27.01.2012 27712

Подрастающее поколение как носитель семейных ценностей

 

Понимание влияния семьи как социокультурной среды на динамику ценностных ориентации и закономерностей развития подрастающего поколения как носителя семейных ценностей непосредственно связано с адекватным определением его места в обществе и семье, частью которого оно является.

Подрастающее поколение входит в возрастную структуру молодежи. В современной социологии под молодежью подразумевают большую общественную группу, имеющую специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования.

Известный отечественный социолог И. С. Кон так дает определение молодежи «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Социология старается приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности молодой личности, способствовать ее самореализации и преодолению социального отчуждения.

В связи с этим рождались теорий межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон) и др. Ш. Эйзенштадт, автор знаменитой книги «От поколения к поколению», где рассматривается молодежная группа как система структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующими социальными ролями. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения молодой личности.

Значительный вклад в изучение молодежи внесли своими работами наши соотечественники, такие как В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, его социальное положение, трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения.

Рассмотрение социальных процессов и явлений, в том числе и молодежных, возможно с позиции влияния человеческой культуры.

Исследуя феномен поколенческого единства в культуре, раскрывается механизм социального наследования: насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивая все новые волны людского массива с феноменом культуры человечества; этот непрерывающийся контакт молодых поколений с достижениями цивилизации имеет огромное значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного наследия и движения в новом направлении.

Смена поколений - универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого «а) в культурном процессе появляются новые участники, тогда как б) старые участники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса, и г) поэтому, необходимо постоянно передавать накопленное культурное наследие; д) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс».

Знаменитый американский антрополог Маргарет Мид занималась проблемами социализации детей, культурного смысла сексуальных ролей, социального и культурного измерения личности. Она утверждала, что культурный характер есть совокупность закономерностей психической жизни, обусловленных культурой. В истории культуры Мид различает три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся у своих предков; конфигуративные (и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников); префигуративные (взрослые учатся также у своих детей). Мид показывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, и подчеркивает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию современной ситуации, влияющую на старшее поколение.

Идеи и методологию данного подхода применяли к изучению молодежи В. Боровик, В. Добрынина, Л. Коган, В. Култыгин, В. Немировский, Е. Слуцкий, В. Харчева и др. Они изучали молодежные субкультуры в связи с ценностной и мировоззренческой дифференциацией в молодежной среде, девиантное поведение, внешнюю атрибутику, досуг и неформальные молодежные объединения.

Говоря об исследовательских подходах, используемых отечественной социологией, нельзя, разумеется, недооценивать издержек чрезмерной идеологизации, допускавшейся еще в не столь давние времена. Советской молодежи внушались надуманные идеалы и жизненные цели. Без должного внимания оставался значительный проблемный пласт, связанный с молодежной субкультурой протеста, сексуальным поведением и тендером.

Говоря о молодежи необходимо отметить, что возрастные границы молодежи чрезвычайно размыты и диффузны. Обычно к молодому поколению относят всех членов общества в возрастном интервале от 16-ти до 30-ти лет.

Возраст отдельного человека - это не просто и не только количество прожитых им лет, а количество лет жизни в совокупности с тем, что принято называть духовным богатством личности, тем внутренним содержанием, которым один человек отличается от другого. Эта та неповторимость и оригинальность личности, о которой говорят, что нет в мире двух одинаковых людей. Все это является результатом жизненного пути человека, который он проходит в определенном историческом отрезке времени.

Индивидуальное развитие человека совершается во времени и находит выражение в возрастных характеристиках, отражающих условия жизни, воздействия среды, воспитания и ведущего вида деятельности. В различные периоды жизни соотношение социального и биологического в личности неодинаково. Ребенок приобщается к социальным условиям жизни с первых дней появления на свет в семье, которая как социокультурное образование постоянно изменяется, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Усваивая, ценности семейной социокультурной среды ребенок тем самым становится носителем семейных ценностей. Будучи членом семьи, часто действует от ее имени и отстаивает семейные интересы и цели в различных учреждениях и сферах подросток остается носителем ее ценностей. Любая семья, либо в качестве социального института, либо в качестве группы, уникальна и в том плане, что она в своем роде, по своей сути является единственной: больше таких семей нет. Это положение способствует формированию у подростков в семье особого отношения к ней, которое закрепляется и в общественном мнении. Известно, что сама по себе уже только одна принадлежность к той или иной семье, фамилии или роду дает немало поводов для радости и гордости или для огорчения. Формируются различные чувства и установки, связанные с достоинством, превосходством или какими-то недостатками.

