований, связанных с различиями в стереотипах тендерных черт на сегодня представлен психологами Д. Вильямсом и Д. Бест. Исследователи интересовались кросс-культурными стереотипами половых черт, убеждениями относительно психологических черт мужчины и женщины. Чтобы установить, какие психологические черты считаются характеризующими скорее женщин, чем мужчин и наоборот, Д. Вильяме и Д. Бест попросили женщин и мужчин студенческого возраста из двадцати пяти стран указать, насколько триста предложенных им прилагательных ассоциируются с мужчинами и женщинами в рамках культуры, к которой относится респондент. Из 300 слов 48 ассоциировались только с мужчинами как минимум в девятнадцати из двадцати пяти стран (75% стран), и 25 приписывались только женщинам.

Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных. При этом в ряде стран при описании мужчин и женщин была своя специфика. Например, в Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия) - слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным.

Пытаясь объяснить существующие между странами различия в предпочтении тендерных стереотипов, Д. Вильяме и Д. Бест обратились к показателям экономического и социального развития, а также к основным вероисповеданиям. Единственным значимым фактором оказалась религия. Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают поклонение божествам и святым женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных церемониях. Например, в католических странах стереотипы, связанные с женщинами, в целом более положительны, чем в протестантских.

Несмотря на то, что Д. Вильяме и Д. Бест установили существование разницы в степени расхождения между мужскими и женскими стереотипами в разных странах, а также некоторые отличия в содержании самих стереотипов, общий характер полученных ими результатов указывал на удивительное панкультурное сходство тендерных стереотипов. Исследователи предположили, что тендерные стереотипы возникли в древности и происходят от такого разделения труда, при котором женщины отвечают в основном за домашний труд, а мужчины работают за пределами дома. Они утверждают, что поскольку подобное разделение труда сегодня еще имеет место, то продолжают существовать и мужские стереотипы действия, и женские стереотипы взаимодействия. Д. Вильяме и Д. Бест предсказывают, что, по мере того как эти роли меняются, тендерные стереотипы также должны поменяться, В подтверждение этого они обнаружили, что в странах, где экономика развивается, и все больше женщин работают за пределами дома, гендерно-ролевая идеология (убеждения относительно того, какие роли являются правильными для мужчин и для женщин) стала более либеральной.

Содержание и динамика тендерных стереотипов подвергается влиянию этнокультурных и половых различий. Представляют интерес результаты исследования Ю. Бежап-Волк, кандидата социологических наук, старшего научного сотрудника Института Археологии и Этнографии Академии наук Молдовы. Исследователь поставила перед собой цель определить модели поведения, сконструировать тендерные стереотипы поведения во взаимоотношениях женщин и мужчин, проживающих в сельской местности.

В результате социологических исследований, проведенного методами социального моделирования и контент-анализа, Ю.Бежан-Волк были выявлены и научно обоснованы ряд тендерных стереотипов на селе. Значимыми компонентами в их исследовании являются рассмотренные качества и ролевые функции женщин и мужчин, которые приписываются обоим полам.

Качества, характеризующие женщин эмоциональные, сострадающие, доброжелательные, ласковые, преданные своим близким и др.

Качества, характеризующие мужчин; активные, самостоятельные, самоуверенные, упрямые, резистентные и др.

Функциональные роли характерные для женщин: приготовление пищи, покупка необходимых вещей и предметов, стирка, забота о детях, создание морального климата в семье, коллективе и др.

Функциональные роли характерные для мужчин: глава семьи, кормилец или финансовый спонсор семьи, ремонт дома и домашней утвари, инициатор создания семьи и др.

Внешние качества, характеризующие женщин: красивые, обаятельные, кокетливые, грациозные, нежные и др.

Внешние качества, характеризующие мужчин: крупные, атлетичные, широкоплечие, высокие, мускулистые, суровые и т.д.

Способности, характеризующие женщин: экспрессивные, артистичные, творческие и др.

Способности, характеризующие мужчин; аналитичность, лаконичность, абстрактное мышление, способность к точным наукам.

