30.01.2012 8153

Девиации в студенческой среде: социологический анализ

 

В студенческой среде сегодня в той или иной степени получили распространение различные социокультурные девиации. Интересно, что большинство студентов отметили существование в вузе таких явлений, как честность и принципиальность. В то же время подобные качества находятся в конце списка приоритетных ценностей студенчества. Очевидно, что студенты неоднозначно трактуют данные понятия.

Среди наиболее распространенных отрицательных явлений в вузе студентами было названо употребление ненормативной лексики. На то, что данное явление «очень часто встречается», указали 47,9% респондентов, еще 47,0% ответили, что это «иногда случается».

Таким образом, подавляющее большинство студентов терпимо относятся к данному явлению: 59,6% иногда ее используют в общении с другими людьми, оправдываясь тем, что их «вынуждают», 14,8% не позволяют себе прибегать к ней, хотя других не осуждают, 11,7% полагают, что это нормальный стиль общения молодежи. Резко отрицательно к использованию ненормативной лексики отнеслись только 13% современных студентов. В результате можно сделать вывод о том, что данный факт становится нормой для большей части студенчества.

В ходе опроса выяснилось, что студенты, проживавшие до поступления в вуз в селе, спокойнее относятся к употреблению ненормативной лексики. Среди них больше тех, кто старается обходиться без мата, но кого «вынуждают» к нему обращаться - 67,5%. В то время как среди городских жителей таких 56,4%. Последние чаще характеризовали свое отношение к ненормативной лексике, как «резко отрицательное» - 15%. Среди представителей села таких 10%. Также горожане в большей степени, чем выходцы из села, не допускают для себя ее использование, при этом не осуждая других (16,4% и 10% соответственно).

На втором месте по распространенности среди студенчества оказалось злоупотребление алкоголем. На существование этого явления указали 47% респондентов, отметив, что это «иногда встречается». По мнению 12,1% опрошенных, злоупотребление спиртными напитками в вузе «очень часто встречается».

В ходе исследования были получены сведения относительно периодичности употребления алкоголя. Выяснилось, что большинство респондентов выпивают не реже одного раза в месяц. Пятая часть современного студенчества вообще не употребляет спиртные напитки. Причем, больше всего таких респондентов оказалось в той группе студентов, которые живут вместе с родителями (27,7%); значительно меньше таких среди тех, кто снимает квартиру. Реже всего абсолютно «непьющие» студенты встречаются в студенческих общежитиях (6,9%). Очевидно, что на употребление алкоголя в молодежной среде влияет непосредственное окружение.

Что касается студентов-горожан, то среди них также больше непьющих (23,6%), по сравнению со студентами-сельчанами (15,2%). Можно сделать вывод о том, что в селе молодые люди выпивают гораздо чаще.

В ходе опроса выяснилось, что вкусы студенчества в выборе спиртного довольно разнообразны. Нужно отметить, что утверждение о «пивном алкоголизме» современной молодежи оказалось несколько преувеличено. Действительно значительная часть опрошенных отдает предпочтение пиву, но такая же по объему группа студентов предпочитает пить вино и крепкие спиртные напитки (водку, коньяк, абсент). Остальные студенты среди любимых алкогольных напитков называли мартини, шампанское, коктейли, джин-тоник и т. д.

Таким образом, большинство студентов считают, что основным фактором употребления спиртного среди молодежи является компания. Это вполне объяснимо, учитывая психолого-возрастные особенности данной социальной группы. С этой позиции влияние компании обусловлено стремлением молодых людей к общению со сверстниками. Почти такое же количество респондентов считают, что причиной злоупотребления алкоголем является безделье молодежи. Ей просто нечем заняться, поэтому она и развлекается как может. Половина опрошенных ответили, что студенты чаще всего выпивают, чтобы снять напряжение, расслабиться.

Некоторые респонденты ответили, что студенты чаще всего выпивают, чтобы «весело провести время», а также из-за огромного количества праздников. Кроме того, по их мнению, употребление спиртного - это «способ расслабиться и честно узнать что-то друг о друге». Подобные ответы свидетельствуют о довольно легкомысленном отношении современного студенчества к алкоголю.

