25.07.2012 2631

Эвгемеристическая традиция об Атланте

 

Эвгемеристическая традиция об Атланте нашла отражение в сочинениях Диодора Сицилийского и Филона Библиского. Необходимо отметить, что эти авторы в понимании древней мифологии руководствовались принципами эвгемеризма, главная установка которого - разоблачение мифов.

Диодор Сицилийский, как видно из его труда «Историческая библиотека», понимал мифы как рассказы об обожествленных реальных исторических деятелях. Боги, согласно теории Эвгемера, - это реальные исторические личности, когда-то жившие, которые за свои великие деяния, заслуги, за свое могущество, влияние и авторитет, были после смерти обожествлены людьми.

Теория Эвгемера основана на отсечении космоса от социума, природы от культуры. У первого свои боги, такие как солнце, луна, ветер («силы природы»), а у второго свои. Жизнь космоса - это вечное повторение сезонов, вращения светил и поколений живых существ, поэтому его боги вечны. Жизнь же социума, которой и занимается эвгемеризм, - это история, т.е. однократность, поэтому его боги рождаются и умирают. Родившись, они совершают в человеческом обществе радикальную перемену, а, умерев, именно по его санкции и именно для него становятся богами, о чем говорит постоянно повторяющаяся в тексте Диодора формула «по всеобщему согласию удостоился бессмертных почестей».

Перемена, совершаемая эвгемеристическим божеством в социуме, есть переход от дикости - к культуре, от случайного собирательства - к земледелию, от нечестия и беззакония - к закону и благочестию, т.е., в конечном счете, от социального хаоса к социальному космосу, подобно тому, как традиционный бог упорядочивает природный хаос в космогоническом процессе.

Это действие эвгемеристического божества обозначается словами, обозначающими как одомашнивание диких растений, так и «одомашнивание» вообще всей ойкумены, ее умиротворение и водворение законов справедливости: природа становится благодаря этому действию гармоничной частью общества, а само общество, после «обуздания нечестивых» - счастливым и справедливым.

Разделив богов на космических и социальных, эвгемеризм на деле вообще отказывается от первых. Так, в «Теогонии Эпименида», принадлежащей Дионисию, в эвгемеристический пантеон включены все традиционные боги, получившие каждый свою долю в творении - но не мира, Космоса, как в традиционной мифологии, а человеческой культуры. При этом боги утрачивают все остальные функции.

Таким образом, в эвгемеризме мы сталкиваемся, прежде всего, с обожествлением культуры.

Мифографическое значение эвгемеризма в том, что именно мифология становится у Эвгемера теологией и историософией, точнее, пытается вернуть себе эти давно утраченные древние функции. Эвгемеризм пытается вернуть мифологии увлекательность и сакральную значимость, свойственные ей в древнюю эпоху.

Эвгемеристическая трактовка мифо-эпических образов основывается на древнейших представлениях о культурном герое-первопредке и его роли в развитии цивилизации. Именно социокультурная деятельность и достижения являются главной предпосылкой и причиной обожествления мифо-эпического героя у мифографов, исповедующих эвгемеризм.

Тем не менее, свидетельство Диодора Сицилийского очень важно для реконструкции образа Атланта, так как оно, несомненно, содержит реминисценции древней эпической традиции. Так, оно указывает на его принадлежность к до олимпийской генеалогии богов. Кроме того, в повествовании Диодора Сицилийского можно найти признаки художественного мышления эпоса - эпического синкретизма. Оно выражается, прежде всего, в «принципе качественного единообразия при количественном неравенстве качеств», который используется в данном тексте при характеристике героев.

Атлант и его предки Уран и Гея выполняют в повествовании, прежде всего, социальные функции - царя и культурного героя. Атлант, его родители Уран и Гея, и его потомки трактуются в эвгемеристической традиции как смертные люди, которые были обожествлены и удостоены бессмертных почестей именно за свои культурные подвиги, которые способствовали совершенствованию жизни людей - их переходу из дикого, непросвещенного состояния к цивилизованной жизни.

Так, царь Уран совершил множество благодеяний для людей, подвластных ему.

