15.09.2010 54129

Понятие и виды психической депривации, влияние на детей

 

По мнению Й.Лангмейера и З.Матейчека (1984), понимается состояние, возникающее в результате различных неблагоприятных влияний, которые в естественных жизненных ситуациях проявляются комбинированно. Отсюда выделение «чистых», изолированных видов психической депривации является весьма условным и возможно лишь в рамках эксперимента. В зависимости от того, какая жизненная потребность оказывается преимущественно неудовлетворенной, в экспериментальных исследованиях, посвященных данной проблеме, выделяются различные виды психической депривации.

Если определять депривацию как состояние, возникающее в результате недостаточного удовлетворения основных психических потребностей (в течение длительного времени и в серьезной степени), то выделение данных видов психической депривации позволяет уточнить, что считается основными психическими потребностями и как эти потребности проявляются в развитии ребенка.

Й.Лангмейер, З.Матейчик выделяют следующие виды психической депривации:

1. Депривация стимульная (сенсорная). Данный вид депривации определяется как пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

В первую очередь для своего развития ребенок нуждается в среде, снабженной стимулами различной модальности. Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Стимульный дефицит или стимульная перегрузка могут оказывать влияние и на физиологические процессы. Экспериментально доказано, что сенсорная депривация воздействует на уровень и флюктуацию кожного сопротивления, частоту дыхания и пульса, десинхронизацию ЭЭГ и т.п. Ряд экспериментальных исследований свидетельствует о том, что определенные виды сенсорной депривации, например недостаток прикосновений и движений, имеют результатом пораженное развитие центральной нервной системы, например потерю дендритов нервных клеток.

2. Депривация значений (когнтивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

Важной основой психической потребности ребенка является потребность дифференцированной и релятивно постоянной структуры внешних стимулов, т.е. определенного осмысленного порядка стимулов. «С первых месяцев своей жизни ребенок проявляет данную потребность познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого и настоящего, ожидаемого и осуществленного... Стимулирующая ситуация отличается, следовательно, характером призыва: развитие ребенка стимулируется ею прежде всего тогда, когда она представляет условия для понимания распорядка и придает уверенность в наличии активного контроля протекающих процессов» (Лангмейер И., Матейчик 3.,1984, с.252).

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

Сформированность перцептивных и когнитивных способностей ребенка, способствующая дифференциации лица матери от остальных лиц, и образование понятия стойкости предмета приводит к тому, что потребность в эмоциональной связи становится одной из самых выраженных. Ее полноценным и непрерывным развитием во многом определяется дальнейшее развитие личности ребенка. Активное взаимодействие с матерью -мощный стимул всестороннего познания окружающего мира. Синхрония внимания и аффекта в процессе общения ребенка и матери является признаком хорошо протекающего взаимодействия.

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли. Параллельно с развитием и укреплением эмоциональной привязанности у ребенка развивается потребность активного принятия автономной функции. Наиболее ярко эта потребность проявляется, когда ребенок начинает самостоятельно лазать, ходить, требовать удовлетворения своих желаний посредством слов. Мать ребенка постепенно перестает быть «внешним организатором» активности ребенка и превращается во «внутреннего организатора» -инстанцию «Я».

Аналогичные виды депривации выделяются отечественными исследователями (Прихожан A.M., Толстых Н.Н., 1990).

1. Сенсорная депривация. Данный вид депривации возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В обедненную среду попадает ребенок, оказавшийся в детском доме и в других учреждениях закрытого типа. Такая среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она оказывается наиболее губительной. Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не управляются, перестают нормально развиваться и как следствие атрофируются (Щелованов Н.М., Аксарина Н.М., 1955). Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Последствия сенсорной депривации наиболее выражены у детей, от которых отказались в родильном доме. У таких детей наблюдается слабость и даже отсутствие реакции на речь взрослого, выраженная задержка эмоционального и интеллектуального развития, негативные особенности характера (дети эмоционально лабильные, нерешительные, безынициативные, нецелеустремленные).

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики.

