21.08.2012 2079

Языковые средства реализации структурно-содержательных особенностей гипертекста сетевого дневника

 

Языковые средства реализации структурно-содержательных характеристик гипертекста СД анализируются на примере СД сайта http://www.liveinternet.ru - http://www.cherski.ru http://www.matyl.ru. К дополнительным источникам относятся СД http://www.perah. ru http://www.rasteehead.ru, а также СД сайта http://www.diary.ru.

В отличие от автокоммуникативной доминанты КД, влияющей на отбор языковых средств реализации его свойств и текстовых категория, доминанта СД передает процесс коммуникативного взаимодействия автора и комментаторов, что, в свою очередь, определяет характер языковых средств, используемых в записях. В СД редко встречаются языковые средства передачи внутреннего диалога: самообращения, вопросно-ответные комплексы в монологической речи и т.п.

Записи автора и комментарии к ним содержать языковые особенности традиционного устного диалога, в них широко используются обращения: «Привет, народ! Когда же наступит весна?»; формулы вежливости: «Коллега-журналист спросила, сколько людей поженилось после того, как нашли друг друга в лиру. Можно подумать, что венчал их всех я. А я понятия не имею, конечно. Поэтому просьба: если вы попадаете под это определение, отметьтесь, пожалуйста. Спасибо заранее»«, различные формы вопросов, заканчивающие записи: «Предстоит командировка в замечательный город Чебоксары. Кто-нибудь что-нибудь о нем знает? Достопримечательности, злачные места и т.п.?» Chttp/www.liveinternet.ru/users/cherski.html). Побудительные предложения форме 1-го и 2-го лица множественного числа, специальные частицы, вносящие оттенок побуждения (давайте, ну-ка, пусть), передают приглашения автора к совместным действиям. Например: «Голосуйте и щедро делитесь ссылкой с друзьями!» «Слушайте, а давайте придумаем хотя бы один день в году, когда каждый может вычистить из френд-ленты хоть всех, и никто не обидится» (https://www.liveinternet.ru/users/cherski.htmn.

Запись сообщения и совокупность комментариев к ней формируют диалогический «цикл», под которым, вслед за психологом Г.М. Кучинским, понимается «единое целое, образованное взаимосвязанными речевыми актами партнеров, из которых первый как бы открывает, начинает общение и детерминирует последующий» (Кучинский, 1983, с. 22). В первом акте «цикла», названным «обращением», отражается смысловая позиция, точка зрения субъекта. Ответное высказывание содержит позицию интерпретаторов в виде согласия, несогласия, анализа, уточнения, доказательства, ответа на вопрос, которые, в свою очередь, становятся предпосылками создания следующего цикла. Чередование обращений, реакций, циклов и т.д. формирует содержание записей СД, представленное в виде «треда» (от англ. thread - нить). Комментарии, ответы на комментарии прикрепляются к исходному сообщению, последовательность которых создает ветвящийся текст записей СД.

Рассмотрим цикл одной по дневной записи в СД «Случайный дневник» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html). Основными участниками являются: автор (A) (Cherski) и комментаторы (К) (К1 - В Alex, К2 - Joliet Jake, КЗ - Чершировна, К4 - Shipper, К5 - DrPr, Кб - ruskatya, К7 - gaugi, К8 - мишка белая, К9 – Антимир е1с, К10 - синяя книга, К11 - moriarti, К12 - wred_ko, К13 - Katek, К14 - Avatar, K15 - ignis_fatuus, K16 - Ivan_Barinov, K17- ШанельН5, K18 - Шляпа_Трибли, K19 - BlackMoon, K20 – Woody Goblin. Кроме того, комментаторы также обращаются к неопределенному множеству адресатов (N).

Запись начинается авторским сообщением, вводимым заголовком, состоящим из темы: «Если верить Жванецкому, с годами жизнь начинает» и даты: Суббота, 05 Марта 2005 г. 11:05. Если верить Жванецкому, с годами жизнь начинает нестись всё быстрее. «А она уже с ребенком, и не моим, и в плаще, и располнела...» Ну ладно, это мелочи. Я просто пытаюсь понять.

Это действительно время так быстро летит, или просто в магазинах продают х... новые лампочки?» (https://www.liveinternet.ru/users/cherski.htmn.

Текст основной записи состоит из сложноподчиненного условного предложения, повторяющего усеченную конструкцию темы сообщения, цитаты, номинативного предложения, простого и сложносочиненного предложений. Запись автора представлена высказыванием, семантический центр которого формируется альтернативным вопросом, адресованным читателям. Основной коммуникативной целью автора является запрос, требование информации - директив.

