01.10.2010 7410

Генезис системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в уральском регионе (Е.Ю. Тарасова)

 

На правах рукописи

 

Тарасова Елена Юрьевна

 

ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

 

13.00.03 – коррекционная педагогика

(тифлопедагогика)

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2010

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

 Алексеев Олег Леонидович

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор  Семенов Леонид Алексеевич, кандидат педагогических наук Коган Наталья Евдокимовна

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Челябинский государственный

 педагогический университет»

 

Защита состоится «25» июня 2010 г. в 10:00 в ауд. 316 на заседании диссертационного совета К 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

 

Автореферат разослан «21» мая 2010 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета Трубникова Н.М.

 

Общая характеристика работы

 

Актуальность проблемы и темы исследования. Политические и экономические трудности, экологическое неблагополучие, недостаточное внимание к сохранению и укреплению здоровья, высокий уровень заболеваемости среди населения нашей страны объективно приводят к снижению рождаемости и неуклонному росту числа детей с патологией физического и психического развития. По данным ООН, численность инвалидов на планете составляет около 10% населения, из них около четверти – дети с ограниченными возможностями здоровья. В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа таких детей. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в 1995 г. зарегистрировано 453,6 тыс. детей с различными профилями инвалидности, находящихся на учете в органах социальной защиты населения, в 2005 г. их число составило 593,3 тыс., в 2007 г. – около 700 тыс. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, на начало 2008–09 учебного года в специальных образовательных учреждениях страны обучалось 247,8 тыс. детей с аномалиями развития, из них 13 тыс. – с нарушениями зрения. Эти тенденции обусловливают необходимость совершенствования системы социальной реабилитации лиц с дефектами зрения, в том числе и детей в условиях образовательных учреждений с целью подготовки их к независимой жизни в социуме. В настоящее время нуждаются в осмыслении педагогические и организационные проблемы в области обучения, воспитания и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения, а также богатый опыт страны и особенно ее регионов в осуществлении социальной реабилитации слепых и слабовидящих.

Для успешного решения этих проблем необходим глубокий и всесторонний анализ не только современного опыта в этой сфере, но и историко-педагогического наследия прошлого, опоры на него, так как наука приобретает реальный смысл только тогда, когда ее рассматривают как результат работы предшествующих поколений. Критический анализ исторического опыта способствует лучшему пониманию и решению проблем современной тифлопедагогики.

Вопросами социальной реабилитации лиц с отклонениями в развитии занимались такие ученые как Л.И. Акатов, Н.Ф. Дементьева, З.И. Лаврентьева, М.В. Шакурова, Е.И. Холостова, Л.П. Храпылина и др.

Различные аспекты реабилитации лиц со зрительной депривацией освещены в работах Е.Д. Агеева, В.М. Акимушкина, О.Л. Алексеева, В.П. Бирана, Т.А.Власовой, С.Е. Гайдукевича, В.П. Гудониса, В.З. Денискиной, В.П. Ермакова, В.З. Кантора, В.А. Кручинина, А.Г. Литвака, И.С. Моргулиса, Л.И.Плаксиной, Е.Н. Руцкой, Л.А. Семенова, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой и др.

Вопросы истории специального образования детей с ограниченными возможностями в России нашли отражение в трудах Д.И. Азбукина, Х.С. Замского, В.П. Кащенко, Н.Н. Малофеева, З.И. Марголина, Н.М. Назаровой и др.

Вопросами развития специального образования в Уральском регионе занимались Ю.Ю. Антропова, В.В. Коркунов, Н.Л. Лестова, Ш.Н. Нигаев, Л.В.Савинова и др.

Проблемы развития коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями в других регионах Российской Федерации освещены в работах С.В. Агулиной, И.М. Бобла, Л.А. Гараниной, К.Е. Глазуновой, Е.И Гордиенко, А.И. Долженко, А.Д. Добровой, В.Л. Колегановой, Г.М.Корковой, Г.В. Кузнецовой, Е.Т. Логиновой, Е.Н. Российской, Л.Ф. Сербиной, М.Б. Татимова, И.А. Юдиной и др.

Однако работ, в которых нашли бы отражение системные исследования в области организации и проведения социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе явно недостаточно.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью удовлетворения потребностей современного общества и тифлопедагогики в критическом и творческом осмыслении накопленного за период с конца XIX до начала XXI веков опыта социальной реабилитации лиц с нарушениями зрения в Уральском регионе для разрешения современных проблем, возникающих в процессе подготовки слепых и слабовидящих детей к их успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена отсутствием работ, рассматривающих проблемы зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе.

Актуальность исследования на научно-методическом и практическомуровнях определяется необходимостью использования накопленного в тифлопедагогике богатого опыта социальной реабилитации слепых и слабовидящих в Уральском регионе при разработке методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий социальной реабилитации данной категории детей на современном этапе.

В результате анализа научной литературы и изучения опыта социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе выявлен ряд несоответствий и противоречий между:

- потребностью в обоснованном анализе генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в конце XIX – начале XXI веков в Уральском регионе и недостаточностью целостного научного освещения этого вопроса;

- накопленным в Уральском регионе опытом социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в специальных образовательных учреждениях в конце XIX – начале XXI веков и отсутствием систематизированных материалов об их деятельности, необходимых для организации социальной реабилитации данной категории детей в настоящее время.

Выявленные несоответствия и противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе.

