21.08.2012 3144

Сетевой дневник как особая разновидность дневника в пространстве Интернета

 

В соответствии с метапоэтическими высказываниями пользователей Интернета и исследованиями А. Халавайза (Halavais, 2002), С. Кришнамурти (Krishnamurthy, 2002), С. Хэррин (Herring, 2004) СД является одной из разновидностей сетевого жанра веблогов. В современных лингвистических исследованиях различные сетевые жанры рассматривались Б.Ю. Городецким (Городецкий, 1989), ЕА. Буториной (Буторина, 1999), Е.В. Какориной (Какорина, 2000), Л.Ю. Ивановым (Иванов, 2001), А.А. Атабековой (Атабекова, 2002), Г.Н. Трофимовой (Трофимова, 2004), Р.К. Потаповой (Потапова, 2004) и другими. Веблог анализировался западными исследователями: Р. Блад (Blood, 2000), Г. Нанбергом (Nunberg, 2001), Д. Диббеллом (Dibbell, 2002), Б. Грэхамом (Graham, 2002), В. Сафиром (Saflre, 2002), Д. Повазеком (Powazek, 2002), С. Барреттом (Barrett, 2003), Д. Хеннинг (Henning, 2004) и другими. СД не являлся объектом специального исследования, поэтому при анализе СД как особой разновидности дневника в пространстве Интернета мы, опираясь на работы указанных специалистов, используем мета поэтические высказывания пользователей глобальной сети, полученные в ходе эксперимента. Прежде чем рассмотреть языковые особенности СД, необходимо проанализировать источники возникновения СД, установить взаимосвязь СД с сетевыми и внесетевыми жанрами, выявить его интегральные и дифференциальные признаки.

Исследования западных ученых и мета поэтические высказывания пользователей позволяю выявить основной сетевой источник СД - веблог (от англ. web-log). Первый веблог был создан Тимом Бернесом - Ли в 1991 году (Herring, 2004). Веблог (блог) - частично модифицированная вебстраница, в которой датированные записи вводятся в обратном хронологическом порядке, сформировал связующее звено между гипертекстовыми мультимедийными документами (HTML-документами) и способами коммуникации посредством текстовых сообщений (CMC), сгладив традиционное разграничение двух доминантных интернет-парадигм и обусловив их дальнейшее слияние. В исследовании «Bridging the Gap: А Genre Analysis of Weblogs» «Устранение различий: жанровый анализ веблогов» С. Херрин, указывая на медиальное положение веблога между HTML-документами и CMC-коммуникациями, противопоставляет блоги другим способам интернет-общения на основании следующих критериев: частота обновлений, симметрия коммуникативного взаимодействия, мультимодальность (Herring, 2004).

Так, HTML-документ (например, веб-страница) обновляется один раз в два-три месяца, веблоги обновляются несколько раз в неделю, a CMC (например, дискуссионные форумы и чаты) - каждый раз с появлением нового сообщения. На веб-странице автор передает, а читатель получает информацию, их взаимоотношения ассиметричны, в отличие от симметричности пишущих и получающих сообщения в форумах и чатах. В блогах взаимодействие адресанта и адресатов ограничено, то есть автор и читатели обладают неравными коммуникативными правами, находятся в отношениях ассиметричного обмена. Автор оставляет за собой право контроля за содержанием блога. Наконец, в блогах мультимедийные элементы, широко используемые на веб-страницах, сочетаются с текстовым форматом записей, типичных для CMC (Herring, 2004).

С. Кришнамурти в работе «Multidimensionality of Blog Conversations» «Разновидности коммуникативного взаимодействия в веблогах» (Krishnamurthy, 2002) выделяет на основании двух критериев - критерий содержания (внутреннее/внешнее); критерий принадлежности (индивидуальное/общественное) - четыре разновидности веблогов. Полученные им результаты, с учетом исследования А. Халавайза «Blogs and the «social weather» («Блоги и социальный контекст») (Halavais, 2002),.

Общественные дневники, проанализированные С. Кришнамурти (Krishnamurthy, 2002), представлены в квадранте IV. Блоги, исследованные А. Халавайзом (Halavais, 2002), расположены в квадранте III и известны также, как блоги-фильтры, в которых отбираются и комментируются события в мире и сети. Блоги, совместно ведущиеся группой друзей, расположены в квадранте II. Кроме перечисленных типов С. Херрин выделяет также ноледж-логи или Н-логи, посредством которых пользователи в процессе общения получают информацию о деятельности определенного предприятия или образовательного учреждения. СД, занимающие Квадрант I, являются индивидуальными сетевыми проектами, содержание которых зависит от личностных характеристик и интересов автора (Herring, 2004).

