15.08.2012 3239

Категория движения с точки зрения функционально-когнитивного подхода

 

В лингвистической науке последних десятилетий стремительно развивается тенденция к изучению языковых явлений с точки зрения функционально-когнитивного подхода, который предполагает функциональный взгляд на язык как на коммуникативную систему с целью создания языковой картины мира. Такой подход является отличительной чертой многих лингвистических исследований последнего времени, где в центре внимания - язык как когнитивный механизм, «ментальная основа понимания и продуцирования речи с точки зрения того, как структуры языкового знания представляются (репрезентируются) и участвуют в переработке информации» (Демьянков 1994: 21), так как в целях объяснения особенностей определенной языковой системы необходимо понять «механизмы познавательной деятельности носителей данного языка как отражение через язык взаимодействия между психологическими, коммуникативными, функциональными и культурными факторами» (Ченки 2002: 340).

Переход к указанной научной парадигме объясняется тем, что в отличие от пассивно-классификационной лингвистики функционально-когнитивный подход дает возможность представить в новом ракурсе лексическую систему, преломляя ее через призму восприятия человека и исследуя словарный состав с точки зрения антропоцентричности языка и мышления. В указанном аспекте речевая и мыслительная деятельность человека выступает в качестве механизма для познания окружающей действительности и создания языковой картины мира, то есть совокупности понятий о мире, об окружающей действительности, так как, по словам В.А. Масловой, «язык не только отражает реальность, но интерпретирует ее, создавая особую реальность, в которой живет человек» (Маслова 2001: 3). Подобная идея прослеживается и у И.В. Приваловой, которая утверждает, что «объективно существующий, предметный, реальный мир отображается в психике человека так, что это отображение представляет собой образ мира - концептуальную картину мира. «Означивание» результатов отражения, то есть «вербализация» концептуальной картины мира, представляет собой языковую картину мира» (Привалова 2004: 89-90).

Центральное место в рамках функционально-когнитивного подхода, таким образом, занимает «принцип антропоцентризма», который понимается в лингвистике как связь языковых единиц с внутренним миром человека: «центром мироздания, его главной ценностью и мерилом остается человек, воспринимающий мир как созданный по собственному образцу и подобию» (Буянова, Коваленко 2004: 47). Поэтому описать семантику языковых единиц представляется возможным только через интеграцию всех знаний, полученных человеком в процессе познавательной деятельности, включая знание функционального использования объекта и его места в ряду окружающих индивида объектов. В связи с этим М.А. Шелякии отмечает, что «в функциональной лингвистике меняется точка отсчета в исследовании языка, поскольку его элементы выделяются и описываются, прежде всего, по их функциональному качеству, что позволяет описать язык и его элементы в единстве их структурно-системного и функционального аспектов, а не «разводить» эти аспекты в разные стороны» (Шелякин 2001: 6).

Таким образом, в рамках функционально-когнитивного подхода при исследовании языковых явлений отмечается преобладание интеграционных тенденций: «экспансионизм» - выход в другие науки; «антропоцентризм» - изучение языка с целью познания его носителя; «функционализм» - описание всех функций языка и «экспланаторность» - стремление к объяснению языковых явлений (см. работы: Вежбицка 2001; Маслова 2001; Алефиренко 2002; Абдюкова 2002 и др.). Описанный подход позволяет представить семантику языковых единиц в совершенно новом аспекте, позволяющем систематизировать словарный состав любого языка на основе глобальных концептов. Следовательно, когнитивность - это основа формирования концептуальной картины мира, именно через концепты осуществляется связь языка с мыслительной деятельностью человека.

Данное направление получило широкое признание среди современных ученых-языковедов, и как следствие, в последнее время все чаще объектом исследования становятся не отдельные языковые единицы как средство выражения какого-либо понятия, а целые понятийные категории, как например, сфера движения и перемещения в пространстве, которая являет собой универсальную категорию, представленную во всех языках мира.

В философском понимании движение представляет собой изменение - «способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне присущий материи атрибут, ...это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний» (ФЭ I960: 433), «переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, другую стадию» (Ожегов, Шведова 1999: 153). Существует также более узкая философ- екая трактовка - «изменение положения тела в пространстве» (ФЭС 2001: 125), которая свидетельствует о тесной связи понятия «движение» с понятием «пространство».