Следует отметить, что механизм передачи перечисленных выше социальных и культурных убеждений действует благодаря конгруэнтному влиянию многих факторов - родителей, школы, ближайшего окружения и т.д. В описании образа женщины преобладают феминные характеристики, в описании образа мужчины маскулинные, что говорит о функционировании тендерных стереотипов в общественном сознании жителей Молдовы. 10. Бежан-Волк подчеркивает, что сельские женщины меняются активно, стремятся самоутвердиться во всех сферах деятельности, а мужчины более пассивны, в основном, сохраняются прежние мнения о себе, их установки поведения меняются очень медленно.

Методом описания и анализа лексических понятий разговорной речи, исследователь сконструировала тендерные стереотипы, которые определяют сходства и различия между женщинами и мужчинами, а также традиционное превосходство мужчин в родственных отношениях и в патриархальном образе жизни.

1. Традиционно-языковой:

- (Он) улыбается как невеста; скромный как девочка; у него девичья походка,

- (Она) сильная как мужик; работает за двоих.

2. Традиционно-родственный:

- (Она) Екатерина, дочь Петра Наура (отец); Светлана Иванова-Попович (Иванова - фамилия мужа, Попович - фамилия отца).

- (Он) Валентин, сын Дмитрия Обадэ (отец); Константин, сын Владимира Василия Стоян (отец, дед).

3. Патриархатный:

- беседуют два человека с женщиной;

- он плачет как баба;

- ты голова в доме или юбка?

4. Современно-подражающий:

- для женщин: стремление «одеваться по городскому», овладеть модными профессиями, побывать и учиться за границей и т.д.

- для мужчин: одеваться «как бизнесмены», жениться не в родном селе, дружить с людьми не из своего окружения, купить дорогие машины и т.д.

Таким образом, на основе выделенных Ю. Бежан-Волк тендерных стереотипов подтверждается наличие в общественном сознании установки па традиционное превосходство мужчин над женщинами. Однако в укладе сельского населения прослеживаются тенденции к изменению устоявшихся моделей, стереотипов мышления и поведения во взаимоотношениях полов. В условиях трансформации общества меняются и сложившиеся в сознании общества модели, стереотипы поведения мужчины и женщины, но следует учитывать и тот факт, что отношения между мужчиной и женщиной на селе имеют глубокие корни в национальном характере и в традициях данного народа, что значительно затрудняет процесс изменения тендерных стереотипов.

Динамика тендерных стереотипов в любой культуре является наиболее ярким показателем глубоких внутренних изменений ценностно-смыслового ядра культуры, этнического сознания и самосознания ее представителей, так как сфера семейно-брачных отношений наиболее подвержена регуляции традиционными нормами культуры. Р. Г. Гаджиева проанализировала динамику тендерных стереотипов в русской и дагестанской культурах, и их влияние на профессиональную самореализацию личности. Исследователем были получены следующие результаты.

1. Выявлено, что этническая культура, возраст и пол обусловливают содержание тендерных стереотипов в дагестанской и русской культурах. Наиболее значимым фактором, влияющим на тендерные стереотипы, является культура, наименее значимым - пол индивида.

2. Установлено влияние тендерных стереотипов на профессиональную самореализацию мужчин и женщин в обеих культурах: в дагестанской культуре установки на профессиональную самореализацию регулируются в основном с помощью тендерных стереотипов, в русской культуре они в большей степени зависят от потребностей и установок личности.

3. Профессиональная самореализация в традиционных обществах понимается как прерогатива мужчин. В дагестанской культуре понятия «мастерство», «компетентность», «личность» ассоциируются с понятием «мужчина». Характерная для дагестанской культуры установка на власть является эффективным способом удерживать четкую поло-ролевую иерархию в обществе.

4. Содержание понятия профессиональной самореализации подвержено влиянию культуры: у русских в понятие самореализации входит стремление к творчеству и связано с мотивом аффилиации, у дагестанцев - стремление добиться социального признания, установка на свободу и доминирование- Данное различие в понятиях обусловлено влиянием ценностей, норм и стереотипов того общества, в котором личность социализируется.