Таким образом, СД является одной из разновидностей веблогов, но в отличие от других типов веблогов, выполняющих контактоустанавливающую функцию (Группа поддержки), функцию передачи информации (Н-логи, Метафильтры) и функцию упорядочивания информации в Интернете (блоги-фильтры), представляет индивидуальный сетевой документ, содержание которого предполагает всестороннее отображение жизни отдельного пользователя.

В исследованиях JI. Ю. Иванова, Г.Н. Трофимовой, А.А. Атабековой, Е.А. Буториной, Р.К. Потаповой, Е.Н. Галичкиной, Б.Ю. Городецкого,Е.В. Какориной и других выделяются особенности сетевых жанров вебстраницы, электронной почты, форумов и чатов, с которыми пользователи сравнивают СД. Противопоставление СД и других жанров глобальной сети, позволяет выделить интегральные свойства и дифференциальные признаки СД.

Веб-страница передает СД основные свойства текста в Интернете, то есть: нелинейность, открытость, ветвистость, связанность посредством системы гиперссылок, виртуальность. Веб-страница и СД создаются и управляются индивидуальными пользователями, их содержание связано с жизнью и интересами автора. Однако если для создания веб-страницы пользователь должен обладать соответствующими навыками программирования и знаниями HTML языка, то для создания СД он использует специальные приложения или ресурсы сайта, размещающие СД. В процессе ведения СД пользователи организуют записи по модели, предложенной администрацией дневникового сайта, что подчеркивает принадлежность СД не только пользователю, но и людям, формирующим структурные принципы организации СД, то есть фактически выступающими соавторами «личного» документа.

Сравнения СД с другими способами интернет-коммуникации (чатом, форумом, электронной почтой) подчеркивают антиномичную природу данного сетевого ресурса. СД, с одной стороны, подразумевает, как и веб-страница, создание субъективного пространства выделение собственного «я» из массового сознания, но в тоже время, является средством коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Интегральными признаками, объединяющими электронную почту, чат, форум и СД, являются: интерактивность, коммуникативная направленность, общение посредством передачи текстовых сообщений. СД, также как и электронная почта, форумы, чаты, обновляется каждый раз с появлением нового сообщения или комментария к сообщению.

СД и электронная почта противопоставляются по признаку диалог/полилог. Общение по электронной почте предполагает обмен текстовыми сообщениями между двумя пользователями в форме электронных писем. Автор электронного письма четко указывает адресата, который должен отреагировать на информацию автора ответным сообщением. В СД автор вносит информацию в подневную запись, ожидая комментариев других пользователей, при этом он взаимодействует одновременно с множеством коммуникантов.

СД и чат противопоставляются по признаку наличие/отсутствие собственного коммуникативного пространства. Общение в чате предполагает равноправное взаимодействие пользователей в общем коммуникативном пространстве, которое выделяется сайтом под чат. СД формально принадлежит одному автору, является личным пространством пользователя в сети. Автор и комментаторы находятся в отношениях ассиметричного обмена, то есть автор вносит в запись сообщение, а читатели оставляют свои комментарии. Кроме того, в отличие от чатов, записи в СД и комментарии к ним могут храниться неограниченное время, что определяет объемность текстов СД, состоящих из сотен компьютерных страниц.

Основным противопоставлением СД и форумов выступает наличие/отсутствие базовой темы. На каждом форуме существует перечень базовых тем, которые обсуждаются участниками. Отклонение от темы негативно воспринимается другими пользователями, пресекается модератором - ведущим форума. В СД каждая запись вводится новой темой, направление которой читатели могут свободно менять в комментариях. СД и форум также противопоставляются по признаку информационное/фатическое общение. Основной целью участников форума является получение необходимой информации, в СД автор и комментаторы вступают в речевое взаимодействие ради самого общения.