Современные лингвисты также усматривают тесную связь этих двух понятий. Так, М.В. Никитин трактует движение как «пространственное изменение» (Никитин 1996: 426), a Л.A. Абдюкова под движением понимает перемещение, передвижение субъекта в пространстве в каком-либо направлении; состояние, противоположное покою (Абдюкова 2002: 11). С.М. Толстая рассматривает движение как «пространственно ориентированное действие, как перемещение в пространстве, смену локуса субъекта или объекта» (Толстая 1996: 96). В свою очередь, С.Ю. Богданова определяет движение как «изменение состояния, местоположения» (Богданова 1997: 17).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что сущность понятия «движение» раскрывается через сущность понятия «пространство», так как человек живет, перемешается, действует, говорит в пространстве, ограниченном естественными физическими или наложенными человеком искусственными границами. Пространство - универсальная категория человеческого сознания и культуры, она пронизывает все сферы человеческого опыта, в том числе чувственное восприятие и речевую деятельность. Описать изменение положения предмета в результате движения можно с помощью пространственных категорий, к которым относятся: вертикаль, горизонталь, приближенность, удаленность и др.

С лингвистической точки зрения трактовка понятия «пространство» подразумевает именно геометрическое пространство, так как, по мнению В.Д. Аракина, окружающие нас разнообразные предметы характеризуются, прежде всего, своей пространственной протяженностью. «Пространственная протяженность предметов получает свое выражение в форме соответствующих пространственных координат трех измерений, которые характеризуют положение каждого предмета в пространстве по отношению к другим одновременно существующим с ним предметам. Различные связи, характеризующие положение одного предмета по отношению к другим представляют собой пространственные отношения» (Аракин 1981: 3).

М.В. Всеволодова и E.IO. Владимирский вводят собственное понятие для описания пространственных отношений - локум, под которым понимают пространство или предмет, относительно которого определяется местонахождение предмета (действия, признака) и характер их взаимоотношений: статический или динамический (Всеволодова, Владимирский 1982: 6). Следовательно, человек способен чувственно воспринимать процесс движения в пространстве только в том случае, если существует точка отсчета, относительно которой осуществляется движение.

В соответствии с принципом антропоцентричности, такой точкой отсчета может служить сам человек. Так, Ю.Д. Апресян отмечает: «для многих языковых значений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета» (Апресян 1986: 31), что «позволяет увидеть центральную позицию человека в речевой коммуникации» (Абдюкова 2002: 7). Таким образом, человек способен воспринимать процесс движения в так называемом личном пространстве, которое он ассоциирует с собой. По мнению С.Ю. Богдановой (Богданова 1997: 28), личное пространство может иметь как условные, так и реальные границы (например, стены дома, комнаты и т.д.). Ю.Д. Апресян включает в «личную сферу» самого человека и все, что ему близко физически, морально, эмоционально и интеллектуально, отмечая при этом, что личная сфера человека подвижна - она может включать большее или меньшее количество объектов в зависимости от ситуации (Апресян 1986: 31).

Таким образом, при характеристике понятия «движение» в первую очередь учитываются пространственные характеристики перемещения объектов, а именно трех мерность, которая является основой ориентирования предметов окружающего мира в пространстве, так как описать местоположение точки отсчета и движущегося предмета в единицу времени можно лишь используя систему координат трехмерного пространства.

В рамках функционально-когнитивного подхода зависимость процесса движения от пространственных характеристик изучается в аспекте взаимосвязи реального мира и семантики слова, отражающейся в человеческом сознании посредством категоризации и концептуализации понятий «пространство» и «движение». Так, Е.С. Кубрякова трактует понятие «пространство» как сложную величину, включающую в себя ряд концептов: «это обобщенное представление о целостном образовании между небом и землей (целостность), которое наблюдаемо, видимо и осязаемо (имеет чувственную основу), частью которого ощущает сам человек и внутри которого он относительно свободно перемещается или же перемещает подчиненные ему объекты; это расстилающаяся во все стороны протяженность, сквозь которую скользит его взгляд (пространство) и которая доступна ему при панорамном охвате в виде поля зрения при ее обозрении и разглядывании» (Кубрякова 1997: 26).

Исходя из вышесказанного, движение можно определить как процесс свободного или каузированного перемещения объектов в пространстве относительно определенной точки отсчета. В лингвистическом плане - это понятие, присущее любому объекту, обладающее следующими характеристиками: всеобщность, непрерывность, протяженность в пространстве, направление, трасса, способ, интенсивность, ориентиры, путь и среда движения / перемещения.

Кроме того, целесообразно выделить цель как одну из основных характеристик движения / перемещения: «глаголы движения являются целевыми, так как они содержат компонент цели. Именно цель придает смысл движению. Целеполагание предшествует движению, цель - пункт назначения, конечная фаза движения» (Абдюкова 2002: 14).

Все вышеназванные характеристики движения в совокупности образуют концепт «движение» - фрагмент языковой картины мира, преломленный через восприятие и сознание человека.

 

АВТОР: Логинова И.В.