Полеобразующая роль имен собственных в речевой структуре частушек
Особую группу полеобразующей лексики народной частушки составляют личные имена. Если в лирических песнях как жанре личные имена встречаются редко, то в частушках они используются в качестве ключевых микрополевых экспрессем очень широко. В выборке из 2000 отрадненских частушек 130 оказались построенными на использовании личных имен. Это составляет 6,5%. При этом наиболее употребительными оказываются мужские имена - 115 частушек. И лишь в 15 оказались женские имена. Очевидно, это связано с тем, что частушки чаще использовались девушками и, естественно, создавались с ориентацией на девичье исполнение, обращенное к парням.
Во многих научных работах распространено мнение, что личные собственные имена по своей природе асемантичны [см. Уфимцева А.А., 1968; Падучева Е.В., 1998; Арутюнова Н.Д., 1976 и др.]. Однако это положение, по мнению ряда других ученых, «не может быть применено в полном объеме к личному имени собственному в художественном тексте, так как в абсолютно антропоцентрическом художественном тексте личные имена собственные создают особое тематическое поле и выполняют дополнительные смысловые функции» [Исаева Л.A., Катермина В.В., 2001, с.213-214]. Прагматический смысловой потенциал имени связан, по мнению ученых, как с его способностью выступать знаком авторского отношения к персонажу и отношений персонажей между собой, так и со способностью создавать своего рода «интимное поле» [см. Суперанская А.В., 1973].
В народных частушках личные имена используются, как правило, в различных разговорных формах. Будучи эмоционально-экспрессивными, разговорные формы личных имен своей эмоциональностью, своей экспрессией окрашивают всю речевую структуру частушки, придавая ей оттенок интимности. Социально значим и сам характер используемых в частушках личных имен. Среди мужских имен самыми распространенными оказываются Николай, Иван, Василий, Михаил, Алексей. Имя Николай (Коля, Коленька) употреблено в 27 частушках. При этом в большей части из них употребляется разговорная форма Коля:
Коля, Коля, ты отколе? //Коля, Коля, ты куда? //Как придешь к себе в деревню, //Посылай ребят сюда.
В первых трех частушках, как видим, разговорная именная форма Коля формирует начальные, вводные микрополя, а в трех последних Коля повторяется и во втором микрополе, формируя, таким образом, всю речевую структуру частушки, представляющей целостное экспрессивно-семантическое поле.
Часто используется также уменьшительно-ласкательная форма Коленька:
Меня мамонька за Коленьку // Побила - ой, ой, ой! //Я с досадушки сказала: //Хоть убейте, будет мой!
Что у Колечку приценяться, // Золотого не купить. // Что за Коленькой гоняться, //За ним замужем не быть.
В ряде частушек одновременно употребляются обе формы: и Коля, и Коленька:
Милый Коля, ваши кони // В поле смяли нашу рожь. // Не про вас, Коля, сказали: // Очень Коленька хорош?
Коля, Коля, ты от коля? //Коленька идет с горы. //Начинаю любить Колю // Со тепершней поры.
Иногда с разговорной формой Коля сочетается экспрессивная форма Николаша:
Колю, Колю, Николашу // Алой лентой подпояшу, // Голубой перевяжу, - //С Колей рядом посижу.
Во всех приведенных частушках разговорные уменьшительно - ласкательные формы Коля, Коленька, Николаша создают ярко выраженную положительную эмоционально-экспрессивную тональность. Но в некоторых частушках с этими же разговорными формами экспрессивно-оценочная окраска имеет сниженный, иногда иронический характер:
Не ходите, девки, к морю, //Море колыбается. //Не любите, девки, Колю, //Коля матюгается.
Однако сниженную, ироническую окраску создают не сами именные формы, а контекст, в котором они употреблены. Сами же разговорные формы Коля, Коленька сохраняют свою исходную экспрессию. В отдельных случаях именная форма Коля оказывается включенной в контекст явно отрицательного, даже бранного характера. Например:
Раньше я любила Колю, // Называла Николай. // А теперь, така зараза!-// На глаза не попадай.
Однако и в этом случае именная форма Коля сохраняет свою исходную экспрессию, свойственную разговорной речи, благодаря чему создается первое положительное микрополе частушки. Второе же отрицательное микрополе с бранными словами, выражениями явно ему противопоставлено. При этом собственное имя в нем не употребляется.
Имя Иван преимущественно в разговорных формах Ваня, Ванюша, Ванюшка употреблено в 23 частушках. В большинстве случаев, как и Николай, употребляется в положительно окрашенных контекстах:
Ваня - имечко хорошее, // Ваня - замечательно. // Никого любить не буду, // Ваню - обязательно.