Роли автора СД и модератора на форуме вносят дополнительное различие между данными жанрами интернет-коммуникации. Наличие модератора, организующего коммуникативное взаимодействие пользователей, существование строгой системы правил, регулирующих нормы речевого и этического поведения, заданность тематики определяют официальный характер речевого взаимодействия на форуме. Если форум - это официальное общение, то СД является неофициальной дружеской беседой людей, объединенных общим интересом. Автор СД оставляет за собой право контроля за содержанием и оформлением записей. Он также может оставлять без ответа непонравившиеся ему комментарии, может частично или полностью закрыть дневник, ограничить доступ к записям со стороны нежелательных пользователей, если это позволяют сделать ресурсы сайта. В СД вместо строгих правил существуют рекомендации, нарушение которых вызывает желание прекратить общение, но не ведет к применению административных санкций.

КД является основным внесетевым источником СД, что подтверждается пользователями Интернета. СД, также как и КД, состоит из совокупности по дневных записей, формально принадлежащих одному автору - владельцу СД. СД и КД обладают рядом интегральных признаков, к которым относятся: дискретность композиции, четкая датировка записи, хронологическая последовательность, синхронность события и его фиксации. Следует отметить, что в отличие от прямого хронологического порядка в КД, записи в СД расположены в обратной хронологической последовательности, что подчеркивает направленность внимания, как самого автора, так и комментаторов на актуальное настоящее.

В Интернете время и пространство уходят как определяющие онтологические категория. В многомерном сверхскоростном пространстве «тотальной коммуникации» (Пигров, 2002), формируемом глобальной сетью, для пользователя актуально-значимым является лишь то, что есть в настоящий момент. В отличие от КД, в котором процесс перечитывания собственных записей является основой генезиса самосознания, авторов и которые отправляются в архив дневника.

В отличие от автокоммуникативной направленности КД, СД является способом коммуникативного взаимодействия, что определяет его языковые особенности. СД представляет электронный документ, который создается в процессе непосредственного общения автора и его комментаторов в форме полилога. Полилог как форма диалога, передается в тексте СД с помощью средств языка, которые отображают взаимодействие общающихся. Записи СД характеризуются адресованностью, обращенностью, сменой смысловых позиций, лаконичностью реплик, простотой синтаксиса, экспрессивностью. Кроме того, СД обладает специфическими свойствами, определяемыми особенностями компьютерного дискурса: электронный сигнал как канал общения, виртуальность; дистантность, опосредованность общения компьютером (Е.Н. Галичкина, 2001).

СД, как и любой документ в Интернете, представляет собой пространство, в котором реальное и виртуальное перестают различаться, превращаются в единый знак гиперреальности. Гиперреальность - это мир абсолютной, идеальной подделки, в которой имитация не просто репродуцирует реальность, но пытается улучшить ее. Это мир, где технология может сделать реальное лучше, чем постарались природа и история (Есо, 1987). Ж. Бодрийяр уточняет, что гиперреальное не является «удвоением», «имитацией», «копированием», «это порождение при помощи моделей реального без истока и реальности. Симуляция заставляет совпасть все реальное с моделями симуляции. При этом исчезает самое существенное различие между симуляцией и реальным, устраняется всякая соотнесенность, уничтожаются все референты» (Бодрийяр, 2003, с. 34), «знак стремится быть вещью, он желает отречься от референта» (Есо, 1987, с. 71).

Г.Н. Трофимова отмечает: «Интернет действительно становится не только сетью компьютеров, но и сообществом людей, что заставляет говорить о нем как о социальной виртуальной реальности, неком «пятом измерении», где общение происходит опосредованно через компьютер» (Трофимова, 2004, с. 59). СД - это созданная компьютерными средствами искусственная среда, в которую можно проникнуть, вступить в контакт не только с реальными людьми, но и искусственными персонажами, поменять ее изнутри, наблюдать трансформации и испытывать при этом реальные ощущения.

Дистантность, опосредованность общения компьютером обусловливают отсутствие непосредственного контакта партнеров, что определяет не только свободу самовыражения, но и отсутствие достаточной глубины, высокой культуры общения. Анонимность автора, ведущего ежедневные записи, сочетается с анонимностью пользователей, которые читают и комментируют дневник. Вместо системы «человек - человек» в коммуникативных актах, опосредованных компьютером, подлинной реальностью оказывается обмен «текстом - 1» и «текстом - 2», где реального человека нет вообще. Репрезентация человека в СД осуществляется через его лингвистический образ, который представлен совокупностью созданных текстов, произведенных автором в процессе неформального общения. При этом записи в СД, несмотря на письменную форму изложения, относятся к разговорному стилю, характеризуются спонтанностью, неподготовленностью, неполнотой, высокой степенью эмоциональности и экспрессивности.

