04.07.2012 6681

Конфликт в романе Э. Хемингуэя «Райский сад» и книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой»

 

Можно различить два типа конфликтов, в разрешении которых принимают участие герои произведений Хемингуэя 40-50-х годов: камерные, узко-личностные «Праздник, который всегда с тобой», «Райский сад», повесть «Старик и море» и социальные, общественно - политические «За рекой в тени деревьев», «Острова в океане», В. Е. Хализев выделяет два рода (типа) сюжетных конфликтов: «это, во-первых, противоречия локальные и преходящие, во-вторых, - устойчивые конфликтные состояния (положения)». Последний тип сюжетосложения служит, прежде всего «выявлению не локальных и преходящих, окказиональных конфликтов, а устойчивых конфликтных положений, которые мыслятся и воссоздаются неразрешенными в принципе. У конфликтов такого рода (их правомерно назвать субстанциональными) нет сколько-нибудь четко выраженных начал и концов, они неизменно и постоянно окрашивают жизнь героев, составляя некий фон и своего рода аккомпанемент изображаемого действия».

Предпочтение в использовании того или иного типа конфликта позволяет писателю создавать различные типы героя, подчеркнуть то в их образе, что на данном этапе своего творчества он считает наиболее важным. В книгах «Праздник, который всегда с тобой» и «Райский сад» Хемингуэй преимущественно выстраивает конфликты камерного типа, что связано с уже рассмотренной нами задачей раскрытия черт творческой личности в наиболее чистом виде.

Конфликт романа «Райский сад» завязывает ревность Кэтрин к писательскому труду мужа. Женщина пытается удержать его в мире любви, в «райском саду» гармоничных взаимоотношений мужчины и женщины, радость которых в начале романа осознают сами персонажи. «Знаешь, - говорит Кэтрин Дэвиду, - не нужно беспокоиться за меня, потому что я люблю тебя и нас только двое в этом мире». Тем не менее, предчувствие грядущего изгнания героев из рая преследует читателя с первых страниц романа. «Я люблю, - повторяет Кэтрин, - и нам не о чем беспокоиться, правда? - Не о чем», - отвечает Дэвид, но за его кратким ответом чувствуется скрытая неудовлетворенность, четко обозначенная в подтексте. Ситуация усугубляется стремлением Кэтрин поменяться с мужем ролями в любовных отношениях. Уставший от постоянного напряжения, молодой человек предпочитает Кэтрин ее подругу Мариту.

Разрыв Кэтрин и Дэвида, крушение их райского сада закономерны. Недопустимо, по мнению Хемингуэя, укрываться в мире любви от реальности, как это делают Фредерик Генри и Кэтрин Баркли в романе «Прощай, оружие!». Герой рассказа Хемингуэя «Дайте рецепт, доктор!» (1933 г.) мистер Фрезер причисляет любовь к «наркотикам», позволяющим забыть о сложности жизни.

В одной из глав романа «Райский сад» между молодыми супругами завязывается разговор о неизбежности смерти. Желая скрыться от жестокой реальности, Кэтрин произносит ключевую для характеристики ее мировосприятия фразу: «Опасно выходить за пределы своего мирка. Пожалуй, я вернусь в свой, наш мирок, который я выдумала. Я хочу сказать, мы выдумали». Разница мировосприятия Дэвида и Кэтрин как личностей творческой и нетворческой лежит в основе их конфликта и определяет разное отношение супругов к проблеме времени. Если Дэвид время максимально использует, то Кэтрин пытается забыть о его быстротечности, укрывшись в мире личных отношений. По мнению Мариты, у нее «другой отсчет времени, она его панически боится».

Кэтрин так же, как и ее муж или любой другой человек, не хочет, чтобы с ее смертью «все исчезло». Между тем, она не может найти дела по душе, в котором могла бы реализоваться как личность. «Мадам - домохозяйка», - спокойно говорит Кэтрин о себе, но чувствуется, что такое положение дел ее не удовлетворяет. Она находится в постоянном поиске, но стоит ей добиться своего, как интерес к достигнутому исчезает. С этой точки зрения девиантное сексуальное поведение Кэтрин - лишь знак ее неустроенности и неудовлетворенности. Время - враг Кэтрин. Хемингуэй подчеркивает перемены в ее облике, происходящие в том числе и под влиянием времени, которых автор не замечает у других героев романа (она выглядит иногда «взрослее своих лет», «усталой», «лицо ее «покрывает мертвенная бледность» и т. д.): «Catherine came in while they were still sitting at the bar. She was tired and quiet and polite». Дэвида иногда пугает ее вид: «Не was shocked at the dead way she looked and at her toneless voice». Женщина сама осознает свое положение. Кэтрин признается Дэвиду: «Сегодня утром мне вдруг почудилось, что я состарилась и даже время года изменилось». Она чувствует себя «дряхлее одежды, оставшейся после... матери». Ее финансовая поддержка, оказываемая Дэвиду, о которой она, кажется, ни на минуту не забывает, ее желание поскорее издать повесть, в которой она фигурирует, - все это демонстрирует ее стремление прикоснуться к тому, что нетленно. С этой точки зрения Кэтрин не столько испытывает ревность к работе мужа, сколько зависть к Дэвиду.

