26.08.2012 2281

Межкатегориальные связи словообразовательной категории со значением единичности и словообразовательной категории со значением «квалификации предмета по размеру»

 

Нормы современного русского языка носят конкретно-исторический характер, поэтому в его единицах и категориях имеются переходные явления. Одним из видов переходности в языке является синкретизм. Синкретизм как разновидность семантической неопределённости проявляется в совмещении нескольких значений в одной и той же языковой единице (например, морфеме, слове), которые в других случаях выражаются раздельно. В лексикологии проблема данного явления возникает тогда, когда рассматриваются следующие лексико-семантические вопросы: употребление слова, образование нового значения и семантико-синтаксическое варьирование нового слова.

В словообразовательной семантике мотивированных имён существительных со значением единичности явление синкретизма обнаруживается в совмещении в семантической структуре лексем двух ЛСВ: а) одного со значением единичности; б) второго со значением квалификации предмета по размеру. Например: бисеринка - 1) отдельное зерно бисера; 2) уменыи. к бисерина (НСРЯ); малинка - 1) один плод малины; 2) уменьш. к малина (БАС, НСРЯ); крапинка - 1) то же, что крапина, т.е. пятнышко другого цвета на чём-либо; 2) уменьш. к крапина(MAC, Ожегов); паутинка 1) волосок, ниточка паутины; 2) уменьш. к паутина (БАС, MAC, Ушаков); четвертинка - 1) четвёртая часть какого-либо предмета, товара; 2) уменьш. к четвертина (БАС, MAC, НСРЯ).

Следует заметить, что значение уменьшительности не однотипно: в одних случаях уменьшительность проявляется по отношению к сингулятивам на -ин(а) (бисеринка, крапинка), в других - по отношению к мотивирующим собирательно-вещественным лексемам (малинка, паутинка).

По нашим наблюдениям, лексемы, совмещающие в своей семантической структуре значения единичности и увеличителыюсти, в лексикографических справочниках не сопровождаются пометой «увеличительное» (ср.: помета «уменьшительное» сопровождает аналогичные случаи совмещения значений единичности и уменьшительности); в таких случаях указание на квалификацию предмета по размеру содержится только в самом толковании слова: снежина «крупная снежинка» (БАС, НСРЯ); травина «крупный стебель, побег травы» (БАС, MAC, НСРЯ); рыбина «однарыба, обычно большая» (БАС, MAC, Ожегов, НСРЯ); травина «один крупный стебель, побег травы» (БАС, MAC, НСРЯ). В литературе вопроса отмечается, что значение квалификации предмета по размеру, как правило, сопровождается значением субъективной оценки. «Оттенок уменьшительности обычно сопровождается экспрессией ласкательности, реже - шутливости, ироничности, оттенок увеличительности - экспрессией грубости, пренебрежения, неодобрения, иронии, а также восхищения» (Кожина, 1977, с. 133 - 134). Толковыми словарями данное явление отражается следующим образом. В БАС, MAC, толковых словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова помета «уменьшительно-ласкательное», указывающая на совмещение значений квалификации предмета по размеру и субъективной оценки в семантике лексем, маркирует один из ЛСВ слова: земляничка - 1) отдельная ягодка земляники; 2) уменьш.-ласк. к земляника (БАС, MAC, НСРЯ); соломинка - 1) то же, что соломина, т.е. один стебель соломы; 2) уменьш.-ласк. к соломина (БАС, MAC).

В НСРЯ (Ефремова, 2000) помета «уменьшительно-ласкательное» отсутствует, а пометы «уменьшительное» и «ласкательное» отдельно друг от друга маркируют разные ЛСВ одной и той же лексемы: земляничка - 1) уменьш. к сущ. земляника; 2) ласк, к сущ. земляника; соломинка -1) уменьш. к сущ. соломина; 2) ласк, к сущ. соломина. Таким образом, по данным указанного толкового словаря значения квалификации предмета по размеру и субъективной оценки разграничиваются. В то же время в словаре Т.Ф. Ефремовой не содержится ни авторских речений, ни цитат из текстов художественной литературы, которые бы иллюстрировали отдельные ЛСВ лексем, помогали разграничить оттенки значений в каждом конкретном случае либо демонстрировали совместное (конъюнктивное) выражение разных значений языковой единицей.

В ходе изучения имеющегося в нашей картотеке материала нами не обнаружены примеры раздельного (дизъюнктивного) выражения значения квалификации предмета по размеру и значения субъективной оценки. Мы считаем, что сингулятивы, совмещая в своей семантической структуре значения единичности и квалификации предмета по размеру, вместе с последним значением «приобретают» и значение субъективной оценки обозначаемого предмета.