В ряде случаев именная форма Ваня употребляется в контекстах со сниженным, ироническим оттенком:
Не ходите, девки, в лес -//Там большой орешник. // Не любите, девки, Ваню-//Он большой насмешник.
В частушках с яркой отрицательной экспрессивно-оценочной окраской употребляется разговорно-фамильярная форма Ванька:
Не пойду за Ваньку замуж, // За такого дурака! // Пропадай, моя окрута, - // Все четыре сундука!
Отморозил Ванька пятки, // Стал на цыпочках ходить. // Закололо под лопаткой - // Бросил милую любить.
Нейтральная исходная форма Иван встречается редко. При этом может быть употреблена в частушках как с положительной экспрессивно-оценочной окраской, так и с отрицательной:
Я надену кофту белу // И зеленый сарафан. // Неужели не полюбит // В этой кофточке Иван?
На столе стоит стакан,// Под стаканом таракан.// Этот рыжий таракан -//Ну совсем как мой Иван.
Если в первой частушке, как видим, именная форма Иван формирует заключительное микрополе с положительной экспрессивной окраской «неужели не полюбит в этой кофточке Иван», то во второй частушке заключительное микрополе с именной формой Иван имеет ярко выраженную отрицательную экспрессивно-оценочную окраску «этот рыжий таракан - ну совсем как мой Иван».
Имя Василий преимущественно в разговорных формах Вася, Васенька употреблено в 11 частушках. Почти все эти частушки имеют яркую положительную экспрессивно-оценочную окраску, благодаря которой имя приобретает оттенок поэтичности, своеобразной «опоэтизированное»:
Ты играй-ка, милый Вася, //Я к тебе подвинуся. //Будет сердце разрываться - // Прямо в речку кинуся.
Лишь один случай употребления этого имени в фамильярной форме Васька носит сниженно-иронический характер:
Меня Васька изменил, //А я не опешила, //За углом его догнала, // Тумаков навешала.
Имя Михаил преимущественно в формах Миша, Мишенька употреблено в 10 частушках. Чаще всего с положительной экспрессивной окраской:
Ай, маменька, // Цветет вишенька! // Пусти в сад погулять - // Пришел Мишенька!
В некоторых частушках наблюдается сниженная, ироническая экспрессивно-оценочная окраска:
С неба звездочка упала, //Крышу поцарапала. // Три недели не видала // Мишу косолапого.
Имя Алексей преимущественно в формах Алеша, Алешенька употреблено в 7 частушках. При этом почти все они (за исключением одного случая) носят положительный эмоционально-экспрессивный характер:
Алеша, Алеша, // Алешенька!// Полюби меня, Алеша, //Я хорошенька!
На высокую на гору, // Мама, семечек не сей. //Я чего же буду делать-// Полюбился Алексей!
Парень с именем Алеша иногда побеждает в завоевании девичьей симпатии:
Что-то под ногу попало -// Думала, горошина. // Вчера Федина была, // Сегодня я Алешина.
Я любила Толю, Колю, // А Володю - третьего. //Всех троих перезабыла, // Я Алешу встретила.
Впрочем, в завоевании девичьей симпатии он может и уступать парню с иным именем:
Брошу, брошу я калошу, // Стану валенки носить. //Брошу, брошу я Алешу, // Стану Ванюшку любить.
Но со сниженной, иронической окраской имя Алешка употреблено лишь в одной частушке, причем «за компанию» с другими именами:
Александровские ребята // Испугалися овец: // Колька в гору, Гришка в лес, // Алешка на угол залез.
А вот имя Шура (Шурочка, Шурик) из трех случаев употребления в двух частушках использовано с явно отрицательной экспрессивно-оценочной окраской:
Шура, Шура; грех не будет, // Шура - хитрой человек: // Полюбил на мало времечко, // Сгубил - на целый век.
Яна реченьке стояла, // Воду мерой мерила: // Шура клялся и божился, // Я и то не верила.
Но в одной частушке образ Шурочки имеет положительную окраску:
Мой миленок Шурочка // Идет из переулочка, // На нем белая рубашка, // Черная тужурочка.
Имя Григорий в разговорной форме Гриша употреблено в 5 частушках, имя Федор в разговорных формах Федя, Феденька - в 4 частушках:
Тише, тише, милый Гриша, //Возле дома моего, // Чтобы мама не слыхала //Разговора твоего.
Имена Сережа, Володя, Степа, Яша, Толя, Егор употреблены в 2-3 частушках:
Брошу розу под березу, // Пускай роза не цветет. // Брошу я любить Сережу, //Пусть другую наживет.
