30.01.2012 5714

Деловая женщина и ее карьера: исторический аспект

 

Происходящие в обществе изменения почти всегда имеют социокультурный характер, что объясняется неразрывной связью социального и культурного. Сфера социокультурной жизни включает в себя науку, философию, религию, этику, искусство, технические изобретения и социальные институты. Это все надорганические явления, поскольку они являются проявлением различных форм сознания; они не возникают в результате голых рефлексов или инстинктов. Исходя из этого, можно сказать, что человек является продуктом социокультурных сил, т.е. продуктом действия тех условий, от которых зависят все проявления человеческой личности.

А вот социокультурное явление возникает лишь в процессе взаимодействия людей. Поэтому невозможно отреть процесс становления личности без учета историко-культурного наследия.

Структура социокультурного взаимодействия включает в себя три неотделимых друг от друга аспекта:

1. Личность, как субъект взаимодействия;

2. Общество, как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;

3. Культура, как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

Данная триада (личность, общество, культура) неразделима, так как формирование личности невозможно без влияния общества и культуры.

Женщина, как элемент социальной системы общества, отражает в себе те изменения, которые происходят в других составляющих системы. Поэтому необходимо провести анализ трактовки места и роли женщины в обществе на различных этапах развития европейской философской мысли.

Древнейшие мифы говорили о первичной андрогинности, целостности человека, будь то мужчина или женщина. В каждом из них в равной степени присутствуют оба начала. Андрогин (юноша-дева) распадается, отделяя от себя женское начало. В результате каждая монада (мужчина и женщина) имеет самостоятельное бытие. Грехопадение человека повлекло за собой его распад на две половины.

Мифологическое представление о взаимоотношении полов осмысливается античными философами и закрепляется как универсальная модель места и роли женщины в обществе. Уже Платон в своих работах задает дуализм души и тела, интеллекта и материи, который стал доминирующим в западной философии. Античный философ институализировал женское как вторичное. Однако именно Платон первым заявил, что природные особенности женщин не являются препятствием для их активной социальной жизни. По его мнению, не пол, а способности определяют вид деятельности человека. Платон не отрицал биологических различий между полами, но делал упор на сущностном сходстве мужчин и женщин, а не их внешних различиях. Таким образом, можно сказать, что впервые в истории человечества Платон высказал мысль о широком доступе женщин к общественно-политической жизни. Однако благодарил богов за то, что они даровали ему свободу, а не рабство, создали мужчиной, а не женщиной.

Аристотель подчеркивал: «Так же как и мужчина по отношению к женщине: первый по своей природе выше, вторая ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении». В период средневековья христианство способствовало укреплению проблемы противопоставления мужского и женского начал как «высшего» и «низшего». Филон Александрийский писал: «Прогресс - это ничто иное, как продвижение от женского к мужскому, так как женский пол, феминное есть материальное, пассивное, телесное и чувственное, в то время как мужское - это активное, рациональное и более схожее с духовностью и мыслью». Причем, взгляды на место и роль мужчин и женщин в обществе формировали не только «отцы церкви» (Фома Аквинский, Августин Блаженный, Ориген и др.), но и представители социальных наук и философии. Вот что по этому поводу писал Д. Локк: «Мы знаем, что бог при сотворении мира дал мужчине верховную власть над женщиной, так как он более благородное и главное действующее лицо при зарождении потомства». Новый толчок для развития идеи сходства и различия полов дало картезианское учение. Р. Декарт был убежден, что в силу онтологической первичности разум независим от тела, а, следовательно, мужчины и женщины имеют общую сущность. Вслед за Р. Декартом, П. де Бар пытался доказать, что мужчины и женщины должны заниматься наукой, перед которой равны оба пола.

Рассматривая философское наследие XIX века нельзя обойти вниманием роль К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля в решении женского вопроса. Отмечая различия социального положения мужчин и женщин, марксизм выходит на уровень понимания равенства полов, которое основывается на единстве биологического, психологического и социального. А. Бебель подчеркивал физиологические и психологические особенности женщин. Поэтому марксисткая идея равенства полов наряду с общими требованиями избавления от рабства, создания условий для гармоничного и всестороннего развития личности, предлагала принимать меры по улучшению социального положения женщин, позволяющих им сочетать производственный и материнский труд (охрана женского труда, защита материнства и детства и т.д.).