Уран первый царствовал у Атлантиев. Во власти Урана было много земель: он приобрел большую часть обитаемой земли и более всего земли, лежащие к западу и северу. Подобно тому, как традиционное божество - всеобще, и перемена, совершаемая им в Космосе - всеобщая, так и эвгемеристическое божество всеобще и всеобща его деятельность в социуме, - следствием чего и является всемирная монархия, власть над большей частью ойкумены.

Уран людей, живших до этого рассеянно, собрал в общество, в единый город и отвел их от дикой и беззаконной жизни. Уран открыл употребление культурных растений и научил, как их сохранять, запасать, а также и другие средства, не менее полезны.

Кроме того, Уран был старателен в наблюдении звезд и многое предсказывал из того, что должно произойти в космосе; он открыл народам год по движению Солнца и месяцы по движению Луны, восходы и закаты небесных светил, и год поделил на времена. За эти благодеяния Уран удостоился бессмертных почестей.

Как мы знаем из античной эпической традиции, Уран - это до олимпийское божество, принадлежащее к первому, самому древнему поколению богов. Уран - супруг и одновременно сын земли Геи. Он был олицетворением неба. В эвгемеризме же древний сакральный образ божества неба получает рационалистическую трактовку. Он представляется не богом, а смертным человеком, царем, который открыл людям законы обращения небесных светил. Эти открытия так прославили царя Урана, что после его смерти люди стали почитать его как божество неба.

Уран становится богом неба потому, что он создал и распространил истинные знания о нем. Божеством является уже не само небо, а знание о небе, которым обладает социум.

Подвиги, благодеяния Урана способствуют зарождению, развитию культуры и цивилизации - земледелия, сельского хозяйства, первых научных знаний, социальных и государственных институтов. Уран как эвгемеристическое божество осуществляет свою деятельность не в Космосе, а в социуме. В результате его социальных и культурных преобразований, народ Урана Атлантии и их земля стали счастливыми, благополучными и справедливыми.

Ту же самую ситуацию мы наблюдаем и с Титеей (Геей). Супруга Урана, Титея после смерти также была обожествлена, причислена к бессмертным людьми, которым она оказала благодеяния. Она наделена такими качествами, как благоразумие, а также многими добродетелями. В знак особого почитания она была переименована в Гею.

У царя Урана и Титеи было восемнадцать детей, которые по матери именовались Титанами. Здесь мы сталкиваемся с попыткой объяснить происхождение наименования древних богов, сыновей Урана и Геи. Эвгемерист Диодор буквально понимает наименование «Титаны» и возводит его на основании созвучия к имени их матери Титеи.

Согласно античной мифо-эпической традиции, Уран и Гея, как и все хтонические божества, необычайно плодовиты, что и отражается в рассказе Диодора Сицилийского.

Атлант, как и его родители, Уран и Гея, обожествлен и почитаем людьми за деяния, способствующие культурному и социальному прогрессу.

Атлант представлен как культурный герой, герой-эпоним и царь Атлантиев, живущих у океана.

Об Атланте говорят, что «он точно исследовал астрологию и первый принес людям учение о сфере и изобрел карту (чертеж) сферы (звездного неба)».

Именно эти открытия и изобретения, связанные с изучением звезд и планет стали причиной обожествления и сакрального представления об Атланте как о боге, который держит на плечах космос: «по этой причине о нем пошла молва, что весь космос держится на плечах Атланта, или о том, что Атлант держит небо».

Как и в случае с Ураном, Атлант становится богом неба за создания знаний о нем и за передачу их социуму.

Диодор Сицилийский повествует и о том, как Атлант передал знания по астрологии Гераклу: «...Геракл спас похищенных Бусирисом Атлантид и вернул их отцу: Атлант же, воздавая благодарность за это благодеяние, не только охотно дал Гераклу все необходимое для подвига, но и щедро передал ему знания по астрологии. Потому что он тщательно изучал астрологию, и искусно изобрел сферу звезд (карту звездного неба - курсив мой), откуда появилось мнение, что Атлант несет на плечах весь космор. Равно и о Геракле, когда он принес Эллинам учение о сфере, распространилась великая слава, что принял он космос Атланта, и это обозначает, что он научил род людей».

