31.08.2012 4893

Стилизация как синтез идейно-художественных особенностей предшественников в творчестве Д. Самойлова

 

Стиль, по определению Тимофеева, есть не что иное, как «единство основных идейно-художественных особенностей (идеи, темы, характеры, язык), обнаруживающихся на протяжении всей работы писателя».

Стиль - явление не замкнутое, он взаимодействует со стилем других художников. М. Бахтин определяет стилизацию, сказ, пародию в особую группу художественно-речевых явлений. По его мнению, этим явлениям присуща особая черта: «...слово здесь имеет двоякое направление - и на предмет речи, и на «чужую» речь». Основное свойство стилизации - способность проявляться на языковых уровнях, на уровнях организации текста: жанре, ритме, стихе, размере. Если реминисцентное поле создаётся за счёт наличия общего смыслового или другого текстового элемента, то стилизация является элементом адекватного изложения, образцом существующего явления, на которое происходит явная ориентировка субъекта речи.

В. Хализев даёт следующее определение этому явлению: «Стилизация - это намеренная и явная ориентация автора на ранее бытовавший в художественной словесности стиль, его имитация, воспроизведение его черт и свойств».

В. Виноградов отмечал: «Принцип индивидуализированного стиля - принцип исторический. В истории русской литературы понятие индивидуального стиля лишь в последней четверти 18-19 веков в творчестве Державина, Радищева, Карамзина - выступает как основная движущая сила развития русского литературно-художественного искусства. До этого времени в основе развития русской художественной литературы лежали жанровые стили». Эпоха романтизма отличалась разработкой тем и сюжетов на основе фольклорных жанров. Ориентация на них прослеживается и в настоящее время. Стихотворение Самойлова «Томление Курбского» является ярким подтверждением сказанному. Лирическое повествование в стихотворении начинается приёмом зачина и переходит в монолог героя.

В. Лазутин отмечал: «Подавляющее большинство традиционных лирических песен имеет следующую композиционную форму: в начале в них идёт описательно-повествовательная часть, а затем следует часть, содержащая монолог или диалог героев. Именно в них (в диалогах или монологах) выражаются мысли и переживания лирических героев». В таких произведениях голос повествователя окрашивается интонацией народности за счёт повторов, присущих разговорной речи, за счёт ритмического рисунка, за счёт размера стиха и, конечно же, за счёт элементов лексики. У Самойлова в стихотворении образы луны и тумана, представление картины вечера с многоголосицей (лающие псы, вой ветра) являются элементами, задающими тон повествованию. Поэтом используется и приём удвоения, обычный для народных песен:

Над домами, низко над домами

Медным ликом выплыла луна.

Во тумане, близко во тумане

Брешут псы, сошедшие с ума.

После зачина следует монолог повествователя, его взгляд направлен на образ героя и дан как бы со стороны. Повествователь передаёт его эмоции и жесты, способствующие раскрытию характера героя:

Не доспорил князь с царём Иваном, Не поладил князь с самим собой.

Пишет Курбский в лагере литовском - И перо ломает на куски.

Как правило, в жанре лирических песнен, по мнению С. Лазутина, показаны жизненные факты героя, тесно связанные с жизнью народа, и в них отражена его жизнь. Следовательно, за мыслями лирического героя и его чувствами стоит раскрытие темы: народ - лирический герой. На примере приведённого текста можно увидеть, что речь повествователя сменяется речью лирического героя, и перед читателем предстаёт отражённое сознание Курбского, данное через его внутренний монолог. Этот монолог способствует раскрытию мыслей героя, отражению его миропонимания, а за его мыслями и чувствами стоит раскрытие народной темы. В произведении также показано отношение лирического героя к народу, а как известно, жизненные факты отдельной личности, связанные с народной жизнью, определяют народность лирических песен. Этому принципу следует Д. Самойлов, представляя речь Курбского, обращённую к царю: Огляди меня, как саблю на свет, Выспроси бессонницу мою, Продаю тебя, проклятый аспид, Но с тобою Русь не предаю.

В речи выражены политические убеждения героя. Ратуя за Русь, он осуждает действия жестокого и несправедливого царя и его окружения, противопоставляет ему себя:

Не иду к льстецам твоим в науку, Не плутаю с хитростью лисы.