В марксизме класс, а не пол является основной сферой, в рамках которой возникает и исчезает неравенство полов. Подтверждением этому могут служить слова А. Бебеля: «Классовое господство исчезнет, и вместе с ним придет конец и господству мужчины над женщиной». Очевидно, что разделение общества на классы не отражает все общественные дифференциации, как, например, возрастные, половые, национальные, религиозные и т.д. Согласно распространенному мнению, принадлежность к классу определяется по месту людей в исторически определенной системе общественного производства, по их отношениям к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. Анализ в свете изложенного выше мнения социального положения женщины, позволяет прийти к выводу, что они не так сильно связаны с классом, как мужчины. Поэтому атривать проблемы равенства полов, исходя только из классового подхода, невозможно.

Если марксисты делали упор на различия социальности, внешний по отношению к мужчинам и женщинам, то представители социально-духовных теорий акцентировали внимание на внутренней социальности. Ф. Ларошфуко, Ж.Ж. Руссо, Д. Юм, М. Монтень, И. Кант и другие представители философии доказывали, что мужчина превосходит женщину своими духовными, нравственными качествами. Гегель утверждал, что один из полов есть духовное как развивающееся «не для себя сущую личную самостоятельность и на знание и воление свободной всеобщности..., другой пол представляет собой сохраняющееся в единении духовное как знание и воление субстанционального в форме конкретной единичности и чувства; первый пол является собой в своем отношении вовне сильное и деятельностное начало, второй (женский пол) - пассивное и субъективное. Поэтому действительная субстанциональная жизнь мужчины проходит в государстве, в области науки и так далее и вообще в борьбе и труде, в отношениях с внешним миром и с самим собой...». Женщина же «имеет свое субстанциональное назначение» в семье. Перенося биологические законы в жизнь общества, Аристотель, 3. Фрейд, О. Вайнингер, Ч. Ломброзо и другие утверждали, что детородная способность женщины привязывает ее к семье и домашнему хозяйству. В то время как смысл жизни мужчины заключен в общественной деятельности. Так как половые различия невозможно устранить, то и идея социального равенства лишена основания.

З. Фрейд ставит социальную жизнь женщины в зависимость от ее биологии. Он утверждает, что: «женщина создана природой только для деторождения, ее социальный интерес слабый, а способности к сублимации меньше, чем у мужчины. Поэтому женщина задерживает развитие культуры (общества), а мужчина его продвигает». Последователи 3. Фрейда (Э. Фромм и К. Юнг) настаивали на различии полов, но предлагали их сохранить. Эрих Фромм осознавал ограниченность биологической теории социальных различий мужчин и женщин. По его мнению, человек не столько биологический, сколько социокультурный тип, поэтому различия между полами обусловлены не биологическими, а социальными различиями. Э. Фромм настаивает не на равенстве полов, а на их равноправии, которое «предполагает не отрицание различий, а возможность для их наиболее полной реализации». Эти различия важны, так как мир полярен, а мужчина и женщина являются его полюсами. Только лишь сохранение этих различий обеспечивает динамику общественного развития.

До сих пор в философской науке сильны традиции «женской миссии», берущей свое начало с биологических различий. Такой подход получил в науке название эссенциалисткого. Согласно данному подходу основным предназначением женщины является материнство: сущность женщины проявляется в стремлении создать семью, рожать и воспитывать детей. «Женщины не ставшие матерями, или женщины, не рожденные для исполнения женских репродуктивных функций (женщины, которые «родились» мужчинами) или женщины, не выказывающие, не демонстрирующие свои «женские» свойства, лишаются права говорить от лица женщин». Развитие женского образования, профессиональной подготовки женщин и растущая потребность индустриального общества в рабочей силе привели к появлению новой концепции социокультурного развития. Ее представители, С. де Бовуар, К. Миллет, М. Мид, С. Файерстоун, Дж. Гриер, Б. Фриден, Дж. Митчелл, интерпретируют женщину, как общественный субъект, способный к неограниченному саморазвитию. Женщины должны сами распоряжаться своей судьбой. Женщина сама должна для себя решить, что важнее (профессиональный рост, семья, или сочетание того и другого).