Комментарии передают реплики-ответы других пользователей и реакции на них автора. Содержание записи и комментариев представлено цепочкой иллокутивных актов (классификация Дж. Серля, 1986), каждый из которых имеет адресата и адресанта.

Множественность участников общения обусловливает ряд особенностей, присущих организации диалога в СД. Так, если реплика - реакция комментатора адресована всем участникам дискуссии, он, как правило, не указывает адресата. Если же он обращается к определенному пользователю (автору или комментатору), то в начале ответной реплики он указывает его имя с помощью гиперссылки «Обратиться по имени», расположенной в форме добавления комментария. Кроме того, он также включает исходное сообщение пользователя, к которому желает обратиться, при условии, что данный пользователь не является автором реплики - обращения. Например: «Мишка белая: Cher ski, похоже, вам все-таки пора позвать и электрика и поинтересоваться, все ли у вас в порядке с цоколем (или как он там называется - ну куда лампочки вкручивают». «Синяя книга: (Исходное сообщение AumuMupetc.: «Чтобы замедлить время достаточно выкрутить все лампочки. И заменять не надо, и вечера покажутся куда более длинными): «Ну-ну... хорошая идея...» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html).

Записи в СД представляют собой синтез записанного текста и беседы, создаются в атмосфере перманентного диалога, ориентируются на устное слово. Подобно письменному дискурсу, сетевой дневник использует графический способ фиксации информации, в котором каналом общения выступает не бумага, а электронный сигнал. В СД письменная форма речи близка к устной, является спонтанной или частично подготовленной, исправляется на ходу, содержит поправки, уточнения, характеризуется прерывистостью, большим количеством сокращений и аббревиатур.

Записи СД, передающие разговорную речь, состоят из простых предложений: «Стильное имя в спорте - самое главное». «Сергей Кириенко - новый глава Федерального агентства по атомной энергии. Атомная энергетика дефолта не переживет»; неполных, эллиптических конструкций: «Мужчина, выпекающий 8 марта по умолчанию пригоревший пирог - это еще полбеды. Самый цирк - на детской площадке...»; вставок: «Слова обесцениваются. Тем более, итак понятно, кто чего скажет и чем в результате все закончится. Можно же и жестами все объяснить (у кого глазами не получается). Встретились, пара жестов, любовь»; анти эллипсиса: «Бетонная блондинка, группа такая, песенку скачал у старожила форума, за что ему респект, лежит здесь». В тексты записей пользователи включают номинативные предложения, разговорные вводные конструкции: «...Отличная штука. Машина сверкает. Так бы и мыл, но однажды ему пришло в голову огурцы этой штукой полить. Огурцы, короче, как бритвой срезало. Сразу всю грядку. Убойная штука» («https:// www.liveinternet.ru/users/cherski.html).

Разговорная речь пользователей, зафиксированная в письменной форме, определяет эмоциональную насыщенность текстов СД, которая передается с помощью средств экспрессивного синтаксиса, эмоционально - оценочной лексики. Авторы и комментарии активно используют восклицательные и вопросительные предложения: «Валя, друг! Ты знаешь, что всепрощение - не моя черта. Но раз уж такое дело... Ведь ты же правда хотел как лучше? Ну вот. А мы того... просто свиньи какие-то неблагодарные. Поэтому с Днем Рождения! Поэтому просто будь счастлив/» (https://www.liveinternet.ru/users/cherski.html): сегментированные предложения: «Ай ты, незадача! Он бедный на себя взял. Скажите, пожалуйста. Еще не хватает слов. С думой о стране» (https://www.liveinternet.ru/users/rasteehead.html); парцелляции: «Дом давно живет собственной жизнью. И я в эту жизнь заложен как носильщик продуктов и памперсов. Причем на правах Санта Клауса. Тихо прокрался ночью, оставил подарки и исчез. Самым волшебным образом через трубу. Вместе с оленями» (https://www. 1 iveinternet.ru/users/cherski.html).

