27.11.2010 4601

Анадиплосис как поэтическая фигура в идеостиле русских поэтов

 

Одним из основных требований, предъявляемых к художественным текстам, является исключение из авторского дискурса повтора лексем и одинакового построения предложений. Однако для художественной выразительности писатели используют повторение слов и структурной схемы предложений. В поэтических произведениях используются разные виды синтаксического повтора: анафора, эпифора (катафора), симплока, анадиплосис.

Например, у Пушкина встречаем повтор слов, играющих важную роль:

Глухой глухого звал к суду судьи глухого,

Глухой кричал: «Моя им сведена корова!»

Анади′плосис (от греч. anadiplosis – удвоение) – разновидность повтора, представляющая собой, стык (подхват) или повтор последнего слова (группы слов) стиха в начале следующего. Анадиплосис характерен для фольклорной речи, где отдельные тождественные по содержанию стихи сочетаются с синтаксически идентичными фрагментами текста, образуя группы стихов, которые в определенном ритме повторяются в тексте.

И как берет ево да за желты кудри,

За желты кудри да за белы руки,

И за белы руки да златы перстни.

В данном случае вследствие того, что предложение перерастает в объем стиха, оно расчленяется на отдельные словосочетания, которые ритмически повторяются в следующих стихах, каждый раз наращивая текст до размеров отдельного стиха. Возникает своеобразная спиральная конструкция, основанная на композиционном принципе параллелизма: повторяющееся слово является как бы ядром, из которого развивается отдельный стих:

И брали они жеребчиков молодыих,

Молодыих жеребчиков бухарских,

Бухарских жеребчиков темнокариих,

Темнокариих жеребчиков нелегченых.

Такие показатели служат своеобразным индексом фольклорного стиля, так как наращение стиха до его полной метрической схемы происходит путем повторения отдельных компонентов словосочетаний предшествующего стиха. В этих случаях такой повторяющийся компонент служит исходным материалом для развертывания полного стиха. В таком повторении (анадиплосисе) наглядно выступает формально-структурная, а не содержательная функция приема параллелизма.

Анадиплосис использовал и А.В.Кольцов, так как этот композиционный повтор позволял поэту реализовать распространенный в народной лирике такой композиционный прием, как ступенчатое сужение образов. Посредством данного приема создавалась картина, в которой образы следовали один за другим в направлении их пространственного сужения. Ступенчатое нисхождение предыдущих образов имело своей функцией выявление конечного образа, стоящего на самой узкой нижней ступени ряда, с целью фиксации на нем наибольшего внимания:

1. Дуют ветры, 2.Тучи носят воду,

Ветры буйные, Вода поит землю,

Ходят тучи, Земля плод приносит;

Тучи темные. Бездна звезд на небе…

Такого рода прием находим и в страстном стихотворении Н.А.Некрасова «Прощание», посвященном Авдотье Панаевой:

Пиши – прошу я одного. И святы, как цветы с могилы

Мне эти письма будут милы С могилы сердца моего.

Этот своеобразный вид повтора, когда второе полустишие каждой нечетной строки повторяется как первое полустишие последующей четной, был излюбленным и у К. Бальмонта.

В свое время всех читателей очаровала та лавина благозвучия, музыки, которая всплывала в светлом поле сознания в его знаменитом стихотворении «Я мечтою ловил уходящие дни…»:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня.

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногою у меня.

В стихотворение введены повторы, параллелизмы, рефрены, извечно бытовавшие в народной песне. Поэт использует эти композиционные приемы для выделения и акцентирования наиболее существенных звеньев и эпизодов «восхождений». Периодические возвраты к «уходящим теням», к звукам, что раздавались с Небес и Земли, к высям гор, что «светлее сверкали», усиливает впечатление светлой грусти каждого шага: ведь в каждом шаге встреча сливается с прощанием, радость – с печалью расставания.

Повторы в этом стихотворении отчасти несут иллюстративную функцию: создается впечатление тяжелого переступания со ступеньки на ступеньку башенной лестницы. Но главное в том, что этот повтор выделяет и укрепляет в сознании читателей главную тему – движение-преодоление.