2. Двигательная депривация. Этот вид депривации связан с ограничением пространства и характерна для домов ребенка, где возможности движения ребенка длительное время ограничены рамками манежа. В исследованиях Н.М Щелованова и его сотрудников (1955) отмечается, что уже в первые месяцы жизни при ограничении движений младенцы проявляют сильное беспокойство. Нахождение ребенка в условиях хронической гиподинамии приводит к развитию эмоциональной вялости. Симптомом двигательной депривации является также и компенсаторная двигательная активность: раскачивание тела вперед - назад, резкие беспокойные движения головы из стороны в сторону на подушке перед засыпанием, стереотипные движения руками. Эти движения достаточно быстро закрепляются и препятствуют нормальному развитию всей двигательной сферы. Таким образом, у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, в силу ограниченности возможности реализовать свою активность, часто наблюдается выраженная моторная отсталость.

3. Материнская депривация. Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать. Формирование привязанности к матери жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации.

В последнее время специалисты рассматривают младенца как инициативное существо, играющее активную роль во взаимодействии с находящимися рядом, познающее окружающий мир и действующее в нем. (Выготский П.С., 1982, Лисина М.И., 1974, 1979, 1986, Мухамедрахимов Р.Ж., 1999).

Понятие «материнская депривация» обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери, Депривация в общении с матерью и в материнском уходе вызывает нарушения развития, невротические и аффективные расстройства, порождает у ребенка страх, агрессивность, недоверие к другим людям. Обобщенный портрет личности, формирующейся у ребенка с рождения оказавшегося в условиях материнской депривации можно представить таким образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В отличие от ребенка, лишенного материнской заботы с момента рождения, развитие личности ребенка, имевшего мать, но потерявшего ее, идет по неврологическому типу. В этом случае вступают в действие различные защитные механизмы. Таким образом, разрыв с матерью приводит к возникновению тяжелых эмоциональных переживаний ребенка. Последствия материнской депривации и жестко регламентированного отношения к детям ярко проявляются в школьные годы. У младших школьников в общении выступают два ведущих «симптом о комплекса»: «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым» (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990).

4. Социальная депривация. Под социальной депривацией A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых понимают социальную изоляцию, т.е. изоляцию ребенка от общества. Примером такой депривации могут служить «волчьи дети», «дети-маугли». Известно, что человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней. Благодаря общению с окружающими людьми ребенок овладевает завоеваниями культуры. Становясь сознательным субъектом деятельности, ребенок осознает себя личностью. Человек, изолированный от общества, не овладевает нормами и правилами поведения в обществе, психические процессы не развиваются.

В жизни все эти виды депривации существуют в сложном переплетении. Конкретные ситуации, приводящие к возникновению психической депривации ребенка, могут быть разнообразными и сложными. Часто один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации последовательно или даже одновременно. Поэтому достаточно трудно определить, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда накладываются на процесс развития. Тем более это сложно в условиях воспитания ребенка в закрытом детском учреждении, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация встречаются в комбинированном варианте или даже являются следствием материнской депривации, являющейся результатом лишения ребенка с раннего возраста материнской заботы, любви и тепла.

В исследованиях посвященных проблеме психической депривации, выделены и охарактеризованы наиболее типичные проявления поведения детей в условиях ограничения основных жизненных потребностей (Лангмейер Й., Матейчик 3., 1984, Дубровина И.В., 1991, Денисевич Н.Н., 1992);

Социальная гиперактивность. Дети с данным типом депривированной личности легко вступают в контакт с окружающими, проявляя выраженную тенденцию к показным действиям. При этом их общение является крайне поверхностным и непостоянным. Они чрезвычайно живо интересуются всем происходящим вокруг. Обучение и психологические исследования представляются для них развлечением, а не серьезным делом. Социальный интерес значительно преобладает над интересами к вещам, игре. Их трудно увлечь коллективной игрой, вместе с тем простая социальная игра вызывает у детей большую заинтересованность. Такие дети стремятся привлечь к себе внимание со стороны взрослого, ласкаются к нему, стараются «показать себя», но на более глубокие контакты не идут, относясь ко всем одинаково поверхностно. Они с трудом овладевают новыми знаниями и навыками.