Актуальность выделенной проблемы и обозначенные несоответствия и противоречия позволили сформулировать тему исследования – «Генезис системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе».

Ограничения исследования:

1. Географически Уральский регион представлен только частью территории, включающей Средний Урал (Свердловская область), Южный Урал (Челябинская, Оренбургская и Курганская области), Западный Урал (Пермский край).

2. Временными рамками периода, в течение которого происходил генезис системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе, нами были определены конец XIX – начало XXI веков.

3. В качестве специальных образовательных учреждений, являющихся компонентом системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе, были определены специализированные школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей.

Цель исследования – выявить специфику генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе в конце XIX – начале XXI веков.

Объект исследования – система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе.

Предмет исследования – механизмы зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе.

Гипотеза исследования – вероятно, дальнейшее развитие системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе будет происходить:

- с опорой на накопленный на предыдущих этапах генезиса рассматриваемой системы (этапе накопления предпосылок для возникновения системы, этапе ее зарождения и становления, этапе развития и современном этапе) положительный опыт социальной реабилитации слепых и слабовидящих;

- посредством реорганизации существующих и включения новых компонентов в состав современной системы социальной реабилитации детей со зрительной депривацией, с учетом требований, предъявляемых современным обществом к комплексу знаний, умений, навыков, качеств личности, необходимых инвалиду по зрению для независимой жизни в современном обществе нормально видящих людей и успешной социальной интеграции.

На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) Уточнить понятие «система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения», охарактеризовать ее структуру и механизмы зарождения, становления и развития.

2) Выделить и научно обосновать исторические этапы генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе.

3) Раскрыть общие для страны закономерности и специфические особенности генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе в исследуемый период.

4) Разработать рекомендации по совершенствованию современной системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе.

Методологической основой исследования являются:

- основополагающие положения философии образования (Л.А. Беляева, П.П. Блонский, Б.С. Гершунский, В.М. Розин, С.А. Шапиро и др.);

- принцип историзма (В.И. Вернадский, В.П. Огородников и др.);

- методология эволюционных процессов системы специального образования (В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев и др.);

- положения системного подхода, применяемого при исследовании социальных и педагогических систем, в том числе систем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями (О.Л. Алексеев, В.В. Байлук, В.П. Беспалько, В.В. Коркунов, Н.В. Кузьмина, С.А. Саркисян, Е.Н. Степанов, Е.А.Стребелева, Т.И. Шамова, Г.П. Щедровицкий и др.);

- положения теории развития (И.Я. Лойфман, В.И. Плотников и др.);

- подходы к организации отдельных мероприятий и различных направлений социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в различных типах специальных образовательных учреждений (В.П. Ермаков, М.А. Земцова, В.З.Кантор, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.).

Методы исследования:

- теоретические – генетический, системный анализ, обобщение и систематизация полученных данных;

- эмпирические – беседа, интервью, наблюдение, историко-ретроспективное изучение документов и фактов, анализ архивных и историко-педагогических материалов, отчетов органов образования, статистических данных.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2007–2008 гг.) общее ознакомление с проблемой исследования; обоснование актуальности темы исследования, уровня разработанности; определение объекта, предмета, темы; формулировка цели и задач; построение гипотезы.

Второй этап (2008–2009 гг.) анализ научной литературы по теме исследования; анализ архивных материалов; проверка гипотезы.

Третий этап (2009–2010 гг.) проверка, обобщение и систематизация полученных данных; формулирование и интерпретация результатов; редактирование и оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые в отечественной литературе в рассматриваемый период выявлены механизмы зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе;

- определены и научно обоснованы исторические этапы генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе;

- выявлены общие закономерности и специфические особенности зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные материалы и результаты исследования позволили:

- дополнить и расширить теоретические знания о механизмах зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе;

- систематизировать накопленные сведения о мероприятиях социальной реабилитации слепых и слабовидящих детей в Уральском регионе.

Практическая значимость исследования состоит в том что:

- на основе анализа современного состояния системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе разработаны практические рекомендации по ее совершенствованию для управленцев всех уровней данного региона и тифлопедагогов-практиков;

- материалы исследования могут быть использованы для подготовки тифлопедагогов в высших учебных заведениях в виде специального курса, а также посредством включения в курсы педагогических дисциплин по истории общей и коррекционной педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- обсуждения данной проблемы и результатов исследования на заседании кафедры специальной педагогики Института специального образования ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (2010 г.);

- преподавания курсов «Коррекционная и реабилитационная педагогика» и «Оккупационная терапия» для студентов факультета социальной работы Уральского института социального образования (филиал ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Екатеринбурге) (2005–2010 гг.);

- разработки и преподавания спецкурса «Особенности социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната» для студентов факультета политологии и социологии ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» (2005 г.);

- участия в научных и научно-практических конференциях: региональных, межрегиональных, всероссийских, международных (Бийск, 2008 г., Екатеринбург, 2006–2010 гг., Шадринск, 2008 г.);

- публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов и научных журналах (Екатеринбург, 2007–2010 гг., Волгоград, 2010 г., Якутск, 2010 г.).

Теоретические положения и результаты исследования нашли свое отражение в 17 публикациях.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечиваются реализацией научной методологии; разнообразием изученных фактов и источников; анализом архивных и статистических данных с опорой на объективные закономерности эволюционного развития системы специального образования; применением теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; критическим осмыслением личного опыта социальной реабилитации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление и развитие системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе характеризуется следующими историческими этапами: 1) этап накопления предпосылок для становления системы (1890–1917 гг.); 2) этап зарождения и становления системы (20-е – 30-е гг. XX века); 3) этап развития системы (50-е – 80-е гг. XX века); 4) современный этап системы (90-е гг. XX века – начало XXI века).