В этом эпизоде мы наблюдаем эвгемеристическую трактовку известного сюжета о том, как Атлант передал небесный свод Гераклу, отправившись к Гесперидам за яблоками. Здесь он понимается как социокультурный подвиг, деяние Атланта и Геракла - один передает знания по астрологии, другой принимает их и передает роду людскому, в том числе и эллинам.

Эвгемеристический подход Диодора Сицилийского к древней мифологии проявляется и в образах потомков Атланта - дети Атланта были прославлены и удостоины бессмертных почестей именно за свои деяния и добродетели.

Так, сын Атланта Геспер наделен такими добродетелями, как благочестие, справедливость к подданным, человеколюбие.

Однажды Геспер поднялся на вершину горы Атлант, чтобы понаблюдать звезды, и, подхваченный сильными ветрами, внезапно стал невидимым. О Геспере сожалели по причине доблести его и множества страданий, перенесенных им. Поэтому ему, как герою, воздали вечные почести, и самую славную из звезд (эпитет, характерный для эпоса, который в предании употребляется и по отношению к одушевленным персонажам, и к явлениям природы: в этом проявляется эпический синкретизм - единство всех явлений эпического мира) на небе назвали его именем.

Равным образом и дочери Атланта - Атлантиды Майя, Электра, Тайгета, Стеропа, Меропа, Алкиона, Келено - были прославлены и удостоены божественных почестей за свои добродетели. Они были особенно благоразумными. После смерти они удостоились вечного почитания у людей, были помещены на небеса и были названы именем Плеяд. Атлантид называли и нимфами, потому что женщин, живущих в той стране, называют нимфами.

В свою очередь, дочери Атланта, соединившись с самыми знатными героями и богами, дали начала самому многочисленному роду людей. Они родили сыновей, которых по причине доблести их назвали богами и героями. Равным образом и другие Атлантиды породили знатных сыновей, одни из которых основали народы, а другие города. Поэтому не только между некоторыми варварами, но и эллинами большинство из самых древних героев свое происхождение возводят к ним.

Таким образом, сыновья Атлантид удостаиваются божественных почестей опять таки за свои великие деяния и добродетели. Их назвали богами и героями по причине их доблести и потому, что они основали города и народы.

Необходимо также отметить, что в эвгемеристическом повествовании Диодора Сицилийского есть сведения, которые мы вправе рассматривать как реминисценции древней эпической традиции об Атланте.

Уран, Гея, их потомки, народ, над которым они царствуют (Атлантии), связаны с землями у Океана, где, согласно древнегреческому преданию, родились боги. В связи с этим вспоминается Гомеровская генеалогия богов, согласно которой прародителями всего живого и всех богов являются Океан и Тефис.

Атлант, как и в традиционной античной мифологии, принадлежит к древним до олимпийским божествам - Титанам.

Атлант является героем-эпонимом Атлантиев и царем удаленных за пределы обитаемого мира при океанских земель - заповедного, счастливого края. Там же находится и одноименная гора. Эти факты также находят подтверждение в древнегреческой мифо-эпической традиции (вспомним миф об Атланте и Атлантиде у Платона и многие другие античные источники)

При этом у Диодора Сицилийского используется характерный для древнегреческого эпоса мотив раздела земель по жребию: «После смерти Гипериона сыновья Урана (Титаны - Ю.К.) разделили царство, самыми знатными из которых были Атлант и Крон. Атлант получил по жребию земли у океана, и народы [живущие там] Атлантиями назвал, и величайшую из гор на той земле назвал Атлантом».

Что касается рассказа об Атлантидах, то в древнегреческой традиции семь дочерей Атланта действительно являются прародительницами многих богов и героев более поздних эпических поколений.

Нельзя не отметить и эпический стиль повествования об Атланте и его семье. В образах Урана, Геи и их потомков реализуется эпический идеал «хорошего», «лучшего» и основной принцип, вытекающий из художественного мышления эпоса - эпического синкретизма - «принцип качественного единообразия при количественном неравенстве качеств \

Например, среди сыновей Урана и Геи, Титанов, Атлант и Крон выделены особо: они самые знатные из них. Они в наибольшем количестве наделены эпическим качеством - знатностью.

