01.10.2010 6913

Особенности звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией

 

Все исследователи, изучающие проблему дизартрии, отмечают в анамнезе таких детей задержку становления моторных и речевых функций.

Первые слова появляются в возрасте от одного до двух лет. Накопление словаря замедленно, появление фразовой речи в ряде случаев, с 3– 4 лет. Речь таких детей характеризуется невнятностью, «смазанностью».

О. В. Правдина пишет, что изменения в речевом развитии детей с дизартрией можно обнаружить или на самых ранних этапах, или же непосредственно после начала заболевания. Понимание речи, словарь и грамматический строй начинают формироваться с запозданием, хотя затем обычно дети достигают нормы, но в целом их речь остается фонетически несформированной, произношение резко ухудшается и в дальнейшем остается грубо дефектным. Отмечается нечеткое звукопроизношение, его «смазанность», в ряде случаев имеют место различные фонационные и просодические расстройства.

Исследования Р. И. Мартыновой, Л. В. Мелеховой, О. А. Токаревой и других помогли выделить специфические особенности, характерные для дизартрии: позднее развитие речи, задержку процесса фонемообразования, «смазанность», нерасчлененность звукопроизносительного акта.

Исследуя клинические проявления дизартрии, ряд авторов отмечает, что у данной категории детей ведущими являются фонетико-фонематические и фонационные расстройства.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией чрезвычайно разнообразны. Они чаще всего проявляются в искажениях, а также в смешениях, заменах, пропусках звуков. По данным исследователей Г. В. Гуровец и С. И. Маевской, наиболее частыми являются межзубное или боковое произношение свистящих, шипящих звуков и искажение фонемы [р], межзубное произношение переднеязычных [т], [д], [н], [л], смягченное произношение всех звуков. Это объясняется спастическим напряжением средней части спинки языка. Сложные звуки заменяются более простыми по своим акустико-артикуляционным признакам.

У детей с дизартрией ярко проявляются элементы вторичной недостаточности. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования фонематического слуха и восприятия.

По мнению Л. В. Лопатиной, ведущим в структуре речевого дефекта у детей дизартрией является нарушение фонетической стороны речи. Автор отмечает, что фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы и нарушение его приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов; звукопроизношения и просодики. В работах Е. М. Мастюковой, М. В. Ипполитовой, И. И. Панченко и других описаны нарушения просодики у детей-дизартриков. Для детей с дизартрией характерным является отклонение в темпе речи. Ритм речи у этих детей нерегулярный, изменчивый.

Неполноценность речедвигательного анализатора детей с дизартрией влечет за собой задержки формирования звуков, которые отсутствуют, искажаются или заменяются в произношении, что и обусловливает вторичное недоразвитие фонематического слуха. Дети в большинстве случаев не замечают недостатков своего произношения в момент проговаривания. Для них характерным является то, что при дефектном произношении нескольких звуков умение «слышать» их в чужой речи будет различно. Оно зависит от того, произношение каких звуков нарушено и каков характер этого нарушения.

Исследования других авторов показали, что дизартрия представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого наряду с выраженными нарушениями фонетической стороны, фонематических процессов отмечаются и нарушения лексико-грамматической стороны речи. Для такой категории детей характерно системное недоразвитие, что позволяет говорить об общем недоразвитии речи.

Г. В. Гуровец и С. И. Маевская указывают, что при данном речевом расстройстве помимо нарушения звуковой стороны речи часто наблюдаются и искажения структуры слова. В работах Р. Е. Левиной, А. К. Марковой четко отмечены затруднения при воспроизведении структуры слова у детей с дизартрией. Столкнувшись с этим реальным фактом, мы стали искать объяснение или толкование этого факта в логопедической литературе. Однако данный вопрос до самого последнего времени специально не изучался. Мы находим крайне немногочисленные отдельные упоминания лишь у некоторых авторов. Так, А. К. Маркова отмечает разность состояния структуры слова при различных речевых нарушениях. Р. Е. Левина считает, что «способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяющего распознать различную природу речевых нарушений».

Подтверждая затруднения формирования структуры слова у детей с дизартрией, исследователи оставляют открытым вопрос об особенностях и причинах этих затруднений. Они не расшифровывают характер нарушений слова при различных речевых патологиях. Хотя данный факт может выступать важным диагностическим критерием сходных состояний.

Таким образом, литературные источники показывают следующее:

У детей с дизартрией в анамнезе имеется задержка речевых и недоразвитие моторных функций;

В исследованиях различных авторов структура нарушения описана противоречиво. Одни исследователи считают, что нарушено только звукопроизношение – ФНР (фонетическое недоразвитие речи); другие – рассматривают дизартрию как ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи); третьи – ОНР (III уровня) или НВ ОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи).

В анализируемых работах только упоминается о нарушении структуры слова в речи детей с дизартрией, но не раскрывается его характер и ведущий механизм нарушений структуры слова.

Теоретическая неразработанность данного вопроса требует его специального изучения.