08.07.2012 2038

Конкретно-исторический план романа Э. Хемингуэя «Острова в океане»

 

Проблематику романа «Острова в океане» в плане конкретно-историческом можно считать связанной с прогрессивными тенденциями как в развитии экзистенциального мировосприятия в годы второй мировой войны, так и в творчестве Хемингуэя 30-х годов. В этом плане роман предстает перед читателем как сугубо антифашистское произведение. На этом уровне произведения судьбу Томаса Хадсона можно рассматривать как трудный, но верный путь обретения себя в борьбе с жизненными невзгодами. Неудачи в личной жизни, невозможность совместной жизни с единственно любимой женщиной, постоянного общения с сыновьями преодолеваются Томасом Хадсоном путем всепоглощающего погружения в работу: «Ему трудно приходилось в том панцире работы, который он создал себе для защиты от внешнего мира, но он думал: если я брошу работать сейчас, я могу совсем лишиться этой защиты».

Гибель сыновей делает для героя недостаточной уже и эту защиту, приводит к пустоте, которая не способствует творчеству. На этом этапе своего жизненного пути Томас Хадсон и вступает в антифашистскую борьбу. Осознанный антифашизм помогает ему обрести смысл жизни и почувствовать радость общего дела.

Участие Томаса Хадсона во второй мировой войне является) делом сугубо добровольным и осознанным. Томас Хадсон – человек хорошо обеспеченный. Он так же, как сам Хемингуэй, отслеживает фашистские подводные лодки, неся службу на катере. Автор книги делает своего героя командиром судна, наделенным всей полнотой власти. Томас Хадсон всегда сам решает, что он должен делать и как.

Он постоянно бросает вызов «злой судьбе», пытается найти занятие, которое захватило бы его целиком. Томас Хадсон, как и полковник Кантуэлл, герой романа «За рекой в тени деревьев», «...из одной гибельной ошибки впадал в другую, еще более гибельную». Постоянно героя «Островов в океане» преследуют разочарования, беды и неудачи. Но, несмотря на все удары судьбы, он не смиряется со своей участью. Действие без надежды на успех, как это было у французских экзистенциалистов, принимается им за основной жизненный принцип, который придает величие существованию человека. Для Хемингуэя в этой книге главное, по справедливому замечанию М. Мендельсона, - запечатлеть не только «чувство горестной утраты, а одновременно и способность героя стоически нести груз обрушавшейся на него трагедии». Таким образом, уже и на этом, социальном, уровне романа, невозможно обойтись без привлечения экзистенциальной проблематики. И, став участником военных действий, Томас Хадсон стремится как можно добросовестней исполнять свой долг: «Сына ты потерял. Любовь потерял. От славы уже давным-давно отказался. Остается долг, и его нужно исполнять».

«Чувство долга - замечательная вещь», - рассуждает Томас Хадсон. - «Не знаю, что бы я стал делать после гибели Тома, если бы не чувство долга. Ты бы мог заниматься живописью, сказал он себе. Или делать что-нибудь полезное... Но повиноваться чувству долга проще». Дисциплина и самодисциплина, необходимые во время военных операций, не только способствуют преследованию врага, но и помогают Томасу Хадсону справиться со своими тяжелыми мыслями. Герою «Островов в океане», возможно, и хотелось бы, как Ричарду Кантуэллу, полностью отказаться от своей свободы, чтобы забыть о «бесконечной перспективе ожидающей его впереди пустоты», но склад характера не позволяет ему это сделать, и он принимает на себя бремя долга. «Я не нанимался получать от этого удовольствие, - думает Хадсон об охоте на экипаж немецкой подлодки. - Ты и вообще не нанимался, сказал он себе. И тем хуже».

Томас Хадсон сознательно стремится к участию в борьбе с фашизмом. Для него война не является жизненным призванием. Герой «Островов в океане» старается любое дело, за которое берется, делать как можно лучше, что для него является залогом чистой совести и доброго расположения духа. «Знаешь, почему Эдди веселый? Потому что он делает свое дело хорошо и делает его изо дня в день», - говорит Томас Хадсон одному из сыновей. Он отождествляет талант человека и его самого. «Мастерство - оно в тебе. В твоем сердце, в твоей голове, в каждой частице тебя. И талант тоже в тебе, думал он. Это не набор инструментов, которым ты наловчился орудовать». Если человек талантлив в чем-то одном, то, по мнению Хадсона, он способен любое дело воспринимать творчески, со всей душой.