Крон же наделен еще и чертами героя-богоборца: он отличался нечестием и корыстолюбием Он женился на своей сестре Рее, от которой у него был сын Дий, названный позднее Олимпийским . Этот сюжет находим и в традиционных древнегреческих представлениях о Кроне, сыне Урана, древнейшем до олимпийском боге, отце Зевса.

Качества, которые Крону приписывает анализируемый источник, свидетельствуют о его дерзости, своеволии, высокомерии - основной черте характера древних эпических богоборцев. «это наибольшая, чрезмерная степень эпических качеств, добродетелей, героический максимализм. Обладание, чрезмерным количеством доблестей, приводит героя к богоборчеству, к восстанию против богов, к стремлению встать с ними на один уровень «. О дерзости и высокомерии Крона повествует и традиционный мифо-эпический сюжет о богоборчестве Крона - об оскоплении Кроном своего отца Урана и о его свержении.

Атлантиды обладают многими добродетелями, в частности, (благоразумие, здравомыслие) и в традиционном античном мифе и эпосе. Сын Геспер благочестивый и доблестный. Сыновья Атлантид, боги и герои, также обладают качествами, выражающими эпический идеал: они знатные и наделены доблестью.

Природа и неодушевленные предметы у Диодора Сицилийского также наделены качествами, выражающими все эпический идеал «хорошего», «лучшего». Так, земля у океана, где живут Атлантии, - заповедная, благополучная, счастливая. Звезды, как и люди, - знатные. Самая знатная из них - звезда, которую назвали в честь Геспера.

В другой части «Исторической библиотеки» находим еще одно повествование об Атланте: «В стране Гесперития жили два прославленных брата, Геспер и Атлант. Они владели овцами, которые отличались красотой, золотисто-желтым цветом и по виду они казались подобными золоту. Поэтому поэты, называя овец - (яблоко), именуют их золотые яблоки - (потому что у греков и яблоко и овца обозначены словом».

В этом эпизоде мы сталкиваемся с рационализацией традиционного мифо-эпического сюжета об Атланте, сыне Титана Иапета и Океаниды Климены, держащем небесный свод на крайнем западе, где жили Геспериды - хранительницы золотых яблок. Привычные золотые яблоки - это на самом деле поэтическое название овец с золотисто-желтым цветом шерсти. А Атлант - обычный житель ливийской земли Гесперития, простой смертный, который занимается разведением овец.

Таким образом, рационализация в эвгемеризме на деле оказывается беллетризацией - попыткой придать привычному традиционному сюжету увлекательность и новизну, которые мифология утратила в позднюю эпоху.

Эвгемеристическая традиция об Атланте нашла отражение и в труде ритора Филона, который жил приблизительно в 1-2 веке в финикийском городе Библе. Фрагменты труда Филона приводит Евсевий Кесарийский в «Евангельском при уготовлении». Согласно Евсевию, Филон из Библа использовал в качестве источника для своего труда «О финикийцах» сочинение древнего финикийского историка Санхуниатона, жившего до Троянской войны. Сочинение Филона из Библа было основано на древнейшей финикийской мифологической традиции, известной Санхуниатону из летописей, хранившихся в храме бога Иево в городе Берите.

Исследователи финикийской мифологии и истории И.Ш.Шифман и Б.А.Тураев рассматривают работу Филона как сочинение, где подробно изложены и систематизированы представления о финикийских мифах в эллинистическую эпоху. Филон переработал труд Санхуниатона исходя из собственных философских построений. В книге Филона отразилась также и греческая интерпретация финикийской мифологии.

В качестве источника сведений Санхуниатона Филон называет труды Таавта, которого считали изобретателем письма и автором древнейших летописей.

Египтяне отождествляли Таавта с Тотом, греки - с Гермесом. Известно, что образ финикийского Таавта сложился под влиянием египетских мифов о Тоте - боге мудрости, счета и письма. Таавт славился у финикийцев своей мудростью - он первым собрал все, что относилось к священной традиции, и свел это в систему рационального знания.