Дети среди семейных ценностей играют особую, связующую роль. Для подростка это осуществляется посредством выполнения функций сына, дочери. Они олицетворяют собой один из вечных смыслов жизни человека. Их ценность родители видят в том, что они способствуют гармоничному развитию семьи. Как для личности, так и для семьи ценность детей определяется их наличием, т.е. она реализуется в ходе совместной супружеской жизни. А для индивида видеть итог своих действий уже само по себе представляет определенную ценность. Дети выполняют и ряд специфических функций, например, как наследники - продолжатели рода и фамилии, как опора в старости. Они необходимы и обществу, но в особой, трансформированной форме. Общество не может обойтись без учеников, студентов, солдат, рабочих. Многофункциональная ценность детей особенно заметна в областях воспитания, обучения и нравственности: каким-то образом именно в детях сосредоточена абсолютная и вечная ценность всей человеческой культуры.

Значимость подрастающего поколения как носителя семейных ценностей определяется в культуре тем, что они олицетворяют собой будущее человечества. Любая ценность может характеризоваться как вечная, абсолютная и общечеловеческая лишь тогда, когда она связана с будущим, наполнена его потенциями.

С возрастом влияние социального на него усиливается и становится ведущим. Высокий уровень материального благосостояния общества и его культур ускоряет темп интеллектуального развития человека. Все это свидетельствует о том, что возраст - категория изменчивая, поэтому можно считать допустимым несовпадение в разные исторические эпохи как верхних, так и нижних границ возрастных периодов. Совершенно очевидно, что эти несовпадения связаны с общественно-исторической природой человека.

В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней- 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период - 22-35 лет-мужчины,21-35 лет-женщины; второй период- 36-60 лет-мужчины,36-55 лет-женщины); пожилой возраст (61-74 года-мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет-мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). В зарубежной литературе представляют интерес возрастные классификации, представленные работами англоамериканских ученых Д. Биррена, Д. Бромлея, Д. Векслера. Из советских антропологов работы В. В. Бунака и В. В. Гинзбурга.

Не касаясь всех периодов в каждой из возрастных классификаций, выделим для сравнительного рассмотрения лишь период юности, который является относительно однородной и по возрасту и по социальным характеристикам группой.

По Д. Биррену, юность длится от 12 до 17 лет, по Д. Бромлею - от 11 до 21 года, по Д. Векслеру - от 16 до 20 лет, по В.В. Бунаку- от 17 до 25 лет, по В.В. Гинзбургу- от 16-до 24 лет. Из приведенной выше возрастной классификации, принятой симпозиумом по возрастной физиологии, юность охватывает возраст от 17-21 года.

Юность - промежуточная стадия между детством и зрелостью. Это период выбора профессии, начала трудовой деятельности, вступления в половую жизнь. Кроме того, юность-это период кризиса переходного возраста, когда происходит переоценка ценностей и возникает критическое отношение к окружающему миру.

В юношеский период идет формирование самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Юношеский период молодежи неразрывно связан с семьей, потому что именно она является первичной средой социализации подрастающее поколение является носителем ее ценностных ориентации поэтому и представляет несомненный интерес для исследования.

В зависимости от продолжительности формирования социально-экономических и профессиональных качеств социальное и профессиональное становление, например: молодого рабочего в основном завершается к 25 годам, а молодого ученого - к 35.

К молодежным группам относят: учащуюся молодежь, студентов, молодых рабочих и т.д. Относительно однородной и по возрасту и по социальным характеристикам является молодежь, обучающаяся в средних учебных заведениях и студенты, основным видом деятельности которых является учеба и подготовка к будущей жизни.