Что касается делинквентного поведения студенческой молодежи, то были получены следующие данные. По мнению 29,5% респондентов в студенческой среде «иногда встречается» воровство, рэкет. У 26,7% опрошенных есть друзья, знакомые, которые решают свои проблемы противоправными способами. Причем, у студентов, которые до поступления в вуз жили в городе, таких знакомых оказалось больше, чем у тех, кто приехал из села (30,4% и 21,3% соответственно). Неудивительно, что они более терпимо к этому относятся: 24,5% из них ответили, что противоправное поведение знакомых их не касается, в остальном они нормальные люди. Среди выходцев из села так думают 15,2%).

Как оказалось, отношение к противозаконному поведению тесно связано с уровнем дохода студентов. Так, меньше всего тех, кто терпимо относится к данной проблеме среди респондентов с доходом от 600 до 1500 рублей в месяц (19,1%о), больше всего - с доходом от 2000 до 3000 рублей (40,5%).

Таким образом, студенты - контрактники в меньшей степени осуждают подобное поведение, чем их коллеги - бюджетники, и в большей степени склонны его оправдывать, объясняя тем, что виноваты не люди, а обстоятельства.

Студенты выразили и такое отношение к противоправному поведению молодежи: «Иногда просто не остается выбора», «Мне это не нравиться, но это есть, и помешать этому не могу», «Мне все равно».

В ходе исследования студентам был задан вопрос: «Как Вы думаете, что может толкнуть молодого человека на кражу?».

Большинство респондентов мотивирует воровство материальными проблемами, а именно «острой необходимостью в деньгах».

Затем идут влияние компании и «желание взять то, что плохо лежит». Только 26,2 % студентов, принявших участие в опросе, уверенно заявили, что ничто не оправдывает данного правонарушения, и они никогда на него не пойдут.

Примечательно, что представители города и села по-разному мотивируют делинквентное поведение среди молодежи.

Студенты, проживающие до поступления в вуз в городе, более подвержены влиянию компании и желанию «взять то, что плохо лежит». Среди представителей села больше молодых людей, которые категорически не приемлют воровство.

В контексте проблемы девиантного поведения студенчества был рассмотрен вопрос о проявлении насилия в студенческой среде. Респондентам был задан вопрос: «При каких обстоятельствах, на Ваш взгляд, можно ударить человека?». В результате большая часть опрошенных выбрала вариант ответа: «Если он первый ударил» - 69,5%. Второе место заняла позиция «если он оскорбил» - 53,8%. Таким образом можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение молодежи в большей степени провоцирует намеренная физическая и вербальная агрессия со стороны другого человека. Настораживает тот факт, что третье место в данном списке занимает ответ «По-другому до него не доходит», который свидетельствует о нетерпимости молодых людей к мнению окружающих. Причем, если среди представителей села этот ответ выбрали 22,5% респондентов, то среди городской молодежи их почти в два раза больше - 42,9%. По мнению 7,6% респондентов человека можно ударить только потому, что он им неприятен, 1,8% смогут применить насилие при условии, что тот, на кого оно направлено, слабее. Среди студентов 13,5% полагают, что нет таких обстоятельств, которые оправдывали бы причинение физического вреда другому человеку.

Исследование выявило зависимость агрессивных настроений от материального положения студентов.

Чем выше доход студентов, тем они более агрессивны и склонны к насилию. Так, среди студентов с доходом от 600 до 1500 рублей 51,7% респондентов полагают, что можно ударить другого человека, если он оскорбил. Среди тех, кто в месяц получает от 1500 до 2000 рублей и тех, чей доход составляет от 2000 до 3000 рублей, таких 55,6% и 59,5% соответственно. Больше всего (62,9% опрошенных) разделивших данное утверждение в группе респондентов с доходом выше 3000 рублей. В этой же группе в пять раз больше тех (по сравнению со студентами, чей доход не превышает 1500 рублей), кто считает, что поводом для насилия может стать неприязнь к человеку, и в два раза меньше тех, кто полагает, что нет обстоятельств, оправдывающих насилие.

По-прежнему серьезной молодежной проблемой является наркомания. О существовании этой опасной девиации среди студенчества заявили 24,1% респондентов, отметив, что это «иногда встречается». В целом по массиву опрошенных у 25,2%о студентов, то есть у четвертой его части, есть друзья, знакомые, которые употребляют наркотики. И число таких знакомых быстро увеличивается прямо пропорционально курсу. Так, если среди студентов младших курсов таких знакомых имеют 17,6% опрошенных, то среди старшекурсников они есть уже у 30,5%). Также растет количество «затрудняющихся ответить» на вопрос о наличии друзей-наркоманов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что чем старше студент, тем больше людей в его окружении употребляют наркотики, следовательно, больше шансов, что он сам будет вовлечен в данный вид поведения.