По мнению И.Ш.Шифмана, из этих свидетельств Филона следует, что в финикийской литературе существовало сочинение, пользовавшееся авторитетом в силу своей древности и учености, которое сводило воедино материал по финикийской мифологии.

В труде Филона говорится, что возможным автором сочинения Таавта было некое божество, которое не только изобрело священное письмо, но и придало Крону знаки царского могущества - четыре глаза и четыре крыла. Крон отдает Таавту Египет под его власть. Шифман предполагает, что отождествление финикийского Таавта с египетским Тотом восходит к глубокой древности, и связано с угаритскими представлениями о Египте как о родине любой мудрости, любого мастерства и всех искусств.

Как повествует Филон, семь сынов Сидика - Кабиры и их брат Асклепий - по приказу Таавта записали свое священное предание. Включение Кабиров в круг представлений об истории священного предания у Филона, по мнению И.Ш.Шифмана, способствует вводу читателя в мир религиозных представлений эпохи эллинизма (имеется в виду поклонение Кабирам как великим богам и связанный с этим ритуал в Самофракии).

Цель Филона, по мнению Б.А.Тураева, была шире простой систематизации финикийских мифов. Он ставил перед собой две задачи: а) доказать, что все религии, особенно греческая, происходят от финикийской и тождественны с ней; и б) что мифология и религия - недоразумение, результат «умственного бессилия и малодушия». Первая задача осуществлялась им при помощи постоянных параллелей из мифологий других народов, сопоставлений мифических образов и сказаний, вторая - эвгемеристическими толкованиями и этимологическими фокусами.

Комментатор труда Филона Библского Группе разделяет источник на две части: первая часть - антропогония - повествует о происхождении человеческой культуры. В ней Филон излагает предания финикийского города Тира.

Это повествование - эвгемеристично. Это - предания о финикийских богах-культурных героях, которых Филон изображает простыми смертными людьми: они изобретатели охоты, рыбной ловли, соли, земледелия, ремесел, мореплавания и многих других средств, способствующих улучшению качества жизни людей, облегчающих, совершенствующих их жизнь, способствующих развитию цивилизации. Многие из них после смерти были обожествлены за свои великие деяния, за открытия и изобретения, и стали почитаться как боги: люди построили им храмы, стали приносить жертвы, совершать возлияния.

В антропогонии (по терминологии Группе) прослеживается характерная для эпохи эллинизма греческая интерпретация финикийских мифологических образов.

«От них рождаются Мишор и Сидик, милосердный и справедливый. Они открыли употребление соли. От Мишора Таавт, который изобрел письмена. Египтяне назвали его Тоут, Александрийцы - Тот, а Эллины - Гермес. От Сидика Диоскуры, или Кабиры, или Корибанты или Самофракийцы».

В этом фрагменте сыновья финикийского бога Сидика, первые изобретатели корабля, идентифицируются с разными персонажами греческой мифологии - Кабирами, Диоскурами, Корибантами, или Самофракийцами. Возможно, здесь мы сталкиваемся с греческой интерпретацией финикийского культа семи сыновей - покровителей мореходства, изобилия и хранителей священного предания.

Отождествление финикийского Таавта, египетского Тота, и греческого Гермеса - также сугубо эллинистический способ изложения материала по мифологии.

Вторую часть труда Филона, которая повествует непосредственно о судьбе Атланта и других Уранидов, Группе назвал теогонией. В ее основе - цикл мифов о поколениях богов и сражении между ними. Этот цикл мифов - из Библа. Группе находит в образах Уранидов божественные, чудесные мотивы. Но в эвгемеристическом повествовании Филона все чудесные факты трактуются рационалистически - боги выставлены смертными и умирают от простых убийств.

Некоторые образы библиского цикла мифов также имеют древние семитские корни, но у Филона они имеют позднюю эллинистическую трактовку (греческая интерпретация) и эвгемеристическую. Древние финикийские божества отождествляются с греческими богами и носят их имена.

Ввиду особенностей данного источника, затрудняющих его понимание, мы не можем сказать точно, является ли повествование об Атланте и его семье у Филона отголоском древней традиции об Атланте. Связей между персонажами Филона и традиционным античным мифом об Атланте, Кроне, Уране и Гее И.Ш.Шифман и Б.А.Тураев не находят.