Разные факторы, определяющие направление социализации, исследователи обычно группируют по уровням воздействия: макро-, мезо- и микроуровневые факторы. А. В. Мудрик объединил их в три группы:

- микрофакторы, к которым относятся явления, оказывающие непосредственное влияние на социализацию личности (семья, группа сверстников, организация и пр.)

- мезофакторы - условия социализации больших социальных групп как реальных (народ, нация, класс), так и номинальных (зрительская аудитория);

- макрофакторы (космос, планета, мир, страна), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или больших социальных групп, например, жителей одной страны.

На основе этой типологии можно выстроить иной иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.

Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

Факторы среднего уровня - система высшего образования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности.

Наконец, к факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учебной деятельности в вузе, студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе.

Выделенные три группы факторов должны друг друга дополнять и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условиях социокультурной реальности бесспорно, доминирующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро - и мезоуровней. Большой интерес представляет не только изучение конкретного развертывания процесса социализации подрастающего поколения, но и анализ его противоречий.

Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, определяющие социокультурную реальность, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами социализации подрастающего поколения. Основное противоречие в сфере социализации молодежи - это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека.

Социализация подрастающего поколения осуществляется на фоне полуразвалившейся экономики, коррумпированности властей, нищенского существования большинства молодых людей, нарастания криминального беспредела и т. д. Основные противоречия в сфере социализации - это противоречия между:

- объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить ее ресурсами, средствами; старыми ценностями общества и новыми. На молодежь оказывают влияние как идеи социализма, так и либерализма - ценности рынка, частной собственности, свободы, демократии, а также религии, церкви;

- нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным потенциалом молодежи. Ныне в стране отчетливо проявляется отчуждение молодежи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем суровые реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т.п.) побуждают определенную часть молодежи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий и знаний;

- потребностями молодежи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребности;

- декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищенностью детей и молодежи. В стране четко обозначились обнищание молодежи, снижение рождаемости, рост числа разводов, показателей сиротства и детской заболеваемости, смертности;

- формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию. В России ныне наблюдается политическая индифферентность молодежи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т. п. Вместе с тем в обществе утверждается политический плюрализм в создании новых молодежных структур.

Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является несоответствие слова и дела. Принятые законы и программы не реализуются, демократия часто является прикрытием для бюрократии и криминалитета. Такая социально-политическая, информационная обстановка в России требует новой стратегии и методов работы с молодежью. Управление процессами социализации может стать достаточно эффективным, но для этого необходимы следующие условия:

- объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитета и поведенческих характеристик молодежи;

- своевременное блокирование и устранение факторов, тормозящих процесс социализации молодежи;

- наличие научно обоснованной государственной молодежной политики и эффективных механизмов ее реализации.

Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации молодежи, требует осмысления условий, факторов, координат социализации, ее временных рамок. Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет - это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Большинство молодых людей в основном приняли требования либерализованной рыночной экономики, принцип индивидуальной ответственности за свою судьбу. Они рассчитывают на себя, свои знания и умения, которые должны им помочь обрести высокий уровень жизни. Хотя поощрение предельно индивидуальной модели социализации грозит обернуться десоциализацией. Остается надежда, что нынешнее поколение российской молодежи найдет внутренние силы противостоять напору индивидуализма, беспредельное разрастание которого противоречит утверждению и развитию демократии, основанной на личном участии граждан в делах общества.

Проблема исследования молодого поколения как социального субъекта тем более становится актуальной, что при сохранении существующих демографических тенденций, процентная доля его будет неуклонно снижаться, объем же функциональной нагрузки станет возрастать.

Возрастные параметры в социальной жизни играют определенную роль как сами по себе (максимум здоровья, энергии и т.п.), так и в виде косвенного подтверждения некоторых возможностей (возможностей иметь некоторые навыки, умения, опыт и др.). Но даже в примитивных обществах нельзя стать полноправным членом без специальной социальной подготовки, т.е. специального обучения. Каждое общество обеспечивает процесс развития индивидуума согласно собственным традициям, определяя те этапы, которые оно признает значимыми.