Экспрессивность, свойственная диалогической речи, передается с помощью лексики экспрессивной семантики: несчастные люди, убогий дар, элитное жилье, шедевральная песня, занюханная комнатенка, бесчувственная доска, тупой сценарий, зверское превышение; эмоционально - оценочных слов: великий деятель, легендарный умелец; ничтожество и кретин, чукча, морда, упырь, мужик, красотка; разговорных оборотов: «Дома еще фон левой колонки поменяю, и будет полный ажур». «В первую очередь от птичьего гриппа страдают люди с куриными мозгами». (https://www.liveinternet.ru/users/rasteehead.html). В текстах записей активно используются эмоционально-экспрессивные частицы, междометия, выражающие чувства, звукоподражательные слова. Например: «А он-таки ушел из спорта. Вот ведь штука жизнь». «Ай-ай-ай Батюшки!!! Что это за пользователи такие. Сидят и ночами клац-клац, клац-клац» (https://www.liveinternet.ru/users/rasteehead.html).

В СД авторы и комментаторы вводят паравербальные языковые средства. К ним относятся графические знаки акцентного и интонационного выделенения, например: использование заглавных букв для выделения значимых частей текста с помощью знаков ,!,?, подчеркивание, различные шрифты, цветовая гамма, в совокупности определяющие свойство креолизованности СД. Например: «Впервые в третьем тысячелетие с массивным звуком и феерическим световым шоу. THE PRODIGY: ОРГАНИЗОВАННОЕ БЕЗУМИЕ ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ КУЛЬТОВОГО FAT OF THE LAND! «(http://www.liveinternet.ru/users/cherski.htmn. К невербальным компонентам высказываний в СД относятся также смайлики - значки, выражающие разнообразные чувства, например:): - огорчение;:))) - восторг; вставки-рисунки (сердечки, воздушные поцелуи и т.д.) Например: «Ну а потом погуляйте по этим. Самый широкий выбор оригинальных идей для любимой девушки и тем для бесед при луне ©». (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html).

Широкое использование англоязычной лексики в СД, связано с общей тенденцией Рунета, где тексты переполнены варваризмами, словами, образованными на базе заимствованных с помощью калькирования, грамматическими и синтаксическими конструкциями чуждыми русскому языку. Например: «Но в пиалы там просто обязаны наливать айс-ти и колу». «Ноу комментс. Сорри» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html). «Мне Dice, похоже, пора уже собирать группу Girls on bikes» (http://www.liveinternet.ru/users/maryl.html).

Заниженный стиль речи пользователей в СД передается употреблением внелитературной лексики, просторечий, жаргонизмов, бытовизмов, инвективов, молодежного сленга. Например: «Рассказ сисадмина Миши о мойке «керхер». «Ну и дубильник... У нас есть что-нибудь согревающее». «Бюджет где-нибудь до тыщи у е.». «Харэ за рулем по мобиле болтать! А то уж третий идиот за день в нос по диагонали выпиливает, чтобы трубу плечом удержать» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html). Помимо молодежного сленга, для которого характерно эмоционально - игровое начало, в СД широко используется компьютерный жаргон как в процессе общения на производственные темы, так и в быту, в неформальных беседах. Например: «Очень жаль, что Катя стерла свой пост о воспитании» (http:// wvvw.liveinternet.ru/users/www.maryl.html). «Это в очередной раз написал мне лирушный софт». «Мне в мыло валяться посты» (http://www.liveinternet.ru/users/perah.html).

Опосредованность общения компьютером, анонимность пользователей определяют низкий уровень речевой культуры, влияют на появление большого количества орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок, синтаксический аграмматизм СД. В записях часто встречаются опечатки, обусловленные компьютерным набором: (коньяк - вместо коньяк; наииала - вместо начинала), орфографические (пица, Голгофа, токо, маршрутеризация) и речевые ошибки (йога укладывается спать на осколки; кроме того, это тоже так называется) (http://www.liveinternet.ru.html). Но с другой стороны, многие авторы и комментаторы СД негативно относятся к пользователям, нарушающим языковые нормы. Характеристикой правильного поведения все чаще становится умение грамотно изъясняться на русском языке. Например: «Девушка пишет: «О себе: увлекаюсь дайвингом, сноубордом и вагнером с моцартом». Разумеется, все увлечения - с маленькой буквы» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html).

Сложные аббревиатуры выполняют функции экономии текстового пространства и времени пребывания, в глобальной сети, повышения экспрессивности текста, лимитивности, кодировки сообщения. В записях СД активно используются русскоязычные и англоязычные аббревиатуры не только отдельных слов, но и формул вежливости (спс - спасибо, прв - привет, изв - извини). Пользователи также сокращают словосочетания и целые предложения. Например: IMHO (In ту humble opinion) - по моему разумению; AFAIK (As Far As I Know) - насколько я знаю; AND (Any day now) - в любое время (http://www.liveinternet.ru.html).