2. Механизмы генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе характеризуются как общими для страны закономерностями зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации данной категории детей, так и специфическими региональными особенностями, обусловленными уровнем и темпами развития промышленности и науки в этом регионе России.

3. Рекомендации по совершенствованию современной системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе предполагают реорганизацию существующих и включение в функционирующую региональную систему новых компонентов (органы управления региональной системой специального образования, современные формы и профили дополнительного образования, программы социально-трудовой подготовки по доступным и востребованным на рынке труда специальностям).

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Библиография включает 253 наименования работ отечественных и зарубежных авторов.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы его проблема, цель, задачи и гипотеза, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, указаны методологическая база и методы исследования, раскрыта источниковая база исследования, выдвинуты основные положения, выносимые на защиту, а также приведены данные об апробации полученных результатов.

Первая глава «Теоретико-методологические основы системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения» включает в себя три взаимосвязанных параграфа.

В главе охарактеризованы особенности психофизиологического развития детей с нарушениями зрения, которые необходимо учитывать при построении системы социальной реабилитации.

Проведен анализ существующих подходов к содержанию и структуре реабилитации в целом, социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе с нарушениями зрения. В отечественной науке существует два противоположных подхода к структуре социальной реабилитации инвалидов по зрению.

Представители одного подхода (В.П. Биран, Л.П. Храпылина, Е.В. Черносвитов и др.) исходят из того, что социальная реабилитация инвалидов является лишь одним из направлений реабилитации. По их мнению, социальная реабилитация входит в структуру реабилитации наряду с такими направлениями как: медицинская реабилитация, педагогическая реабилитация, психологическая реабилитация и др.

Сторонники противоположного подхода (В.З. Кантор, Е.И. Холостова и др.) утверждают, что наоборот, структура социальной реабилитации инвалидов включает все выше перечисленные направления реабилитации.

Анализ этих подходов позволил нам уточнить понятие «социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей». Социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей – это комплекс педагогических, психологических, социально-экономических мероприятий, а также мероприятий правового характера, направленных на восстановление социального статуса инвалида по зрению, формирование знаний, умений, навыков и развитие качеств личности, необходимых ему для максимальной независимости в обществе зрячих, успешной социальной адаптации и интеграции. В настоящем исследовании предложено рассматривать социальную реабилитацию детей с нарушениями зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната в рамках двух аспектов: содержательном и динамическом.

Содержательный аспект социальной реабилитации слепых и слабовидящих детей в условиях специальной (коррекционной) школы, на наш взгляд, предполагает реализацию реабилитационных мероприятий по трем направлениям:

а) психолого-педагогическая реабилитация (обучение чтению и письму по системе Л. Брайля, получение необходимого уровня общего и дополнительного школьного образования, овладение знаниями, умениями и навыками самоконтроля, формирование активной жизненной позиции);

б) культурно-бытовая реабилитация (обучение навыкам самообслуживания и ориентировки, эстетическое воспитание);

в) социально-трудовая реабилитация (профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство).

На наш взгляд, в рамках динамического аспекта социальную реабилитацию детей с нарушениями зрения в условиях специальной (коррекционной) школы следует рассматривать как процесс, включающий три этапа:

1) начальная школа (1–4 классы);

2) неполная средняя школа (5–10 классы);

3) полная средняя школа (11–12 класс).

Содержательный и динамический аспекты социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах III и IV вида тесно взаимосвязаны. На каждом этапе социальной реабилитации, осуществляемой в школе для слепых и слабовидящих детей, реализуется целая система мероприятий социальной реабилитации, относящихся к ее различным содержательным направлениям.

Опираясь на определение и структуру понятия «социальная реабилитация» детей с нарушениями зрения в специальной (коррекционной) школе-интернате III и IV вида, а также на содержащееся в научной литературе описание структуры системы специального образования, в настоящем исследовании была разработана структура и определено понятие «система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения». Система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения – это комплекс взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих подготовку слепых и слабовидящих детей в условиях специальных образовательных учреждений к независимой жизни в обществе зрячих, успешной социальной адаптации и интеграции.

В качестве компонентов рассматриваемой в настоящем исследовании системы нами были выделены следующие:

- органы управления системой образования;

- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения;

- специальные образовательные учреждения для слепых и слабовидящих детей;

- Свердловская тифлотехническая лаборатория НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР;

- образовательные и реабилитационные программы;

- реабилитационные мероприятия, реализуемые в специальных образовательных учреждениях III и IV вида;

- квалифицированные специалисты, реализующие реабилитационные мероприятия.

В данной главе описаны механизмы генезиса системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе. Механизмы зарождения, становления и развития рассматриваемой системы характеризовались тем, что под влиянием изменения требований общества, предъявляемых к комплексу знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых инвалиду по зрению для независимой жизни в среде зрячих, происходило изменение функций, выполняемых как системой в целом, так и отдельными ее компонентами. Для выполнения рассматриваемой системой новых функций периодически требовалось изменение ее структуры, которое происходило посредствам включения новых компонентов и установления между ними новых взаимосвязей.