Следует отметить, что внутренняя организация текста народных лирических песен имеет свою специфику. Отличительной чертой этого жанра является определённое композиционное строение - по принципу параллелизма. Приём этот выделял А. Веселовский. По его наблюдениям, в лирической народной песне сопоставляются два ряда образов: природные и человеческие. В рассматриваемом примере Самойлов, следуя закону жанра, вначале даёт картину природы, а затем представляет картину человеческой жизни. Первая параллель - символический мир природы, который предвещает неясность политической обстановки на Руси (описание туманной ночи). Вторая параллель - мир человека (описание его внутреннего состояния). Таким образом, предстаёт параллель природы и внутреннего мира человека, предполагающая содержание общечеловеческое.

А. Веселовский отмечал, говоря о параллели в лирической народной песне: «Общая схема психологической параллели нам известна: сопоставлены два мотива, один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причём перевес на стороне того, который наполнен «человеческим содержанием».

В картине, представляющей мир человека, Самойлов показывает народные позиции в оценке царя и производит это через воссоздание внутренних чувств лирического героя, который призывает царя к объективной оценке своих действий:

Оглядись! Среди непрочных топей Ты столбы трухлявые забил

Воспитал вокруг себя холопей А высоких духом погубил.

Ты поля, где клокотала влага, Истопил, испортил, иссушил, То, что нами мыслилось во благо, Ты, во зло облёкши, совершил.

Композиция стихотворения такова, что последние строфы образуют кольцевую своеобразную замкнутость: повтор первых двух строк третьей строфы в строфе десятой. Третья и четвёртые строки усиливают эмоциональное состояние героя:

Оплывая, свечи плачут воском, Под глазами тени-медяки. Пишет Курбский в лагере литовском И перо ломает на куски.

Последняя строфа снова представляет символический мир природы: За домами, низко за домами Засветилась алая черта. Во тумане, близко во тумане В час рассвета кличут кочета.

Стихотворение Самойлова является ярким примером стилизации русской народной песни. Следуя этой традиции, автор создаёт монолог с описательно-повествовательной частью, являющейся в то же время своеобразным обрамлением. Традиционность сказывается не только на уровне композиции, но и на других уровнях организации текста. Мы уже упоминали о том, что лирические песни предполагают показ отношений народа ко всем фактам жизни через отдельного лирического героя. Жанровая специфика лирической песни требовала употребления всевозможных образов: природных, фольклорных, символических.

Символические образы луны и тумана, употреблённые в первой строфе, задают эмоциональный тон всему стихотворению, фольклорные образы псов (верных слуг) приёмом перифраза позволяют дать явную характеристику слуг царя. Они названы не просто псами, а псами, сошедшими с ума. В этом определении таится глубокий смысл. Приближённые царя названы льстецами и хитрыми лисами (сравнение природного характера). Символично употребление образа петуха, включённого в конец стихотворения.

Во тумане, близко во тумане

В час рассвета кличут кочета.

Этот образ являлся в народе не только глашатаем зари, но и символом благой вести. Мир зла становился бессильным, когда был слышен крик петуха. Самойлов придаёт образу особое значение: он вестник светлых и важных перемен. В финале стихотворения, несмотря на его минорный тон, ощущается оптимистический настрой, отражающий надежду народа на наступление нового и лучшего времени. Смена символов ночи и зари предвещает перемену в Российском государстве.

Для народной песни была свойственна повышенная эмоциональность. В своём произведении Самойлов неоднократно показывает эмоции героя. «Оглядись!» - звучит как выкрик. Эмоции достигают наивысшей точки напряжения, отражая тяжёлое положение народа. Экспрессивные качества речи В. Виноградов рассматривал в художественной литературе как «средство формирования стиля, образования характеров и сложных литературных композиций». Экспрессия выражена в стихотворении при помощи грамматических средств: употреблением однородных членов предложения, которые проявляются в народной речи. В. Чичерин утверждал: «В летописи и в древней нашей литературе накопление однородных членов предложения является не простым перечислением, а заключает в себе как грамматической форме своего рода превосходную степень. Употребление однородных членов имеет смысловое значение». Так, подбор однородных сказуемых порождает представление о беспощадных и бессмысленных действиях царя, показывая при этом в полной мере его характер. Лирический герой уличает царя в его неправомерных действиях.

Смысл, определяемый словами: истоптал, испортил, иссушил, не только создаёт определённый образ, но и рождает глубокий дополнительный элемент семантической сферы.

