28.08.2012 3921

Анализ результатов когнитивных экспериментов по названиям орудий труда в современном русском литературном языке

 

А. Свободный ассоциативный эксперимент

Метод свободного ассоциативного эксперимента заключается в предъявлении испытуемым слов - стимулов, на которые они должны реагировать любой словесной реакцией, приходящей им в голову (Попова, Стернин, 2002).

Обработка результатов свободного ассоциативного эксперимента позволяет интерпретировать полученные ассоциаты как отражение тех или иных концептуальных признаков исследуемого концепта.

Нами был проведён свободный ассоциативный эксперимент с целью выявления содержания лексем «открывалка» и «напильник», конкретизирующих концепт «орудие» в русском языковом сознании. Испытуемым предлагалось записать 5 пришедших им в голову слов - реакций на слово - стимул. При обработке учитывались все ассоциаты, в том числе и единичные. В эксперименте участвовали 43 испытуемых - студентов Московской государственной академии приборостроения и информатизации (филиал в г.Ставрополе). Возраст испытуемых 17-19 лет. Получено 390 ассоциативных реакций.

Полученные данные были распределены по семантическим группам:

Открывалка

1) «чувственные» ассоциаты (57)

- ассоциаты осязательные (железная - 19, деревянная - 14, острая - 10) = 43;

- ассоциаты по цвету (блестящая - 7, жёлтая - 4, чёрная - 3) = 14 2) когнитивные ассоциаты (162);

- ассоциаты, характеризующие родовое и видовое понятие (столовый прибор - 13, инструмент - 7, ключ - 4, штопор - 4, орудие - 2) = 30;

- ассоциаты, связанные с объектами воздействия (бутылка - 32, банка) 24, крышка - 17, пробка - 10, консервы - 9) = 92;

- ассоциаты, связанные с местом нахождения (кухня - 5, стол - 4, машина - 2, руки - 2) = 13;

- ассоциаты, связанные с эмоциями и оценкой (хорошая - 9, полезная - 8, необходимая - 5) = 22;

- индивидуальные ассоциаты (звук - 1, жара - 1, брелок - 1, отмычка - 1) = 5.

Напильник «чувственные» ассоциаты (69)

- ассоциаты осязательные (железный - 25, металлический - 13, острый 10, шершавый - 9) = 57

- ассоциаты по форме (овальный - 7, прямоугольный - 5) = 12

- когнитивные ассоциаты (90)

- ассоциаты, связанные с результатом работы напильником (стружки - 28, опилки - 13, заготовка -11, деталь - 4) = 56

- ассоциаты, связанные с местом нахождения напильника (мастерская 10, станок - 5, цех - 3, завод - 2) = 20

- ассоциаты, связанные с оценкой (опасный - 4, нужный -3) = 7

- индивидуальные ассоциаты (халат - 1, урок труда - 1, работа - 1, грязная одежда - 1, столяр - 1, пила - 1, пыль - 1) = 7

Характерно, что когнитивные ассоциаты - самая многочисленная семантическая группа, из них следующие 2 группы а) ассоциаты, связанные с объектами воздействия данным орудием (открывалкой, напильником) и б) ассоциаты, связанные с результатом работы орудием. В количественном отношении это 252 ассоциации, т.е. 65% от всех полученных реакций. Это связано с тем, что знакомство с данными предметами происходит в процессе познания окружающего мира, культурного развития. Эти ассоциаты составляют базовый слой концепта.

При компонентном анализе были выделены следующие дифференциальные компоненты: «приспособление», «прибор», «машина», «инструмент», «объект, на который направлено действие орудия», «строение/тип орудия», «способ действия». Когнитивные эксперименты выявили множество имплицитных компонентов чувственного и когнитивного характера: осязательные ассоциаты и ассоциаты по цвету и форме, ассоциаты, характеризующие родовое и видовое понятие, ассоциаты, связанные с объектами воздействия, ассоциаты, связанные с местом нахождения орудия, ассоциаты, связанные с эмоциями и оценкой при работе данным орудием, ассоциаты, связанные с результатом работы орудием.