В целом большая часть современного студенчества категорически осуждает наркоманию среди своих сверстников, трезво оценивая последствия данной девиации.

Студенты могли выбрать из предложенного списка два варианта ответа. 75,8% респондентов резко отрицательно относятся к наркомании среди студентов. Опасно, на наш взгляд, что довольно значительная часть молодежи (22,4%) проявляет равнодушие в данном вопросе.

Обращает на себя внимание тот факт, что чем старше студенты, тем они лояльнее относятся к употреблению наркотиков.

Разница в ответах небольшая, но все-таки она есть. Среди старшекурсников меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, зато больше тех, кто полагает, что разговоры о вреде наркотиков несколько преувеличены. По сравнению со студентами младших курсов, старшекурсники более склонны считать употребление наркотиков распространенным стилем поведения молодежи (1,1% и 12,9% соответственно). Последний факт, на наш взгляд, является следствием переоценки ценностей, происходящей в молодежной среде. Употребление наркотических веществ становится ценностью, частью молодежной субкультуры.

В ходе исследования была также выяснена взаимосвязь между отношением к наркотикам и материальным положением студенчества.

Таким образом, среди обеспеченных студентов меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что вред от наркотиков, о котором столько говорят, несколько преувеличен. Особенно настораживает, что среди материально обеспеченных респондентов мнение о том, что наркотики - это распространенный стиль поведения современной молодежи, встречается в пять раз чаще, чем среди малообеспеченных студентов.

Учитывая, что в большинстве случаев приобщение к наркотикам начинается с курения «травки», мы выяснили, как к ней относятся современные студенты. В ходе анкетирования им был задан вопрос: «Что такое «марихуана»? В результате подтвердилось мнение о том, что студенчество в большей своей массе недооценивает опасность данного вещества. Причем, отношение к употреблению марихуаны в молодежной среде связано с формой обучения студентов.

Студенты, обучающиеся на платной основе, в большей степени, чем бюджетники расценивают марихуану как «легкий» наркотик (47,5% и 38,6% соответственно). Среди них больше тех, кто полагает, что «травка» это все равно, что табак. То, что марихуана - это «такой же опасный наркотик, как и другие», считают только 20,9% контрактников, в то время как среди бюджетников эта цифра почти в два раза больше - 38,6%).

На отношение к употреблению данного вещества непосредственно влияет и материальное положение респондентов. Выяснилось, что чем выше доход студентов, тем они в большей степени склонны считать, что «травка» - это вообще не наркотик. Среди них меньше, по сравнению с малообеспеченными студентами, тех, кто полагает, что это такой же опасный наркотик, как и другие. Таким образом, можно говорить о том, что одним из факторов наркомании в студенческой среде является возможность достать наркотики, которая тем выше, чем больше денег имеет молодой человек.

Среди мотивов первой пробы наркотических веществ студентами были названы следующие. На первом месте по числу ответивших оказался такой фактор, как любопытство. Этот вариант ответа выбрали 70% респондентов. В силу психолого-возрастных особенностей молодежи любопытство действительно оказывает достаточно сильное влияние на поведение данной социальной группы. На втором месте находится мотив «компания». Так ответили 61,9% студентов. Это также объяснимо с позиции возраста респондентов, для которых характерно стремление к общению со сверстниками. На третьем месте оказался гедонистический фактор, а именно «желание испытать необычные ощущения, «поймать кайф» (41,7%). Далее по степени значимости распределились следующие ответы: «Стрессовая ситуация» (22,4%), «отсутствие цели в жизни» (21,1%). Среди студентов 6,7% считают, что мотивом первой пробы наркотика может стать «желание идти в ногу со временем», такое же число респондентов вообще не смогли ответить на данный вопрос.

По мнению 16,8%) респондентов, среди студенчества «иногда встречаются» случаи суицидов.

Что касается курения, то в результате данного исследования выяснилось, что в целом по массиву опрошенных курят 33,6%). Причем, количество курящих среди парней и девушек практически одинаковое. Выяснилось, что курение напрямую зависит от материального положения студентов. Если среди респондентов с доходом не выше 1,5 тысячи рублей в месяц курят 29,2%, то среди тех, чей доход составляет более 3-х тысяч рублей таких - 40%.