Одно приставочные слова (с приставкой «со») наделены тонким и точным лексическим значением: делать всё до конца, доводить действие до максимальной точки, причём с отрицательным по своему значению качеством. Расположение же однородных членов последовательно, связанных бессоюзной связью, знаменует собою быструю смену событий, говорит о быстром завершении действий, о необратимом вспять процессе. Таким образом, все языковые уровни: лексический, синтаксический, грамматический способствуют созданию конкретного образа и раскрывают идею произведения. Чичерин отмечал: «лексика, синтаксис, весь строй речи - это та закваска, на которой восходят образы и идеи, следовательно, слово и образ находятся в единстве, как форма и содержание».

Основное же назначение народных лирических песен - отражать мысли, чувства, переживания народа. Не напрасно Пушкин видел в народных песнях «раздолье удалое» и «сердечную тоску».

Герцен определил народные песни, как начало начал в поэзии, в них отразились, по его мнению, все поэтические начала, бродившие в душе русского народа.

Самойлов, следуя традиционному канону в отношении к лирической песне, включил и развил в своём творчестве народные поэтические приёмы. Явная ориентация на народную лирическую песню прослеживается в стихотворениях «Фрагменты», «Заздравная песня», «Про Ванюшку» и других. Обратимся к стихотворению «Заздравная песня».

Забудем заботы о хлебе, Хлебнув молодого вина. Воспомним заботы о небе, Где плавает в тучах луна.

Забудем заботы о доме За этим весёлым вином, Воспомним заботы о громе О ливне, о ветре ночном.

Забудем заботы о детях, Об их беспричинных слезах. Воспомним заботы об этих Осинах в осенних лесах.

В приведённом примере все элементы ориентированы на стиль народной песни. Композиция стихотворения является традиционной. Анафоры в начале каждой строфы - приём, характерный для народнопоэтического творчества. В тексте имеются тропы, свойственные народным песням. То же наблюдаем и в стихотворении Самойлова «Русская народная песня», синтаксическое построение которого соотносится с синтаксическим построением народной песенной лирики: повторы, возвраты, пропуск связки составляют ткань произведения. Лексика стихотворения содержит уменьшительные суффиксы, что способствует повышению эмоциональности в тексте и приближает его к разговорному стилю речи. Композиционный план также представляет собой стилизацию. Последняя фраза каждой строки представляет собою вариативный повтор и является подчинённой одной цели: рассказать о Ванюшеньке-душеньке, об отношении к нему его тёщи. Последняя фраза - своеобразный итог, который присущ народным песням.

Было у тёщеньки семеро зятьёв, Эх, было у ласковой семеро зятьёв: Моисейчик - зять, Евсейчик - зять, Арончик - зять, Соломончик - зять, Нафтали - зять, Гедали - зять, Ванюшенька-душенька любимый был зятёк.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая первая строфа имеет одинаковое начало - показ какого-либо одного качества «зятьёв», но заканчивается она похвалой младшего. Перечисления и повторы здесь являются тканью произведения, заимствованной из народной песни. Такое синтаксическое построение есть отражение игровых моментов народной поэзии и песенной лирики.

Стилизация в творчестве Самойлова - это результат любви поэта к народному творчеству, к песням народа, которые были неотъемлемым элементом в жизни поэта. Фольклорные элементы его поэтики мотивированы тем, что Самойлов - носитель народного сознания. Народная песнь была для него так же важна, как и для классиков русской литературы. Черты народного творчества, соотносясь с материалом современности, образовали новый стилизованный пласт литературы, когда авторский труд был основан на «голосе» народа. В поэзии двадцатого века зазвучали слова живой разговорной речи народа и проявились свойства русской народной песни.

И. Бехер утверждал, что подражание - естественная ступень к творчеству любого великого писателя, по этому поводу он писал: «Мы знаем немало крупных художников, лишь в подражании великим образцам нашедших свой стиль. Тот, кто учится на великих образцах, не может обесценить самого себя, напротив, только так и вырабатывается индивидуальность».

Стилизация жанра сказывается в стихотворении «Золушка». Балладная строфа и развёртывание сюжета с быстро сменяющимися событиями, отражающими неожиданные повороты жизни, стилизуют стихотворение:

Отход от традиционного завершения, как это предполагается в жанре сказки, и представление собственной линии развития сюжета также характерны для балладного жанра. Стареющая Золушка Шьёт туфельку сама.