Подростки в большинстве являются довольно «податливым материалом» в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов.

Последние тенденции в развитии западного мира - рост индустрии услуг, удлинение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе - удлинили переход подрастающего поколения во взрослую жизнь. В некоторых отношениях наше общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность - молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы, покинув отчий дом, молодые люди в возрасте около 20 лет или чуть старше могут избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру, службу в армии или учебу в университете, как начало самостоятельной жизни. Или могут устроиться на работу, продолжая жить дома. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь.

Видимо, особенность подрастающего поколения как социального субъекта в том, что она, с одной стороны, имеет ценностные ориентации, отрицающие традиционные ценности и с другой стороны они являются носителями тех ценностных ориентации, которые свойственны их социальному окружению, в этом случае, будучи погруженными в семью они предстают непосредственными носителями ее ценностей.

Со временем подрастающее поколение становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новые социальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретают большую самостоятельность и ответственность. С течением времени центр тяжести в жизни подростков смещается в сторону сверстников.

В любом случае формирование ценностей и ценностных ориентации наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи - первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления подростка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов, влияющих на усвоение ценностей и выбор тех или иных из них. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле- и радиопередачи и т. п.

Очень важен юношеский этап (13-19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей ценностной системы, определяют свое место в социокультурной реальности. Сложность «переходного» периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают родители, школа, сверстники. На этапе зрелости главным становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период молодой человек не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность.

Конечно, этот процесс идет на протяжении всей человеческой жизни. Однако, именно на период юности приходится принятие в общество в качестве полноправного члена. 3. Фрейд указал, что и в детском, в том числе, и в раннем детском возрасте происходят события, оказывающие радикальное влияние на всю последующую судьбу. В частности, он особо подчеркивал роль неосознанных конфликтов в формировании личности. Но, начиная с 15 лет, процесс усвоения новых ролей и поиск собственной идентичности становится решающим фактором формирования человеческой личности. Ведь от успешности усвоения ценностей и норм социокультурной среды подрастающего поколения зависит здоровье и жизнеспособность семьи и общества.

В традиционном обществе будущее представляется как повторение прошлого и задача решается путем простого воспроизводства тех знаний и умений, которыми владеют его члены. В современном же обществе молодое поколение должно перенять все те навыки и умения, которыми владеют предшествующие поколения, а также подготовиться к встрече с будущим.

Будущее есть не столько повторение, сколько продолжение прошлого, причем зачастую неожиданное и малопредсказуемое. Поэтому подрастающее поколение оказывается перед значительно более трудной задачей - быть готовым к будущему. Но эта же задача стоит и перед семьей и всем обществом. Как отмечает итальянский социолог А. Менегетти, общества, «не обладавшие психической зрелостью, хотя и пытались контролировать ход вещей, оказались разрушены собственными «генераторами силы». Великие изобретения требуют превосходящих их потомков».

Эта проблема многими специалистами квалифицируется как «проблема отцов и детей» или как проблема конфликта поколений. Можно согласиться с Ч. Бидуэллом, утверждающим, что проблема поколений обнаруживается в современных обществах, т.е. обществах, ступивших на путь перестройки, индустриализации и модернизации.

Если в архаичном или средневековом социуме подрастающее поколение с готовностью принимают роли и идеалы, стремятся следовать тем целям и образцам, которые предписывает им религиозная или родоплеменная этика, то в современном мире нередко наблюдаются случаи бунта, апатии, слепого конформизма, политического или морального радикализма. Все это свидетельствует о крайне непростом положении подростков как носителей семейных ценностей.

Как отмечают социологи, одним из источников трудностей у подрастающего поколения как носителя семейных ценностей является переход от традиционного общества, где опыт был синонимом мудрости, к современному обществу, в котором ситуация существенно иная. В быстро изменяющемся мире «в основе продвижения людей по ступеням карьеры лежит не старшинство по возрасту, а скорее достоинства и заслуги, в результате чего это продвижение осуществляется различными темпами, хотя в этом отношении их карьеры значительно отличаются друг от друга. Кроме того, высокое профессиональное положение - вещь непрочная, зависящая от сохранения высокого качества работы, а не от прошлых заслуг, какими бы превосходными они не были».