5. Тендерные стереотипы по-разному влияют на профессиональную самореализацию мужчин и женщин: узаконивая доминирующее положение мужчин в обществе, способствуют их профессиональному росту; ограничивают профессиональную самореализацию женщин, так как стереотипное представление о «домашней» роли женщины все-таки является приоритетным в сознании обоих полов.

Интересные результаты были получены рабочей группой Института комплексных социальных исследований Российской академии наук (созданного на базе Российского независимого института социальных и национальных проблем) в исследовании «Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?». Как показали результаты проведенного исследования, спектр жизненных целей российских женщин чрезвычайно широк. Подавляющее большинство российских женщин связывают свои жизненные цели с наличием надежных друзей, уважением к себе окружающих людей, с настоящей любовью, честно прожитой жизнью, созданием счастливой семьи, наличием отдельной квартиры, занятием любимым делом, воспитанием хороших детей. Все эти цели назвали в числе того, чего они уже добились или хотели бы добиться в жизни, более 95% опрошенных женщин. Причем, цели, связанные с личностным аспектом жизни (друзья, своя квартира, интересная работа), даже несколько опередили цели, связанные с семейными ролями женщин. С другой стороны, карьерно-статусные в своей основе цели, например, иметь собственный бизнес, сделать карьеру, попасть в определенный круг людей, оказались чужды значительному числу россиянок.

Следует отметить, что по отношению к некоторым жизненным целям возраст женщины имеет очень большое значение. Между тем насколько достижимыми видятся те или иные цели самими женщинами в начале их жизненного пути, и тем, какими оказываются реальные шансы их достигнуть, существует очень большая разница. Общим для всех возрастных групп является то, что средняя россиянка характеризуется сегодня большим многообразием своих интересов, среди которых семья и дети имеют очень важное, но все же не подавляющее значение. На первом месте оказались не только цели, связанные с созданием счастливой семьи и воспитанием хороших детей, но и устремления, связанные с личностными интересами; иметь отдельную квартиру, честно прожить свою жизнь, иметь надежных друзей. Большинство же молодых россиянок хотели бы сделать карьеру, попасть в определенный круг людей, иметь собственный бизнес, в то время как их соотечественницы старшего возраста в большинстве своем этого не хотят. Результаты исследования говорят о том, что вероятность достижения тех или иных жизненных целей у российских женщин заметно ниже, чем уровень их первичных надежд, которые проявляются в молодом возрасте.

Исследование позволило выявить не только ориентацию на отдельные жизненные цели российских женщин и проследить динамику этих целей в зависимости от возраста, но и выделить четыре основных типа россиянок, которые различаются своими жизненными устремлениями. Эти типы условно были названы: «домашние женщины», «труженицы», «карьеристки», «отчаявшиеся».

«Домашние женщины». Данный тип ориентирован на воспитание хороших детей, наличие надежных друзей, на честно прожитую жизнь, уважение окружающих.

«Труженицы». Женщины этого типа, сохраняют те же цели, что и «домашние женщины», но плюс ко всему ориентированы также на интересную и престижную работу, возможность заниматься любимым делом, на хорошее образование.

«Карьеристки», Женщины данного типа имеют самый широкий спектр жизненных устремлений. К этому типу относятся те женщины, которые плюс к жизненным целям предыдущих типов либо уже имеют, либо уверены, что им по силам иметь собственный бизнес, сделать карьеру, побывать в разных странах мира, попасть в определенный круг людей.

«Отчаявшиеся», Включает в себя женщин, которые по своим стремлениям очень близки к «домашним женщинам», но считают, что не смогут реализовать в своей жизни характерные для этой группы жизненные цели и прежде всего, создать счастливую семью, воспитать хороших детей и т.п.

Таким образом, каждый из этих типов характеризуется не противоположными жизненными целями, а меньшим или большим многообразием состава этих целей. В количественном отношении выделенные типы распределились среди российских женщин 17-50 лет следующим образом: «домашние женщины» - 41%; «труженицы»- 36%; «карьеристки» - 16%, «отчаявшиеся» - 7%. Также исследователи соотнесли типы российских женщин с различными возрастными группами.