Так как наше исследование заключается в изучении словообразовательной категории имён существительных со значением единичности, для нас представляется важным разграничение значения сингулятивности и значения квалификации предмета по размеру и субъективной оценки в подобных лексемах. Необходимо отметить, что лексикографические источники не описывают синкретизм значения подобных лексем.

Обращение к текстовому материалу зачастую помогает разграничить значения многозначного слова. Д.Н. Шмелёв отмечает, что «когда мы говорим о разных значениях, присущих данному слову, мы, по существу, и исходим из разных контекстов его употребления» (Шмелёв, 1977, с. 85). Например, «Он медленно проглатывает малинку за малинкой» М.Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина); «[Головлъ] гораздо красивее язя: чешуя крупнее и серебристее, а каждая чешуйка по краям оттенена тонкою, блестящею, коричневою каёмкой» (С.Т. Аксаков. Записки об ужении рыбы); «У каждого за пазухой находится по одной рыбине, данной за работу надсмотрщиком» (В.Д. Афиногенов. Белые ладьи).

В приведённых текстах лексемы малинка, чешуйка, рыбина представлены ЛСВ со значением единичности (соответственно: «один плод малины», «отдельная пластинка чешуи», «одна, отдельная рыба» - БАС).

Следующий текстовый материал содержит лексемы земляничка, соломинка, рыбина, которые представлены ЛСВ со значением квалификации предмета по размеру, сопровождающимся значением субъективной оценки:

«[Хозяйка] велела сказать ключнице, чтоб подала для дорогого гостя землянички» (В.И. Даль. Генеральша); «...На красноватой траве, на былинках, на соломинках - всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин» (И.С. Тургенев. Записки охотника), «Мы расположились на мягком диване и уставились на громадный аквариум, где плавали неправдоподобно огромные рыбы. - Они живые? - спросила Юля. - Нет, заводные, - пояснил Серёжка. Юлечка постучала пальцем по стеклу, и рыбины моментально повернули морды на звук» (Д.А. Донцова. Покер с акулой).

В то же время, существуют контексты, в которых отдельные значения многозначного слова могут и не отграничиваться друг от друга. Это результат того, что нам часто неизвестны конкретные условия и цели высказывания, особенности называемых реалий, а контекст их не подсказывает. «Синкретизм проявляется как в области формы, так и в области содержания языковых категорий и единиц, а также в несовпадении материальной и идеальной областей языка» (Кодухов, 1977, с. 7).

Например, «Дымов лежал на животе, молчал и жевал соломинку» (А.П. Чехов. Степь); «Егор подобрал с земли соломинку, закусил в зубах» (В.М. Шукшин. Любавины); «Белый в чёрную крапинку платочек... защищал её глаза от неистового солнца» (В.Ф. Панова. Кружилиха); «Я вспоминал Невольно дуб красивый В моём саду: там сети ткал Паук трудолюбивый. С утра спускался он не раз По тонкой паутинке» (Н.А. Некрасов. Горе старого Наума); «Какая уж там кофточка, какой узор, отнесла я им рыбину, взяла самую... по боле выбрала...» (П.Л. Проскурин. Имя твоё).

На наш взгляд, значение единичности и значения квалификации предмета по размеру и субъективной оценки в лексемах соломинка, крапинка, паутинка, рыбина в приведённых примерах выражаются совместно. Так, лексема соломинка в цитатах может означать и «один стебель соломы», и иметь уменьшительно-ласкательный оттенок по отношению к слову соломина. Аналогично можно рассматривать и семантику лексем крапинка и паутинка в данных случаях (см. значение лексем приведено выше). Лексема рыбина в приведённом выше контексте может означать как «одну, отдельную рыбу», так и выражать увеличительное значение с оттенком субъективной оценки - в данном случае, выражается восхищение. Таким образом, по нашему мнению, осуществляются межкатегориальные связи СК со значением единичности и СК со значением «размера» и СК со значением «субъективной оценки».

Межкатегориальные связи СК со значением единичности и СК со значением «размера» и СК со значением «субъективной оценки» находят отражение в синкретизме лексем типа соломинка, крапинка, паутинка, рыбина.

В ходе изучения имеющегося в нашей картотеке материала нам не удалось обнаружить примеры дизъюнктивного выражения значения «квалификации предмета по размеру» и значения «субъективной оценки». Значение квалификации предмета по размеру, как правило, сопровождается значением субъективной оценки.

Лексикографические источники не описывают синкретизм значения подобных лексем. В то же время текстовое окружение слова также далеко не во всех случаях позволяет разграничить разные ЛСВ одного и того же слова. Таким образом, в нашем материале синкретизм проявляется в совмещении значения единичности и значений квалификации предмета по размеру и субъективной оценки в семантической структуре мотивированных имён существительных типа соломинка, крапинка, паутинка, рыбина, причём компоненты значений изучаемых лексем могут выражаться в различных текстах и раздельно, и совместно.

 

АВТОР: Трубицина И.А.