Вторая глава «Становление и развитие системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе» включает три параграфа.

В данной главе были выделены и охарактеризованы четыре исторических этапа становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе, охватывающие период времени с конца XIX до начала XXI веков:

1. Этап накопления предпосылок для становления системы (1890–1917 гг.). На данном этапе социальная реабилитация незрячих детей осуществлялась в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Мариинского попечительства о слепых. Основной задачей этих учреждений являлась подготовка слепых детей к самостоятельной жизни в обществе. В настоящем исследовании было установлено, что на Урале в дореволюционный период система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения отсутствовала, так как существовало только одно образовательное учреждение для незрячих детей – Пермское училище для слепых. В этом училище социальная реабилитация воспитанников велась по собственным реабилитационным программам, в которых большое количество часов отводилось на формирование у слепых детей навыков самообслуживания и трудовую подготовку, которая одновременно осуществлялась по двум направлениям: обучение ремеслам и подготовка таперов.

2. Этап зарождения и становления системы социальной реабилитации (20–40-е гг. XX века). На этом этапе перед создаваемой в 20-е гг. XX века системой социальной реабилитации детей с нарушениями зрения была поставлена задача подготовки слепых детей к общественно-полезной и трудовой деятельности, чтобы они могли стать полезными гражданами общества. В эти годы были созданы первые, но при этом наиболее важные и взаимосвязанные компоненты системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения: органы управления образовательными учреждениями для слепых и слабовидящих детей (Наркомпрос, местные отделы народного образования); государственные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность специальных образовательных учреждений (постановление Совнаркома РСФСР от 1926 г. «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков», приказ Наркомпроса от 1931 г. «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи детей и подростков»); единые реабилитационные программы (специальная программа для школ слепых от 1928 г., предусматривающая сенсомоторное воспитание, привитие гигиенических навыков, овладение пространственной ориентировкой, трудовое воспитание и обучение и др.); специальные школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, созданные во всех областях Уральского региона. Созданная на Урале система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения выполняла определенные социальным заказом функции: неполное среднее образование детей с нарушениями зрения, формирование у них навыков самообслуживания и пространственной ориентировки, подготовка к будущей трудовой деятельности в слепецких мастерских. Изученные нами материалы позволяют сделать вывод о том, что по окончании этого исторического этапа созданная система достигла высокого уровня устойчивости, позволяющего ей в дальнейшем развиваться самостоятельно.

3. Этап развития системы социальной реабилитации (50–80-е гг. XX века). На данном этапе перед существующей системой социальной реабилитации детей с нарушениями зрения были поставлены задачи всестороннего развития личности слепого и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе как равноправного гражданина. Этап характеризовался усилением научно-практического интереса к проблемам социальной реабилитации слепых и слабовидящих детей. В связи с этим, в существующую в Уральском регионе систему социальной реабилитации детей с нарушениями зрения были включены новые компоненты: Свердловская тифлотехническая лаборатория НИИ дефектологии АПН СССР, разработавшая научно-обоснованные вариативные реабилитационные и образовательные программы (социально-бытовой ориентировки, пространственной ориентировки, начальной профессиональной и допрофессиональной подготовки по рабочим специальностям и профессиям интеллектуального труда и др.) и тифлотехнические средства реабилитации; квалифицированные тифлопедагоги, прошедшие профессиональную подготовку в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. Включение дополнительных компонентов в существующую в Уральском регионе систему социальной реабилитации детей с нарушениями зрения расширило комплекс выполняемых ею функций: полное среднее образование слепых и слабовидящих детей; начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка по профессиям интеллектуального труда и рабочим специальностям учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых (УПП ВОС) и др. Кроме того, использование тифлотехнических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий квалифицированными тифлопедагогами позволило повысить результативность выполнения функций, появившихся на этапе зарождения и становления системы: общеобразовательная подготовка, формирование навыков самообслуживания и пространственной ориентировки, организация эргономичных условий труда на УПП ВОС.

4. Современный этап системы социальной реабилитации (90-е гг. XX века – начало XXI века). На данном этапе основная задача, стоявшая перед системой социальной реабилитации детей с нарушениями зрения, заключалась в формировании у слепых и слабовидящих детей знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых им для социальной адаптации и интеграции в общество. Для решения этой задачи в существующую региональную систему социальной реабилитации детей с нарушениями зрения были включены новые реабилитационные программы и отдельные реабилитационные мероприятия, к числу которых относятся: программы подготовки учащихся школ для слепых и слабовидящих детей к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения; создание в школах III и IV вида смешанных классов, состоящих из слепых, слабовидящих и зрячих учащихся и др. Включение в систему этих компонентов способствовало повышению эффективности выполнения ею некоторых своих функций: общеобразовательная подготовка детей с нарушениями зрения; их допрофессиональная подготовка по профессиям интеллектуального труда. Однако из-за усиления регионализации и снижения финансирования специального образования в 90-е гг. XX века в системе социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе значительно сократилось количество специалистов, прошедших профессиональную подготовку по специальности «Тифлопедагогика», а также наблюдалось недостаточное обеспечение современными тифлотехническими средствами реабилитации. Это сказалось на качестве выполнения данной системой ее наиболее важных функций при подготовке слепых и слабовидящих к независимой жизни в обществе зрячих: формирование навыков самообслуживания и пространственной ориентировки; трудовая подготовка по рабочим специальностям.

