25.07.2012 1819

Вопрос о догреческом бытовании мифо-эпической традиции об Атланте и Атлантиде

 

Современные исследователи мифа об Атланте и Атлантиде убеждены в том, что этот миф возник и сформировался задолго до античной эпохи: мифо-эпическая традиция об Атланте и Атлантиде имеет древнейшие доисторические истоки. Данные мирового фольклора свидетельствуют, что реминисценции предания о древней працивилизации в океане, погибшей от землетрясения и наводнения, встречаются во многих мифологиях мира.

Особенно четко обнаруживаются следы мифа об Атлантиде в эпосе индоариев. В «Махабхарате» и в «Матсья Пуране» содержится предание о мифологическом тройном городе Трипура, обители асуров, где царствовал Майя.

Сам по себе миф о Трипуре относится к древнейшим пластам «Махабхараты». Согласно «Махабхарате», было две Трипуры - изначальная (полярная) и вторичная (западная). Согласно индийскому преданию, гибель изначальной Трипуры является следствием войны между богами и асурами. Так, в «Матсья Пуране» повелитель экстатического сна, иллюзий и магии Майя, обращаясь к собратьям, говорит: «О асуры, нам придется уйти под защиту бурных вод океана. Там, в пучине моря, боги не смогут преследовать нас и не подчинят нас своей власти». Далее Майя дает знак, «и Трипура вдруг тронулась с места, погрузилась в воды океана и исчезла из глаз изумленных богов.

Таким образом, Трипура добровольно, спасаясь от преследования богов, погружается на дно океана.

Однако история Трипуры на этом не заканчивается. После того как полярная, изначальная Трипура «добровольно» погрузилась на дно океана, Шива обратился к Брахме с просьбой указать ему место, где город скрылся. «Матсья Пурана» сообщает, что «всеведущий Брахма указал Шиве и его войску путь к Трипуре, вновь появившейся на поверхности у западного края океана (курсив мой - Ю.К.)». Так вместо затонувшей изначальной Трипуры появляется Трипура вторичная. Полярная Трипура сменяется западной. Это один из важнейших моментов древнеарийского священного мифа. Здесь речь идет не только о наличии двух центров, сменивших друг друга в истории, но и о преемственности полярной и западной сакральной Традиции.

Кроме общей географической локализации, имеются прямые текстуальные совпадения между мифом о Трипуре и преданием об Атлантиде (например, единообразие описания внешнего вида Трипуры и Атлантиды, мотив счастливой безмятежной жизни асуров и атлантов, золотого века). Вторичная, Западная Трипура, как и Атлантида, была уничтожена богами, и земля, на которой она находилась, погрузилась на дно океана в результате катаклизма. И Вторичная Трипура, и Атлантида исчезли потому, что их обитатели (в первом случае - асуры, во втором - атланты) преступили божественные законы, тем самым оскорбив богов.

Необходимо вспомнить и Библейский сюжет о Всемирном Потопе: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю... и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных...».

Мы придерживаемся точки зрения, что истоки античного мифо-эпического предания (античной версии архаической традиции) об Атланте и острове Атлантида следует искать в Северо-Западной Африке, в Карфагене.

Именно Карфаген и Финикия, согласно исследованию Э.Коллинза «Врата Атлантиды», были теми «транспортными средствами», «мостами», через которые архаическая, известная с незапамятных времен легенда об Атлантиде попала в античный мир, в древнюю Грецию.

Для доказательства своей гипотезы Э.Коллинз привлекает данные лингвистических исследований.

Корень ATL, присутствующий в словах «Атлант» и «Атлантида» имеет, возможно, западносемитское происхождение. Он встречается в финикийском и пуническом языках, которые, как известно, сформировались раньше греческого. Финикийский язык, алфавит и культура более древние, чем греческие и именно они были источниками греческой письменности.

Результаты изучения семитской группы языков показывают, что корень ATL в самом деле присутствует в древнееврейском языке, где он означает «возвышенный» или «приподнятый». Так, например, он присутствует в еврейском имени Atalyah, означающем «Бог возвысил». Слово это состоит из корня atl, «возвышенный», и yah, что означает «Бог». Тот же самый корень atl присутствует и в арабском языке, где также означает «возвышенный» или «приподнятый». Еще более показательно, что этот же корень был обнаружен и в аккадском, восточносемитском языке, бытовавшем в Древнем Ираке еще в III тысячелетии до н.э.

Но важнее всего для анализа мифа об Атланте и Атлантиде, по мнению Э.Коллинза, то, что корень atl присутствует в качестве имени собственного в пуническом языке. Этот корень обнаружил на памятном камне из Карфагена профессор библейской гебраистики Гарвардского университета Джо Энн Хакетт. Читается он как ATLA. И хотя нет точных данных о том, действительно ли это личное имя означало «возвышенный», или «высоко стоящий», есть все основания полагать, что так оно и было. Точный возраст этого камня пока неизвестен, а установлен он был, по всей видимомсти, где-то между IV и II вв. до н.э.