Сюжет романа и книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» развивается не только за счет обозначенных нами конфликтов между героями, но и обуславливаются противоречиями в характерах самих героев. Обратной стороной их силы в мире искусства является слабость в реальном мире. Особенно показателен в этом отношении пример Дэвида Берна. Целиком уходя в творчество, Дэвид отгораживается от людей, приносит в жертву искусству многообразие «большого» мира. Для него все происходящее в настоящем - лишь материал для писательских опытов по воссозданию прошлого: «Постарайся с каждым днем писать лучше, - говорит Дэвид, обращаясь к самому себе, - и пусть теперешние невзгоды помогут тебе понять, как подступает первая грусть».

Результатом такого мировосприятия является неискушенность молодого человека в житейских делах, что легко угадывает Кэтрин. Жена Дэвида уверена в податливости мужа. «Тебя ничего не стоит совратить, и смотреть на это ужасно забавно», - говорит ему Кэтрин. «Помни, Марита, - обращается Кэтрин к своей сопернице, - когда он (Дэвид - М. Б.) говорит «нет», не обращай внимания. Это ровным счетом ничего не значит». В конце концов Дэвид соглашается с любым решением жены. Казалось бы, этому противоречит то, что молодой человек предпочитает Мариту Кэтрин. Однако подобный выбор, скорее, не осознанный поступок самого Дэвида, а результат целенаправленных действий Мариты, которой помогает сама Кэтрин, убеждая мужа: «Она любит тебя, а ты ее, немножко... Другой такой тебе не найти, а я не хочу, чтобы после меня ты достался какой-нибудь стерве или остался один». Дэвид предпочитает своей жене Мариту, идя по пути наименьшего сопротивления, в поисках комфорта. Глубина его чувства к Марите сомнительна. На вопрос девушки, может ли она в чем-то помочь Дэвиду, кроме его работы, Дэвид хочет сказать, что ничего другого не существует, но сдерживается. Точно так же и герой «Праздника, который всегда с тобой» не ощущает вначале опасности присутствия рядом с женой красивой и богатой молодой женщины, которой вскоре увлекается и под влияние которой попадает.

Хемингуэй не идеализирует творческую личность. У Дэвида много недостатков. Всецело занятый искусством, он отгораживается от чужих проблем, возводит стену отчуждения между собой и женой, которая жаждет поддержки и понимания, оправдывается перед собой и Маритой тем, что Кэтрин «больна» и ничего нельзя с этим поделать. Дэвид изначально стремится избегать любых перемен и сюрпризов, укрывшись в своем «райском саду».

Герой отлично осознает свою раздвоенность. «Работа помогала ему собраться, обрести внутренний стержень, который нельзя ни расколоть, ни повредить. Он это знал, в этом и была его сила. Во всем остальном с ним можно было делать все, что угодно». В этом - причина неуважения Дэвида к себе. «Не уважаешь себя, умей, по крайней мере, уважать свое ремесло», - думает он.

Герой книги мемуаров также часто не обращает внимания на интересы своей жены, она же целиком подчиняет свое время и свои желания творчеству мужа, живет его интересами. Многие знакомые характеризуют главного героя «Праздника...» как эгоиста и индивидуалиста. «Ты никогда не думаешь о других, а ведь у них тоже могут быть свои переживания», - говорит один из знакомых Хемингуэю, который настолько поглощен работой, что не хочет общаться с ним. Другой бросает ему аналогичный упрек: «Все говорят, что ты жесток, бессердечен и самонадеян». По сути, в сюжете эти качества героя-повествователя никак не проявляются, хотя обвинения в свой адрес он признает «Характер у меня тогда был очень скверный и вспыльчивый», - говорит о себе сам писатель.

Итак, жизненные неурядицы разрушают гармонию существования героев «Райского сада» и «Праздника, который всегда с тобой». Так же, как это происходило с самим писателем, разрушительное начало входит в их жизнь в форме сугубо личностных конфликтов. Как следствие, герои осознают свою слабость, порожденную раздвоенностью существования - в мире реальном и мире вымышленном, мире творческих фантазий.

Необходимо отметить, что камерность конфликта совершенно не связана у Хемингуэя с «мелкотемьем». Несмотря на незавершенность многих произведений писателя 40-50-х годов, все они тяготеют к некой философской, притчевой обобщенности, что отражается в их названиях: «Райский сад», «Праздник, который всегда с тобой». Название «Праздник, который всегда с тобой» дано произведению после смерти автора, в процессе редакторской работы, но является словами самого Хемингуэя, взятыми из одного из его писем.