Настоящее исследование показало, что генезис системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе в рассматриваемый период времени характеризовался рядом общих для нашей страны закономерностей становления и развития системы социальной реабилитации данной категории детей. К числу общих закономерностей относятся следующие:

- накопление предпосылок для зарождения и становления системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения происходило в царской России в системе учреждений общественного призрения, и только с принятием постановления СНК РСФСР от 10 декабря 1919 г. «О согласовании функций комиссариатов Просвещения и Здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей» и постановления СНК РСФСР от 23 ноября 1926г. «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» в 20-е гг. XX века началось создание государственной образовательной системы, реализующей меры социальной реабилитации слепых и слабовидящих детей. До революции социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в России осуществлялась в образовательных учреждениях, находившихся в ведении Мариинского попечительства о слепых, которые были единичны. Существенным недостатком организации процесса социальной реабилитации учащихся в учреждениях Попечительства являлось отсутствие: единых научно обоснованных реабилитационных программ, средств реабилитации, квалифицированных тифлопедагогов и контроля со стороны государства за деятельностью этих учреждений и др. Несмотря на многочисленные недостатки в организации и проведении реабилитационного процесса, накопленный в учреждениях опыт подготовки воспитанников к трудовой деятельности и формирования у них навыков самообслуживания представлял научный и практический интерес на этапе зарождения системы социальной реабилитации слепых и слабовидящих детей;

- переход системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения от подготовки по рабочим специальностям к формированию знаний, соответствующих государственному стандарту общего среднего образования и позволяющих им продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях для получения профессий интеллектуального труда. До 50-х гг. XX века специальные образовательные учреждения для слепых и слабовидящих детей имели возможность давать учащимся лишь неполное среднее образование, что значительно ограничивало выбор профессии. После принятия в 1953 г. Совмином РСФСР постановления № 42 «О мероприятиях по улучшению культурно-бытового обслуживания слепых» школы для слепых и слабовидящих детей перешли на полное среднее образование и начали активно готовить учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения для получения профессий интеллектуального труда;

- участие региональных организаций ВОС в реабилитационных мероприятиях, реализуемых государственной системой социальной реабилитации детей с нарушениями зрения. С первых лет своего существования (20–30-е гг. XX века) региональные организации ВОС оказывали содействие школам для слепых и слабовидящих детей в реализации мероприятий по двум направлениям социальной реабилитации учащихся: культурно-бытовой реабилитации (обеспечение школ техническими средствами реабилитации, пополнение школьных библиотек литературой, изданной шрифтом Л. Брайля, «говорящими книгами», организация и проведение спортивных соревнований, досуговых мероприятий и др.); социально-трудовой реабилитации (трудоустройство выпускников школ на УПП ВОС). Задачи, решаемые региональными организациями ВОС в отношении образовательных учреждений для слепых и слабовидящих детей определены в «Положении об организации работы по социальной реабилитации инвалидов по зрению в ВОС», принятом в 1990 г. Центральным правлением ВОС: выявление слепых и слабовидящих детей и направление их в дошкольные учреждения и школы-интернаты; информирование родителей слепых детей о наличии детских дошкольных учреждений, специальных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, профессионально-образовательных учреждений для лиц с нарушениями зрения; оказание содействия специальным (коррекционным) школам для слепых и слабовидящих детей, расположенным на соответствующей административной территории, в решении задач реабилитации и интеграции в общество выпускников школ;

- взаимодействие специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения с сетью УПП ВОС, участвующих в трудовой подготовке, обучении и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих детей. Начиная с 50-х гг. XX века УПП ВОС играли ведущую роль в организации и проведении социально-трудовой реабилитации слепых и слабовидящих детей, обучающихся в специализированных школах. УПП ВОС осуществляли: обеспечение школьных мастерских производственным оборудованием, сырьем и тифлотехническими приспособлениями; внедрение новых современных производственных профилей, организацию производственной практики учащихся 5–12 классов; финансирование и укрепление материально-технической базы школ для детей с нарушениями зрения; трудоустройство выпускников школ для детей с нарушениями зрения.

Нами было установлено, что становлению и развитию системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе в рассматриваемый период были присущи и специфические региональные особенности. К их числу относятся:

- существование одного из старейших образовательных учреждений для слепых детей, осуществлявшего их социальную реабилитацию в дореволюционный период. Первое на Урале образовательное учреждение – училище для слепых находилось в г. Перми и в дореволюционный период было единственным образовательным учреждением для детей с нарушениями зрения на территории Урала, Зауралья и Западной Сибири. В Пермском училище для слепых наиболее эффективно осуществлялись мероприятия социально-трудовой и культурно-бытовой реабилитации. В связи с тем, что после революции система общественного призрения прекратила свое существование, Пермское училище для слепых в 1918 г. было закрыто. Однако важно отметить, что, благодаря накопленному в училище опыту работы с незрячими детьми, в г. Перми в 1925 г. была открыта окружная школа для слепых детей, что положило начало становлению системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения на Урале;