СД является гипертекстом, определяющими свойствами которого выступают дискретность, нелинейность, открытость, динамичность, ветвистость, полифоничность. Суперструктура СД характеризуется статичностью, устойчивостью, организуется по строгой модели, зависящей от программных установок сайта. Исследование структурной организация гипертекста СД опирается на понятие фрейма, принятое в исследованиях по информационным технологиям. Гипертекст СД организован по модели, типичной для всех документов в Интернете, которая используется для хранения представлений в памяти компьютера информации в сочетании с процессами обработки и логического вывода, оперирующих этим хранилищем (Hayes, 1980), является элементом самоорганизации гипертекста СД.

Фреймовая структура СД организуется по принципу «древа». «Родовая информация накапливается наверху, а к ней снизу присоединены конкретизирующие подфреймы, добавляющие новую информацию. Родовое знание автоматически наследуется в этом древе в результате процедур вычисления...» (Демьянков, 1996, с. 66). Элементы, входящие в структуру фрейма - вложенные фреймы, терминальные узлы, слоты, фацеты - находятся в гиперо-гипонимических отношения, формируют четкую структуру СД, заданную модулем. Родовое знание в СД накапливается в основной базе данных сайта - модуле, который представляет высшую ступень иерархии, аккумулирует входящие в него фреймы. Модуль сайта и фрейм СД находятся в отношениях «часть-целое». СД занимает лишь часть пространства сайта, который кроме СД также предоставляет место для размещения фотогалерей, форума, чата, электронной почты, содержит аудио- и видео-библиотеки.

Главным структурным принципом членения фрейма становится бинарный принцип. На каждом новом уровне абстракции выделяется признак, наличие/отсутствие которого становится определяющим в отнесении элементов к той или иной группе. Вложенные фреймы «сайт» и «СД» противопоставляются по признаку наличия/отсутствия элементов СД. Вложенный фрейм «СД» разделяется на терминальные узлы и слоты, фиксирующие основные элементы актантной модели коммуникативного акта, осуществляемые в дневнике: адресант, адресат, объект, действие. Терминальные узлы «участники» и «запись» дифференцируются по признаку участник/продукт действия. Терминальный узел «участники» подразделяется на слоты «адресант» и «адресат» по признаку направленности действия в коммуникативном процессе, а терминальный узел «запись» по принципу результат/процесс дифференцируется на слот «объект» и слот «действие».

Внутри фрейма каждый слот расслаивается на фацеты, которые активируются с помощью гиперссылок. Например, слот «адресант» включает следующие фацеты: «графическая презентация», «личные данные», «фотоальбом», «личное сообщение», «лента друзей», «цитатник», «календарь», «комментарии в дневнике», «созданные темы на форуме», «стать постоянным читателем».

Каждая фацета содержит информацию, уточняющую содержание слота, организована по схеме, определенной модулем. Например, фацета «личные данные» в СД представлена таблицей, включающей следующие разделы: количество комментариев в дневнике, день и год рождения автора, контактная информация, номер ICQ, адрес собственной веб-страницы, отсутствие/присутствие в виртуальном пространстве на текущий момент, краткая автохарактеристика в сопровождении графической презентации, место жительства, последние темы, созданные на форуме, интересы, членство в обществах, постоянные читатели, друзья, дата регистрации, дата первой и последней записи, степень компетенции, количество написанных автором комментариев.

Макроструктура СД представлена совокупностью записей, объединенных одной датой и расположенных в обратной хронологической последовательности. Отдельная запись, вводимая подзаголовком (время, тема) и комментарии к ней формируют микроструктуру СД. Текстовое сообщение занимает центральную часть. Концовка записи представлена гиперссылкой на слот «действие». Например: «08:41 Двойственность. Странное чувство: попсу ненавидел всегда, а Азейншписа все равно жаль. Не раз искренне проклинал его питомцев, а теперь вот почему-то кошки скребут, https://newsmusic.ru/news 3 1308.html Правы древние: ненавидишь кого-то - представь его лежащим в гробу. И сразу ненависть поубавится. Редактировать. Комментарии Комментировать. Цитировать. Добавить в иитатник. Личное сообщение» (https://www.liveinternet.ru/users/cherski.htmn.