Самойлов в силу реминисцентности совершенно сознательной в отношении использования распространённых метров оказывался посредником между каноном и поэтической ситуацией современности.

Употребление трёхстопного, четырёхстопного, пятистопного хорея отличают поэзию Самойлова, прежде всего в отношении семантическом. По утверждению М. Гаспарова, размер несёт в себе память жанра. Стихотворение «Сказка» написана трёхстопным хореем.

Следует отметить, что трёхстопный и четырёхстопный хорей употреблялся в народном песенном творчестве. Его использует Д. Самойлов в своём стихотворении, вероятно, потому, что стремится, во-первых, передать быструю смену событий в сказке и, во-вторых, сохранив память жанра, настроить читателя на восприятие сказочных событий. М. Гаспаров отмечает, что старые размеры «обычно продолжают жить со всей их традиционной семантикой». Высказывание М. Гаспарова о том, что «каждый стихотворный размер минувшей эпохи стал «чужим», стал знаком кончившейся культуры, что уподобляет его «чужому слову» по теории М. Бахтина, является совершенно справедливым. Это утверждение находит подтверждение при анализе текстов поэтов двадцатого века, возвращающихся в своём творчестве к истокам народной культуры.

В области синтеза песенного народного творчества и народной сказки Самойлов является новатором. Так, он использует некоторые приёмы сказочного творчества в творчестве поэтическом. Например, начало стихотворения «Сказка» имеет традиционное сказочное начало: мальчик строил лодку. Зачин, как в сказке: «Однажды...», или: «как-то раз», «как-то давным-давно» и так далее. Приём троекратного повторения тоже является свидетельством ориентации Самойлова на жанр народной сказки: мальчик должен перенести три испытания для достижения цели. Чтобы герою прокатиться по небу, необходимо преодолеть одно облако, затем второе и третье. Финал стихотворения такой же счастливый, как и в сказочном творчестве: Мальчик плыл по звёздам, К месяцу тянулся. Прокатился по небу И домой вернулся.

Герой достиг цели, получил множество удовольствий, представляющих собой чудодейственные впечатления и вернулся счастливый домой.

Стихотворение «Зима настала» построено по принципу параллелизма. В нём противопоставляются явления природы и человеческой жизни. Целостное повествование заключает в себе сказочные элементы, которые используются поэтом для достижения его определённых поэтических целей. Первая строфа - представление природного мира:

В первую неделю

Остекленели

Глаза воды.

Во вторую неделю

Закоченели

Плечи земли.

В третью неделю

Загудели

Метели

Зимы.

Троекратное временное повторение соответствует троекратному изменению, показывающему изменения в сфере человеческих чувств, о которых говорится во второй строфе: В первую неделю Я духом пал. Во вторую неделю Я чуда ждал А в третью неделю, Как снег упал, Хорошо мне стало, Зима настала.

Такое построение является, с одной стороны, следствием влияния народного творчества на поэтическое искусство, с другой стороны, - это есть ориентация на поэзию романтизма, где чувства лирического героя являлись всегда созвучными с природой. У Самойлова даны два ряда описаний. В первом ряду опорное понятие - зимняя природа, во втором - чувства человека в момент восприятия зимней природы. Сопоставляется два мира: мир природы и мир человека. Параллель первого ряда не противоречит параллели второго, а сливается с ним в полном своём соответствии. Покажем это на примере: О природе: В первую неделю Остекленели Глаза воды. О человеке: В первую неделю Я духом пал.

Глагол «остекленели» выражает процесс онемения, остановку жизни в природе. Такое настроение, разлитое в природе, соответствует человеческому состоянию: я духом пал. Вторая строфа повествует об изменениях в мире природы и в мире человека: О природе: Во вторую неделю Закоченели Плечи земли. О человеке: Во вторую неделю Я чуда ждал.

В данном случае «закоченели плечи земли» не есть явление отрицательное, а есть то выражение крайней точки, когда должно произойти чудо. И третья параллель: О природе: В третью неделю

Загудели Метели Зимы.

О человеке:

В третью неделю, Как снег упал, Хорошо мне стало, Зима настала.