- создание в 50-х гг. XX века в г. Свердловске тифлотехнической лаборатории НИИ дефектологии АПН СССР явилось началом третьего этапа развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе. Начиная с 50-х гг. XX века у школ Урала для слепых и слабовидящих детей появилась возможность использовать в процессе социальной реабилитации учащихся тифлотехнические средства, научно обоснованные программы и методики обучения и реабилитации детей с нарушениями зрения в условиях специализированных школ, разработанных сотрудниками лаборатории. Это позволило формировать у детей с нарушениями зрения навыки пространственной ориентировки, самообслуживания, работы с визуальной информацией, осуществлять трудовую подготовку, коррекцию и компенсацию зрительных нарушений у лиц с остаточным зрением. К основным задачам лаборатории относились: организация консультативной и реабилитационной помощи лицам с нарушениями зрения по использованию тифлотехнических средств; организация безопасных и эргономичных условий труда на УПП ВОС; разработка и создание технических средств коррекции и восстановления нарушенного зрения; разработка и изготовление оптических средств коррекции по заявкам школ для детей с нарушениями зрения и для индивидуальных заказчиков;

- наличие школы для слепых и слабовидящих детей, на базе которой происходила апробация тифлотехнических средств реабилитации и научно обоснованных методик их использования, разработанных сотрудниками Свердловской тифлотехнической лаборатории. Свердловская областная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, открытая в 1947 г. в п. Малый Исток и переведенная в 1961 г. в г. Верхняя Пышма, была одной из трех школ в стране, на базе которых осуществлялась апробация тифлотехнических средств реабилитации. Сотрудничество этой школы с тифлотехнической лабораторией началось в 1956 г. Повышению эффективности реабилитационных мероприятий, осуществляемых в условиях школы-интерната, способствовали тифлотехнические средства, которые использовались в процессе обучения слепых и слабовидящих детей, а также для формирования у них навыков пространственной ориентировки, трудовой деятельности, работы с информацией и др. Сотрудниками лаборатории в Верхнепышминской школе и школе № 78 г. Свердловска для слабовидящих детей были оборудованы учебные кабинеты (физики, астрономии, географии и др.), учебные мастерские, тренажерный зал, а также открыт телевизионный класс, оснащенный замкнутой телевизионной системой для обучения слабовидящих детей;

- существование школы для слепых и слабовидящих детей, ведущей до профессиональную и начальную профессиональную подготовку учащихся по нескольким специальностям гуманитарного, медицинского и политехнического профиля. В 1970 г. в Верхнепышминской школе для слепых и слабовидящих детей с целью реализации мероприятий социально-трудовой реабилитации учащихся было открыто четыре профильных класса: математический, гуманитарный, производственный, массажный. В математическом классе при участии сотрудников Свердловской тифлотехнической лаборатории и преподавателей Уральского государственного университета им. А.М. Горького велась допрофессиональная подготовка учащихся по специальности «Программист-оператор ЭВМ». В гуманитарном классе велась подготовка учащихся к поступлению на филологические и исторические факультеты высших учебных заведений. В производственном классе готовили квалифицированных рабочих по механической обработке металла и пластмасс, квалифицированных рабочих картонажного производства. По окончанию производственного класса выпускники трудоустраивались на рабочие места УПП ВОС, уже имея рабочий разряд. В массажном классе осуществлялась подготовка учащихся по специальности «Медицинская сестра по массажу». Получить эту специальность в Верхнепышминскую школу приезжали слепые и слабовидящие дети из всех республик бывшего СССР. Знания и навыки, приобретенные за двухлетний период обучения в массажном классе, позволяли выпускникам трудоустраиваться в медицинские учреждения сразу же после окончания школы.

На основании анализа современной системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе нами были предложены рекомендации по ее совершенствованию, которые представлены в табл. 1. На наш взгляд, совершенствование рассматриваемой системы возможно посредством включения в ее состав новых и реорганизации существующих компонентов.

Таблица 1

Рекомендации по совершенствованию современной системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе

Компоненты

Рекомендации

Нормативно-правовые акты Принятие региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность региональной системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения; разработка и внедрение региональных целевых программ профессиональной ориентации и трудовой подготовки лиц с нарушениями зрения
Органы управления системой образования Включение в структуру региональных органов управления системой образования подразделения, осуществляющего функцию управления специальными (коррекционными) образовательными учреждениями
Специальные образовательные учреждения Расширение сети дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения, в том числе – для незрячих детей
Образовательные и реабилитационные программы Разработка и внедрение программ допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся в профильных классах школ для слепых и слабовидящих детей по доступным для них и востребованным на рынке труда специальностям, а также позволяющих реализовать свои возможности в индивидуальной трудовой деятельности. Внедрение комплекса мероприятий, способствующих повышению уровня знаний (факультативы по общеобразовательным предметам, тестирование как метод контроля качества знаний и др.). Организация регулярных посещений слепыми и слабовидящими детьми учреждений культуры и досуга (театров, кинотеатров, цирка, музеев и др.) с целью формирования у воспитанников закрытых образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения навыков поведения в общественных местах, расширения их кругозора, обогащения социального опыта. Расширение и создание новых форм и профилей дополнительного образования, деятельность которых будет направлена на формирование у учащихся школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей навыков самообслуживания (кулинарный, швейный, вязальный, слесарный и др.). Привлечение студентов дефектологических факультетов и факультетов социальной работы к организации и проведению мероприятий культурно-бытовой реабилитации учащихся специализированных школ-интернатов с целью формирования у слепых и слабовидящих детей знаний, умений и навыков, необходимых им для адаптации в условиях высших и средних специальных учебных заведений и интеграции в студенческие коллективы. Включение в образовательный процесс занятий по формированию у слепых и слабовидящих детей навыков использования современных информационных технологий и компьютерной тифлотехники, необходимых им для получения среднего и высшего образования, дальнейшей трудовой деятельности и в повседневной жизни. Оснащение специальных образовательных учреждений для слепых и слабовидящих детей современными тифлотехническими средствами реабилитации
Специалисты Трудоустройство в специальные образовательные учреждения для слепых и слабовидящих детей на должности тифлопедагогов и воспитателей специалистов, прошедших соответствующую профессиональную подготовку, в том числе из числа выпускников школ для слепых и слабовидящих