Параллельно с новыми возможностями в социокультурной реальности возрастает и социальное давление на подрастающее поколение как носителя семейных ценностей. Потому что семейные ценности оцениваются подрастающим поколением все-таки первоначально как - бы «со стороны», лишь постепенно переходя в стадию «брожения». Пока еще семья постепенно вводит подростка в социокультурную среду часто возникают отношения, порождающие лишь контурное желание в ней оказаться. Такая особенность поведения и восприятия подростков должна учитываться родителями. Потому, что молодой человек не сразу делает окончательный выбор, так как подвержен влияниям социокультурной реальности и среды. Таким образом, подрастающее поколение находится в положении via-media, т.е. среднего пути. Следовательно ее относительное благополучие, опирающееся на семейные ценности, приспособление к миру, не порождает стремлений к анализу и рефлексии, расширению схем познания социокультурной реальности.

Характерным следствием данной ситуации становится недоверие к тем схемам, которые предлагает молодым, общество в лице старших поколений, готовых передавать свой собственный опыт. Этот фактор вместе с конфликтом поколений становится отличительной чертой подрастающего поколения как носителя семейных ценностей. Среди других факторов следует отметить изменившиеся функции семьи и образования.

Таким образом, современное подрастающее поколение как носитель семейных ценностей в процессе адаптации к нынешней социокультурной реальности вынуждено использовать семейную систему ценностей, многослойную и противоречивую, приспосабливая ее к современным условиям. То, что не удается приспособить, приходится изменять или даже заменять на принципиально иное, иногда альтернативное.

Но ценностные ориентации у молодежи могут быстро меняться, так как еще нет тех ценностных ориентации, которые характеризуются устойчивостью и длительной стабильностью. Поэтому, в условиях социальной нестабильности, когда прежние ценности уже не работают, молодежь ищет новые ценности среди уже готовых ценностных систем и стремятся их адаптировать к своим условиям.

Но при всей неоднородности молодого поколения, оно предстает как некое единое образование, ибо степень общности всех его составляющих превосходит степень общности каждого его элемента с сознаниями других групп. В противном случае мы бы не имели данного социального слоя, имеющего схожие проблемы и даже свою собственную отраслевую социологию.

Специфика молодежных семейных ценностей заключается также в неустойчивости как отдельных мнений и оценок, так и всей системы ценностей. Можно даже предположить, что в период от 15 до 21 года у молодого человека есть семейные ценности, но они еще не сложились в единую систему. Как показали данные социологических опросов, именно в сознании юношей и девушек данного возраста могут присутствовать ценности, которые плохо совмещаются друг с другом, а иногда и взаимоисключают друг друга. Давно отмечено, что молодежному ценностному сознанию присущи максимализм и даже радикализм. Обыденные объяснения этого феномена хорошо известны: семья склонна объяснять непримиримость моральных требований и оценок недостаточным опытом. Старшие поколения обычно полагают, что «не видевшее жизни» подрастающее поколение еще не научилось видеть разницу между жизнью и моральными императивами, которые отражают жизнь лишь в виде схемы.

Поиск иных ценностей может быть ориентирован на иные пространственные или иные временные горизонты, то есть либо на прошлое собственного общества (от традиционализма до фундаментализма), либо на иные социальные системы (вестернизм). Другими словами, в ответ на тезис «так жить нельзя», можно задаться вопросом «когда было хорошо?» или вопросом «где жить хорошо?».

Проблема выбора в пользу одного из альтернативных общественных идеалов возникает перед человеком в юном возрасте и в общем разрешается в рамках исследуемой возрастной категории несомненно под воздействием семьи.