Помимо значения «возвышенный», древнееврейское слово atl, а также все производные от него могут означать и «высокий», что в любом словаре истолковывается как «занимающий высокое положение, а также относящийся к стилю (высокий стиль)». Это прилагательное является производным от существительного «возвышение», что означает «сам акт подъема, возвышения; возвышенное состояние; возвышенное положение или рельеф местности; положение над уровнем моря; высоту здания» и, наконец, «угловое положение небесного тела над горизонтом».

Согласно «Словарю классических древностей» Ламприера, на который ссылается Э.Коллинз, «легенда о том, что Атлант держал на своих плечах тяжесть небесного свода, возникла благодаря его особым познаниям в астрономии, и он часто выбирал возвышенные места и горы, откуда мог наблюдать небесные тела».

Так как гора Атлант считалась в эпоху мифологического сознания окаменевшим Титаном, державшим на своих плечах небесный свод, то имя Атланта, как считает исследователь, постепенно стало ассоциироваться с его деянием: он - тот, кто взошел на эти возвышенности или высоты. Эта связь указывает, что имя Атлант происходит не из индоевропейского языка греков, а из пунического языка карфагенян. Корень слова ATL означает «возвышать», или «поднимать», а не «нести на себе», как переводится этот корень в древнегреческом языке.

Таким образом, гора Атлант на Северо-Западе Африки обязана своим названием тому факту, что «небеса» над ней «приподнимаются» над уровнем земли, и именно это деяние и совершает могучий каменный гигант. В этом отношении Атлант становится персонификацией этого акта, в том смысле, что поднимает или возвышает небеса, воздевая их в воздушное пространство. Если эта версия соответствует действительности, это означает, что существительное «Атлант», или, точнее, ATLA, можно перевести как «поднимающий», «возвышающий», или просто «возвышенный».

В пользу этой теории свидетельствуют и аргументы из книги Эдварда Герберта Бэнбери, известного кембриджского географа XIX века, которые приводит Э.Коллинз.

Бэнбери в своей книге «История античной географии», осуществив исчерпывающее по полноте исследование греческих мифов, распространившихся по всему свету со времен Гомера и Гесиода, стал убежденным сторонником мнения, что такие элементы, как миф об Атланте и Гесперидах, «почти наверняка имели финикийское происхождение».

Бэнбери также убежден, что множество самых фантастических и туманных рассказов о чудесных странах, расположенных на дальнем западе, которые встречаются в наиболее ранних греческих хрониках (например, у Гомера и Гесиода), по всей вероятности, восходят к финикийским источникам.

Дополнительную весомость аргументам Бэнбери, по мнению Коллинза, придает и тот факт, что достоверно известно, что сама идея Элизиума, таинственного потустороннего острова, лежащего где-то в Западном океане, имеет, несомненно, финикийское происхождение. То же самое можно сказать и об Океане, Океанской реке, впервые упоминаемой в «Илиаде»

Гомера. По словам известного шведского географа А.Э.Норденкьолда, само название oceanoz [океан], по всей вероятности, имеет финикийское происхождение.

В предании об Атлантиде также фигурируют карфагенские названия (Гадир - второе имя брата-близнеца Атланта Эвмела).

Э.Коллинз делает вывод, что карфагенский язык - первоначальный язык традиции легенд об Атлантиде. По-видимому, именно карфагеняне и финикийцы завезли предание об Атланте и Атлантиде в античный мир.

Кроме того, у этих народов есть более ранний источник легенды о затонувшем острове, расположенном где-то по ту сторону Западного океана. Речь идет об острове Церне, карфагенском поселении, находящемся в океане за Геракловыми Стопами.

Финикийцы, будучи искусными мореплавателями и торговцами, распространили свое влияние по всему античному миру, а после основания около 1100 г. до н.э. крупнейших городов-портов Гадеса и Тартессоса в Иберии у финикийцев появилась возможность распространить его и за легендарные Геракловы Столпы, за которыми, по преданию, и находилась Атлантида. В 814 году до н.э. в Северной Африке (наиболее древняя и традиционная античная локализация Атланта) финикийцы основали колонию-двойник - Карфаген. В последующие века карфагеняне и иберийские финикийцы активно обследовали внешний океан.

Эндрю Коллинз приводит свидетельства авторов классической античности (Диодора Сицилийского, Плутарха, Плиния Старшего, Псевдо-Аристотеля), которые подтверждают реальность контактов иберо-финикийских и карфагенских мореплавателей с населением групп островов в Атлантическом океане, расположенных на относительно небольшом удалении от Геракловых Столпов, имевших место еще в античные времена. Мягкий климат и изобилие всевозможных плодов - это характерная черта островов в Атлантике, которые открывались взорам карфагенских или финикийских мореплавателей. Благодаря прекрасному климату и плодородию эти острова стали отождествляться с земным раем - так называемым Элизиумом, прибежищем блаженных счастливцев.

Таким образом, классическая античная традиция об особом, наделенном чертами неземной реальности острове, расположенном где-то далеко на Западе, или земле на границах обитаемого мира, которая является царством Атланта, восходит к финикийцам. Мифо-эпическое представление, отождествление этих земель с Элизиумом, земным раем, также финикийского происхождения. Эндрю Коллинз приводит данные последних научных исследований, которые свидетельствуют о том, что это название происходит от семитского корня, означающего «поле Эля». А Эль считался верховным божеством финикийцев.

 

АВТОР: Крайко Ю.В.