10.01.2011 61242

Фонетика (краткий курс лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Звуковая сторона языка

2. Акустические признаки звуков речи

3. Артикуляционные признаки звуков речи

4. Классификация звуков речи

5. Фонетическое членение речи

6. Фонетические процессы.

6.1. Комбинаторные изменения звуков

6.2. Позиционные изменения звуков. Ударение. Редукция

7. Фонемы, позиции, вариации и варианты

8. Система фонем и фонетическая система языка. Орфоэпия

Литература

 

Ключевые слова: фонетика, фразы, такты, слоги, звуки, количественные и качественные отношения, интонация, ударение, волна сонорности, относительна акустическая и артикуляционная однородность, колебательные движения, высота, сила, длительность, тембр звука, шумы, резонатор, гармонические обертоны, резонаторные тоны, форманта, артикуляция, экскурсия, выдержка, рекурсия, гласные, согласные, спиранты, активные и пассивные органы речи, палатализация и веляризация, консонантизм, вокализм, артикуляционные и акустические признаки звуков, сегментные и суперсегментные единицы, дифтонг, фразовое ударение, пауза, пограничные сигналы, комбинаторные и позиционные изменения звуков, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология, редукция, протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, перцептивная и сигнификативная функции звуков речи, фонемы, звукотипы, оппозиции, дифференциальные и интегральные признаки фонем, произносительные условия, дистрибуция фонем, сильные и слабые позиции фонем, варианты и вариации фонем, омофония, делимитативная функция звуковых единиц, нормировка произношения

 

1. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА ЯЗЫКА

 

Фонетика – наука, изучающая звуковые единицы языка – фразы, такты, слоги, звуки, которые связаны между собой количественными и качественными отношениями. Единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, а единство звука – его относительной акустической и/или артикуляционной однородностью. Фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга, поэтому они составляют систему.

 

2. АКУСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ

 

Акустика – наука, изучающая теорию звука. Звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. К акустическим признакам звука относятся: высота, которая зависит от частоты колебаний: чем выше частота, тем выше звук; сила, которая зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук; длительность (или долгота), которая связана с количеством колебаний во времени, тембр – индивидуальное качество его акустических признаков.

Колебаниямогут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают тоны, а в результате непериодических – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – относительную.

В образовании звуков важна роль резонатора – замкнутой воздушной среды, где производится звук. Это ротовая, носовая и глоточная полости речевого аппарата. Благодаря резонатору основной тон обогащается наслаивающимися на него обертонами - более высокими тонами, число колебаний которых является кратным по отношению к числу колебаний основного тона. Это гармонические обертоны.

Тоны в резонаторе могут возникать и самостоятельно. Это резонаторные тоны. В этом случае резонаторы резонируют задней и передней частью отдельно. Удлинение и укорочение резонатора меняют его тоновую окраску. Область резонирования и его результат называются формантой.

Таким образом, тембр звука – сложное явление, содержит основной тон, шум, гармонические обертоны и резонаторные тоны.

 

3. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ

 

Речевой аппарат – это совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи (легкие, диафрагма). Перечисленные органы имеют прямые биологические, а также вторичные - речевые функции.

Источником образования большинства звуков речи служит воздушная струя, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. С точки зрения образования звуков речевой аппарат делится на три части: 1) все, что ниже гортани; 2) гортань; 3) все, что выше гортани.

Работа органов речи, направленная на производство звуков, называется артикуляцией. Артикуляция состоит из трех частей: приступа (или экскурсии), средней части (или выдержки) и отступа (или экскурсии). Звуки с мгновенной выдержкой называются мгновенными. Это (п), (б), (т), (д), (ц), (ч), (к), (г), которые либо нельзя протягивать, либо при протягивании их создается другое слуховое впечатление, ср. не (ц), а (с); не (ч), а (щ). Звуки с более или менее продолжительной выдержкой называются длительными. Следует отметить, что их длительность не всегда проявляется, но всегда может быть (при желании) проявлена. К ним относятся гласные звуки, а также согласные (м), (н), (л), (р), (ф), (в), (с), (з), (ш), (ж), (й) ,(х). Иногда вместо выдержки можно сделать задержку размыкания. В результате получаются долгие (п), (б), (т), (д), (ц), (ч), (к), (г), где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания.

Звуки делятся на гласные и согласные, различающиеся как акустически, так и артикуляционно.

Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них либо не присутствуют (это гласные), либо они минимальны (например, в артикуляции (р), (л), (м), (н). В шумных (это только согласные) тембр звука определяется характером шума. Крайними точками сонорности служат (а) и (п). Между этими двумя полюсами – чисто тональных звуков типа (а) и далее в убывающем по сонорности порядке, благодаря уменьшающемуся раствору рта, (э), (о), (и), (у), и чисто шумовых (п) – находятся звуки, переходные от сонорных к шумным. Так, в пределах сонорных это согласные (м), (н), (л), (р), (й), (w), а в пределах шумных это звонкие длительные (в), (з), (ж) и мгновенные (б), (д), (г); глухие длительные (ф), (с), (ш), (х), мгновенные (п), (т), (к). Следовательно, акустически гласные являются чисто тональными звуками.

Артикуляционно звуки речи направлены либо на уменьшение раствора рта до полного закрывания, либо на расширение раствора рта до полного раскрывания. Первые составляют согласные, вторые - гласные. Сила выдоха различна у разного рода звуков. Сильнее всего она у глухих согласных, поэтому они называются сильными. Слабее у звонких согласных, что позволило назвать их слабыми. Еще слабее она у сонорных согласных и самая слабая у гласных.

 

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

 

4.1. Классификация согласных

 

Проход во рту, по которому идет струя воздуха, может быть: 1. свободным, когда нет никакого препятствия; это звуки свободного прохода, то есть гласные; 2. суженным, когда органы речи во рту, сближаясь, образуют щель – это звуки суженного прохода, к которым относятся фрикативные согласные (или иначе – спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные): (ф), (в), (с), (з), (ш), (ж), (й), (х), а также гортанные придыхательные (h); сомкнутым, когда на пути струи воздуха возникает полная преграда – смычка, которая либо преодолевается, либо струя воздуха ищет обход. Это смычные согласные. Они подразделяются на: взрывные – (п). (б), (т), (д), (к), (г), гортанно-взрывные (q); аффрикаты (смычно-фрикативные) – (пф), (ц), (дз), (ч), (дж); носовые (или назальные) – (м), (н), французское (gn) и немецко-английское (ng); боковые (или латеральные) – разного типа (л); дрожащие (или вибранты) – разного типа (р). Это классификация согласных по способу образования, отвечающая на вопрос - как?

Все согласные могут быть подразделены на шумные и сонорные. К шумным относятся фрикативные, которые бывают звонкими и глухими, а также взрывные и аффрикаты, как глухие, так и звонкие. Носовые, боковые, дрожащие относятся к сонорным.

Взрывные и аффрикаты относятся к мгновенным звукам, а гласные, фрикативные, носовые, боковые и дрожащие звуки – к длительным.

Согласные классифицируются и по месту образования. Это будет ответом на вопрос где? Место образования – это та точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути воздушной струи и где возникает шум. Образуя преграду, органы взаимодействуют. При этом один из них играет активную роль (активный орган), другой - пассивную (пассивный орган). Это определяется по роли органа речи в данной паре. Различают классификации согласных по активным и пассивным органам. По активным органам согласные делятся на губные, передне – средне – заднеязычные; по пассивным органам – на губные, зубные, передне – средне – задненебные (см. таблицу 1). Это основные признаки согласных. Кроме них есть и дополнительныепалатализация и веляризация.

Палатализация – это подъем средней части языка к твердому небу, что повышает характерный тон и шум. Это явление называют смягчением. Веляризация – это подъем задней части языка к мягкому небу, что понижает характерный тон и шум. Это явление называется отвердением (ср. люк – лук).

Дополнительные гортанные артикуляции могут различать придыхательные и смычно-гортанные согласные.

Придыхательные согласные (или аспираты) похожи на обычные взрывные и аффрикаты, но отличаются от них тем, что одновременно со смычкой во рту образуется сужение междусвязочной щели без напряжения мускулатуры. При этом происходит взрыв, который сопровождается фрикацией воздуха о связки (ср. не (п), а (пh).

Смычно-гортанные согласные (или абруптивы) отличаются от обычных взрывных и аффрикат тем, что одновременно со смычкой во рту образуется вторая смычка в гортани между связками. Ротовая смычка взрывается не струей воздуха из легких, а силой мускулатуры рта, и почти одновременно с этим следует гортанный взрыв силой воздушной струи (ср. не (п), а ( п?).

Система согласных называется консонантизмом.

 

4.2. Классификация гласных

 

Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Гласные делятся по широте раствора рта. По этому признаку они бывают: широкие (а), средние (э), (о), узкие (и), (у). Акустически это деление соответствует степени сонорности: максимально сонорные, средней сонорности и минимально сонорные.

Артикуляция гласных зависит от объема и формы резонатора, то есть полости рта (иногда носа). Гласные различаются высотой резонаторного тона, поэтому в каждом языке бывает самая низкая гласная - (у) и самая высокая – (и). Между ними располагаются все остальные.