Таким образом, ассоциаты, характеризующие родовое и видовое понятие «столовый прибор», «инструмент», и ассоциаты, связанные с объектами воздействия «банка», «крышка» совпадают с результатами компонентного анализа в целом. Чувственные ассоциаты совпадают с компонентами «строение/тип орудия», но чувственные ассоциаты шире представляют внешний вид, строение орудия; выявлено больше когнитивных компонентов «железный», «металлический», «острый», «прямоугольный», «деревянный», «блестящий» и т.д.. Эксплицитные компоненты, связанные с местом нахождения данного орудия, связанные с эмоциями и оценкой при работе данным орудием, связанные с результатом работы данным орудием, при компонентном анализе не были выявлены. Этот факт подтверждает недостаточность компонентного анализа, так как данный метод не даёт возможности полностью выявить различия между синонимами, объяснить принципы контекстуального варьирования семантики единиц.

Таким образом, свободный ассоциативный эксперимент служит практическим подтверждением «послойного» строения концепта и может являться достаточно эффективным методом исследования структуры различных концептов в когнитивной лингвистике.

Б. Рецептивный эксперимент

Под рецептивным экспериментом понимается экспериментальное исследование знания (понимания) значения языковой единицы носителями языка (Попова, Стернин, 2002).

В ходе эксперимента на предварительном этапе проводилась проверка на известность испытуемыми всех отмеченных словарями значений методом опознания значений по составленному списку. Испытуемым предлагалось узнать, какие из предложенных значений они:

- знают и употребляют;

- знают, но не употребляют;

- не знают.

Известные значения проверялись на знании тех или иных отдельных компонентов значения.

Кроме того, методом субъективных дефиниций выявлялось реальное содержание исследуемых значений в сознании.

Испытуемым предлагалось:

- продолжить фразу;

- объяснить значение предъявленного в эксперименте слова человеку, который его в первый раз слышит.

Рассмотрим использованную методику на примере слова охладитель.

Лексема охладитель в словарях определяется так:

- охладитель - аппарат, служащий для охлаждения чего-либо (MAC);

- охладитель - теплообменный аппарат для охлаждения твердых, жидких или газообразных веществ (Новый словарь русского языка);

- охладитель - теплообменный аппарат, в котором вода охлаждается в трубах или межтрубном пространстве кипящим холодильным агентом или холодильным рассолом (Политехнический словарь).

Обобщающее определение, рассматриваемое в дальнейшем как системное значение слова, имеет следующий вид: аппарат, с помощью которого охлаждают что-либо.

В результате анализа субъективных дефиниций получены следующие компоненты значения слова, охладитель (опрошено 37 человек): промышленный аппарат - 17 ответов, холод - 8 ответов, замораживание - 5 ответов, холодильный аппарат - 3 ответа, лёд - 2 ответа, зима - 1 ответ, прибор - 1 ответ.

Из этих компонентов нами конструируется содержание концепта «охладитель» в языковом сознании испытуемых: «промышленный холодильный прибор, аппарат для замораживания». Таким образом, участники эксперимента дают определения, близкие к системной дефиниции лексемы охладитель. Это объясняется ярко выраженной мотивированностью данной лексемы. Но в языковом сознании испытуемых нет специальных компонентов содержания лексемы охладитель, известных ограниченному кругу людей и представленных в дефинициях специальных словарей. Таковы компоненты, указывающие на тип и принцип работы охладителя: «теплообменный», «в котором вода охлаждается в трубах или межтрубном пространстве кипящим холодильным агентом или холодильным рассолом».

Аналогичный эксперимент проводился с лексемами холодильник, фризер.

Лексема холодильник в словарях определяется так:

- холодильник - шкаф с холодильным устройством (Ожегов);

- холодильник - специальное устройство для охлаждения чего-либо (Новый словарь русского языка).

В результате анализа субъективных дефиниций получены следующие компоненты значения слова холодильник: бытовой прибор - 21 ответ, морозилка - 7 ответов, холод - 5 ответов, свежие продукты - 2 ответа, мороженое - 1 ответ, кухня - 1 ответ.

Нами было сконструировано следующее содержание лексемы холодильник в языковом сознании испытуемых: «бытовой прибор, находящийся на кухне, содержащий морозилку; в нем сохраняют свежесть продукты». Сопоставляя данную дефиницию с системными определениями словарей, можно сделать вывод, что в силу того, что холодильник - предмет быта, который имеет широкую сферу распространения, содержание лексемы «холодильник» общеизвестно и общепонятно, а определения словарей и субъективные дефиниции испытуемых очень близки по своему содержанию.

Лексема фризер в специальных словарях определяется так: машина для взбивания смеси полуфабрикатов в производстве мороженого (ПС).