Эх, Володя, чей ты сын - // Рубаха с воротом косым? // Надо ворот перешить - // Володю надо присушить.
В отдельных случаях эти имена употребляются в частушках со сниженной экспрессивно-оценочной окраской:
Вы не пейте, девки, воду // Из большого чугуна. // Не любите, девки, Федьку-// Федька - чистый сатана.
По одной частушке зафиксировано с именами Кузя, Леня, Петя, Никиточка, Борис:
По дорожке узенькой// Шла я с парнем Кузенькой. // Ничего, что узенька, -//Хороший парень Кузенька.
Милый Лёня, я влюблёна, //Милый Лёнечка, в тебя. //Я давно в тебя влюбилася, // Тебе сказать стыдилася.
Пойду плясать //По ниточке! // Сердечко болит //По Никиточке! В целом ряде частушек наблюдается групповое употребление личных имен. В одних случаях употребление 2-3 имен связано с характеристикой состояния девушки, когда ей нравится сразу несколько парней:
Аси, Аси, Асеньки, // Болит сердцо по Васеньке, // По Коленьке белая грудь, // По Сашеньке нельзя вздохнуть.
Иногда девушка как бы похваляется тем, что у нее несколько ухажеров: Ухажерики мои,// Снимитесь на картиночку: //Ваня с Петей по бокам, // Коля в серединочку.
В других случаях групповое употребление имен отражает изменение отношения девушки к парням, смену симпатий:
Раньше с чупом я ходила, // Теперь кудри завила. // Раньше Ваню я любила, // Теперь Колю завела.
Употребление целой группы имен используется и для создания сниженного, иронического экспрессивно-оценочного оттенка:
У меня милых-то много, //По секрету доложу: //Ванька, Мишка, Колька, Гришка... // Коренного не скажу.
Созданию сниженного экспрессивно-оценочного оттенка в этих частушках, как видим, способствуют разговорно-фамильярные имена Ванька, Мишка, Колька, Гришка, Толька и т.д.
Все употребляемые в частушках личные мужские имена являются характерными для русской деревни, для русского села. Отмечен лишь один случай употребления книжной именной формы Симеон:
Меня сватал Симеон, //Давал денег:миллион. //Дура, дура я выла-// Хоть бы сотенку взяла.
Однако нерусская именная форма Симеон используется, как видим, для создания особого сниженного текста, характеризующего негативное отношение девушки к богатству, богатому жениху.
Женские имена в частушках употребляются реже. В той же выборке, где 115 частушек содержат мужские имена, лишь 15 отмечено с женскими именами. Это в 7 с лишним раз меньше. Лишь три имени повторяются в нескольких частушках: Маня, Машка - в 3, Анюта, Нюшка - в 3, Шура - в 2. На остальные имена Катю (Катьку), Галю, Таню, Свету, Настасью, Федорку, Дуньку приходится по одной частушке. При этом меньше половины частушек с женскими именами имеют положительную, поэтическую эмоционально-экспрессивную оценку:
Дорогая моя Маня, // Что прошло, то не вернешь, - // По осенней по зори- ночке// С зачеткой не пройдешь.
Было солнце на закате, // Попросил попить у Кати: // Катя, Катя, Катенька, // Твоя водица сладенька, // Ключева, холодная, - // Дай напиться, родная!
Большая же часть этих частушек с женскими именами имеет сниженную экспрессивно-оценочную окраску:
У меня милашка Машка // Рукодельная была: // В решето коров доила, // Из кармана чай пила.
Женское имя Шура, как и мужское, в частушках почему-то связывается с непостоянством:
Шура, Шура белая, // За Николкой бегала. // За Николкой-то ниш-то, // За Егоркой-то пош-то?
У меня подруга Шура, // Мне бы тоже Шурой быть. // Шура милого забыла, // Мне бы тоже позабыть.
Таким образом, личные имена составляют весьма заметную группу слов, употребляемых в частушках. При этом употребляются личные имена чаще всего не в своих исходных, нейтральных формах Николай, Иван, Василий и т.д., а в разговорных формах либо с ласкательным экспрессивным оттенком Коля, Коленька, Вася, Васенька, Ваня, Ванюша, либо с грубовато-фамильярным Колька, Гришка, Васька, Ванька, Манька, Нюшка, Федорка, Дунька и т.д. Все эти именные формы с ласкательными и грубовато-фамильярными экспрессивными оттенками служат выразительным средством в формировании микрополевой структуры частушки, ее речевой экспрессии в целом. В силу своей характерности для русского села, для русской деревни все эти имена несут одновременно и обобщенную социально-этническую смысловую нагрузку, они ярко характеризуют народно-песенный, частушечный социум.
АВТОР: Мануйлова О.А.