«Карьеристки» и «труженицы» сосредоточены в большей степени в возрастных группах до 30 лет, а «домашние женщины» и «отчаявшиеся» в группах старше 30 лет. Но, тем не менее, как выяснилось, женщины всех типов считают семью очень важной стороной в своей жизни. Результаты исследования позволили подчеркнуть и тот факт, что распространенный стереотип о том, что женщины, ориентированные на работу и карьеру, в меньшей степени заинтересованы в создании семьи, оказался ошибочным- Женщины, ориентированные на карьеру или интересную работу (95%), имеют в числе своих жизненных целей ориентацию на создание счастливой семьи, что подтверждает наличие в сознании российских женщин стереотипа о том, что истинное предназначение женщины - это семья.

Немаловажную роль на желания и устремления женщины оказывает осознание того, какие качества женщины являются социально-одобряемыми в обществе. Комплекс тендерных характеристик личности представляет собой миогофакторпый конструкт» включающий в себя маскулинные и фемин-ные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения. И.С. Кон выделяет три разных значения понятия «маскулинность». По аналогии выделяется и три значения понятия «феминность». Перечислим их.

1. Феминность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих женщинам в отличие от мужчин.

2. Феминность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является женщина, какие качества ей приписываются.

3. Феминность как прсскриптивная категория - это система предписаний, имеющих ввиду не среднестатистическую, а идеальную «настоящую» женщину, это нормативный эталон женственности.

Следует отметить, что женщины в целом подвержены стереотипам фе-минности. Этот факт подтверждают результаты проведенного нами исследования. С помощью анкеты С. Бэм нами были опрошены две когорты женщин 18-25 лет (200 человек) и 35-45 лет (200 человек). Целью нашего исследования стало изучение подверженности женщины стереотипам маскулинности/феминности, т.к. представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям «феминность» и «маскулинность» сконцентрировано в тендерных стереотипах.

Были получены следующие результаты. Большая часть (100 человек) когорты женщин 18-25 лет считает, что большинству женщин присущи феминные качества (умение уступать, жизнерадостность, застенчивость, нежность, падкость на лесть, преданность, женственность, умение сочувствовать, забота о людях, понимание других, тихий голос, теплота, сердечность, мягкость, доверчивость Другая часть (59 человек) - большинству женщин присущи маскулинные качества (вера, склонность защищать свои взгляды, независимость, способность к лидерству, склонность к риску, быстрота в принятии решения, самодостаточность, властность, мужественность, собственная позиция, агрессивность, дух соревнования, амбициозность). И лишь незначительная часть женщин когорты I8-25 лет (41 человек) не подвержены стереотипам маскулинности/феминности.

Что же касается когорты женщин 35-45 лет, то перед нами предстала несколько иная картина. Отличия состоят в количественном выражении. Если в когорте женщин 18-25 лет, 100 человек считают, что большинству женщин присущи феминные качества, то в когорте женщин 35-45 лет так считают 134 человека, В когорте женщин 18-25 лет маскулинные качества большинству женщин приписывают 59 человек, а в когорте женщин 35-45 лет их только 27, Не подвержены стереотипам феминности/маскулинности в обеих когортах примерно равное количество женщин (в когорте 18-25 лет -41человек; в когорте 35-45 лет - 35 человек).

Объяснить тот факт, что женщин когорты 18-25 лет, считающих, что большинству женщин присущи феминные качества меньше, чем женщин когорты 35-45 лет можно тем, что в более молодом возрасте женщина стремиться получить интересную и престижную работу, сделать карьеру (согласно результатам исследования «Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?»). По своей сути эти устремления характеризуются маскулинными качествами, и по результатам нашего исследования наглядно видно, что женщина в молодом возрасте стремится наделить женщину характеристиками маскулинности в большей степени, нежели женщина старшего возраста.