Вот что повествует Филон о прародителях Уранидов: «У них рождается некий Элиун, которого называли Гюпсистос (Высочайший, Вышний) и женщина, которую назвали Бэрут. От них рождается Эпигей Автохтон (Земной Автохтон), которого позднее назвали Уран. По имени Урана, в силу его необычайной красоты, все, что находится выше нас, названо «небом». Рождается у него сестра от выше перечисленных, которую назвали Гея. Из-за ее красоты земля и получила ее имя. Отец их Гюпсистос стал почитаем, когда умер во время боя зверей, и дети совершили возлияния и жертвы ему».

Образы Элиуна и Бэрут имеют древние семитские корни. В образе Элиуна (Высочайшего), по мнению Шифмана, отразились общие для хананейско-аморейской культурной общности представления о Всевышнем Боге, Отце богов, который живет в пустыне, или на Священной горе, в заоблачных высях. Обозначение Бога словом «Элиун» (Всевышний) постоянно встречается в Библии. Имя супруги Всевышнего вероятно имеет общее происхождение с еврейским словом - «договор, союз» или же со словом - «питание». В последнем случае Бэрут могла быть олицетворением богини-целительницы, дающей питание больным для восстановления сил. Не исключено также, что Бэрут была богиней-владычицей Берита.

Образы Урана и Геи, по-видимому, имеют угаристкие корни. От них можно провести параллель к угаристкой паре богов «Небо» и «Земля». Уран также соответствует выше упомянутому Шамемруму и Баал-Шамему.

Согласно Филону, у Урана и его сестры Геи родились четверо детей: «Приняв власть отца, Уран приводит свою сестру Гею и рождает от нее четверых детей: Эл-Крона, Бэтила, Дагона, который есть Ситон и Атланта. И от других жен Уран имел многочисленное потомство. Поэтому негодующая Гея, завидуя, порицает Урана...».

Дагон, брат Крона и Атланта, выступает как культурный герой, изобретатель хлеба и плуга. Филон отождествляет его с греческим Зевсом Аротрием (Зевсом Пахатным).

Далее в источнике сообщается о войне Крона со своим братом Атлантом и отцом Ураном, которая закончилась свержением и убийством Урана: «Возмужав, Кронос, воспользовавшись советом трижды великого Гермеса и защитой (он был у Кроноса писец), сражается против отца Урана, заступаясь за мать... После этого, заподозрив своего собственного брата Атланта [в желании захватить власть], Крон, по совету Гермеса, бросил его в глубину земли и засыпал».

Сюжет о борьбе Атланта и Крона, которая закончилась гибелью Атланта, совершенно неизвестен другим источникам. И.Ф. Шифман считает, что этот эпизод составлен Филоном путем «кабинетной систематизации» материала по мифологии и потом сознательно введен в практику.

И.Ф.Шифман предлагает (под вопросом) единственную хананейско-арамейскую параллель сюжету об Атланте и Титанах у Филона - библейское сказание о Гилеле. Гилель хотел подчинить себе святую гору Цафон и возвысить свой трон выше звезд, сравнявшись со Всевышним. За это он был низвержен с небес в преисподнюю.

Учитывая тот факт, что финикийцам была известна атлантическая традиция, можно предположить (под вопросом), что сюжет о судьбе Атланта у Филона - это отголосок древнейшего предания о гибели острова Атлантида от землетрясения и наводнения.

У Кроноса появляются дети - Персефона и Афина. Первая из них умерла девственницей. По совету Афины и Гермеса Кронос приготовил серп и копье из железа. Таким образом, Крон, когда сверг Урана в войне, изгнал его от власти и царство получил... Затем Кронос окружает себя крепостью и основывает первый финикийский город Библ».

Кронос, Афина и Гермес выступают здесь как изобретатели, культурные герои. Афина и Гермес помогают Кроносу изготовить из железа серп и копье. А Кронос представлен как основатель первого финикийского города Библа, что связывает мифологическое предание с историческим.

