27.11.2010 3241

Категория оценочности в русской рок-поэзии

 

Рок-культура возникла как протест против застоя общества, против бездуховности, против насилия человека над человеком. Представители этой культуры (поэты и музыканты А.Башлачев, И.Кормильцев, К.Кинчев, Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук и др.) взяли на себя ответственность по-новому заговорить (запеть) о предназначении человека на земле, об окружающем мире, о любви и ненависти, о вечном поединке добра и зла. Это мотивирует высокую степень проявления категории оценочности в поэтических текстах.

Оценочность слова – категория функциональная, которую, в основном, в поэтическом тексте выполняют имена прилагательные, наречия и причастия как слова со значением признака, а также имена существительные соответствующей семантики: гроза-королева, пульс великой любви

(К.Кинчев), день серебра (Б.Гребенщиков), верная отдушина, бесконечно прекрасное лицо ( А.Башлачев), жемчужная луна (И.Кормильцев), вьюга - наша благодать( Ю.Шевчук). В научной литературе отмечается [1,66], что оценочность в разговорной речи, публицистике и художественной литературе может развиться у слов, выполняющих указательную функцию,

т.е. у местоимений, например: Кто жив, тот знает – такое дело! / Душа гуляет и носит тело (А.Б.) (Здесь и далее условные сокращения: А.Б.- Александр Башлачев, Ю.Ш.- Юрий Шевчук,К.К.- Константин Кинчев, И.К.- Илья Кормильцев, Б.Г.- Борис Гребенщиков)

С точки зрения изобразительных возможностей оценочная лексика восходит к метафоре, эпитету. Мастер прозы Юрий Олеша писал, что «от искусства для вечности останется только метафора» [2, 521].Он же отмечает, что одна из богатых коллекций метафор – это звериные метафоры, как, например, у Велимира Хлебникова [2, с.523]. В нашем исследуемом материале подобный тип метафоры встречается достаточно часто:

чёрный пёс Петербург (Ю.Ш.), моя песня – раненый стерх ( И.К.), электрический пёс ( Б.Г.), мы - выродки крыс, мы пасынки птиц ( А.Б.). Исследователь художественных текстов В.К.Харченко пишет, что признаком переносных значений является экспрессия. В «звериных» метафорах – явно повышенная экспрессия, т.к. она создаётся подчеркнутым тематическим сближением средства оценки и объекта характеристики [2, 69 - 70].

Представители поэтической рок-культуры используют широкие возможности эпитетов – одного из сильнейший средств создания оценки: Из кухонных кранов бьёт веселящий газ (Б.Г.); Всхлипы сердечно-сосудистых грёз (Ю.Ш.); Сине-зелёный день встал, где прошла гроза (К.К.), Бриллиантовые дороги в тёмное время суток (И.К.). Необычное называние предмета проявляется в двусоставных предложениях, где мысль идёт от действительности к кодированию понятия или скрытой оценке: Я – церковь без крестов (Ю.Ш.), Пепел твоих сигарет - это пепел империй (Б.Г.), Его трамвай – гильотина (Б.Г.); Рок-н-ролл – славное язычество (А.Б.).

Категория оценочности проявляется в «параде» гипербол, основным средством выражения которых являются имена числительные: Ты стреляешь на тысячу вёрст и тысячу лет (Б.Г.); И каждый уже десять лет учит роль (Б.Г.); Две тысячи нелепых лун отданы нелепой игре (К.К.); Утро Полины продолжается сто миллиардов лет (И.К.).

Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние передаётся средствами иронии. Границы этого тропа могут быть расширены (т.е. быть за пределами только одного слова), если ирония придаёт художественному изображению особую окраску, своеобразно раскрывая неудовлетворённость автора окружающим миром. Цель иронииу рок-поэтов не смешить и развлекать, а, напротив, подчеркнуть всю серьёзность, порой трагичность положений и ситуаций:

Мать учит телефон морга, / Когда её нет слишком долго (И.К.);

Ален Делон говорит по-французски, / Ален Делон не пьёт одеколон (И.К.);

Тоталитарный рэп- это телевизор, / Он правит нами, он учит нас жить

( К.К.); Мы тоске зелёной - племяши родные. / Нищие гурманы. Лживые сироты. / Да горе-атаманы из сопливой роты (А.Б.).

Ирония в приведённых примерах строится на денотативном значении слова, на возможностях лексической сочетаемости.

Наиболее убедительно проявляется категория оценочности в сравнениях. В исследуемых поэтических текстах в сравнении возникает сложный метафорический образ, потому что авторы сравнивают несопоставимые понятия: Сказка бежит речкой ( К.К.); И брошен под ноги стоптанным облаком (К.К.); Прощальным костром догорает эпоха

(Ю.Ш.); Время сжалось Луною ( Ю.Ш.); Жизнь, как истина в черновике (А.Б.); Я ломал стекло, как шоколад в руке ( И.К.); Сентябрь сладок, как папиросный дым (Б.Г.). Кажущаясяна первый взгляд лёгкость выбора сравнений является обманчивой. Сопоставление должно быть оригинальным: потерявшее свежесть сравнение перестаёт выполнять эстетическую функцию. У Бориса Гребенщикова мы нашли сравнения с логическим противоречием, и это придало строкам особую художественную притягательность: Они не умеют лгать, / Как волк не умеет есть мясо, / Как птицы не умеют летать.

У представителей поэтической рок-культуры обнаружилась одна закономерность – это отсутствие авторских неологизмов, в которых также может проявиться категория оценочности. Авторы не стремятся к эксперименту над языком, их художественный мир создаётся с помощью узуальных слов.

Литература:

1. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова // РЯШ. – М., 1976. - №3 - С.66-70.

2. Олеша Ю.К. Ни дня без строчки // В кн. Избранное. - М, 1974.- С.521-523.

3. Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии. – М,1991. – 127 c.