Высказывания, содержание которых связано с личностью автора, событиями его повседневной и общественной жизни, расширяются за счет постоянного добавления комментариев, передающих мнения, оценки, впечатления, включающих описание личного опыта, советы, уточнения, поправки, оговорки и гипертекстовые ссылки, формируя при этом открытый, относительно бесконечный гипертекст. Так, в вышеуказанном примере в текст записи включена гиперссылка: https://newsmusic. ru/news 3 1308. html, позволяющая пользователю перейти в текст статьи из сетевого журнала, посвященной музыкальной деятельности современных продюсеров. Авторскую запись дополняют 15 комментариев, которые содержат мнения и оценки пользователей, включают гиперссылки, позволяющие перейти в другие СД и сайты глобальной сети.

Гиперссылки, определяющие свойство ветвистости СД, вводятся в текст создателями сайта, авторами и комментаторами СД. Характер гипертекстовой связи может быть различным. Администрация сайта устанавливает информационные гиперссылки, то есть переходы в гипертексте СД: «регистрация», «личные данные», «календарь», «почта», структурные ссылки: «указатели страниц», «тематические разделы», «редактирование записей», «комментирование» и другие. Автор также может определять характер связи элементов в СД. Например, он может вводить информационные гиперссылки: «список друзей», «темы форума», «фотоальбом»; структурные гиперссылки: «цитатник», «комментарии в дневнике».

Автор включает в записи СД гиперссылки между основным текстом и его возможным продолжением. Например: «Октябрьский номер MAXIM уже в продаже, подробности здесь: https://maximonline.ru/news/?id=34». Автор может ввести в текст записи несколько гиперссылок: на СД другого пользователя и на продолжение информации в записи. Например: «elna iz svezii написала про День матери: «Замечательный праздник, который отмечают в 43 странах, но в разные дни. В Швеции день Матери празднуют в последнее воскресенье мая. В Швеции празднуют и день Отца – второе воскресенье в ноябре». https://www. liveinternrt. ru/users/gazeta liru/post469333. А у нас не отмечают. В России итак каждый день - день матери. День такой-то матери, круглосуточно» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html). Каждый текст комментария к записи СД содержит гиперссылку на СД комментатора, который добавляет в текст сообщения гиперссылки на дополнительные источники информации. Например: «Смотрю лирушное лицо https://zahav.kukins.net/I6 l.htm». «Я тебе тоже там ссылочку кинул. Если не нравится кантри, можно не скачивать https://webfill.ru/214669» (http://www.liveinternet.ru/users/www.perah.html).

В отличие от КД, автор СД стремится вызвать интерес у собеседников, привлечь внимание других пользователей к своему проекту. Отсюда и основное требование к теме записей: она должна быть интересна и понятна другим. Следует отметить, что запись, представляющая законченный текст, который можно без ущерба перенести на бумагу, не сопровождается многочисленными комментариями в виду своей замкнутости и самодостаточности. Например: «И вот теперь можно сказать. Снова наступило лето. Признаков лета - два. В прошлом году еще определенных. Во-первых, ложусь спать на рассвете (после рассвета), либо не ложусь вообще. Во-вторых, не доверяйте мне в июне своих секретов. Все выдам врагу за чуть-чуть черешни. Еще третий есть признак - постоянные цветы в доме, но это опционально. Лилии, белые, ужасно сильно пахнут. 7 комментарий» (https://www. liveinternet.ru/users/maryl.html).

Записи, оканчивающиеся вопросительными предложениями, включающие обращения к читателям, призывающие пользователей к совместным действиям, то есть ориентированные на диалог, вызывают наибольший интерес, сопровождаются значительным количеством комментариев. Например: «А давайте попробуем составить идеальный плэйлист для радиостанции. Пожалуйста, если не трудно, напишите название ОДНОЙ вашей любимой песни и ее исполнителя. Да, формат радиостанции возьмем самый широкий, что никого не ограничивать» Комментарии (124)»(https://vyww.liveinternet.ru/users/cherski.html).

Взаимодействие принципов эклектизма, нонселекции и коллажа характеризует содержание записей СД. Текст записи может быть представлен как личным сообщением автора, так и диалогами, рекламной информацией, объявлениями, фотографиями, гиперссылками. Например: « «12:04. Неплохой сайт и фото оттуда www. wreckedexotics. сот». «16:49 Про продиджи. Дата концерта в С. Петербурге 2 апреля 2005. Место проведения: Ледовый дворец. М. Проспект Большевиков, Проспект Пятилеток, 1. Организатор концерта - (095) 973 3434 или на сайте www.tci.ru Начало концерта в 19 часов» (https://www.liveinternet.ru/users/cherski.html). «Куплю газонокосилку, б/у, дешево». Из письма научно руководимой девицы: «Наконец, горю желанием завтра сдать работу...» (https://liveinternet.ru/users/maryl.html).