Гейл Рубин одной из первых сумела четко разграничить термины «пол» и «гендер», ввести понятие половой/гендерной системы. Исследователь различает пол (секс), который она определяет как биологические репродуктивные различия, и гендер, который возникает, когда биологический пол трансформируется культурой в конструкции маскулинности и феминности. Согласно ей, «в каждом обществе существует... система «пол/гендер» - определенная организация, посредством которой биологический «сырой материал» половой жизни и воспроизводства человека подвергается человеческому, социальному вмешательству и приобретает определенные конвенциональные формы». Другими словами, пологендерная система - это «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности и в рамках которых эти преобразованные сексуальные потребности удовлетворяются». Ирвин Гофман, Кэндес Уэст и Дон Зиммерман понимают гендер как организованную модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемую социальными институтами общества. Данный подход основывается на двух принципах:

- гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, продуцированием различий в мужских и женских ролях, семьей, средствами массовой информации;

- гендер строится самими индивидами через осознание и принятие заданых в обществе норм.

В феминистических исследованиях гендер становится аналитической категорией: и как модель социальных отношений между мужчиной и женщиной, и как культурный символ, гендер конструирует доминирование «мужского» в обществе и подавление женского. Таким образом, гендер является одним из основных принципов социальной стратификации. В качестве других принципов выступают этничность, социальная принадлежность и возраст. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с тендерным статусом, человек воспроизводит гендерные различия и одновременно обуславливаемые ими системы властвования.

Феномен человека заключается в его социальности: «... сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Поэтому основным способом бытия человека является деятельность. Деятельность - это специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира в человеческом сознании. Можно сказать, что деятельность это способ существования человека, благодаря которому индивид не просто адаптируется к окружающему его миру, но и изменяет его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Именно профессиональная деятельность является одной из сфер самореализации личности. В профессиональной деятельности человек может раскрыть и проявить свои способности, личные и профессиональные качества. Большую роль в данном процессе играет карьера, которая представляет собой процесс сознательного осуществления «профессионального или должностного продвижения, в функции которого проявляется «результирующий» статус, гарантирующий приемлемый способ самоутверждения». Карьера женщины, как и мужчины, включает всю ее жизнь: становление как личности, формирование как субъекта и объекта управления на разных уровнях; в системе различных общественных отношений и различных социальных институтов.

Как субъект женщина является непосредственным участником социокультурного процесса, меняющим в ходе деятельности свои мировоззренческие ориентиры, отношения с другими людьми, социальными группами, в определенной степени оказывают влияние на развитие социокультурного процесса и передающим усвоенные ценности подрастающему поколению.

Проблема профессионального роста женщин связана с наличием национальных традиций, т.е. с элементом образа жизни людей, когда главенствующая роль в семье и обществе принадлежит мужчине, а женщина вынуждена ему подчиняться. Чаще всего такой подход используется при изучении доступа женщин к власти в странах Латинской Америки, Азии, Африки, бывших республиках СССР, в которых вековые традиции и обычаи закрепляют господство мужчин по отношению к женщинам.

В современном мире наблюдается тенденция сохранения традиций и обычаев в регулировании взаимоотношения полов. Причем, их влияние начало усиливаться даже в тех странах, которые до недавнего времени не отличались приверженностью к традиционному укладу жизни. Скорее всего, это закономерный процесс элементарного выживания, когда законы, созданные для защиты человека, не исполняются, а, кроме того, ухудшается экономическое положение.

Социальная философия уже давно подчеркивает решающую роль власти в утверждении господства мужчины над женщиной, которая по этой причине приобретает патриархальный характер. По мнению П. Де ля Бара, Д.С. Милля, А. Жида, А. Сюдра, общественное неравенство полов является результатом действия силы со стороны мужчин по отношению к женщинам. Причем, речь идет не только о физической, но и других формах насилия (правовых, моральных). Марксизм (Ф. Энгельс, А. Бебель, П. Лафарг) атривал феномен патриархальной власти вместе с феноменом «классовой» власти.