В результате анализа субъективных дефиниций получены следующие компоненты значения слова фризер: устройство для замораживания - 9 ответов, инструмент - 9 ответов, лёд - 8 ответов, холод - 5 ответов, профессия - 2 ответа, станок для обработки дерева - 2 ответа, немецкая фамилия - 2 ответа.

Таким образом, в языковом сознании испытуемых нет четкого определения лексемы фризер, так как данная лексема узкоспециальна, её значение известно ограниченному кругу людей.

Второй этап эксперимента - определить содержание лексем «холодильник», «охладитель», «фризер» в современном русском сознании. Эксперимент проводился в форме анонимного анкетирования. Участникам эксперимента предлагалось ответить на вопросы следующего содержания:

- Знаете ли вы слова холодильник, охладитель, фризер?

- Холодильник: какой он? что делает?

- Охладитель: какой он? что делает?

- Фризер: какой он? что делает?

Результаты эксперимента таковы.

Холодильник: знаю и употребляю - 37 человек.

Охладитель: знаю и употребляю - 7 человек, знаю, но не употребляю - 12 чел., слышал, но не знаю точного значения - 18 чел.

Фризер: знаю, но не употребляю - 5 человек, слышал, но не знаю точного значения - 13 чел., не знаю - 19 чел.

Таким образом, слово «холодильник» - вполне известно и широко употребимо в речи; слово «охладитель» в значительной степени присутствует в пассивном словарном запасе. Что касается слова «фризер», то опрос показал, что широкому кругу оно ещё недостаточно знакомо или вообще неизвестно.

Анализ структуры содержания показал следующее.

Холодильник для большинства - это необходимый предмет быта, который охлаждает и замораживает.

Охладитель выступает как промышленный аппарат для замораживания чего-либо.

Слово фризер в широкое употребление в русский язык не вошло, хотя оно есть «на слуху» у людей, имеющих техническое образование и поэтому выявляется масса ложных значений данного слова (профессия, немецкая фамилия, станок для обработки дерева). Однако доминирующим компонентом этого понятия в сознании людей является лёд, холод, мороз, это связано с тем, что возникают ассоциации с англ. freeze - замораживать.

Лексема «фризер» формируется в русском языковом сознании, однако она находится еще в процессе становления в силу специфичности и новизны; не имеет очерченности содержания. Данное слово в русском сознании испытывает давление сходных лексем «холодильник» и «охладитель», имеющих явное или слабо выраженное употребление.

Компонентный анализ позволил выявить имплицитный компонент «объект воздействия» в значении некоторых лексем - названий орудий труда. Для преодоления недостаточности компонентного анализа мы обратились к когнитивному уровню семантики, под которым понимается уровень ментальных сущностей, составляющих основу семантики единиц. Проведенный когнитивный эксперимент расширил и обогатил данные компонентного анализа, выявил множество других имплицитных компонентов чувственного и когнитивного характера: а) чувственные ассоциаты - 35% (осязательные ассоциаты - 20% и ассоциаты по цвету и форме - 15%); б) когнитивные ассоциаты - 65% (ассоциаты, связанные с результатами работы орудием - 37%; ассоциаты, связанные с местом нахождения данного орудия - 10%; ассоциаты, связанные с эмоциями и оценкой при работе данным орудием - 8%; ассоциаты, характеризующие родовое и видовое понятие - 7%; индивидуальные ассоциаты - 3%). Лексемы, репрезентирующие концепт «орудие», имеют «послойное» строение. Самой многочисленной семантической группой являются когнитивные ассоциаты, составляющие базовый слой концепта «орудие», что связано с тем, что знакомство с орудиями происходит в процессе познания окружающего мира.

Нами было изучено и определено знание, и понимание значения лексем (холодильник, охладитель, фризер, светильник, наполнитель, эмульсор, эклектор) носителями языка. Данные эксперимента показали, что большинство названий приборов, аппаратов, входящих в СПК «Бытовые орудия труда», вполне известны и широко употребимы (холодильник, светильник и т.д.). Ряд лексем, входящих в СПК «Промышленные орудия труда», известны благодаря ярко выраженной мотивированности слов-терминов (охладитель, наполнитель). Кроме того, значение большей части лексем в составе СПК «Промышленные орудия труда» известно ограниченному кругу людей, например: эмульсор, фризер, эклектор, так как данные наименования являются специальными терминами.

 

АВТОР: Толстова Н.А.