В монотонном, однообразном течении жизни, возникающем перед нами в книге мемуаров, есть глубокий смысл. Сюжет книги определяется процессом познания человеком самого себя в условиях, когда обстоятельства позволяют ему делать выбор самостоятельно, а не под давлением внешних факторов. Казалось бы, отсутствие динамичного сюжета противоречит названию книги мемуаров, однако Хемингуэй различает в своем произведении два смысла слова «праздник», «фиеста». Один из них существует в кругу людей богатых: «Поддавшись обаянию этих богачей, я стал доверчивым и глупым, как пойнтер, который готов идти за любым человеком с ружьем, или как дрессированная цирковая свинья, которая наконец-то нашла кого-то, кто ее любит и ценит ради нее самой. То, что каждый день нужно превращать в фиесту, показалось мне чудесным открытием». В этом признании автора-повествователя просматривается отрицательная окраска понятия «фиеста». Под «праздником», как видно из книги мемуаров, Хемингуэй понимает как раз размеренное течение жизни, работу, отсутствие шума и суеты. Именно в этом может найти свое счастье творческая личность.

В книгах «Праздник, который всегда с тобой» и «Райский сад» потенциально содержатся все конфликты, которые получат развитие в других произведениях писателя. Так, образы Мариты и Кэтрин связаны с другими типами богатых женщин в творчестве Хемингуэя; образ Кэтрин типологически близок образу Зельды, жены Фицджеральда; Дэвид сопоставим с Томасом Хадсоном линией эволюционного развития т. д. Конфликтные ситуации, возникающие в анализируемых произведениях, не произвольно смоделированы. Они принадлежат к числу тех, которые Хемингуэй считал ключевыми для определения характерных качеств личности творческого человека.

Таким образом, творчество Э. Хемингуэя 40-50-е гг. выделяется в особый период по ряду особенностей произведений писателя этих лет. Духовный кризис Хемингуэя в эти годы приводит к попытке переосмысления писателем прошлого, что придает его поздним книгам ностальгический или трагический характер и способствует яркой выраженности в образах героев автобиографического начала. При создании биографии героя Хемингуэй использует как прямые заимствования фактов из своей личной жизни, так и прием художественного моделирования, предлагая герою, жизненный путь которого до определенного момента был схож с его собственным, выбирать иную судьбу.

По типу героя и конфликта можно выделить два ряда произведений Хемингуэя 40-50-х годов. Первый представляют роман «Райский сад» и книга мемуаров «Праздник, который всегда с тобой». В романе «Райский сад» и книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» наиболее полно воплощена концепция творческой личности Э. Хемингуэя.

Акт творчества, по мнению Хемингуэя, позволяет человеку преодолеть конечность своего существования. Мир творчества для героев романа «Райский сад» и книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» более реален, нежели мир обыденный. Граница двух миров - творческого и обыденного - проходит внутри сознания самого героя.

По мнению Хемингуэя, творческая личность является посредником между миром обыденным и миром высших духовных ценностей, миром сверх реальным. Дэвид Берн и герой книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» ощущают в жизни высшее духовное начало, которое в отсутствие Бога традиционного общества поддерживает их в противостоянии жизненным невзгодам.

Черты человека-творца представлены в романе «Райский сад» и книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» в наиболее «чистом» виде благодаря тому, что писатель «выключает» героя из широкого социально-исторического контекста, замыкает его в сфере межличностных отношений и творчества. Для романа «Райский сад» и книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» характерны конфликты камерные. Автор заботливой рукой ограждает своих молодых героев от гибельного воздействия войны и многих социальных потрясений, которых ему самому и многим представителям его поколения избежать не удалось. Тем не менее, в основу конфликтов романа «Райский сад» и книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» положена субстанциональная проблема - разница мировосприятий творческой и нетворческой личностей.

Конфликт романа «Райский сад» и книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» движется также за счет внутренних противоречий, присущих творческой личности, которую Хемингуэй отнюдь не идеализирует. Роман «Райский сад» и книга мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» не были завершены Хемингуэем, неясна степень воплощения в них авторского замысла, не все акценты окончательно расставлены. Но в них целостно воплотилось представление Хемингуэя о творческой личности. Несмотря на ее сильные стороны, творческая личность обладает, по мнению писателя, и весьма ощутимой слабостью, вызванной ее нежеланием и неумением жить в реальном мире во взаимодействии с другими людьми. Герои этих произведений, если прослеживать их эволюцию за пределами художественного произведения, скорее всего, вынуждены будут покинуть свой уютный оазис и выйти навстречу миру и людям с тем, чтобы набраться новых впечатлений, достичь внутренней целостности, преодолеть неудовлетворенность собой. Дэвид Берн и герой «Праздника» - предшественники в этом смысле Томаса Хадсона, героя романа «Острова в океане», который, не сумев довольствоваться лишь любовью к женщине и творческим трудом, отправляется на поиски иного смысла жизни. И в романе «Острова в океане», и в романе «За рекой в тени деревьев» благодаря этому перед нами возникает более широкая и более сложная картина мира и тех проблем, духовных и социальных, которые пытаются разрешить герои.

 

АВТОР: Балонова М.Г.