Она воспринимается как слияние природы с миром человека: показана сущность природы, расширяющая и углубляющая мир духовной жизни человека. Такой приём был свойственен традициям романтизма. Пушкин постоянно использовал приём сопоставления, начиная от ранних элегий, например, «Погасло дневное светило», и заканчивая последней его медитацией, «Вновь я посетил».

Подобным образом было построено и стихотворение Тютчева «Поток сгустился и темнеет», в котором чувства лирического героя оказывались созвучными состоянию природы. В стихотворении Тютчева герой так же убит хладом жизни, как и природа: он «гаснет» от холода: Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твёрдым льдом, И гаснет цвет, и звук немеет В оцепененье ледяном Лишь жизнь бессмертного ключа Сковать всесильный хлад не может:

Так и в груди осиротелой, Убитой хладом бытия, Не льётся юности весёлой Не блещет резвая струя.

Параллель первого ряда представляет собой восприятие холода, как враждебной силы всего живого, параллель второго ряда говорит о хладе бытия человека. Во второй параллели причина та же, что и в первой, только дана она не в прямом значении, а в форме метафоры. Подобно тому, как приостанавливается жизнь в природе, так приостанавливается жизнь у человека.

Из приведённых примеров видно, что у поэтов разных эпох наблюдается схождение в утверждениях слитности природы и человека. У Тютчева, Пушкина, Самойлова мир воплощается в образах природы. Содержание даётся поэтами по-разному, но одинаково раскрывается тема равенства между миром природы и миром человека. Стихотворение Самойлова «Зима настала» - это та точка, где встретились, переплелись и наполнились новым смыслом лучшие поэтические традиции русской литературы.

Поиск индивидуального содержания и стиля сопровождался у поэта концентрированием элементов традиции и включением их в новый контекст, иногда совершенно неожиданный. Элементы народного творчества, употреблённые в стихотворении Самойлова, соотносясь с элементами, взятыми из предшествующей поэзии, создали концентрацию таких свойств поэзии, которые не только отразили сферу внутренних чувств человека, но и утвердили единение человеческой сущности с миром природы, включая в себя общефилософское воплощение мира. На такой основе стилизации образовался стиль, принадлежащий одному художнику, хотя складывался он из стилей, уже существующих.

В начале своего творческого пути Самойлов часто подражал поэтам-классикам, о чём признавался в книге «Памятные записки». В юности на него оказывало влияние творчество О. Мандельштама, Б. Пастернака, А. Блока, В. Хлебникова. Этому была причина. Критики, говоря о том времени, отмечали: «Во вкусах этого поколения мировоззрения определялись жизненным и читательским опытом, лекциями профессоров-литературоведов, руководителями семинаров, индивидуальными пристрастиями. В центре внимания была поэзия новейшая, двадцатого века».

Самойлов писал в дневниковых записях, датированных 2.02.1960г.: «Читаю стихи и прозу О. Мандельштама. Вероятно, Мандельштам после Пастернака и Хлебникова оказал на меня влияние в юности».

Подражание Мандельштаму отметил в творчестве Самойлова В. Баевский. В стихотворении «Неореализм», по его мнению, строка точек между строфами поставлена молодым поэтом в подражание Мандельштаму.

Подражанием Пастернаку явилось стихотворение Самойлова «Не исповедь, не проповедь». Как известно, Пастернак чувствовал себя звуком. Он говорил: «Мы были музыкой во льду». Самойлов же утверждает, что звучание современности возможно при условии отзвука музыки, освободившейся из веков. В плане смыслоутверждения его стихотворение явилось противопоставлением стихотворению Пастернака, но роль диалогических отношений оказалась настолько велика, что стихотворения поэтов стали рассматриваться критиками как две полярные и в то же время очень схожие точки соприкосновения в смысле общности рассуждений поэтов по поводу их утверждений значимости поэта для политической жизни страны. (Л. Лавлинский).

Огромную роль сыграло в жизни поэта творчество В. Маяковского. Учась в ИФЛИ, Самойлов отмечал: «Не знаю, что есть во мне от Маяковского, но звук его всегда чувствую». Молодой поэт называл Маяковского любимым творцом и утверждал, что если он точно выделит, что именно в нём от Маяковского, то это будет равносильно тому, что он разнимет себя на составные части.

В книге «Ближние страны» (1938-1958) он помещает стихотворение «Мост», которое ярко демонстрирует ориентацию Самойлова на творчество В. Маяковского.

