28.08.2012 4965

Общая характеристика словообразовательной семантики мотивированных названий орудий труда

 

Для системного описания суффиксальных названий орудий труда с мутационным СЗ в исследовании применяется метод компонентного анализа - метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, разрабатываемый в рамках структурной семантики и имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. Он основан на двух предположениях о том, что 1) значение каждой единицы языковой структуры состоит из набора семантических признаков; 2) весь словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного и сравнительно небольшого числа этих единиц.

Если такое общее определение метода в целом принимается большинством исследователей, то относительно его происхождения существуют различные точки зрения. В работах по семантике ясно прослеживаются три основных источника в разработке компонентного анализа:

1. По мнению некоторых лингвистов, для исследования лексического материала данный метод первоначально был использован в работах так называемой американской школы этнолингвистики (работы У.Гуденафа, Ф.Лаунсбери). Следует отметить, что в этих работах компонентный анализ рассматривался скорее как техника описания узкого круга лексических единиц (в основном терминов родства), чем как основание для построения общей теории лексико-семантической структуры языка.

2. Другая группа исследователей, применяющих метод компонентного анализа, видит его истоки также в работах по грамматической семантике 30-40-х годов. В этом случае имеется компонентный анализ, представленный в работах Л. Ельмслева, Р. Якобсона и др.

3. Ряд исследователей указывает на возможность соотнесения компонентного анализа с логико-философской концепцией Лейбница. В современной семантической теории методологические принципы философской концепции Лейбница перекликаются с принципом всеобщей дифференциации и интеграции значений номинативных языковых единиц, что, по мнению Д.Н.Шмелёва, выражается в поисках семантических дифференциалов (дифференциальных семантических признаков) и интегралов (интегральных признаков) (Шмелёв, 1973).

Применение метода компонентного анализа способствует выявлению в слове минимальных смысловых единиц - «сем» (М.Степанов, А.Уфимцева, В.Гак). «Семы - это элементарные смыслы, минимальные кванты (или атомы) содержания, лежащие в основе всевозможных релевантных оппозиций, в которые входит данная семема» (Васильев, 1990, с. 38). Минимальные единицы лексического значения неоднородны, по крайней мере, в нескольких отношениях. Они могут быть двух типов, в зависимости от той роли, которую они выполняют при формировании взаимосвязанных значений, т.е. выступают ли они в качестве различителей значений слов семантической группы или же, напротив, объединяют слова в данную группу. Соответственно выделяются дифференциальные и интегральные компоненты. Если дифференциальные компоненты выявляются на основе противопоставления слов, входящих только в данную семантическую группу, то интегральный компонент обнаруживается путём противопоставления всей совокупности слов данной семантической группы, с одной стороны, и слов, не входящих в данную группу, но образующих вместе с ней систему более общего вида, - с другой.

Дифференциация суффиксальных названий орудий труда с мутационным СЗ происходит на основе выявления в семантике изучаемых субстантивов интегральных, дифференциальных и индивидуальных компонентов, их сопоставления и характеристики как семантических единиц, связанных определенными отношениями. Общую часть семантики исследуемых имён составляет интегральная сема - «орудие». Эта сема лексико-грамматического характера, она присуща всему разряду орудийных имён, независимо от мотивированности // немотивированности конкретных лексем. Мы определяем её как сему высокого уровня обобщения. При составлении тематической классификации мы выделили тематические ряды, каждый из которых имеет общую сему родового значения или гиперсему (Грязнова, 1989), например: «сельскохозяйственные орудия труда», «промышленные орудия труда» и т.д. Дифференциальные семы - семы конкретного характера, различающие объекты одного класса, мы определим их как гипосемы (Грязнова, 1989), например: «ручные сельскохозяйственные орудия», «промышленные машины-орудия» и Т.д.

Таким образом, значение слова представляет собой иерархически организованную семную структуру, где каждое последующее семное членение вносит уточняющие дифференциации к предшествующему.

Выделение компонентов лексического значения слова подчинено в исследовании словообразовательным целям, а это обусловливает рассмотрение словообразовательной семантики суффиксальных названий орудий труда с мутационным СЗ. Словообразовательная семантика - это область словообразовательного значения, которая отличает мотивированные слова определенного словообразовательного типа от соответствующих мотивирующих.

Словообразовательное значение на уровне одного производного слова выступает как структурная часть его лексического значения. Выявляется оно путём сопоставления семантики мотивированного и производящего слов. Направление словообразовательной мотивации всегда устанавливается от мотивированного слова к мотивирующему.

Отличительным признаком мотивированного слова является именно его связанность с другим, словом и его семантическая обусловленность этим другим словом. Двойная референция очень важна для описания семантики мотивированных слов.