В записи СД автор включает интересующую пользователей информацию о сайтах глобальной сети, выдержки из художественных произведений, публицистических и научных текстов, цитаты и прочее. Например: «Самый широкий выбор оригинальных идей для любимой девушки и тем для бесед при луне. ©https://vosmerka-spb. narod. ru/; https://www.8- mile.com/; https://www.8bit.ru/; https://www.8skakunov.ru/». «А все Пушкин виноват! «Как уст румяных без улыбки // Без грамматической ошибки // Я русской речи не люблю» (https://www. liveinternet.ru/users/rasteehead.html).

В процессе коммуникативного взаимодействия в СД автор и комментаторы обладают относительно равными коммуникативными правами, являются активными создателями текста. Автор СД ведет записи, фиксирует события, сообщает факты, наполняет записи индивидуальным содержанием, самостоятельно устанавливает гипертекстовые переходы. При этом он использует структурную модель СД, предлагаемую администрацией сайта. В отличие от текстов КД, включающих языковые средства выражения субъективности повествования, записи в СД состоят не только из авторского сообщения, но и комментариев, передают прямую речь, монологи, диалоги сторонних лиц. Например: «Дамы листают журнал про всяческих знаменитостей. Периодически восклицают: «Ой, как она постарела!» или «Ну надо же, а в фильме была такая красивая...» «Сегодня коллега ездила в страховую компанию, где мужик оформлял ОСАГО. Делится впечатлениями: «Какая-то занюханная комнатенка. 40 минут прождала внизу, пока хоть кто-то за мной спустился. И потом еще час в огромной очереди». - А как называется? - «Генеральная Страховая Компания» (https://www.liveinternet.ru/users/cherski.html). ««Виновником неудачи в любви становится не только буржуй, но и сам лирический герой (а за ним и сам Маяковский), слишком много в нем намешано и не каждый сможет связать жизнь с таким». Вы слушали передачу «Художественный пересказ «Облака в штанах» Маяковского» (или отрывки из диплома студентки 5 курса филологического факультета)»(https://www.liveinternet.ru/users/maryl.html).

В сообщениях СД активно используются синтаксические конструкции, подчеркивающие объективность информации. В тексах записей употребляются обобщенно-личные предложения: «И когда уже сделают такой мобильник, который позволит менять мелодии на мобильниках окружающих?», неопределенно-личные предложения: «Теперь почему-то везде ожидаешь чуда. А нарываешься на неистребимый совок»«, безличные конструкции: «Оказалось, что «Шварцвальд»- очень даже неплохой пивной ресторан»; инфинитивные предложения: «Перестать выражаться за рулём в этом городе невозможно в принципе». Авторы СД включают в записи вводные слова и словосочетания, указывающиеся на стороннего адресанта сообщения (по мнению, по сведениям, с точки зрения, как известно). Например: «Как известно, одна из бед новой России в том, что понятия ум, честь   и совесть стали взаимоисключающими» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.htrnl).

В текстах записей местоимение я как основное средство указания на адресанта сообщения дополняется формой личного местоимения мы и его производными, активно используются глаголы 1-го лица мн. числа: Например; «Давненько у нас не было плут-мобов». «Чтобы это понять, мы потом устроим голосование «Вспоминаем московский ураган несколько летней давности!» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.htrnl).

В СД комментаторы принимают активное участие в создании текста, дописывают кусочки текста, включают собственные гиперссылки, устанавливают переходы между текстами, то есть являются полноправными соавторами. СД специально создается с целью коммуникативного взаимодействия пользователей, где каждое утверждение дается в связи со многими другими, которые продолжают, развивают смысл определенного сообщения в различных направлениях.

Континуум гипертекста СД характеризуется пространственной безграничностью, направленностью внимания автора и комментаторов на актуальное настоящее, что обусловливает предпочтение форм глаголов настоящего времени в сочетании с наречиями сейчас, только что, сразу. Например: «Целую неделю радуюсь радио Классик. В колонках играет: Zemfira - Jim Beam», (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html). «Сейчас курс доллара падает. Значит, мобильная связь дешевеет». «Жизнью надо наслаждаться сейчас и нельзя забывать, что всем нам поставлен один диагноз: Россия» (http://www. liveintemet.ru/users/rasteehead.htmD.