Неустойчивое языковое состояние современного общества, балансирующего на грани литературного языка и жаргона, в полной мере отображается в СД, где, по выражению Р. Барта, «любой индивид оказывается пленником своего языка; за пределами своего класса он обнаруживает себя каждым произнесенным словом, каждое слово выявляет его всего целиком и выставляет напоказ вместе со всей… историей» (Барт, 2000, с. 92).

В записях СД литературный язык сочетается с молодежным сленгом, заниженным стилем речи, компьютерным жаргоном, а использование русского языка сопровождается интенсивным употреблением англоязычных заимствований. Авторы и комментаторы СД часто проявляют небрежное отношение к оформлению сообщения, что влияет на крайне низкое в эстетическом плане содержание некоторых записей, частотность использование просторечных слов и выражений, инвективой лексики, многочисленность ошибок, опечаток в тексте.

Однако проблема свободы слова в современном Интернете, в том числе и в СД, получает отчасти новую интерпретацию. Язык Интернета можно сопоставить с концепций «белого письма» Р. Барта, которое стремится к освобождению литературного слова, избавлению от ига открыто выраженной языковой упорядоченности. «Письмо в этом случае сводится к своего рода негативному модусу, где все социальные и мифологические черты языка уничтожаются, уступая место нейтральной и инертной форме» (Р. Барт, 2000, с. 73). И в тоже время, по мнению Р. Барта, нет ничего более обманчивого, нежели белое письмо. «С момента своего возникновения оно начинает вырабатывать автоматические приемы именно там, где прежде расцветала его свобода; окаменевшие формы со всех сторон обступают и теснят слово в его первородной непосредственности, и на месте языка, не поддающегося никаким готовым определениям, вновь вырастает классическое письмо» (Барт, 2000, с. 74).

С одной стороны, в СД, как и во всем пространстве Интернета, внешняя свобода словоупотребления привела к популяризации заниженного стиля речи. С другой стороны, большая часть интернет-сообщества, наоборот, активизировала свой внутренний языковой контроль для того, чтобы не тратить время на чтение сорных слов и выражений, не имеющих смысла, а лишь замедляющих общение в Интернете. «Виртуальное общество оказалось достаточно прагматичным и едино-мыслящим, и стало активно вытеснять из интернет-общения так называемых «узколобых». Более того, письменный вид высказывания влияет на подсознательное стремление автора избегать грамматических, пунктуационных или стилистических ошибок в своей речи. И в этом смысле Интернет может неожиданно сыграть положительную роль в борьбе за всеобщую грамотность массовой аудитории» (Трофимова, 2004, с. 62).

Кроме того, возможность интернет-коммуникации обеспечивает платным доступом в сеть, что предполагает мгновенное включение в речевую ситуацию и такое же быстрое выключение из нее. Необходимость высокоскоростной передачи информации привела к интенсивному созданию и употреблению условных сокращений и знаков. В СД широко используется устойчивый компьютерно-сетевой «диалект» или кодифицированный язык, понятный постоянным пользователям Интернета. Правила сетевого этикета предполагают обязательное включение в записи СД паралингвистических элементов: буквенных и цветовых выделений, графических символов и смайликов с целью передачи интонации устной речи, придания высказыванию эмоциональности и экспрессивности, дополнительных смыслов.

Коммуникация в обществе начала XXI века порождает чрезмерную смысловую избыточность, ориентируется на расширенное воспроизводство текстов. Необходимость устройств, способных аккумулировать и распределять большие объемы информации, объединять множество раздробленных текстов на основе ассоциативной связи, обусловливает доминирование гипертекстовых структур, которые приникают и преобразуют жанровые каноны современной литературы и публицистики, в том числе и КД. В отличие от других жанров, способность КД свободно адаптироваться в гиперпространстве Интернета обусловлена особенностями его текстовой организации. Несмотря на то, что дневник относится к классическому типу текста, в его структуре изначально присутствуют элементы неклассического, авангардного текста, свойства которого наиболее полно реализуются в гипертекстовой структуре СД.

 

АВТОР: Новикова Е.Г.