 

В заключении подводятся итоги теоретической разработки изучаемой проблемы и делаются следующие выводы:

1. В ходе всестороннего анализа специальной литературы было уточнено понятие «система социальной реабилитации детей с нарушениями зрения». Под системой социальной реабилитации детей с нарушениями зрения понимается комплекс взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих подготовку слепых и слабовидящих детей в условиях специальных образовательных учреждений к независимой жизни в обществе зрячих, успешной социальной адаптации и интеграции.

Основными компонентами рассматриваемой системы (в Уральском регионе) являются:

- органы управления системой образования;

- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения;

- специальные образовательные учреждения для слепых и слабовидящих детей;

- Свердловская тифлотехническая лаборатория НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР;

- образовательные и реабилитационные программы;

- реабилитационные мероприятия, реализуемые в специальных образовательных учреждениях III и IV вида;

- квалифицированные специалисты, реализующие реабилитационные мероприятия.

2. Охарактеризованы механизмы зарождения, становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения. Генезис рассматриваемой системы происходил путем включения в ее структуру новых компонентов, отвечающих за выполнение новых функций как системой в целом, так и отдельными ее компонентами.

3. Определен критерий для выделения исторических этапов становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе. Критерием является расширение состава компонентов системы, влияющих на качество и объем выполняемых ею реабилитационных функций.

4. Выявлены и охарактеризованы исторические этапы становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в Уральском регионе в конце XIX начале XXI века:

- 1890–1917 гг. – этап накопления предпосылок для становления системы, характеризующийся отсутствием системы (существовало единственное образовательное учреждение для слепых детей);

- 20–40-е гг. XX века – этап зарождения и становления на Урале системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения, характеризующийся появлением четырех взаимодействующих компонентов, а именно: органов управления; специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с нарушениями зрения; нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность этих школ; единых образовательных и реабилитационных программ, разработанных для специализированных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей;

- 50–80-е гг. XX века – этап развития системы, характеризующийся включением в нее новых компонентов (квалифицированных тифлопедагогов; Свердловской тифлотехнической лаборатории НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР), что привело к совершенствованию ее функций;

- 90-е гг. XX века – начало XXI века – современный этап развития системы, характеризующийся включением в ее состав новых реабилитационных программ и мероприятий, направленных на формирование умений, навыков и качеств, необходимых детям с нарушениями зрения для успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

5. В ходе исследования охарактеризованы:

- общие закономерности становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения накопление предпосылок для становления системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения происходило в царской России в системе учреждений общественного призрения, в 20-е гг. XX века началось становление государственной системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения; переход системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения от подготовки по рабочим специальностям к формированию знаний, соответствующих государственному стандарту общего среднего образования и позволяющих им продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях для получения профессий интеллектуального труда; участие региональных организаций ВОС в реабилитационных мероприятиях, реализуемых государственной системой социальной реабилитации детей с нарушениями зрения; взаимодействие специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения с сетью УПП ВОС, участвующих в трудовой подготовке, обучении и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих детей);

- специфические региональные особенности становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения (открытие в 50-х гг. в Уральском регионе Свердловской тифлотехнической лаборатории НИИ дефектологии АПН СССР способствовало усилению тифлопедагогической направленности исследований, разработке новых методик обучения и обоснованию необходимости использования тифлотехнических средств в учебно-воспитательном процессе школ для детей с нарушениями зрения; наличие в Уральском регионе школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, на базе которой происходила апробация научных тифлопедагогических методик; существование в Уральском регионе школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, ведущей допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку учащихся по нескольким специальностям гуманитарного, медицинского и политехнического профиля).

6. Разработаны рекомендации по совершенствованию существующей системы социальной реабилитации слепых и слабовидящих детей в Уральском регионе, к числу которых относятся:

- принятие региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность государственной системы социальной реабилитации слепых и слабовидящих детей;

- включение в структуру региональных органов управления системой образования подразделения, осуществляющего функцию управления специальными образовательными учреждениями;

- расширение сети дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения, в том числе – для незрячих детей;

- разработка и внедрение программ начальной профессиональной подготовки слепых и слабовидящих детей по доступным для них и востребованным на рынке труда специальностям, а также позволяющих реализовать свои возможности в индивидуальной трудовой деятельности и др.

Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены. Результаты работы обосновывают перспективность дальнейшей разработки научных исследований в области становления и развития системы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения не только в Уральском, но и в других регионах страны с учетом их специфики.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

  1. Тарасова, Е.Ю. Социальная реабилитация детей с нарушением зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах Уральского региона / Е.Ю.Тарасова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Волгоград, 2010. – №1(45) – С. 115–119. (0,3 п.л.).
  2. Тарасова, Е.Ю. Опыт организации социально-трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения в образовательных учреждениях Урала / Е.Ю. Тарасова //Вестник Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, том 7. – Якутск, 2010. –№ 1 – С.123–128.(0,3 п. л).