Социальные провокации. У этих детей образуется иной тип реакции на пребывание в закрытом учреждении. Уже в самом раннем возрасте дети своей агрессией провоцируют внимание взрослых. Они добиваются игрушек злобными вспышками и никому их не дают. Они требуют различных преимуществ, а в отношении других детей проявляют агрессивность и ревность. С ними не удается организовать ни социальной, ни конструктивной игры вследствие постоянно возникающих конфликтов с другими детьми.

Подавленный тип. Подавление является характерным ответом ребенка на депривационную ситуацию. Однако оно не приводит к регрессии в развитии. Это говорит о том, что у ребенка есть такой набор социальных и эмоциональных стимулов, который позволяет ему постепенно приспособиться к условиям учреждения. Этот процесс бывает длительным, а в отдельных случаях не заканчивается, т.е. переходит в стойкую характеристику. Такие дети пассивны в общении со сверстниками и взрослыми, не проявляют особого интереса к игрушкам, играм, интересуясь в большей степени вещами. Дети с этим типом депривированной личности имеют значительно меньшую стимуляцию, меньше возможностей для личного контакта со взрослыми и обучения, чем более активные дети, что, по-видимому может усугублять задержку развития.

Хорошо приспособленный тип. Эти дети, в отличие от гиперактивного типа, не стремятся «показать себя», не кокетничают, спокойно и сдержанно вступают в контакт. В данном случае речь идет о взаимодействии специальных условий среды учреждения с особым вкладом, вносимым ребенком в данные ситуации в виде свойственной ему психической структуры. Однако то, что эти дети могут хорошо играть в дошкольном возрасте, а затем учиться, не означает, что они способны хорошо приспосабливаться в условиях жизни вне учреждения. «Хорошее приспособление» действительно только для тех условий, в которых оно возникло, так как та жизненная среда, окружающая ребенка, «в целом более бедна стимулами, отличается более простой структурой и предъявляет меньше требований, чем обычная семейная среда» (Лангмейер Й., Матейчик 3., 1984, с.103).

Тип, характеризующийся замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей. В поведении этих детей можно усмотреть определенные проявления компенсации за неудовлетворение аффективно-социальных потребностей. Примечательно, что данные замещающего вида активности соответствуют, как правило, более низкому уровню, приближают, скорее к биологическим потребностям (еда, сексуальная активность, манипулирование вещами вместо контакта с людьми, «ябедничество» вместо стремления сблизиться с товарищами). Возникающие формы замещающего удовлетворения обусловлены отсутствием возможности получить удовлетворение при непосредственном социальном включении в группу, найти свое место в группе.

Ситуацию, где ограничены поддержка и реализация потребности в любви и признании можно, назвать критической. Но совершенно по разному реагируют люди на возникшие перед ними трудности. Один человек, столкнувшись с трудностями, собирается с силами и пытается исправить не устраивающую его ситуацию. Другой - сравнительно легко приспосабливается, изменив поведение, цели, установки. Третий, вместо того, чтобы преодолеть неблагоприятные обстоятельства, или самому приспособиться к требованиям среды, предпочитает уйти из травмирующей его ситуации, или уклониться от ее осознания.

Для понимания особенностей поведения детей в условиях психической депривации интересной является концепция В.С.Роттенберга, В.В.Аршавского и С.М.Бондаренко (1989). Они выделили два типа поведения: пассивно-оборонительное и активно-оборонительное. Исследования этих ученых показали, что ни длительность, ни интенсивность критической ситуации, ни характер эмоционального состояния в этот период не определяют ее влияния на здоровье. По их мнению, определяющим фактором становится поведение. В связи с этим исследователи сформулировали понятие «поисковой активности», хотя они специально не изучали особенности психического развития воспитанников детских закрытых учреждений. Под поисковой активностью авторы понимают «деятельность, направленную на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете самой деятельности» (1989, с.14).