Стройный мост из железа ажурного,

Застеклённый осколками неба лазурного,

Попробуй вынь его

Из неба синего -

Станет голо и пусто

Это и есть искусство.

Оригинальной представляется сама форма стихотворения, но на первый план Самойлов и критики выдвигают его содержание. Известно, что Маяковский - новатор формы, но только на первых порах она занимала поэта, а затем Маяковский всё больше внимания стал уделять содержанию. Самойлов также в начале творческого пути поддавался обаянию формы, но затем взгляды его изменились, и в 60-70г. он писал: «Прогресс формы - только подробность, только улучшение вкуса. Главное - это прогресс сути искусства, то есть внедрение в глубь человеческих понятий». У Самойлова, как и у Маяковского, прослеживается оригинальность и жизненность образов, картин, мыслей - вот внутреннее содержание его поэзии. Его стихотворение «Мост» - явная демонстрация размышлений автора об искусстве. В. Баевский ссылался на мнение Поликарпова, утверждавшего, что «Мост» - одно из лучших стихотворений, включённых в сборник «Ближние страны». Л. Анненский увидел в нём эмблему поэтического мира Самойлова, который, по его словам, «любит строй и гармонию и не приемлет хаоса».

Искусство всегда предполагает гармонию, ибо красота - это понятие, расценивающееся по-разному каждым индивидуальным сознанием, но при этом главным критерием восприятия красоты является вкус, иногда он в поэзии, по словам Самойлова, заменяет содержание. По этому поводу он писал: «На самом деле содержание вкуса в том, что всё новое должно быть не похоже на прежнее».

Как Маяковский - новатор формы, создал новое, непохожее явление в литературе - зарисовку дождя и создание ноктюрна из водосточных труб, так и Самойлов создал образ величия искусства в материальном его воплощении. Почти невидимые связи между стихотворениями Самойлова и Маяковского всё же создали реальную основу, позволившую соединить образный строй мыслей двух поэтов. И у Маяковского, и у Самойлова природа выступает не только как вдохновитель создания произведений искусства, но и как явление, тесно связанное с искусством. У обоих поэтов природа оказывается равной бытию человека. Соединение природного с духовным делает бытие равноценным, активным, одноприродным. Смысл гармоничного и полноценного бытия искусства, одноприродного с бытием человека, отразили в своём творчестве Маяковский и Самойлов. Природа гармонии была основополагающим началом в творчестве А. Пушкина. «Гармоничная правильность у Пушкина в распределении предметов доведена до совершенства», - говорил Л. Толстой. Для Маяковского мерой гармонии стала действительность в искусстве. Во время написания стихотворения «А вы могли бы?» Маяковский был ориентирован на взгляды символистов, видевших предназначение искусства для искусства. Но поэт смог выразить в стихотворении своё несходство с остальными, соединив тем самым в своём творчестве старое и современное. Поэзия Маяковского стала отражением действительности, и эту линию творчества продолжил и обогатил Д. Самойлов.

Итак, мы отметили, что в творчестве Д. Самойлова наблюдается ориентация на множество существующих в литературе стилей. По мнению Полякова, «стиль - идеальная целостность, которая складывается из ряда конкретных и разнородных элементов. Двойственная природа стиля выясняется в сочетании индивидуального творчества и традиции».

У Самойлова оказываются стилизованными стихотворные размеры, жанры, проявляется стилизация на семантическом уровне и уровне языковом. Это, естественно, происходит не от желания подражать предшественникам слепо и бесспорно, а от желания сохранить связь с явлениями литературы прошлого, от желания сохранить всё то, что должно свято храниться и передаваться потомкам. Стиль Самойлова складывался путём соединения в его творчестве различных стилевых направлений. Д. Лихачёв отмечал, что «в современной литературе, не подчиняющейся религиозным и политическим идеологиям, отпала необходимость следовать «единичному стилю эпохи», «эстетическому коду эпохи».

В своём творчестве Самойлов приёмом стилизации сопоставляет «дух чужой эпохи» с эпохой современности, внося в контекст литературы новые направляющие линии. Его речь - это речь современного человека, которая включает в себя пласты предшествующих стилей, но не интерес к стилизации создаёт культуру стихов Самойлова, а желание сохранить коды предшествующей культуры, перенести их в современность и найти место в ней.

 

АВТОР: Трепачко А. Н.