Специфические девиации студенчества связаны с процессом обучения в вузе и во многом определяются отношением молодых людей к высшему образованию. Сегодня высшее образование рассматривается студентами в первую очередь как залог успешной карьеры. Так его воспринимают 49,8% опрошенных. На втором месте находится возможность получить специальность (40,8% респондентов). Затем уже молодые люди выделяют возможность самосовершенствоваться (37,7%) и рассматривают образование как необходимую составляющую культурного человека (36,3%).

Отношение к высшему образованию среди учащихся младших и старших курсов в целом одинаковое. Однако по некоторым позициям взгляды расходятся. Так количество студентов, которые воспринимают учебу в высшем заведении как залог успешной карьеры, уменьшается к пятому курсу. Если среди учащихся младших курсов таких 59,3%, то среди старшекурсников - 43,2%. Последние в большей степени, чем студенты первых и вторых курсов воспринимают высшее образование как необходимую составляющую культурного человека (40,9% и 29,7% соответственно).

Подтвердилось мнение о том, что успеваемость студентов напрямую зависит от того, как они воспринимают ценность высшего образования.

Отличников оказалось больше всего в той группе респондентов, для которых высшее образование ценно с точки зрения возможности самосовершенствоваться, получить диплом и добиться успехов в будущей профессии. Меньше всего их среди тех, для кого обучение в вузе - это, прежде всего, отсрочка от армии, их нет вообще в группе тех, для кого образование - напрасная трата времени. Респонденты, обучающиеся в вузе с целью избежать службы в армии, составляют большинство в группе студентов с самой низкой успеваемостью. Среди них больше всего тех, кто регулярно имеет задолженности по предметам. Парадоксально, что среди «хорошистов» таких студентов тоже большинство.

В целом, хорошая успеваемость наблюдается у тех студентов, которые рассматривают высшее образование как залог успешной карьеры, как необходимую составляющую культурного человека. Это подтверждают и данные о наличие задолженностей у современных студентов.

Учебу в университете характеризуют как «очень интересную», прежде всего, те студенты, которые воспринимают образование с позиции самосовершенствования, возможности добиться успеха в карьере и повысить свой культурный уровень. Среди тех, кто оценивает учебную деятельность как «совершенно неинтересную» больше всего тех, кто пришел в вуз только ради диплома.

В ходе исследования были получены следующие данные относительно мотивации поступления студентов в университет. Бесспорным лидером по количеству ответов оказался мотив «стать хорошим специалистом в выбранной области». Его выбрали 48% респондентов. Остальные факторы распределились следующим образом: возможность получить высокооплачиваемую работу отметили 19,1%о, не смогли определиться 11,7%, на другой факультет не хватило денег у 5,4%, для 4% респондентов абсолютно все равно, какой факультет, главное для них - получить диплом. Еще 3,6% при поступлении в вуз руководствовались идеей престижности факультета.

Респонденты могли предложить на данный вопрос собственный вариант ответа. В результате были получены следующие данные. Среди причин выбора факультета лидирует интерес к будущей профессии, который сложился еще в школьное время. Студенты так мотивировали свое поступление: «Интересная специальность, особенно практика»; «мне нравиться путешествовать» (ответ студента географического факультета); «мне это нравилось, я интересовался этим»; «нравится изучать иностранные языка (ответ студента факультета рома-но-германских языков); нравится моя будущая профессия»; «просто - это мое». Правда встречаются ответы и противоположного содержания: «настояли родители»; «потому, что не поступил па другой факультет»; «пихнули родители».

На наш взгляд, мотивация поступления в вуз во многом определяет то, насколько доволен или разочарован будет студент во время учебы, что обязательно скажется на характере его учебной деятельности. В целом большинство студентов положительно оценивают выбранную специальность. Она полностью оправдывает ожидания 29,1 % респондентов, еще 45,3% скорее довольны, чем разочарованы. Среди тех, кто в той или иной степени разочарован своим выбором - 9,8%. Еще не определились в своем отношении 15,7%.