Сегодня ни у кого из исследователей не вызывает сомнения тот факт, что власть вносит свой вклад в обеспечение неравных возможностей для полов. Рассматривая доступ женщин к политической власти, К. Миллет подчеркивает зависимость общественного положения человека от его половой принадлежности. Ситуация, при которой мужчины управляют женщинами, она называет «образом наиболее совершенной «внутренней колонизации»«. Принято считать, что в наибольшей степени патриархат характерен для религиозного мировоззрения. По мнению М. Вебера на ранних стадиях религиозных общин наблюдалось равенство полов. В большей степени это характерно для иудаизма и христианства, в меньшей - исламу и буддизму. Однако после выхода христианской церкви из катакомб, она начинает перестраивать свою структуру по образцу светской власти. Церковные функции были поделены следующим образом: проповедь принадлежала мужчине, а милосердие - женщине. Ислам вообще обращен только к мужчине.

На самом же деле священная книга мусульман Коран устанавливает равенство мужчин и женщин: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин». Согласно предписаниям Корана, ислам относится с уважением к женщине.

Кроме того, необходимо уделить внимание анализу психологических причин, задерживающих продвижение женщин по карьерной лестнице. Мари Хеннинг и Ани Жарден, изучающие проблемы деловых женщин, сумели выявить следующие недостатки, мешающие им добиться успехов в профессиональной деятельности:

1. Женщины в среднем гораздо позже, чем мужчины начинают заботиться о личной карьере.

2. Женщины более эмоциональны, их настроение подчинено физиологическим процессам, и поэтому они не так хорошо, как мужчины, умеют справляться с собой.

3. Женщины по своей натуре менее склонны к риску, чем мужчины. Сомнения, колебания, боязнь заставляют их перестраховываться и откладывать не терпящие отлагательств решения.

4. Женщины чаще пасуют перед случайностями и не умеют держать удары.

5. Женщины, как правило, недооценивают роль личных контактов и связей, пользы взаимных услуг и неофициальных отношений. Они демонстрируют подозрительность и нетерпимость по отношению к возможным соперницам.

На первый взгляд, приведенные выше данные убеждают любого, кто с ними ознакомится, что женщины не в состоянии справляться с давлением внешних и внутренних обстоятельств в продвижении по карьерной лестнице. Но это не так. Психологи отдают предпочтение женщинам-руководителям, обосновывая это тем, что:

- Из женщин получаются лучшие руководители, так как они могут думать сразу о нескольких делах и одновременно составлять планы на будущее, тогда, как мужчины способны сконцентрироваться лишь на одном вопросе.

- Женщины по своей натуре более организованны и способны действовать эффективно, потому что они матери.

- Женщины более целеустремлены, чем мужчины. Лучше подмечают, анализируют и учитывают нюансы в работе.

- Женщины-менеджеры превышают своих коллег мужчин по всем показателям. Они более коммуникабельны, им свойственно доверительное поведение. Они лучше выполняют организационные и плановые функции, быстрее приспосабливаются к изменению условий, четче осуществляют человекоориентированный менеджмент, и, учитывая мнение подчиненных, способствуют повышению производительности труда.

Женщины-руководители больше ориентированы на клиента, на новую услугу (продукт), в котором нуждается рынок.

- Женщина, как и мужчина, может стать руководителем в следующих случаях:

- женщина может создать свою собственную фирму или создать себе рабочее место в рамках той фирмы, в которой она работает. В быстроразвивающихся фирмах едва ли не ежемесячно возникают новые идеи и проекты. Поэтому женщине достаточно лишь выступить инициатором одного из этих проектов и взять управление в свои руки.

- женщину могут назначить на должность руководителя. Очень часто она становится преемником прежнего руководителя, так как до этого была его заместителем. Возможен и другой вариант, когда женщина выигрывает в борьбе с другими кандидатами право занимать определенную должность.