Толкование слова может быть дано путём описания фрагмента действительности, который обозначает слово. Такое описание приемлемо для любого слова. Мотивированное же слово, помимо этого, может быть объяснено посредством обращения к мотивирующему. В первом случае, говоря о слове открывалка, нас будет интересовать то, что это инструмент, приспособление, прибор. Во втором случае для нас важна мотивирующая сема мотивирующего слова открывать (сделать доступным внутреннюю часть чего - либо). Именно этот способ толкования и есть способ словообразовательного объяснения значений, который ведет к классифицирующему исследованию словообразовательной семантики.

Истолкование мотивированного слова со словообразовательной точки зрения связано с представлением его семантической структуры такой дефиницией, которая содержит в качестве своей составной части мотивирующее слово. Дефиниция мотивированного слова содержит, и другие компоненты и представляет такую перифразу мотивированного, которая семантически эквивалентна этому слову и которая выявляет все его значения в форме расчлененной эксплицитной номинации. Основе мотивированного слова в его дефиниции должны соответствовать слова с тем же корнем, а его аффиксам - слова, объясняющие их значение.

В исследовании используется следующая методика выявления СЗ: на основе изучения толкования мотивированного слова по данным словарей составляется семантическая дефиниция, или перифраза (Волоцкая, 1975), представляющая собой предложение, состоящее из следующих частей:

- слова «орудие» соответствующего в значении лексемы наличию компонентного «орудийность»;

- мотивирующего слова;

- дополнительных сем, соответствующих по значению дополнительным семантическим компонентам, возникающим в результате самого факта содержания мотивирующего слова и словообразовательного форманта.

Так, семантическая дефиниция лексемы месилка - машина, при помощи которой месят, перемешивают тесто, глину и т.п. (MAC) является следующей: месилка - орудие, машина, которая обрабатывает тесто, глину, совершая действие, названное мотивирующим словом «месить?».

Затем дефиниция суффиксального названия машины-орудия месилка сопоставляется с дефинициями других суффиксальных названий орудий труда с тождественным или синонимичным формантом: моталка - название различных машин и устройств для сматывания чего-нибудь (пряжи, проволоки и т.п.) (БАС); тачалка - машина для брошюровки проволокой отпечатанных листов книги, журнала и т.п. (MAC); мялка - машина, с помощью которой мнут какое-либо сырье (кожи, глину и т.п.) в целях обработки (MAC).

Перефразируем данные толкования: моталка - орудие, машина, которая обрабатывает пряжу, проволоку, совершая действие, названное мотивирующим словом «мотать»; тачалка - орудие, машина, которая обрабатывает отпечатанные листы книг, журналов, совершая действие, название которого служит мотивирующим словом «тачать»; мялка - орудие, машина, которая обрабатывает кожи, глину, совершая действие, название которого служит мотивирующим словом «мять».

Результатом сопоставления подобных дефиниций является:

- обобщение дополнительных семантических компонентов;

- выявление среди дополнительных семантических компонентов типичных или общих для всех слов данной категории или отдельных классов внутри неё. Эти типичные семантические компоненты определяются нами как словообразовательные, входящие в словообразовательную семантику слова. Такими семантическими компонентами в приведённых названиях промышленных орудий труда являются:

а) компонент «машина», который реализуется на словообразовательном уровне и выражается с помощью форманта -лк(а);

б) компонент «материал для обработки» также реализуется на словообразовательном уровне и выражается всем мотивированным словом, представляющим двучленную структуру, факт соединения компонентов которой (мотивирующего слова и форманта) и создаёт названный смысл.

1. отграничение словообразовательных компонентов от лексических, отличающих данное слово от других слов данной группы.

Этими индивидуальными компонентами у данных субстантивов - названий промышленных орудий труда являются:

а) компонент «способ совершения действия», реализуется на лексическом уровне и выражается мотивирующей основой: моталка - мотать - круговыми движениями навивать (какие-либо нити на что-либо) или свивать во что-либо; тачалка - тачать - в сапожном и портновском деле: шить сквозной строчкой; мялка - мять - давить, сжимать, делая мягким, размягчая.

б) компонент «вид материала для обработки» реализуется в контексте, например: «Большой интерес на выставке вызвал экспонат - автоматическая мялка для обработки глины» (П.Г. Степанов. Продолжение подвига).

2. объединение мотивирующих слов по тому или иному семантическому признаку.

Каждую СПК мы анализируем на основании следующих параметров:

- набор лексико-семантических групп;

- набор, структурные и семантические характеристики словообразовательных моделей;

- морфонологические характеристики словообразовательных моделей;

- характеристика словообразовательного значения данных словообразовательных моделей;

- фразеологичность значения изучаемых мотивированных лексем;

- общеупотребительность - ограниченность словообразовательных моделей;

- структура словообразовательной подкатегории в целом: центр и периферия, их отношения;

- внутри категориальные связи;

- меж категориальные связи данной словообразовательной категории.

 

АВТОР: Толстова Н.А.