На выполнение студентами своих непосредственных обязанностей оказывает влияние их отношение к преподавательскому составу. Значительная часть респондентов считают, что их педагоги «не только образованные люди, но и интересные личности» - 35,3%. Еще 33,6% уважают их за знания и эрудированность. Вместе с тем 12,5% респондентов недовольны качеством преподавания в вузе. Так 9,4% студентов заявили, что преподаватели «только отбивают охоту учиться», а 3,1% опрошенных отметили: «ничего нового они для меня не открыли». Вместе с тем 18,6% респондентов выбрали вариант «затрудняюсь ответить».

В структуре специфических девиаций современного студенчества можно выделить нерегулярную подготовку к занятиям, наличие задолженностей, платную сдачу экзаменов и зачетов, грубость по отношению к преподавателям.

Подавляющее большинство студентов среди прочих явлений отметили использование шпаргалок на экзамене - 94%.Эта цифра позволяет с уверенностью говорить о том, данное явление из девиации превратилось в норму. То же самое можно сказать и о пользовании мобильным телефоном во время занятий. Большинство респондентов (91,7%) указали на существование данного явления: 49,5% из них отметили, что это «очень часто встречается», по мнению еще 42,1% это «иногда встречается».

В целом по массиву опрошенных большинство студентов указали на существование в вузе практики платной сдачи экзаменов и зачетов: 36,2% отметили, что это «очень часто встречается»; 52,9% выбрали ответ «иногда встречается». Данный факт свидетельствует о том, что платная сдача сессии, также как и использование шпаргалок на экзамене, приобретает характер нормы в студенческой среде, что не может не настораживать.

Таким образом, большинство студентов убеждено в том, что это происходит вследствие низкого уровня знаний самих студентов, а потом уже в силу других факторов.

Среди тех, кто выбрал вариант ответа «другое» встречаются разные мнения относительно сложившейся ситуации. В одних случаях студенты винят преподавателей, которые в силу своей «маленькой зарплаты» иногда «не дают возможность сдать», вынуждая платить. Но чаще всего респонденты объясняют существование платной сдачи экзаменов и зачетов ленью самих студентов, нежеланием трудиться. Так, отдельные студенты заявляют: «спрос порождает предложение»; «лень заставляет платить»; «не хотят учиться». Один студент высказал такую точку зрения: «Большинство студентов на это и надеются, поступая в вуз»! Как видим, студенчество в данном случае достаточно самокритично, что можно оценивать как позитивный момент.

Таким образом, в первую очередь на успеваемость студентов влияет их отношение к предмету, затем тот факт, что некоторые студенты совмещают учебу с работой. Важным фактором оказались и взаимоотношения с преподавателями.

Чаще всего респонденты объясняют неуспеваемость студентов (также как и существование платной сдачи экзаменов и зачетов) ленью, безответственностью, отсутствием тяги к знаниям. В этом вопросе студенты подвергают своих коллег еще более жесткой критике. По их мнению, неуспеваемость студенчества - следствие «низкого интеллектуального уровня, безразличия к будущему», а также того, что студенты «учатся ради диплома», «не ставят целью успеваемость, добросовестную подготовку». К тому же «веселая жизнь мешает сконцентрироваться на учебе». Отдельные молодые люди связывают несерьезное отношение к учебе с тем, что некоторых студентов заставляют учиться родители, которые к тому же поддерживают материально, финансирую тем самым беззаботное времяпрепровождение своих детей.

Таким образом, среди общих девиаций наиболее распространенными в студенческой среде являются злоупотребление алкоголем, делинквентное поведение (воровство, рэкет), наркомания, что обусловлено спецификой социокультурного развития современного российского общества. Из девиации в норму превращается употребление ненормативной лексики. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, склонны к насилию, терпимее относятся к воровству. Они меньше привязаны к семье, при достижении своих целей больше рассчитывают на деньги и связи. Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, склонны к насилию, оправдывают противоправные способы решения проблем, употребление наркотиков. Последнюю девиацию обеспеченные студенты впять раз чаще, по сравнению с малообеспеченными студентами, рассматривают как молодежный стиль поведения.

К специфическим девиациям студенчества сегодня можно отнести нерегулярную подготовку к занятиям, платную сдачу экзаменов и зачетов. Последнее приобретает характер нормы, также как использование шпаргалок па экзамене и разговоры по мобильному телефону во время занятий. Сами студенты объясняют наличие в вузе практики платной сдачи зачетов и экзаменов, неуспеваемость своих коллег их собственной ленью, безответственностью, отсутствием стремления добросовестно получать новые знания вследствие того, что они учатся только ради диплома

 

АВТОР: Крапивко Е.Н.