Сравнивая выше описанные типичные проявления поведения детей в условиях ограничения основных жизненных потребностей и типы поведения, рассмотренные В.С.Роттенбергом, В.В.Аршавским и С.М.Бондаренко, можно проследить три основных линии в поведении воспитанников в условиях психической депривации:

1. Стремление к активному поиску выхода из сложившейся ситуации. Это выражается в намерении компенсировать недостающие стимулы, в неудовлетворении от общения со взрослыми и сверстниками. Подобные черты можно найти в описании второго и пятого типов депривационной личности Й.Лангмейера, 3,Матейчика (1984).

2. Проявление способности приспособления к существующей среде, довольствование минимальным количеством стимулов. Такое поведение характерно для четвертого типа депривированной личности по И.Лангмейеру, 3. Матейчику (1984).

3. Выражение подавленности, пассивности, равнодушия ко всему окружающему, что соответствует третьему типу депривированной личности, описанному чешскими учеными.

Анализ биографий и анамнестических данных свидетельствует о том, что большинство детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, являются сиротами при живых родителях (95%).

Поэтому данные типы поведения обусловлены, с одной стороны, врожденными свойствами темперамента, типом нервной деятельности, а с другой - особенностями их психосоматического состояния, воспитания и прошлого опыта.

Рассматривая ситуацию, когда помощь и поддержка ограничены, а потребность ребенка в любви и признании неудовлетворена, как критическую, Н.Н.Денисевич (1996) по аналогии с Й.Лангмейером и З.Матейчиком (1984) выделил различные типы депривационной личности детей, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях: стремящиеся к компенсации, хорошо приспособленные, подавленный тип.

Обобщая данные исследований, посвященных проблеме психической депривации, можно отметить, что практически во всех работах указывается на отрицательное влияние условий психической депривации для полноценного психического развития ребенка. Проведенные сравнительные исследования развития детей из семей и детей лишенных родительского попечительства, почти всегда подтверждают более низкий уровень интеллектуального, эмоционального, речевого развития; констатируют нарушения формирования личности, характера у детей из детских закрытых учреждений. Является очевидным, что влияние неблагоприятной среды воспитания, в которой находятся дети, лишенные родительского попечительства, особенно отражается на развитии детей раннего возраста до трех, или пяти лет. Дети, воспитывающиеся в учреждениях закрытого типа с момента своего рождения, подвергаются еще более значительному «депривационному поражению».

Возникновению состояния психической депривации способствуют как внешние (воспитание детей в закрытых детских учреждениях, госпитализм, депривация в семье по внешним и психологическим причинам, депривация в общественной среде, экстремальные жизненные ситуации), так и внутренние условия (различия по полу, конституциональные различия, сенсорные, двигательные нарушения, расстройства психических функций). Одинаковые депривационные условия различно воздействуют на детей разного возраста, пола, конституционального устройства, имеющих какие-либо дефекты развития. Часто возникновение состояния психической депривации обусловлено сочетанием внешних и внутренних условий.

Следует отметить, что неправомерным является утверждение о том, что обширные, серьезные, различные по форме и длительности депривационные поражения всегда приводят к тяжелым депривацонным последствиям. Определенное число детей, воспитывающихся в учреждениях, вне семьи с раннего возраста и в течение длительного времени, остается в своем психическом развитии если не полностью, то достаточно сохранными. «Тот факт, что у детей, вырастающих в тождественных депривационных условиях также устанавливаются различные формы депривационных последствий, указывает, несомненно, на то, что следует серьезно считаться с индивидуальными факторами, вносимыми самим ребенком в депривационную ситуацию (свойства конституции, пол, возраст, возможно патологические признаки и др.). В каком соотношении стоят эти индивидуальные предпосылки к определенным депривационным условиям или констелляциям условий, остается пока открытым вопросом» (Лангмейер Й., МатейчикЗ., 1984, с.107-108).

Последствия психической депривации, оказывающие отрицательное влияние на психическое и речевое развитие личности и поведение детей, воспитывающихся вне семьи, требуют особых условий коррекционной работы для их преодоления.