18.08.2012 2596

История и историография немецкой специальной литературы Средневековья. Понятие «специальная литература»

 

Для обозначения комплекса нехудожественных текстов средневековой литературы в традиции зарубежной германистики» используются различные понятия: Artesliteratur, Fachprosa (Fachliteratur), Sachprosa (Sachliteratur), Gebrauchsliteratur, Trivialliteratur.

В основе выбранного Г. Айсом термина «Fachliteratur» лежит нем. das Fach, die Facher «отрасль, область, раздел (науки); предмет (обучения); специальность». К произведениям нехудожественной литературы он относит все «непоэтические произведения духовного и недуховного содержания» [Eis 1967, I], однако акцент в случае данной классификации лежит на произведениях, относящихся к различным «искусствам» (по схоластической традиции: artes). В связи с этим Айс предлагает еще один термин для определения нехудожественной литературы: «Artesliteratur». При дальнейшей классификации произведений нехудожественной литературы Айс придерживается средневековой схоластической традиции и выделяет три тематических направления на основе трех «групп искусств» (Artesreihen).

Таким образом, до середины 90-х годов прошлого столетия в традиции исследования нехудожественной средневековой литературы существует единственная трактовка понятия «нехудожественной литературы» как». Fachliteratur» (в данном случае слово Fach соотносится со схоластическим понятием artes «искусство»). Речь идет, таким образом, о текстах, вписывающихся в средневековую схоластическую систему университетских наук.

В 1994 г. была издана монография В. Кроссгрова «Немецкая специальная литература Средневековья» «Die deutsche Sachliteratur des Mittelalters», в которой представлен совершенно новый взгляд, во-первых, на само определение понятия «специальная литература» (для акцентуации нового смысла, вложенного в это понятие, автор пользуется более точным, на его взгляд, термином «Sachliteramr» от нем. die Sache «предмет»), во-вторых, на классификацию произведений, относящихся к специальной литературе. Перевод термина «Sachliterarur» как «специальная литература» в рамках настоящего исследования подразумевает второе значение слова «специальный», to есть «относящийся к отдельной отрасли чего-н., присущий той или иной специальности» [Ожегов 1973, 694].

При вычленении текстов нехудожественной литературы В. Кроссгров ставит в центр внимания их содержание. Для него имеет значение в первую очередь не то, совпадает ли их тематика с «группами искусств», а то, содержат ли они некий «предмет» исследования. «При помощи понятия «специальная литература» мы определяем, в первую очередь, для периода до 1600 г. тематику исследуемых текстов, а не их принадлежность к ученой литературе. Речь идет о текстах, в которых исследуются реалии этого мира, явления, которые люди могут наблюдать и описывать, процессы, которые способствуют не только пониманию, но и использованию природного мира» [Crossgrove 1994, 11]. Таким образом, из классификации специальной литературы Кроссгровом» исключаются: I) тексты духовного содержания, 2) исторические произведения, 3) художественная литература, 4) правовые тексты. В понятие «специальная литература» Кроссгров включает основные разделы университетских наук, техники и средневековые прикладные искусства. В противоположность специальной литературе духовная, историческая, художественная: и правовая литература выделяются им в большую группу произведений авторского характера. Однако В. Кроссгров отмечает, что данная классификация не исключает наличие «пограничных явлений»: так, например, часто встречаются средневековые тексты, передающие «предметное» содержание в стихотворной форме [Crossgrove 1994, 13].

Термины «Gebrauchsliteraur» (буквально: «литература широкого употребления») и «Trivialliteratur» «профанная литература» в большей степени ориентированы на прагматический подход к рассмотрению данной группы текстов. «Под литературой широкого употребления (Gebrauchsliteratur) должны пониматься произведения, чьей открытой задачей является распространение знаний. Это соответствует... понятию прагматической литературы в узком смысле слова. Сюда относятся также стихотворные и прозаические произведения духовно-назидательной литературы, хроники, произведения правовой литературы, произведения специализированной литературы в узком смысле слова (Fachliteratur), то есть естественнонаучные и медицинские тексты, а также другие тексты группы собственно искусств (Artes mechanicae). Все эти тексты представляют около 90 процентов средневековой письменности, как на латыни, так и на немецком языке» [Ruh 1979, 1-2].

Понятие «профанная литература», наряду с которым исследователи иногда используют обозначения «народная литература» (Volksliteratur) или «популярная литература» (populare Literatur), представляет еще более расширенный взгляд на комплекс средневековых текстов с точки зрения их адресатов и обозначенных в них целей. «Профанная литература включает в себя весь комплекс произведений для простых читателей и должна служить общей цели развлечения, назидания и получения общих знаний» [Brevart 1987, 16]. К малым формам профанной литературы исследователи относят, например, сенсационные сообщения (Sensationsberichte), сборники легенд (Legendensammlungen), пособие для новобрачных (Ein Doctrinal der Neuverheirateten), справочник для горняков (Ein nutzliches Bergbiichlein), поваренную книгу (die Kiichenmeisterei), а также Библию, песни, баллады, щванки, новеллы, рассказы о путешествиях, народные календари, медицинские трактаты, лечебники для лошадей и многое другое [Schenda 1966, 51-52; Brevart 1987, 17]. Одним из конституирующих признаков произведений профанной литературы является немецкий язык, так как в качестве реципиента данных текстов подразумевается простой читатель (ср. свн. gemeine manri), принадлежащий к средней прослойке общества, или не получивший образования представитель более высоких социальных кругов [Brevart 1987,28].

Поскольку в рамках настоящего исследования рассматривается лишь часть комплекса средневековых нехудожественных текстов - тексты медицинской литературы, целесообразно при трактовке понятия нехудожественного типа текста в период позднего Средневековья придерживаться концепции Кроссгрова, предлагающей ориентацию на содержательную сторону данных произведений с вычленением специфической тематики текстов, в данном случае - медицины. Для обозначения данной группы текстов предлагается термин «специальная литература», использовавшийся выше для перевода термина В. Кроссгрова «Sachliteratur».

 

АВТОР: Морозова П.В.