Также важным разделением в ценностных ориентациях следует признать разделение между ориентацией на достижение материального благосостояния и ориентацией на духовную жизнь или творческую самореализацию. Можно представить себе эту дихотомию в виде двух разнонаправленных векторов, знаменующих собой традиционное различение материальных и духовных ценностей. Не следует забывать, что ориентация происходит в период формирования личности, то есть в юношеский период.

Следующий период связан с восприятием себя как целостного социального типа. Осознаваемое единство образа себя («Я-образ») и отдельных его воплощений требует соблюдения некоторого соответствия всех признаваемых ценностей этой органики. Примеры таких образов можно найти в знаменитой мертоновской классификации типов девиантного поведения. Молодой человек может ощущать себя бунтарем или изгоем, конформистом или карьеристом, циником или человеком, которому все безразлично. Выбор образа с неизбежностью влечет за собой принятие некоторого набора ценностей, соответствующего определенному образу семьи.

Очень часто ценности, разделяемые тем или иным молодым человеком, не могут быть им сформулированы. Не менее часто встречается ситуация, когда сформулированные семейные ценности лишь декларируются, а в действительности совершаются поступки, основой которых является прямо противоположное целеполагание. Положение осложняется в случаях т.н. ценностного конфликта. В нашем случае, когда система семейных ценностей находится в стадии формирования, эти конфликты могут иметь широкое распространение и играть немаловажную роль.

Можно согласиться с И. С. Коном, что юность - наиболее важный и критический этап развития личности. Молодой человек сталкивается с двумя сложными задачами. «Первая - самоопределение в профессиональной сфере: выбор профессии, овладение ею, вторая - создание своего круга общения, поиск друзей, любимого человека. Для того, чтобы сделать правильный выбор, недостаточно знаний о внешнем мире, необходимо разобраться в себе, в своих личных особенностях, познать себя, свои возможности и способности».

Особое значение для характеристики подрастающего поколения как носителя семейных ценностей имеет ее отношение к таким важнейшим социальным ценностям как свобода и ответственность. Стремление к свободе ярко проявляется именно в молодом возрасте. Однако это стремление является во многом интуитивным и эмоциональным, ибо отсутствие должного жизненного опыта не связывает еще свободу с ответственностью. В социологии, социальной философии и этике принято различать два смысла слова свобода: негативный и позитивный: «свобода - от» и «свобода - для».

Нет никаких сомнений в том, что интуитивное стремление к свободе вообще оборачивается для молодого поколения стремлением к негативной свободе, т.е. свободе от всяческих ограничений. Ведь молодые люди еще не осознали неразрывную связь подлинной свободы с ответственностью. Данное обстоятельство служит причиной особого напряжения в социализации молодого поколения, а также участвует во всех без исключения проявлениях молодежной девиантности.

Сложность и противоречивость процесса вступления молодежи в самостоятельную жизнь порождает различные формы молодежного протеста, в том числе асоциальные: преступность, наркомания, «сексуальная свобода» и т.п., специфичную молодежную субкультуру.

Большинство современных и классических теорий девиации не обращают внимание на то, что главной причиной девиации всегда является стремление к ослаблению давления со стороны семьи, социума, культуры, которое оказалось чрезмерным для потенциального индивида. В соответствие с классической теорией Р. Мертона, одни девианты отрицают цели, но принимают средства, другие отрицают средства, но принимают цели, третьи отрицают как цели, так и средства. В результате мы имеем бунтарей, ретристов, ритуалистов и т.п. Но все они - и в этом нет сомнения - оказались искателями более приемлемого пути по причине собственной неспособности быть полноценной личностью, свобода которой зиждется не на отрицании, а на ответственности.

Особую проблему здесь представляют так называемые конформисты. Иногда их определяют как антиподов девиантов, а в других случаях относят к числу социальных отклонений. Представляется оправданным определить конформизм как один из типов девиантного поведения, ибо конформист - это человек, хорошо адаптирующийся в новой социальной микросреде, быстро и без особых усилий усваивающий групповые ценности и нормы.

