27.11.2010 6707

История и сущность метафизической поэзии и влияние Джона Донна на ее развитие

 

Метафизика – «мудрость мира сего...». Смысл термина можно охарактеризовать, как понимание философии жизни на новом историческом этапе, когда поэтический текст обладает соединением оригинальных образов, сложностью форм.

Это слово ввел александрийский библиотекарь Андроник Родосский в I в. до н.э., классифицируя сочинения Аристотеля. Метафизикой (дословно - “после физики”) он назвал книгу о “первых родах сущего”, то есть о божественном, расположенном за пределом физического мира. Но тогда этот термин не был связан со сферой поэзии. Это произошло значительно позже.

Считается, что первым понятия поэзии и метафизики соединил Джордано Бруно в книге “О героическом энтузиазме”, которую он в 1585 году посвятил английскому поэту Филипу Сидни. Сидни - великий поэт, ответственный в елизаветинской (или шекспировской) Англии за моду на писание сонетов. Сонет - жанр, в котором едва ли не впервые ренессансное мышление сказалось метафоричностью, то есть желанием соотнести все со всем, заметить подобия, установить связи как земного с земным, так и земного с небесным [2, С.3].

Спустя сто лет после Бруно Джон Драйден заметил в стихах одного из своих предшественников склонность “смущать умы представительниц прекрасного пола тонкими философскими рассуждениями”. Драйден счел это “метафизикой”. Этот термин был повторен известным филологом XVIII в. С. Джонсономи закрепился за группой поэтов XVII в., для творчества которых характерна атмосфера мистицизма, религиозно-этических исканий, поэтического самоуглубления. В эту группу в первую очередь входят поэты Дж. Герберт (1593-1633), Г. Воган (1622-1695), Р. Крешоу (1613-1649), Ф. Квэрлз (1592-1644). Слово подхватят и сделают характеристикой поэтического направления, восходящего к великому Джону Донну.

С влиянием Донна связывают целую школу английской поэзии середины XVII в., называемую иногда школой «поэтов-метафизиков» («school of wit»), а иногда - «школой остроумия». Название пошло от распространенной в те годы тенденции вводить в поэзию остроумные и замысловатые парадоксы, остроты, строить целые стихотворения как развернутый афоризм.

Несмотря на различные религиозные взгляды, «поэты-метафизики» действительно объединены обращением к лирике, пронизанной богоискательскими настроениями. Миру земных страстей и утех они противопоставляли напряженное созерцание. Мотивы отшельничества, осуждение суетной жизни свойственны «поэтам-метафизикам». Природа для них - храм или молельня. Их стихи часто выливаются в жанр поэтической молитвы, исповеди или высокого морального размышления. В любом жизненном явлении «поэты-метафизики» ищут, прежде всего, некий скрытый мистический смысл, раскрытие которого и превращается в задачу, решаемую поэтом. «Поэты-метафизики» охотно разрабатывают и углубляют технику поэтической аллегории, унаследованную от средневековой, религиозной лирики и претворяют ее в систему девизов и эмблем, образов, имеющих сокровенный религиозный смысл [1, С.181].

Несмотря на творческую односторонность и стилистическое однообразие, «поэты-метафизики» в какой-то мере расширили проблематику английской поэзии, закрепили в ней жанр философской лирики.

Литература

1. Самарин Р.М. Донн и «поэты-метафизики»// История всемирной литературы. - Т. 4. - М., 1987.

2. Шайтанов И.О. Метафизики и лирики // Вопросы литературы. – М., 1998. - №6.