10.09.2010 4642

Некоторые особенности овладения орфографией младшими школьниками с общим недоразвитием речи (ОНР)

 

Особенности овладения орфографией младшими школьниками с ОНР представляют собой практически неразработанную в логопедии проблему.

Имеющиеся в литературе данные показывают на неразрывную связь между недостатками развития устной речи детей и возникающими трудностями усвоения программы по русскому языку, в частности, правил правописания в период школьного обучения.

В литературе указывается, что в письменных работах учащихся с речевой патологией отмечается большое число ошибок на правила правописания («неспецифические ошибки» по определению Р.Е.Левиной). Большинство ошибок относится к морфологическому принципу написания, они связываются с несформированностью фонематических, морфологических и синтаксических обобщений. При этом данные ошибки на правила правописания наблюдаются на фоне разнообразных дисграфических ошибок.

Наряду с этим, имеется и другая точка зрения, согласно которой ошибки правописания возникают как следствие нарушений письменной речи, различных видов дисграфии. Так, И.Н. Садовникова отмечает: «Специфические ошибки письма, то есть ошибки, не связанные с применением грамматических правил, при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и в последующие годы обучения, хотя несколько в измененном виде, так как дисграфия к тому времени осложняется дизорфографией. Из сказанного вытекает важность раннего выявления дисграфии».

В настоящее время неоднозначно рассматривается вопрос о начале проявления стойкого нарушения усвоения орфографии учащимися с речевым недоразвитием.

Многие исследователи отмечают значительные затруднения у школьников в овладении программными требованиями по русскому языку в первоначальный период обучения грамоте, при знакомстве с такими понятиями как: звук, буква, слог, слово и с правилами написания. У школьников с ОНР оказываются несформированными многие речевые, и неречевые предпосылки усвоения навыков правописания или первоначальное звено ассоциативной цепи при образовании орфографического навыка (согласно психологической структуре его образования).

В современной педагогической психологии орфографический навык рассматривается прежде всего как речевой, который обеспечивает развитие письменной речи в целом, а не только орфографической грамотности.

У детей с ОНР выявляются нарушения или недоразвитие фонетико-фонематических, лексических и грамматических компонентов речи. Все они взаимосвязаны, их развитие в определенной мере взаимообусловлено, поэтому у детей с речевой патологией не происходит полноценного усвоения и совершенствования «дограмматических» знаний, умений и навыков. Отмечается снижение или нарушение познавательной деятельности в области наблюдения и овладения языковыми закономерностями и содержательной стороной речи, фонематическими, морфологическими и синтаксическими обобщениями на практическом уровне, недостаточное развитие словесно-логического мышления.

У детей с ОНР нарушены или недостаточно развиты умственные операции: сравнение языковых факторов, нахождение в них сходного и различного, операции абстракции и обобщения.

Отмечаются и особенности развития и неречевых процессов: неустойчивость внимания, недостатки развития процессов памяти, в частности, недостаточная способность к запоминанию и к актуализации имеющихся знаний, низкий уровень самоконтроля, снижение мотивации в учебной деятельности. Таким образом, выявляется низкий уровень сформированности психофизиологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности: логического мышления, трудности формирования планирования предстоящей работы, определение путей и средств для достижения учебной цели, а также удержания их на определенное время в памяти.

Вследствие недостаточной сформированности или нарушения мнестических процессов и низкого уровня развития операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения, ограниченного словарного запаса, дети с речевой патологией с трудом запоминают и применяют в практической деятельности учебную терминологию, овладевают содержанием орфограмм.

Коррекция дисграфии не приводит к уменьшению количества неправильного написания слов, подчиняющихся фонематическому, морфологическому и традиционному принципам.

Трудности овладения правилами правописания проявляются в средних и старших классах. У учеников начальных классов с данной патологией с трудом вырабатываются в письме по правилам и навыки автоматизма. Школьники не в полной степени овладевают системой суждений и умозаключений, изложенных в правиле, а в ряде случаев формально усваивают грамматические признаки орфограмм.

Нарушения речевого развития не позволяют учащимся с ОНР запомнить и усвоить операции и способы проверки данных слов (например, определить морфемный состав слова, подобрать родственные словоформы). Значительное количество орфографических ошибок у учеников с речевой патологией является следствием трудностей формирования операций по выделению «опасных» мест в словах. Они обусловлены также и неумением соотносить явно слышимые и предполагаемые элементы слова, то есть нечеткостью фонематических и морфологических образцов, а также небольшим объемом словарного запаса школьников.

Обобщая результаты литературных данных, можно сделать вывод о том, что недоразвитие речи у учеников отрицательно сказывается на формировании знаний, умений и навыков орфографически правильного письма. Становление навыков правописания у школьников характеризуется не только увеличением сроков усвоения орфограмм, но и нарушением всего его хода. В результате предшествующего патологического развития речи учащихся, а также несформированности неречевых функций остаются неосвоенными или до конца неавтоматизированными ряд операций, алгоритмов орфографических действий.

Учитывая то, что у детей с ОНР имеется системное недоразвитие речи, оказывающее отрицательное влияние на познавательную деятельность школьников, можно предположить, что у этих детей не сформированы многие речевые и неречевые предпосылки овладения навыками орфографически правильного письма. В связи с этим, специально организованное логопедическое воздействие, направленное на формирование языковых обобщений и неречевых функций, обеспечивающих овладение орфографическими умениями и навыками, будет способствовать успешной коррекции дизорфографии данной категории учащихся.