Поэтому, несмотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим в рамках нашего исследования, была предпринята попытка, выявить в сознании женщин разных возрастных групп (18-25 и 35-45 лет) существующие тендерные стереотипы в нормативном, идеальном и символическом отношениях.

Методологической основой исследования тендерных стереотипов является концепция психосемантического изучения сознания, изложенная в монографии В.Ф. Петренко, Термин психосемантика используется для обозначения области научного познания, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. В задачу психосемантики входит рекострукция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других, самого себя.

Под психологической структурой значения, согласно А.Н, Леонтьеву, понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности'. В системе представлений каждого человека есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Например, образы «идеального мужа или жены», «настоящей женщины или настоящего мужчины» формируются благодаря собственному опыту, который всегда уникален, и обусловливают формирование критериев, с которыми индивид подходит к оценке себя и других.

Выделение таких категориальных структур - структур обыденного сознания, опосредующих восприятие и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности, собственно и является диагностикой разнообразных стереотипов. Методическим инструментарием нашего исследования был выбран один из методов экспериментальной психосемантики - метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилагательных и некоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера и ориентированный на оценку самого себя или другого человека.

Респондентам двух возрастных групп 18-25 и 35-45 лет было предложено дать характеристику следующим образам: «Я», «Идеальная женщина» Для анализа тендерных стереотипов выделяется следующий ряд факторов:

- оценки (общей привлекательности);

- силы личности;

- эмоциональности;

- социального статуса;

- зависимости;

- эмпатийности;

- современности;

- феминности (традиционно «женских» качеств);

- маскулинности (традиционно «мужских» качеств);

- андрогинности (гендерно-нейтральных качеств).

По окончании опроса по каждому фактору мы вычислили средний показатель,

1. Фактор оценки (общей привлекательности) включает в себя шкалы: располагающая, красивая, обаятельная, увлекает, вызывает доверие, умная, доброжелательная, искренняя.

2. Фактор силы личности включает в себя шкалы: уверенная, смелая, свободная, сильная личность, имеет собственное мнение, активная, открытая.

3. Фактор эмоциональности включает в себя шкалы: непосредственная, эмоциональная, надеется на интуицию, суетливая, ревнивая.

4. Фактор социального статуса включает в себя шкалы: сильная личность, высокий социальный статус, имеет широкий круг интересов, хорошо одета, хорошо зарабатывает,

5. Фактор зависимости включает в себя шкалы: надеется на помощь других, любит стабильность, ориентируется на мнение других, предпочитает компромиссы, доверчивая.

6. Фактор эмпатийности включает в себя шкалы: доброжелательная, предпочитает компромиссы, внимательная к потребностям других, не пользуется грубыми словами, доверчивая, сочувствующая, имеет дома животных, корректная.

7. Фактор современности включает в себя шкалы: уверенная, свободная, сильная личность, высокий социальный статус, имеет широкий круг интересов, хорошо одета, образованная, раскрепощенная в сексе, спортивная.

8. Фактор феминности включает в себя шкалы: внимательная к потребностям других, не пользуется грубыми словами, доверчивая, эмоциональная, верная жена, умеет готовить, образное мышление, надеется на интуицию.

9. Фактор маскулинности включает в себя шкалы: сильная личность, активная, имеет широкий круг интересов, хорошо зарабатывает, образованная, раскрепощенная в сексе, спортивная,

10. Фактор андрогинности включает в себя шкалы: красивая, доброжелательная, искренняя, счастливая, организованная, ревнивая, непредсказуемая, надежная.

Для наглядности, результаты вычислений по каждому фактору в исследуемых образах мы свели в единую таблицу. Факторы общей привлекательности и андрогенности гендерно-нейтральны. Средние показатели по эти факторам в нашем исследовании мы не учитывали. Анализируя полученные средние показатели по исследуемым факторам, мы сделали следующие выводы.