Статьи в других научных изданиях:

  1. Тарасова, Е.Ю. Тифлопедагогика и практика обучения слепых и слабовидящих детей в конце XIX начале XX веков / Е.Ю. Тарасова // Философия и наука: материалы V регион. науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 25 апр. 2006 г. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2006. – С.190–192. (0,1 п.л).
  2. Тарасова, Е.Ю. Комплекс дополнительных умений и навыков, необходимых инвалиду с нарушением зрения для обучения в вузе / Е.Ю. Тарасова // Учебно-познавательная самореализация личности: когнитивное воспитание и самовоспитание студентов: материалы студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 марта 2006 г. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2006. – С.122–126. (0,2 п.л.).
  3. Тарасова, Е.Ю. Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями / Е.Ю. Тарасова // Социальное развитие региона: сб. науч. тр. / отв. ред. И.Е. Левченко, М.Ф. Черкасова. – Екатеринбург : Урал. ин-т. соц. образования, 2007. – Вып. 2.– С.46–53. (0,4 п.л.).
  4. Тарасова, Е.Ю. Нравственное воспитание молодежи с нарушением зрения / Е.Ю. Тарасова // Духовно-нравственная самореализация личности: духовно-нравственное воспитание и самовоспитание студентов: материалы студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 21 марта 2007 г. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. – С.88–92. (0,2 п.л.).
  5. Тарасова, Е.Ю. Организация деятельности семейного клуба для родителей детей с глубоким нарушением зрения / Е.Ю. Тарасова // Семья и будущее России: материалы V междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10-13 февраля 2008 г. – Екатеринбург : Изд-во УрГИ, 2008. – С. 198–199. (0,2 п.л.).
  6. Тарасова, Е.Ю. Роль эстетического воспитания в реабилитации студентов-инвалидов по зрению / Е.Ю. Тарасова // Эстетическая самореализация личности: эстетическое воспитание и самовоспитание студентов : материалы студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 19 марта 2008 г. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2008. – С. 50–53. (0,2 п.л.).
  7. Тарасова, Е.Ю. Социально-бытовая ориентировка детей с глубоким нарушением зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната / Е.Ю. Тарасова // Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии: материалы всерос. науч.-практ. конф., Бийск, 15-16 мая 2008 г. / отв. ред. Н. А. Першина – Бийск : ГОУ ВПО БПГУ, 2008. – Ч. 2. – С.145–148. (0,2 п.л.).
  8. Тарасова, Е.Ю. Посредническая помощь специалиста по социальной работе в абилитации ребенка с глубоким нарушением зрения дошкольного возраста / Е.Ю. Тарасова // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности : материалы междунар. науч.- практ. конф., Шадринск, 28 ноября 2008 г. / сост. И. А. Медведева. – Шадринск : Изд-во Шадр. гос. пед. ин-т., 2008. – С. 564–569. (0,4 п.л.).
  9. Тарасова, Е.Ю. Нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения в процессе игровой деятельности / Е.Ю. Тарасова // Социальные инновации: сб. науч. тр. / отв. ред. И.Е. Левченко – Екатеринбург : Урал. ин-т соц. образования, 2008. – Вып.4. – С.109–113. (0,2 п.л.).
  10. Тарасова, Е.Ю. Преимущества и ограничения дифференцированного образования детей с нарушением зрения / Е.Ю. Тарасова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы межрегион. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, Екатеринбург, 24–25 апреля 2008 г. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2009. – С.179–182. (0,2 п.л.).
  11. Тарасова, Е.Ю. Профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната / Е.Ю. Тарасова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы межрегион. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, Екатеринбург, 23 апреля 2009 г.–Екатеринбург : ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2010. – С. 85–89. (0,3 п.л.).
  12. Тарасова, Е.Ю. Технология профессиональной ориентации детей с нарушением зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната III и IV вида / Е.Ю. Тарасова, В.В. Байлук. // Профессиональная самореализация личности: профессиональное воспитание и самовоспитание школьников и студентов: материалы студ. конф., Екатеринбург, 22 апреля 2009 г. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2009. – С.120–126. (0,3 п.л.).
  13. Тарасова, Е.Ю. Организация социальной реабилитации незрячих детей в первом образовательном учреждении для слепых на Урале / Е.Ю. Тарасова // Специальное образование : научно-методический журнал – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2009. – №3. – С. 80–86. (0,4 п.л.).
  14. Тарасова, Е.Ю. Социально-трудовая реабилитация детей с нарушением зрения в первом образовательном учреждении для слепых на Урале / Е.Ю. Тарасова // Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций: материалы V всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23–25 ноября 2009 г./ Учреждение Рос. акад. образования «Урал. отд-ние»; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; науч. ред. В.И. Загвязинский. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. – Ч.2. – С. 174–176. (0,2 п.л.).
  15. Тарасова, Е.Ю. Социально-трудовая реабилитация детей с нарушением зрения в специальных (коррекционных) школах III и IV вида Уральского региона в 90-е гг. XX века / Е.Ю. Тарасова // Современность и пути развития специального образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 25–26 ноября 2009 г./ науч. ред. О.Л. Алексеев, И.А. Филатова. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2009. – Ч.1.– С. 191–196. (0,3 п.л.).

 

Подписано в печать . Формат 60×84/16 Бумага для множ. аппаратов

Печать на ризографе. Усл. печ. л. 1.6 Тираж экз. Заказ № ______.

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Отдел множительной техники. 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26