Долгое время специалисты по социологии молодого поколения не обращали должного внимания на опасность усиления конформизма среди молодого поколения. Основные усилия были направлены на поиски позитивной ценностной системы и ее противопоставление негативной, в то время, как социальное развитие кризисного общества породило массовый конформизм. Конформисты готовы принять любую систему ценностей или не иметь никакой. Они также асоциальны, ибо именно конформисты бегут от свободы, заменяя ее покоем и благополучием.

Ценностное сознание молодого поколения не является постоянным: оно зависит от социокультурной динамики в значительно большей степени, чем сознание других социальных групп.

Молодой человек в своей жизни нуждается в надежных ориентирах. Без прочной опоры на социальные и семейные ценности, существующие в коллективных представлениях людей, ему трудно обрести личностный смысл своего существования, определить цели, рассчитанные на ближайшую и отдаленную перспективы, выбрать адекватные действия в направлении этих целей.

«Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность».

Как и все остальные возрастные социальные группы, молодое поколение неоднородно. Стратификация данной группы копирует общую имущественную и иные стратификации. Разделение по данным признакам происходит естественно и влияет на самоидентификацию молодого человека. Н. Смелзер, 3. Бауман и другие приводят в качестве хрестоматийного пример социологического опроса, когда студентам и старшеклассникам предлагалось оценить, что является худшим правонарушением: уклонение от уплаты налогов или махинации с социальными пособиями. Как и следовало ожидать, мнения разделились в той же пропорции, в которой наблюдалось имущественное разделение между респондентами. Молодые люди, чьи родители имели высокий уровень доходов, полагали, что ложь ради получения социальных пособий не только аморальнее, но и представляет для общества очевидную и весьма значительную опасность. Представители же менее обеспеченных слоев придерживались прямо противоположной точки зрения, утверждая, что именно уклонение от уплаты налогов угрожает стабильности социальной системы и подрывает моральный порядок.

Молодежь отличает от взрослых авантюрный характер поведения, поскольку она в существенном смысле не интегрирована в социальный мир. Это значит, что от подобного качества молодые люди «избавляются» только с возрастом. Помимо этого, для ранневозрастных групп характерна рассеянность - в прямом и переносном смысле - перед лицом противоречий жизни. Например, сельская молодежь обнаруживает меньшую уязвимость, поскольку ближайшая «местность» не заключает значительных расхождений между требованиями семьи и социального окружения. В городе, напротив, сознание и поведение молодых людей, как в зеркале, отражает то, что происходит во взрослом мире.

Не менее значимой является этнокультурная и этнорелигиозная дифференциация. Порой именно она оказывается причиной различий в моральной оценке или принятии решений. Обращает на себя внимание, что религия устойчиво занимает последнюю позицию в духовной жизни большинства молодежи. Стремление многих молодых людей отмечать знаменательные события в своей жизни в соответствии с церковными обрядами - свидетельство признания ими религии скорее как социокультурного феномена, а не как формы духовной жизни. Вместе с тем в процентном отношении доля оценивающих молитву и обращение к Богу как высокую духовную ценность достаточно велика (около 20 %), что говорит о наличии подобной духовной идентичности в молодежной среде.

Наряду с семейными ценностями, этнические, религиозные и культурные сообщества во многом предопределяют господствующую картину мира, стиль мышления и мотивы социально значимых поступков подрастающего поколения. Эти же стереотипы являются фундаментом системы ценностей.

Существует расслоение в молодежной среде на образованных и не образованных, городских и сельских и так далее молодых людей. Именно в период, определяемый как молодость, большинство молодежи выбирают профессию, партнера по жизни, определяются с местом жительства и стилем жизни.

Как видим, подрастающее поколение является в современных условиях переживает процесс активного формирования и становления именно в семье. В тоже время семья как социокультурная среда испытывает изменения, которые происходят в обществе на нынешнем этапе. Это ведет к тому, что на молодежь оказывают влияния разнообразные нередко противоречивые друг другу социальные ценности как со стороны семьи, так и социокультурной реальности. Эта особенность формирования ценностных ориентации подрастающего поколения дополняется трансформацией, происходящей в российском обществе, что усиливает нестабильность и противоречивость ценностных ориентации молодежи.

 

АВТОР: Часовская Л.А.