Текстовая модальность образуется на основании синтеза реального и виртуального. В СД, как и в КД, авторы используют языковые средства передачи реального континуума: абсолютные временные операторы, точные датировки, обстоятельственные наречия времени, предложно-падежные сочетания, предметную лексику с семантикой места, топонимы, урбанонимы. Например: «Еду вчера по пустому проспекту Сахарова». «Снял минут 20 назад, на выходе из метро «Чистые Пруды». «20 сентября в Раду с Холле состоится вечер, посвященный самым стильным в российском спорте именам». «Серега приехал из Херсона». (https://www.liveinternet.ru/users/cherski.html). «Хотя погода была не ах, и хотела, было, даже от Тосно ехать электричкой, но как-то раскатилась, и Тосно промахнула. А Колпино просто не увидела. То есть сообразила, что уже проехала Колпино, когда к Славянке подъехала» (http://www.liveinternet.ru/users/marvl.html). К косвенным указателям выражения времени в тексте КД относятся имена известных современников, номинации реалий, значимых общественных событий, наименования предметов быта. Например: «Сначала экран компьютера дома. Потом экран компьютера на работе. Местами экран мобильника. Вечером экран телевизора». «А ведь когда тот же Каспаров бился с Карповым, вся страна руку на пульсе держала, (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html).

В то же время автор часто воспринимает себя как часть виртуального мира, что передается в текстах записей СД с помощью различных словосочетаний с определением «виртуальный»: виртуальный мир, виртуальный друг, виртуальная жизнь, виртуальное общество, виртуальный праздник и т.д. Например: «И кто мне после этого скажет, что виртуальный мир хуже реального? Здесь даже в помойке невозможно испачкаться» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html). «В реальности все, что имеет форму - разваливается, а суть мельчает. А тут прямо виртуальный праздник», (http:// liveinternet.ru/users/perah.html). Примером сочетания реального и виртуального континуумов является указание пространственно временных координат в фацете «личные данные». Например, авторы, указывая свое место жительства, используют как названия городов, так и абстрактные номинации: «живу в ЖЖ», «в zerka.lo.ws», «глубоко в своем подсознание», «в лживом мире, ища того, кто поможет мне выбрала», «ул. Пушкина, дом Калатушкина» (http://www.diary.ru.html).

Одним из популярных развлечений в СД является создание виртуальных персонажей, которые обладают особыми именами. Л.Ю. Иванов отмечает, что в глобальной сети формируется определенная культура называния и самоназвания. Имена собственные в Интернете должны наиболее эффективно выполнять функцию индивидуализации, то есть имя должно быть уникальным, отличаться от других, привлекать внимание и гарантировать свободу слова в сети. «Ники» должны также указывать на принадлежность к определенной референтной группе. Например, хакеры предпочитают агрессивные имен и, напротив, не любят нежных, «цветочных» имен (Иванов, 2001). В качестве «ников» виртуальных персонажей авторы СД часто используются имена писателей (Pushkin, Chehov, TolstiyL), политических деятелей (Ilich, Trotsky, Chegevara, Denikin), актеров (Chaplin, Vernik), известных персонажей (Pechorin, Bananan, Godzilla, Frankenstein), популярных певцов (Magomaeev, Warum).

Авторы СД не только берут имя известного человека, но и используют прием стилизации, то есть ведут себя в сети соответственно манере этих людей, следуют особенностям их идиостиля, а записи содержат информацию о творчестве, концертах, книгах, связаны с деятельности персонажа. Кроме того, во многих СД с типично женскими именами, реальная тендерная принадлежность автора отображается в употреблении форм глаголов мужского рода в прошедшем времени. Например: «Шинель: сорри, если я неправильно сформулировал. Но я не от совка отсчитывал, а от некого среднего перестроечного уровня» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.html).