Различия гласных по высоте резонаторного тона зависят от того: а) как перегорожен ротовой резонатор; б) как расположены губы; в) включен или выключен носовой резонатор. Положение губ – важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивает переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон. Эта артикуляция называется огублением или лабиализацией. Не растянутые и не вытянутые губы не влияют на резонаторный тон. Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных. Лабиализовать легче узкие гласные (сильная лабиализация), труднее средние (средняя лабиализация) и труднее всего широкие (слабая лабиализация).

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произношении данного звука. Выделяются гласные: переднего ряда – (и), (и), (э),(о),( ); заднего ряда – (ы), (у), (о), ( ), (а) заднее и его огубленная пара ( ); среднего ряда – (ы) и его огубленная пара (у).

Вертикально гласные распределяются по подъему, то есть по степени приподнятости той или иной части языка. Выделяются: гласные верхнего подъема – (и), (и), (ы), (у), (ы), (у); среднего – (э), (о), (а), (о); нижнего – это разные (а), см. таблицу № 3.

Гласные могут различаться и долготой.

 

5. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ

 

Фонетически речь членится на единицы. К фонетическим единицам относятся звук, слог, такт, фраза. Звук - сегментная единица, а слог, такт и фраза – суперсегментные.

Слог – сочетание из двух и более звуков, один из которых слоговой (то есть обладающий большей звучностью или иначе - сонорностью), а другой (или другие) – меньшей. По своему звуковому строю слоги бывают открытыми (заканчиваются гласной) и закрытыми (заканчиваются согласной); неприкрытыми (начинаются с гласной) и прикрытыми (начинаются с согласной). Бывают и такие слоги, которые состоят более чем из одной гласной. Сочетание гласных в пределах слога называется дифтонгом. Если в дифтонге первая гласная слоговая, то это нисходящий дифтонг, если вторая, то это восходящий дифтонг.

Такт – группа слогов, объединенная одним ударением. В обычной звучащей речи (нестихотворной) безударные слоги группируются вокруг ударного слога. Ударный слог выделяется своей силой и длительностью. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные (служебные) слова, не имея своего ударения, примыкают к слову, имеющему ударение, либо спереди (проклитика) либо сзади (энклитика).

Фраза – несколько тактов, объединенных интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, которое может быть осложнено сопутствующими явлениями: увеличением силы ударения в отдельных тактах, убыстрением и замедлением темпа. Иногда к интонации относят и тембр всего высказывания. Во фразе выделяются три части: предцентровая, центр и постцентровая. Центр – это ударный слог в том такте, который выделяется по силе среди других тактов фразы. Эти такты, произношение которых усилено, несут фразовое ударение. Одна фраза от другой отделяется с помощью: 1. интонации; 2. пауз; 3. фразового ударения. Членение текста на такты и фразы имеет смыслоразличительную функцию.

К числу суперсегментных единиц относятся и так называемые пограничные сигналы (диэремы), так как на границах слов (и морфем) действуют иные звуковые закономерности, чем в середине значимых языковых единиц. Пограничные сигналы являются суперсегментными единицами по той причине, что всегда обусловлены особыми звуковыми сочетаниями, возникающими на границах значимых единиц.

 

6. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Звуки могут влиять друг на друга. Это влияние вызывает комбинаторные изменения, к которым относятся аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология. Кроме этого на звуки могут влиять общие условия произношения. Это вызывает позиционные изменения звуков. К ним относятся протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.д.

 

6.1. Комбинаторные изменения звуков

 

Аккомодация имеет место при приспособлении согласных и гласных, стоящих рядом. Она бывает прогрессивной и регрессивной. В любом случае это частичное приспособление звуков. Вопрос о том, что аккомодирует: согласные гласным или гласные согласным, решается по-разному в разных языках и даже в одном языке в разные периоды его существования.

Ассимиляция – это процесс уподобления звуков того же рода. Она может быть полной или неполной; прогрессивной или регрессивной, контактной или дистактной. Ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука. Так, для согласных это: способ и место образования твердости и мягкости; участие-неучастие голоса (оглушение и озвончение). Для гласных это признаки ряда, подъема, лабиализации. Каждая ассимиляция может быть охарактеризована со всех указанных точек зрения.

Диссимиляция – это процесс расподобления звуков одного типа, когда из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее похожих звука. Они касаются как гласных, так и согласных; могут быть контактными и дистактными; регрессивными и прогрессивными.

Ассимиляция не угрожает фонетическому облику языка, и поэтому шире допускается литературным языком, а диссимиляция более резко меняет фонетические нормы языка, и поэтому более характерна для ненормированной речи, а именно диалектов, просторечия и т.д.

