01.09.2010 5059

Понимание дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

 

Дисграфия - стойкое и сложное расстройство процесса письма. По мнению В.А. Ковшикова (1955), дисграфия - это языковое, знаковое расстройство, нарушение акта коммуникации, невозможность полноценного употребления, усвоения знаковой системы письменной речи. Для детей с этим нарушением характерны трудности усвоения языковых операций или патологическое их усвоение.

По определению М.Е. Хватцева (1959), дисграфия - это разнообразные расстройства письма, возникающие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи или вследствие поражения специфических механизмов письма, или по причине других психофизиологических нарушений (плохое внимание, повышенная возбудимость, плохая память на зрительные и слуховые образы и прочее).

Р.Е. Левина (1961), Р.И. Лалаева (1978) определяют дисграфию как специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций, которые осуществляют процесс письма, а именно:

а) зрительно-пространственных нарушений (зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений) и б) речевых функций (сформированность произносительной стороны речи, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, достаточный уровень лексико-грамматического стоя речи).

Е.М. Гопиченко (1976), Е.Ф. Соботович (1976, 1978) связывают дисграфию с нарушением структуры основных операций, лежащих в основе письма: с недостаточным развитием слухового контроля речи при фонемном распознавании звукового состава слова (как во внешнем, так и во внутреннем плане), с неполноценностью зрительного и кинестетического контроля в процессе письма. Также эти авторы связывают дисграфию и с лингвистическими факторами. Они отмечают, что ошибки письма зависят от характера речевого материала; от длины и сложности звукового ряда, наличия одинаковых или похожих, повторяющихся букв или их элементов, от орфографической насыщенности речевого материала.

Согласно определениям ряда авторов (В.А. Ковшиков 1955, Р.Е. Левина, 1961; Р.И. Лалаева, 1978; Е.Ф. Соботович, 1976; Е.М. Гопиченко, 1976), учитывая сложность и многообразие механизмов нарушения процессов письма, дисграфию можно понимать как языковое, знаковое расстройство, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций, связанное с языковой недостаточностью.

Под дисграфией, обусловленной нарушением языкового анализа, синтеза, понимается недоразвитие функции рядообразования при письме: неумение выделять языковые единицы, их количество, последовательность, взаимоотношения, что внешне проявляется в пропусках, заменах, вставках, перестановках и повторениях языковых единиц, а также в разрывах слов при их написании, в слитном написании слов и прочее.

Выделяют следующие формы операций:

а) выделение звука на фоне слова;

б) определение последовательности звуков в слове;

в) определение количества звуков в слове;

г) определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

Вследствие нарушения этих операций наблюдается искажение звукобуквенной структуры слова. Оно проявляется в следующих ошибках:

1) Пропуски гласных букв в слове. Например: «девочка» -«девчка», «брат» - «брт», «санки» - «снки».

2) Пропуски согласных букв. Например: «кричат» - «ки-чат», «речка» - «реча», «скоро» - «коро».

3) Перестановка и замена букв в слове. Например: «чулан» - «чулал», «ковром» - «корвом», «нос» - «онс».

4) Добавление букв. Например: «ноябрь» - «ноябарь», «душный» - «душиный», «Александр» - «Александар».

О механизмах данной формы дисграфии не существует единого мнения. Ряд авторов (Р.Е. Левина, 1954; Г.А. Каше, 1957; М.Е. Хватцев, 1959) связывает ее либо с недостатками устной речи, либо с нарушением психических процессов (В.А. Ковшиков, 1970; Ю.Г. Демьянов, 1976; Р.И. Лалаева, 1978; И.М. Плоткина, 1978; Е.Ф. Соботович и Е.М. Гопиченко, 1976). Исследователи отмечают, что сложные формы операций языкового анализа и синтеза у детей с таким нарушением формируются с трудом. Они связывают это с характером лингвистического материала и отмечают значительное влияние именно этого фактора на возникновение специфических ошибок письма.

Таким образом, письмо - языковая, знаковая система.

Письмо - функциональная система, где каждая операция представляет собой результат работы целой функциональной системы. Звенья этой системы могут заменяться и реализоваться различными средствами (П.К. Анохин, 1975).

Процесс письма - сложная форма речевой деятельности, многоуровневый, многооперационный процесс (Б.Г. Ананьев, 1946; А.Р. Лурия, 1950;). Он осуществляется рядом языковых операций, среди которых значительное место занимают и фонематические операции (В.А. Ковшиков, 1995;). Фонематический анализ и синтез - умственные (осознаваемые) операции, вынесенные вовне, операции над языком (В.А. Ковшиков, 1995). Процесс письма осуществляется успешно, если эти операции сформированы в устной речи и закрепляются в письме с усложнением языкового материала (Е.Ф. Соботович, 1976; Е.М. Гопиченко, 1976).