Установка на приятное времяпрепровождение не предполагает серьезной беседы, определяют мажорную тональность СД, сочетающую общий оптимистический настрой и ироничность, свойственную постмодернистскому восприятию окружающей действительности. Пользователи предпочитают включать в СД веселые события, анекдоты, шутки, негативно относятся к утомительным размышлениям на философские темы, которые часто заменяются авторскими юмористически сентенциями. Например: «Допив дома пиво, нормальный человек ставит бутылку на пол или в мусорное ведро. Ненормальный разбивает её об стену. Журналист следит за полетом и сокрушается, что никого не убило. А то бы он сообщил миру первым и взял интервью у погибшего. Перфекционист замечает, что в сугроб она упала НЕ РОВНО. Спускается вниз, приносит обратно и так швыряет до тех пор, пока бутылка не войдет в снег КАК ПОЛОЖЕНО. Ученый отслеживает траекторию и прикидывает, что бы было, если б бутылка летела в вакууме и при температуре минус 273 по Кельвину к Марсу. Особенно, если бы у бутылки было четыре ступени. Поэт смотрит, как в пустом стекле отражается огонек сигареты, и эту поэму переводят на 70языков про любовь....» (https://www.liveinternet.ru/users/cherski.htmn.

К языковым средствам выражения иронической тональности относятся юмористические сравнения: большая деревня по кличке Москва; шутливые словосочетания; бомж-каскадер, сосед-стенодробитель; фразеологические сочетания с заменой компонентов: «Долг грабежом красен». «Она осторожна как злая собака»; зевгм: «Гарик, а давай попьем чаю с пряником и классной девушкой»; оксюморонов: очередная версия конца света; панов; «Ульяна, какую мне рубрику редактировать? Кар. Чего-чего? Кар. Хватит каркать, назови рубрику. Гарик, я триста раз говорила, чтобы ты отредактировал текст про машину»«, антитезы: «Сегодня утром, глядя на сушилку, где висит один носок: для графа Де ля Фер - это слишком много, а для Димы Демченко - слишком мало»; антифразиса: «Очередное достижение американской демократии: клетки для детей» (https://www.liveinternet.ru/users/cherski.html).

Г.Н. Трофимова указывает, что раскрепощение личности в Интернете, ликвидация психологических барьеров, смещение акцента с результата, то есть с потребления текстов на сотворческий процесс их созидания, несомненно, вызывает волну языкового творчества, нового отношения к русскому языку, не только как к средству производства, но и как к форме выражения собственных творческих способностей (Трофимова, 2004). Игровое отношение к читаемому и создаваемому тексту, удовольствие и наслаждение письма, свойственное СД как «тексту-наслаждению», формирует особое отношение пользователей к языку, который не характеризуется универсальностью, а является экспериментом и забавой (Барт, 2000).

В процессе совместного речетворчества авторы и комментаторы, экспериментируя с потенциалом русского языка в глобальной сети, вводят в тексты СД собственные неологизмы: «Очень нужен упорядочиватель и динамизатор! А также собиратель в кучу и ленеликвидатор! «создают новые лексические фразеологизмы на основе существующих в языке моделей: «Если в свете последних событий мне отключат Интернет – считайте меня велосипедистом» (http://www.liveinternet.ru/users/maryl.htmn.

Новые слова образуются также с помощью транслитерации и транскрипции английских слов (блоггер, дайри), представляют гибридные образования, сочетающие калькирование англоязычной корневой морфемы с русскими словообразовательными моделями. Так, русскоязычные суффиксы -ист, -ик, -ец, обозначающие авторов и указывающие на принадлежность к определенному дневниковому сайту, сочетаются с транскрипцией англоязычного слова (жжеист, лирик, дайрик, михеевец). В СД часто встречается прием инскурстации английских слов или частей слов в текст на русском языке (и-почта, Smartdaupm, friend-лента, дневник в Worde, журнал) (https://www.diarv.ru.html).

Кроме того, в текстах записей автор часто организует своеобразные виды совместного речетворчества. Например: «Есть такой жанр. Берется какая-нить известная фраза, вроде «Вороны-москвички меня разбудили...» И переписывается с точностью наоборот. Получается: «Лисицы-бомжихи тебя усыпили». Кажется, видел целые сочинения, написанные подобным образом. Хотя, впрочем, можно и самим насочинять. Попробуем? Источники произвольные» (http://www.liveinternet.ru/users/cherski.htinl). На данную запись автором было получено 140 комментариев, в которых пользователи принимали активное участие в создании собственных текстов, подбирая антонимические пары к известным фразам.

Итак, СД сочетает свойства личного и публичного документа, который отображает жизнь отдельного пользователя в глобальной сети, являясь при этом общественным документом и гиперавторским произведением. Размещение СД в пространстве Интернета определяет сочетание реального и виртуального, особую мажорную, ироническую тональность, обусловливает возможность экспериментирования с потенциалом русского языка в процессе совместного речетворчества.

 

АВТОР: Новикова Е.Г.