Далее источник сообщает, что «Уран послал трех своих дочерей - Астарту, Рею, Диону, чтобы они хитростью погубили Эл-Крона. Эл-Крон берет их в плен и делает своими женами. От Астарты у Эл-Крона рождается семь дочерей - Титанид или Артемид, а от Реи - семь сыновей. Было у него от Астарты и два сына - Потос и Эрос. В Пирее у Крона рождаются еще три сына - Крон-младший, Зевс-Бел и Аполлон. От Зевса-Бела произошли Нерей, Понт, Тифон, Сидон (сын Понта), Посейдон. Понт гибнет в результате войны с Ураном. Крон же подстерег Урана и оскопил его возле источников и рек. Уран испустил дух, а кровь пролилась из его ран в водную стихию...».

Как видно, последние приведенные фрагменты опять же представляют собой эллинистическое искусственное соединение сюжетов и образов и имен из разных древних преданий. Сюжет о Войне Крона и Урана у Филона, возможно, имеет параллели в древнегреческой эпической традиции (миф о войне Крона и Урана, оскопление Урана Кроном).

Труд Филона Библиского - это искусно составленная история культуры, где последовательно проведено изложение хода прогресса человеческой жизни. Кроме истории охоты, мореходства, культа и орудий, Филон проследил и развитие городской жизни. Эта культурная история проходит через весь труд, нивелируя его составные части и приводя их к единству.

Более поздняя эвгемеристическая традиция - пост эвгемеризм - находит отражение у таких авторов, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский, Иоанн Малала. От эвгемеристической идеологии в этой литературе осталась свобода перетолковывания традиционных сюжетов, обеспечивающая книге занимательность, и приписывание ее авторства мифологическому персонажу, обычно участнику описываемых событий. Мифологическая эпоха будто бы сама рассказывает о себе и оказывается при этом не такой, какой ее описывает традиционный миф и эпос. У этих авторов прослеживается характерный для эвгемеризма подход к мифологии как к историософии и теологии. Боги, герои древнего мифа и эпоса рассматриваются как исторические персонажи, а их дела, подвиги - как реальный вклад в развитие мировой культуры. Эвгемеристическая трактовка мифологии сливается здесь с традицией научной систематизации мифа. Научная систематизация мифологии берет начало у Гесиода и через логографов-генеалогов приходит к хронографии. Сочинения этих авторов представляют собой всемирную хронику от сотворения мира до дней жизни автора.

Всемирную хронику представляет собой труд «Строматы», который принадлежит одному из первых христианских авторов - Клименту Александрийскому.

«В царствование Форонея, преемника Инаха, постиг Элладу потоп Огигея. В это же время возвысилось царство Сикионское в лице первых своих царей, Эгиалея, потом Европа и затем Телхина, в то же время на острове Крит царствовал Крит. Это на том основании нужно признать, что Акусилай называет Форонея первым человеком, отчего и автор «Форониды» называет его «отцом смертных». Поэтому и Платон, соглашаясь со сказанием Акусилая, говорит в «Тимее»: «Иногда, чтобы вызвать их (жрецов города Саиса) на рассказы о древних временах, он (Солон) начинал им говорить о первых временах Эллады и о Форонее, о котором говорят, что он был первобытным человеком, и о Ниобе, и о событиях, сопровождающих потоп Девкалиона». Актей, от имен которого и Аттика так называется, был современником Форбанта, Прометей, Атлант, Эпиметей и двуполый Кекропс и Ион были современниками Триопа. Триопа же, говорят, жил одновременно с Исидой, спустя семь поколений после Инаха. Полагают, что Исида тождественна с нимфой Ио (ходящая), и так названа за блужданье по свету. Истр в своей книге «Об египетских колониях» говорит, что эта нимфа была дочь Прометея. Следовательно, Прометей жил одновременно с Триопой, семь поколений спустя после Моисея. И таким образом становится достоверным, что Моисей жил гораздо раньше той эпохи, в которую, по мнению Эллинов, произошел первый человек».