Хадсон принимает участие в войне, так как признает ее историческую обоснованность и необходимость. Для него фашизм - несомненное зло. Война коснулась героя «Островов в океане» очень близко. На войне погиб его старший сын. Война для Томаса Хадсона - отнюдь не «скверное ремесло», но часть жизни, окрашенная глубокими переживаниями. Не случайно самые грубые выражения о войне он вкладывает в уста женщины, от которой никогда не слышал подобных слов, - в уста Умницы Лил.

Томас Хадсон знает, против кого он борется. Для него враг является уже не тем живым «пушечным мясом», каким были солдаты времен первой мировой войны для героев ранних произведений Э. Хемингуэя. В отличие от Ричарда Кантуэлла, Томас Хадсон не воспринимает врага как противника на военных учениях, холодно оценивая его профессиональные достоинства и недостатки. Томас Хадсон сознательно участвует в конкретном историческом конфликте с конкретным врагом, опасность которого для мира он осознает.

Герой «Островов в океане» убежден в том, что участвующие в войне на стороне фашистской Германии люди не вовлечены в историю помимо их воли, но до фанатизма преданы ложной идее. «Откуда в них этот остервенелый фанатизм? Мы преследовали их здесь, и мы будем драться с ними и дальше. Но фанатиками мы не были никогда». Томас Хадсон ведет сознательную, исторически оправданную, по его мнению, борьбу с сознательным врагом: «Ты должен думать об этом судне, и о людях на нем, и о тех сволочах, за которыми ты охотишься... Может быть, на этот раз тебе удастся изловить этих сволочей. Не ты уничтожил их подводную лодку, но ты был немного причастен к ее уничтожению. И если тебе удастся, ты этим принесешь немалую пользу». Томас Хадсон собирается воевать с фашистами до победы: «И устрой им травлю, настоящую и без пощады...» - обращается он сам к себе.

Вместе с тем, герой не ослеплен ненавистью. Он признает, что «немцы - чудный народ... В общем то они храбрые, некоторые вызывают просто восхищение. И вдруг такие вот мерзавцы попадаются». Будучи антифашистом, он остается гуманистом, что проявляется в эпизоде с раненым немцем, взятым на катер. Томас Хадсон не только уважает его за мужество. Восхищение Хадсона вызывает то обстоятельство, что другие члены немецкой команды, несмотря на погоню, сумели должным образом позаботиться о своем товарище. Хадсон пытается понять не только стратегию и тактику команды немецкой подводной лодки, за которой охотится, но и психологию врага. «Он так долго думал за них, что даже устал», - замечает Хемингуэй о Томасе Хадсоне. «Попробуй-ка влезть в шкуру толкового немца - командира подводной лодки, как бы ты справился со всеми его заботами?» - размышляет герой.

В романе автор намечает процесс преодоления Томасом Хадсоном свойственного ему эгоизма и индивидуализма: «Я, - признается Томас Хадсон, - пью, чтобы отгородиться от нищеты, грязи, четырехсотлетней пылищи, от детских соплей, от засыхающих пальмовых листьев, от крыш из распрямленных молотком старых жестянок, от шаркающей походки незалеченного сифилиса, от сточных вод в руслах пересохших ручьев... от орущего радио, думал он. А так поступать нельзя. Надо всмотреться во все это и что-то делать». Единение героя с людьми происходит так же, как это было с Робертом Джорданом, на базе антифашистской борьбы. Катер Томаса Хадсона превращается в часть антифашистского фронта. На этом этапе в словаре Хадсона появляется слово «друг», обращенное к членам его команды, чувство общего дела, которое позволяет ему забыть собственные невзгоды. «Шевели мозгами и радуйся, что у тебя есть какое-то дело и есть в этом деле хорошие помощники», - говорит он себе. С этой точки зрения показательной является одна из последних фраз романа, сказанная Томасом Хадсоном перед смертью:

«Томми, - сказал Вилли. - Я же тебя люблю, сукин ты сын, не смей умирать... - Я, кажется, понимаю, Вилли», - ответил Томас Хадсон. Именно в членах своей команды - простых людях - Томас Хадсон находит ту доброту, понимание, искренность, которых не находил в эгоистичном буржуазном мире, его окружавшем.

 

АВТОР: Балонова М.Г.