27.07.2012 2234

Литература о В.И.Ленине 1920 - начала 1930-х годов: возрождение житийного канона

 

Сакрализация образа вождя мирового пролетариата, предшествующая появлению «агиографических» текстов в лениниане и самой ленинианы, произошла, как пишет Н.Тумаркин, помимо воли самого Ленина. Культ вождя возникает самостоятельно в 1918 году, после покушения на его жизнь. Газеты публикуют статьи М.Ольминского, Л.Сосновкого, рисующие скромный, но героический ленинский облик.

Появляется стихотворная продукция о В.И.Ленине (о нем писали И.Брихничев, Б.Ганцев, Г.Гулов, Д.Бедный, Ф.К-в, А.Страдающий); книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир»; первые официальные биографии вождя; выходит в прокат документальный фильм «Прогулка Владимира Ильича по Кремлю».

В лениниане 1918 года постепенно набирает силу тенденция панегирика в адрес В.И.Ленина и его партийных соратников. Как пишет Н.Тумаркин, «Покушение на жизнь Ленина породило новую риторическую формулу для выражения солидарности с большевистской политикой: непомерное возвеличивание личности вождя».

В начале 1920-х годов в силу набранного и утвержденного в массах авторитета В.И.Ленин становится фигурой, к которой не иссякает общественный интерес. Широко празднуется и освещается юбилей вождя (обусловивший новый всплеск ленинианы: центральные издания печатают статьи и выступления Н.Бухарина, Г.Зиновьева, И.Сталина, Л.Троцкого, стихи Д.Бедного, В.Маяковского, поэтов-пролеткультовцев; из печати выходят крупные ленинские биографии В.Невского, И.Ходоровского). В газетах начала 1920-х годов неизменно приводятся самые последние новости о деятельности и жизни вождя (начиная с 1922 года, возникает такой жанр, как бюллетень, дающий подробную справку о состоянии здоровья В.И.Ленина), определяется его отношение ко всем общественно значимым явлениям, вырабатывается язык образов и манера говорения о нем.

Определения такого рода, как Ленин - это «синоним гигантского величайшего в природе источника энергии, гениальной мысли, стальной воли революционера-творца», - становятся обыденными и расхожими. Очень важно в этом плане, что образ Ленина в риторике времени обрастает мифологическими, религиозными и иными культурными аналогиями, стереотипами. Так постепенно отлаживается механизм сакрализации образа вождя.

Смерть В.И.Ленина в 1924 году в пространстве общественной мысли художественно завершает, делает целостным его образ. Появляются коллективные сборники мемуаров и публицистики, посвященные личности вождя: «Ленин», «Памяти Ленина», «Великий строитель», «В дни скорби», куда входят воспоминания Н.Крупской, И.Сталина, Л.Троцкого, Г.Зиновьева, К.Радека, В.Бонч-Бруевича и других коллег Ленина по партийной работе, людей, хорошо его знавших.

Выходит из печати первая обширная биография «Жизнь и работа В.И.Ленина», написанная Ем.Ярославским, и ряд других книг той же тематики и проблематики. Жизнь вождя - в силу созданной историей дистанции между эпохой живого Ленина и современностью - переносится из исторического пространства в пространство эпическое, околомифологическое.

Основной стратегией художественной ленинианы 1920-х годов, идущей, безусловно, за риторикой времени, становится идеализация образа вождя. Образ Ленина как бы помещается литературой в уже существующие мифологические системы. Ему придаются архетипические черты культурного героя, сверхчеловека, мессии.

Активно подключаются христианские аналогии. «Не имея своего языка, литература вынуждена описывать вождя традиционно, эксплуатируя христианские архетипы», - отмечает Е.Добренко. Весьма показательны с этой точки зрения следующие стихотворные строки И.Садофьева:

Над нами реет Святая Пролетарская Троица:

Отец - бессмертный Маркс, сын - великий Ленин

И дух - коммуна в знаменах курится.

Очевидно, что Ленин в приведенных строках замещает в пространстве литературы Христа, Богочеловека, с рождения которого началась история современной цивилизации. Такая подмена для сознания эпохи знакова: Ленин приобретает здесь статус если не Богочеловека, то Человекобога, того, кто положил начало новой коммунистической цивилизации. Его смерть приравнивается к смерти божества.

Подобный статус Ленина и его сопоставление (прямое либо косвенное) с Христом в риторике и в литературе 1920-х годов позволяет искать среди массива произведений, посвященных личности вождя мирового пролетариата, непосредственно «агиографические», реактивирующие житийный канон тексты.

 

АВТОР: Подлубнова Ю.С.