Приведенный фрагмент - очень хорошая иллюстрация того, как древние предания получают историческую трактовку и становятся настоящей исторической летописью: указана даже точная хронология известных сюжетов мифа и эпоса. Жизнь, подвиги героев соотнесены с определенным временем, эпохой. События и герои древнегреческого мифа и эпоса составляют здесь единую картину, хронику истории Древнего Мира, которая у Климента Александрийского сравнивается с хроникой событий Библейской истории.

Атлант, его братья Прометей и Эпиметей, жили, согласно хронике Климента, во времена Триопа, семь поколений спустя после Инаха, и семь поколений спустя после библейского Моисея. Все древние эпические герои (Инах, Фороней, Прометей, Атлант, Эпиметей, Девкалион) представлены здесь как исторические личности, жившие в конкретную историческую эпоху.

Труд Климента Александрийского является, прежде всего, историей мировой культуры. Традиционные боги и герои поданы как творцы человеческой культуры - первооткрыватели разных наук, искусств, изобретатели ремесел. Такой принцип изложения древней мифологии связывает «Строматы» с эвгемеристической традицией.

«Некоторые из историков передают такие баснословные рассказы, будто из так называемых Идейских Дактилей появились первые мудрецы. Этим древним Дактилям приписывают изобретение букв, называемых Эфесскими, и музыкального ритма; от них будто бы и дактилический размер в музыке получил свое название. А Дактили эти были Фригийцы и варвары. Геродот повествует, что знаменитый Геркулес был гадатель, что он обращался среди природы и от Атланта, Фригийца и варвара, принял колонны космоса.

Этот миф обозначает, что Геркулес учился у Атланта науке о явлениях небесных».

Климент Александрийский сообщает также, что ливиец Атлант был первым, кто построил корабль и переплыл море.

Трактовка традиционного сюжета о передаче Атлантом небесного свода Гераклу (здесь - колонн космоса) сходна с той, что мы встречали у Диодора Сицилийского.

Древний эпический образ Атланта, который «знает бездны всего моря», также получает эвгемеристическую трактовку. Атлант представлен как культурный герой - изобретатель мореходства. Сакральные мотивы традиционного образа Атланта - его связь с морской стихией, его божественная мудрость, выражающаяся в знании «бездн» всего моря, представляется как изобретение им первых морских путешествий - построение корабля и первое покорение моря.

Атлант у Евсевия Кесарийского - также культурный герой, первый мореплаватель и кораблестроитель.

Иоанн Малала в труде «Хронография» излагает библейскую историю параллельно с греческими и другими преданиями, которые опять же переосмыслены в историческом духе, в духе эпохи синкретизма, сочетания разных культур и традиций, и составляют единую всеобщую историю древнего мира.

По «Хронографии», бывшие герои древнегреческого эпоса Атлант, Менетий, Эпиметей жили в ту же эпоху, когда, согласно библейской истории, сыны Израилевы во главе с Иисусом Навином входили в Землю Ханаанскую, в город Иерихон: «Во времена их были у Эллинов Прометей, и Эпиметей, и Атлант, и всевидящий Аргос, которого называли стоглазым и ужасным за его умение видеть все вокруг, и Девкалион, сын Эллина. Этот Аргос изобрел искусство в западных частях света; Атлант объяснил астрономию: поэтому говорят, что небо носит, потому что небо имеет в сердце своем. Прометей изобрел грамматическую философию: о нем говорят, что он вылепил людей из глины, поэтому он сделал их неспособными познавать философию и знать то, что произошло в более ранние времена. Эпиметей же изобрел мусическое искусство)».

Здесь мы снова сталкиваемся с эвгемеристической концепцией древнего божества. Так, образ Атланта, который носит небо, возник потому, что он передал знания по астрологии человечеству. Атлант носит небо не на плечах, а в сердце своем и именно передача знаний о нем людям, просвещение Атлантом людей служит причиной его обожествления. Прометей и Эпиметей тоже представлены как реальные персонажи, внесшие свой вклад в развитие мировой культуры.

Такой же принцип изложения и трактовку образов Атланта и его братьев находим и в «Лексиконе» Суды.

Таким образом, эвгемеризм основывается на традиционных древних мифологических представлениях, хотя и предлагает свою трактовку мифо-эпических образов и сюжетов.

 

АВТОР: Крайко Ю.В.