Наряду с этим имеют место и так называемые прочие фонетические процессы. Они основываются либо на диссимиляции, либо на ассимиляции. К ним относятся: диэрезы (выкидки), основанные на ассимилятивных процессах; гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов; эпентезы (вставки), основанные на диссимиляции; протезы (надставки), приставляющиеся к началу слова; метатезы (перестановки).

 

6.2. Позиционные изменения. Ударение. Редукция

 

Позиционные изменения связаны прежде всего с ударением, то есть с позицией слога относительно ударения.

Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Оно достигается в разных языках различными средствами, а именно: силой или интенсивностью артикуляциидинамическое (или силовое, экспираторное) ударение; долготой произношения – квантитативное (количественное или долготное) ударение; движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – тоновое (мелодическое, музыкальное) ударение. Эти приемы могут выступать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

Кроме этого ударение может быть как фиксированным, так и нефиксированным; как одноместным, так и разноместным.

Динамическое и динамически-комплексное ударение является источником редукции.

Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов.. В связи с этим она касается преимущественно гласных звуков. Различают количественную и качественную редукцию.

Однако позиционные изменения характерны и для согласных звуков. Это позиционные изменения шумных согласных в конце слова, когда имеет место оглушение звонкого. Это явление представляет собой редукцию согласного звука.

 

7. ФОНЕМЫ. ПОЗИЦИИ. ВАРИАЦИИ И ВАРИАНТЫ

 

Акустические и артикуляционные признаки звуков речи обеспечивают выполнение ими перцептивной функции – возможность воспринимать их органами чувств. Помимо этой функции звукам речи свойственна и сигнификативная функция, то есть способность различать звуковой материей значимые элементы языка. В этом случае звуки речи понимаются не как физическое явление, а как общественное. Такое понимание пришло в науку от теории фонем, или фонологии. Многообразие произносимых звуков группируется в каждом языке в ограниченное и исчисляемое количество основных звуковых единиц – фонем. Звуки объединяются в одну фонему на функциональной основе. Это звукотипы. Фонемы – это минимальные единицы звукового строя языка, служащие для складывания и различения значимых единиц языка - морфем, слов. Они противопоставлены друг другу в системе языка. Такое противопоставление называется оппозицией. Фонемы характеризуются дифференциальными и интегральными признаками.

Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз, и поэтому попадают в разные произносительные условия. Распределение фонем по этим произносительным условиям называется дистрибуцией. Эти условия называются позициями. Они бывают сильными и слабыми. Сильная позиция является благоприятной для выполнения фонемой смыслоразличительной функции, а слабая неблагоприятная. Поскольку фонемы выполняют две функции – перцептивную и сигнификативную, то понятия сильная и слабая позиция понимаются по-разному применительно к указанным функциям. Применительно к перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, а слабая та, в которой фонема меняет свое звучание и выступает в виде оттенка или вариации. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление внутри своей пары, и поэтому различают значимые элементы языка, а слабая та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, то есть перестают различаться и различать значимые элементы языка. В этом случае мы имеем дело с вариантами фонем. Таким образом, перцептивно сильные и слабые позиции принадлежат одной фонеме, а сигнификативно сильные и слабые позиции – не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух и более фонем. Вариации фонем не затрагивают смысла и даже не замечаются говорящим. Варианты, напротив, влияют на понимание речи и приводят к омофонии.

 

8. СИСТЕМА ФОНЕМ И ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА. ОРФОЭПИЯ

 

Система фонем, а тем самым каждый ее член – одно из характерных свойств самобытности языка народности, нации. Фонемы – всегда члены данной фонетической системы, ее содержание и значимость определяются ее положением в системе. Они могут быть выстроены в виде оппозиций, организованных на основе тех или иных дифференциальных признаков.

Оппозиции бывают коррелятивными, двучленными, различающимися одним дифференциальным признаком; ступенчатыми (градуальными), состоящими более чем из двух членов, которые усиливают какой-то признак. Для определения состава фонем в языке необходимо понимание позиций, поскольку подсчет фонем может быть осуществлен только на основании сравнения сильных позиций. При этом надо брать морфемы, а не слова и определять состав фонем каждой морфемы независимо от той позиции, в которой они оказались в рамках слова.

Особую роль в связной речи могут выполнять звуковые единицы для обозначения начал и концов морфем и слов. Это делимитативная (или разграничительная) функция.

Орфоэпия – дисциплина, занимающаяся нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов. Орфоэпия буквально значит «правильное произношение». При этом нормировать можно только литературное произношение. Вспомогательным разделом орфоэпии являются так называемые «правила чтения».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гируцкий А.А. Ведение в языкознание. - Минск, 2003.

2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - Л.,1960.

3. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. - М.,1959.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 1967.

5. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. - М., 1960.

6. Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Ч.1. - Л., 1958.