- женщину могут выбрать на должность руководителя. Выборы подразумевают борьбу, которая может быть либо гораздо ожесточеннее (если имеется несколько или не имеется ни одного явного лидера), либо вовсе отсутствует (если имеется один явный лидер).

Психологический словарь дает следующее определение лидера: «Лидер - любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе». Можно сказать, что это человек, который является лидером по характеру. Но эти его проявления должны признавать и другие.

Для достижения высокого социального статуса женщина-лидер должна обладать определенным набором личных качеств. В этой связи Е.И. Комаровым исследуются наиболее значимые качества женщины, из них первую группу составляют женственность и обаяние, вторую группу - компетентность (знание дела) и деловитость. Под деловитостью понимается целеустремленность, организованность, доведение начатого до конца, единство слова и дела, практичность, точность, обязательность, работоспособность. Это та черта характера, которая никак не может делиться на мужскую или женскую. Она едина в своих проявлениях, несмотря на половые различия. Современный экономический словарь атривает деловую активность как «свойство человека и реальное проявление предприимчивости, инициативы». По мнению В.И. Даля и СИ. Ожегова «деловой человек - знающий дело, толковый, дельный». Дельный - значит способный к серьезной работе. Образ идеальной деловой женщины дают нам и зарубежные исследователи Мари Хеннинг и Ани Жарден. По их мнению, это яркая личность, она женственна, не жестока, и не холодна, интеллектуально и физически активна, умеет самостоятельно принимать решения, но в тоже время может улавливать настроения других; ей не свойственна мелочная опека подчиненных. Она целеустремлена, уверена в себе, готова идти на риск, и умеет достойно реагировать на критику. Кроме того, может успешно переключаться с одной социальной роли (руководитель, деловая женщина) на другую (дочь, мать, жена), уверенна в поддержке и помощи со стороны мужа и детей. Г. Саймоне, сотрудница Национальной школы администрации, исследовала карьеру женщины в области управления во Франции и Канаде. Это позволило ей разделить деловых женщин на две категории (управляющие и предприниматели), каждая из которых состоит из двух групп: управляющие - из женщин, делающих карьеру самостоятельно, и профессиональных менеджеров; предприниматели - из наследников и основателей фирм.

Женщина, делающая карьеру самостоятельно, как правило, начинает работать после окончания школы в качестве секретаря. Основа ее успеха - трудолюбие и готовность выполнять любую работу. Недостаток образования компенсируется интенсивным обучением в процессе работы. Как правило, для этих женщин характерно медленное продвижение по служебной лестнице. Их успех базируется на полученных в результате многолетней работы знаний, внутренней структуры и механизма деятельности фирмы. Карьера этих женщин зависит от того, с какой должности начиналась их деятельность, то есть от ее стартовой позиции.

Профессиональные менеджеры - это молодые, энергичные женщины, получившие специальное образование. Основной их задачей является получение должности, соответствующей их образованию и стремлениям. Их карьера не имеет такой тесной связи с фирмой, как в предыдущей группе. Если среди женщин, самостоятельно делающих карьеру согласны перейти в другую компанию - 50%, то среди профессиональных менеджеров - 70% женщин смотрит на смену компаний как на путь к достижению успеха.

Предприниматели - наследники - женщины, унаследовавшие «дело» от родителей или умерших мужей. Здесь возможны два варианта: а) женщина, сознавая себя наследницей, рано начинает работать в компании, принадлежащей обычно родителям. Под их руководством она знакомится с тонкостями бизнеса, часто принимает административные решения в очень молодом возрасте; б) женщина становится наследницей (обычно мужа) в зрелом возрасте, но и в этом случае она знакома с «делом» по домашним разговорам, знакома со многими сотрудниками.

Предприниматели - основатели - это женщины, в высшей степени независимые, ориентированные на достижение успеха. Как правило, они начинают с небольшого капитала (покупая компанию на грани банкротства или начиная со стартовой черты). В большинстве случаев жизненный опыт этих женщин ориентирует их на независимое «дело». По мнению Г. Саймоне, чувство удовлетворения от создания своего «дела» у женщины аналогично удовлетворению от рождения и вскармливания ребенка.