1. В результате анализа средних факторных показателей по исследуемому образу «Идеальная женщина» в когортах женщин 18-25 и 35-45 лет, мы выявили высокие средние показатели таких факторов, как: эмоциональность, зависимость, эмпатийность, феминность. Это говорит о весьма традиционной оценке исследуемого образа. Так как традиционно женскими, феминными качествами принято считать пассивность, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т.п., а совокупная гендерная роль женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домашняя хозяйка», «хранительница очага», следовательно результаты нашего исследования говорят о том, что при оценке образа «Идеальная женщина», сами женщины руководствуются тендерными стереотипами.

При анализе средних факторных показателей по исследуемому образу «Я» мы выяснили, что в реальной жизни женщины обеих когорт не совсем соответствуют тендерному стереотипу. Женщины когорты 18-25 лет высоко оценивают собственный образ по таким, факторам как социальный статус, современность, маскулинность. Женщины когорты 35-45 лет по этим факторам оценивают себя также высоко, и к тому же у них довольно высокий показатель по факторам силы личности и современности. Это можно объяснить тем, что современной взрослой женщине, также как и мужчине, при сложившейся социально-экономической ситуации приходится овладевать такими качествами, как смелость, уверенность в себе, целеустремленность, быть образованной, иметь широкий круг интересов, - все это поможет выжить ей и ее семье в данных условиях. Однако необходимо указать на то, что женщины обеих когорт при оценке собственно образа, все-таки выделяют те качества, которые соответствуют тендерному стереотипу. Так, женщины когорт 18-25 и 35-45 лет по факторам эмоциональности, эм-патийности, феминности оценивают себя довольно высоко. Следует отметить, что в когорте женщин 35-45 лет средние показатели по факторам социального статуса и зависимости одинаковы. Несмотря на то, что женщины данной возрастной категории приписывают себя к людям высокого социального статуса, считают себя сильной личностью, в психологическом плане они зависимы от мнения других, доверчивы, наедятся на помощь других. В когорте женщин 18-25 лет, несмотря на довольно высокие средние показатели по факторам маскулинности, современности, средние показатели по факторам эмпатийности и феминности незначительно, но их превышают. Это говорит о том, что женщины этой возрастной категории, прежде всего оценивают себя как женщину, чувствуя при этом свою зависимость от сильного пола. В целом можно сказать, что женщины обеих возрастных групп при оценке образа «Идеальная женщина» руководствуются традиционные ми ценностями и нормами, учитывая специфику морально-нравственного контекста жизни всего российского общества. При характеристике собственного образа на первое место выступает состояние того социокультурного и социально-экономического контекста, в котором им приходится жить и действовать. Итак, существование тендерных стереотипов присуще каждой культуре, что объясняется становлением культурных норм, поощряющих тендерное различие и разделением труда по половому признаку. Тендерные стереотипы вырастают из разных ролей, занятых мужчинами и женщинами. Анализ кросс-культурных исследований, направленных на выявление различий в стереотипах тендерных черт, выявил общую закономерность. Она состоит в том, что во многих странах, в том числе и в России мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. Женщинам, напротив приписываются такие качества, как: зависимость, кроткость, слабость, боязливость, эмоциональность, чувствительность, нежность, мечтательность и суеверность. Многочисленные социологические исследования подтверждают, что в целом российские женщины подвержены тендерным стереотипам. Даже те женщины, которые ориентированы на карьеру или интересную работу, считают, что истинное предназначение женщины - это семья.

Результаты, проведенного нами социологического исследования свидетельствуют о том, российские женщины подвержены стереотипам феминности, независимо от их возраста и социального статуса. Женщины всех возрастных категорий в числе своих жизненных целей отдают приоритет созданию счастливой семьи. Только в отношении некоторых жизненных целей женщин, критерии возраста играют роль в их выборе. Молодые женщины хотели бы сделать карьеру, попасть в определенный круг людей, иметь собственный бизнес, в то время как их соотечественницы старшего возраста в большинстве своем этого не хотят. Тем не менее, женщины разных возрастов при оценке идеального образа женщины и своего образа руководствуются тендерными стереотипами.

Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, которые представляют собой лишь условность. Мы предполагаем, что не маловажную роль в формировании у российских женщин тендерных стереотипов играют средства массовой коммуникации.

 

АВТОР: Стасенко О.В.