Проблема «деловая женщина» активно изучается и в современной отечественной науке. Читинские исследователи Н.П. Романова и И.И. Осинский рисуют следующий образ: «Деловая женщина - это бизнес-леди, 32 -37 лет, обладающая высоким интеллектом, знающая языки, целеустремленная, умеющая добиваться своего. Она ценит свою работу как средство доказать всем свою незаурядность, в отличие от других женщин, чья цель - кухня, дети, платья... Однако, личная жизнь этих женщин складывается в большинстве случаев неудачно. Деловая женщина практически всегда уже побывала замужем, иногда дважды. Причем, это не просто работающая женщина, а работающая с увлечением и полной самоотдачей... Углубившись однажды в свою работу, эти женщины уже через год - другой остаются в полном одиночестве... раньше они добровольно жертвовали личным ради карьеры, теперь карьера требует жертв от них». Е.И. Комаров сумел выделить следующие типы женщин-руководителей»:

«Дама в белых перчатках» - внешне играет в порядочность, уважительность, честность, а на самом деле делает гадости и унижает достоинство других «приличными методами»;

«Холодно-высокомерная леди» - ее интересует только служба и никаких душевных состояний, она избегает неформального общения с подчиненными, не проникается их заботами и потребностями, разговаривает свысока, подчеркивая свое руководящее положение;

«Жуткая сплетница» - случается, что о женщине-руководителе подчиненные отзываются неплохо. Но подчеркивают ее отрицательную черту характера - переворошить чужое грязное белье;

«Капризная барышня». Отличительная черта - замкнутость на себя, обвинение всех и вся в злом умысле против нее, недоброжелательстве; бестактность в отношении с подчиненными, вечное недовольство результатами их работы;

«Синий чулок». Это, как правило, одинокая женщина, категорично судит обо всем. Упорна и работоспособна. На первом месте для нее работа, которая заменяет ей все. В этом отношении она - идеальная деловая женщина?

Однако, опрошенные в Ставропольском крае женщины-руководители убеждены, что деловая женщина. - это:

- Женщина, которая, несмотря на различные обстоятельства, стремиться добросовестно выполнять свои функции и на работе, и дома (42,3%);

- Женщина, которая не просто погружена во множество дел (и служебных, и домашних), но и успешно с ними справляющаяся (39,2%);

- Это нормальный человек, наделенный соответствующими деловыми качествами (1,6%).

Проведенный анализ основных подходов к определению понятия «деловая женщина» в зарубежной и отечественной научной литературе позволил прийти к следующему выводу: деловая женщина - это активный субъект культуры, совмещающий в себе «маскулинные» и «феминные» ценности: деловитость, эрудиция, желание и умение неординарно подходить к решению сложных хозяйственных, политических, экономических и других задач, готовность приобщиться ко всему новому в своей сфере деятельности, сочетание функций умелого организатора, аккуратного исполнителя и многосторонне развитого руководителя, умеющего в сложных условиях находить оптимальное решение.

Словом, деловая женщина вбирает в себя знания, эрудицию, собранность, активность, целеустремленность, организованность, независимость, уверенность, логику, умение принимать и исполнять решения, рационализм (черта лидера и менеджера), информированность, развитую интуицию, чувство нового. Деловая женщина - это человек социального действия. При этом женщины не просто «передают» детям основные культурные ценности, но и поддерживают и ориентируют их в течение всей их жизни.

В подтверждение того, что женщина способна оказать влияние на ход исторического процесса приведем (далеко не полный) список имен таких женщин:

Среди женщин, оставивших след в российской истории, имя княгини Ольги - наиболее известное. Она была регентшей при своем сыне Святославе и. внесла значительный вклад в укрепление могущества Руси. Можно только поражаться ее дипломатическим способностям. Для укрепления торговых и политических отношений с Византией княгиня Ольга ездила в Константинополь. Смогла укрепить отношения с Болгарией. Русь в период ее правления не воевала ни с одним из соседних государств.

Муж княгини Ольги - князь Игорь был зверски убит из-за несовершенной системы взимания дани. Наказав древлян за смерть мужа, княгиня Ольга по сути дела провела первую в истории Руси финансовую реформу, установив фиксированный размер дани, порядок ее сбора и систематичность. Большой след в истории оставили дочери и внучки Ярослава Мудрого. Дочери Ярослава сыграли большую роль в политической жизни европейских стран, будучи замужем за иностранными королями. Так, например, Анна Ярославна вышла замуж за французского короля Генриха. О большой роли Анны во французском обществе свидетельствует тот факт, что ей было предоставлено право ставить свою подпись на документах государственной важности. Эта привилегия Анны была уникальным явлением для французского королевского двора XI века и свидетельствует о ее высоких человеческих и интеллектуальных возможностях. Внучка Ярослава Мудрого, дочь великого князя киевского Всеволода Ярославича Анна (Янка) в 1089 году возглавила посольство в Византию вслед за митрополитом Иоанном II. Кроме того, при основанном Анной Всеволодовной Андреевском монастыре в Киеве впервые в истории Руси была открыта школа для девочек. Традиции женского образования в Византии благотворно повлияли на общий уровень культуры и распространение грамотности среди русских женщин княжеского дома. События 30-50-х годов XII века в истории Полоцкого княжества В.Л. Янин образно назвал «полоцким матриархатом». Это стало возможным из-за пленения Византией полоцких князей. Пока старшие члены княжеской династии не вернулись из ссылки, их деятельность осуществляли сначала жена Святослава княгиня Софья, затем ее дочь Предслава, которая хоть и была пострижена в монахини, но так и не отошла от светских дел.

Длинный ряд выдающихся женщин, проявивших себя в политической жизни русских княжеств в XV веке невозможен без упоминания таких имен, как; новгородская боярыня Марфа Борецкая, рязанская княгиня Анна Васильевна, дочь Ивана III княгиня Елена, ставшая женой великого князя литовского Александра Ягеллончика. Заслуживает внимания княгиня Мария Ярославна, которая способствовала проведению в жизнь объединительной политики. Плодами ее деятельности и побед Василия II в феодальной войне в полной мере смог воспользоваться их сын - Иван III, свергнувший в 1840 году татарское иго. Не стоит забывать, что на протяжении XVII - XVIII веков - 74 года - женщины управляли Россией. Это царевна Софья (1682-1689), императрицы Екатерина I (1725 - 1727), Анна Ивановна (1730 - 1740), Анна Леопольдовна (1740 - 1741), Елизавета Петровна (1741 - 1761), Екатерина II (1762 -1796).Екатерина II (1729 - 1796) находилась у власти 34 года. Талантливая, образованная Екатерина II умела многое - и управлять огромной империей и, что очень важно, приближать к себе талантливых людей, поручать им важные дела в соответствии с их способностями. Так, например, Екатерина Дашкова 12 лет возглавляла две Академии Наук: Российскую и Петербургскую. Еще в самом начале своего царствования Екатерина II заложила основы женскому образованию, создав учебное заведение для «воспитания благородных девиц» (Смольный институт, во главе которого стала А. Долгорукая). Одновременно было открыто особое училище для воспитания девушек купеческого и мещанского сословий. Но не только российские женщины сумели оставить свой след в истории: Клеопатра VII Tea Филапатора (69 - 30 г. до н.э.), Маргарита Датская (1353 - 1412), Елизавета I Тюдор (1533 - 1412), Мария Терезия (1717 - 1780) и многие другие.

Сужение позиций монархии и укрепление позиций демократии расширили возможность выхода женщин на высокие государственные должности: Корасон Акино (президент Филиппин), Шейх Хасина (президент Бангладеш), Тарья Холонен (президент Финляндии), Мэри Макэлис (президент Ирландии), Вайра Вике - Фрейберг (президент Латвии), Мейр (Мейерсон) Голда (премьер-министр Израиля), Маргарет Хильда Тэтчер (премьер-министр Великобритании), Гро Харлем Брунтланд (премьер-министр Норвегии), Беназир Бхутто (премьер-министр Пакистана), Мария Доменико Мичелотти (премьер-министр Сан Марино), Чадрика Кумаратунга (президент и премьер Шри Ланки) и другие.

Женщины сумели обрести влияние и известность в частной предпринимательской сфере. В России уже в XIX веке в исключительных случаях женщины весьма успешно справлялись с возложенной на них обязанностью. Так, Евдокия и Марья Мальцевы внесли большой вклад в развитие стекольной промышленности российского государства. В наследство Евдокия получила две фабрики, а к моменту передачи предприятий Марией своему сыну насчитывалось уже 10 фабрик.

Матрена Ивановна Павлова получила в наследство ткацкое производство. Она осуществила техническое переоснащение фабрик (улучшила и обновила здания фабрики, машины, квартиры служащих). Кроме фабричной деятельности активно занималась благотворительностью. Жертвовала крупные суммы Московскому государственному университету, на постройку библиотеки имени ее отца, училища для детей рабочих и служащих. Надежда Петровна Ламонова (1861 - 1941) - первый известный в России модельер и создатель дома моделей, которая смогла успешно организовать свое дело. В современном бизнесе выделим следующих женщин:

Эсти Лаудер (Жозефина Эсфирь Ментцер) (?- 24 апреля 2004) - основательница всемирной империи косметики. Начав свое дело с изготовления кремов для лица в домашних условиях, Лаудер сумела построить гигантскую корпорацию, успешно применив свой метод и новую стратегию распространения образцов. В 2003 году фирма «Эсте Лаудер» заняла 349 место в списке 500 самых ведущих компаний, составленных американским журналом «Форчун». А в списке титанов бизнеса XX века, составленном в 1998 году, еженедельником «Тайм», Эсте Лаудер оказалась единственной женщиной. Ее так же можно считать родоначальницей одного из богатейших семейств планеты.

Мэриан Айлич начинала с пиццерии в Детройте в 1959 году и пришла к годовому обороту в 2,16 миллиарда долларов. Дженни Крейг - совладелица одноименной фирмы по разработке диет в Калифорнии (416 миллионов долларов). Что касается современной России, то в качестве примера отрим деятельность 76-летней жительницы города Ростова-на-Дону: Александра Федоровна Селезнева сумела организовать сеть магазинов одежды секондхенд после выхода на пенсию. Она хотела помочь своим внукам и чем-то занять появившееся свободное время. Сейчас в торговую сеть Селезневой входят четыре магазина и два оптовых склада одежды, расположенных в Ростове - на - Дону и в Краснодаре.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- с древнейших времен в человеческом сообществе действует принцип доминирования мужского пола над женским, наделяющий мужчин высшей ценностью по сравнению с женским. Достаточно указать на труды Аристотеля, Ф.Аквинского, А.Блаженного, Г. Гегеля З.Фрейда и других. Причем, превосходство мужчин над женщинами обосновывалось биологическими различиями полов.

- развитие в социальной философии идей феминизма сформировало новую концепцию социокультурного развития. С этого времени женщина интерпретируется уже как общественный субъект, способный к неограниченному саморазвитию.

- тот факт, что доля женщин в составе высшего руководства во всем мире невелика, не является случайным. Двигаясь вверх по карьерной лестнице, женщинам приходится преодолевать множество барьеров: культурных, образовательных, юридических, психологических и исторических.

- карьера женщины подразумевает становление ее как личности, формирование как субъекта и объекта управления на разных уровнях; в системе различных общественных отношений и различных социальных институтов, охватывающих все аспекты жизнедеятельности женщин.

- как субъект женщина является непосредственным участником социокультурного процесса, меняющим в ходе деятельности свои мировоззренческие ориентиры, отношения с другими людьми, социальными группами, в определенной степени оказывает влияние на развитие социокультурного процесса и передает усвоенные ценности подрастающему поколению.

- в России и европейских странах уже с древнейших времен были случаи возвышения женщин до управления страной или бизнесом. Но не стоит забывать, что эти явления были следствием принадлежности к монархической семье и отсутствием наследника по мужской линии. Расширение позиций демократии и переход сначала к индустриальному, а затем постиндустриальному обществу открыли для женщин доступ к сфере управления политикой и экономикой.

 

АВТОР: Исаченко О.К.