01.09.2010 10890

Фонематический и речевой слух, их значение в обучении языку

 

Фонематический - значит «связанный с фонемой, относящийся к фонеме».

Фонема - это минимальная единица сегментации речевого потока, звук речи, рассматриваемый в функциональном аспекте. Из фонем строятся слова, благодаря фонемам эти слова отождествляются и различаются. Достаточно одной фонемы, чтобы звуковая оболочка слова изменилась, наполнившись иным содержанием.

Производство и восприятие звучащей речи совершается посредством двух автономных, хотя и взаимодействующих систем, включающих как органы слуха, фонации и артикуляции, так и соответствующие мозговые центры. Функция одной из этих систем - речевая моторика, второй - речевой слух.

Речевой слух - это сложная, сформировавшаяся при жизни человека способность воспринимать звучащую речь, распознавать и воспроизводить ее фонологически значимые средства: звуки, интонации, паузы, ударения и т.п. Это - умение слышать себя и других, соотносить услышанное с нормой, улавливать различия между близкими звуками, замечать, запоминать, оценивать особенности произношения и интонации.

Речевой слух формируется в первые годы жизни человека, в процессе овладения родным языком. Понимать элементарные высказывания ребенок научается раньше, чем произносить подобные. Формирование речевого слуха и речевой моторики совершается с некоторым временным разрывом в пользу первого. Практика восприятия звучащей речи в жизни человека вообще значительно обширнее, чем практика говорения, хотя бы потому, что в любом коммуникативном акте говорит один, а слушают двое: собеседник и сам говорящий, воспринимающий и в ходе самооценки корректирующей собственную речь. Известно, с какими трудностями сталкиваются при овладении языком глухие дети - не только потому, что они не слышат других, но и потому, что они не слышат себя и, следовательно, лишены возможности самоконтроля, т.е. стимула к совершенствованию. Без участия слуха развитие произношения затруднено и никогда не может быть доведено до нормального уровня.

Проблемы слуха разрабатывались в физиологии и психологии давно и плодотворно. Но исследовался, как правило, элементарный физический слух. Интерес к речевому слуху проявился в 50-60-е годы XX в. Он был обусловлен рядом причин: успехами нейропсихологии и дефектологии, победным шествием психолингвистики, развитием экспериментальной фонетики, интенсивной разработкой проблем машинного перевода, широким развертыванием преподавания русского языка иностранцам и т.п.

Ученые-методисты (среди них выдающаяся роль принадлежит Г.П. Фирсову) пытались пробудить интерес к звучащей речи, а следовательно - и к речевому слуху у учителей-словесников (С.Ф. Иванова, И.А. Фролова и др.), однако наша средняя школа так и осталась школой обучения языку преимущественно в его письменной форме.

Речевым слухом обладает каждый член говорящего коллектива. Но данная способность, как и другие, может быть присуща человеку в большей или меньшей степени. Речевой, как музыкальный слух можно тренировать, совершенствовать. От развития этой способности у ребенка зависят успехи в овладении навыками чтения и письма, орфографическая и пунктуационная грамотность, культура речи.

Как отмечает в одной из своих работ И.А. Фролова, ученик с развитым речевым слухом воспринимает разнообразные интонации, слышит паузы, изменения темпа речи и т.п., что является залогом успешного освоения многих правил пунктуации. Слух помогает правильно писать многие слова с орфографическими трудностями. Легко представить полную орфографическую беспомощность ученика, который не улавливает различий в звучании ударных и безударных слогов, не слышит в слове ударения. А такие ученики встречаются нередко, и никакие правила орфографии не помогут им стать грамотными.

Ученик с хорошим речевым слухом способен подражать орфоэпически правильной и интонационно богатой речи артистов, чтецов, дикторов, учителей, сознательно относиться к недостаткам собственной речи и бороться с ними.

Развитый речевой слух поможет ученику в освоении многих школьных предметов. Школьник со слабым речевым слухом никогда не научится выразительному чтению литературных произведений, не добьется больших успехов в изучении иностранного языка. Он, как отмечает И.А. Фролова, не заметит неблагозвучного соединения слов в собственном сочинении, не воспримет музыки стиха и классической прозы, не обратит внимания на поэтическую звукопись.

Поиски методики совершенствования речевого слуха учащихся побуждают нас конкретизировать представление об этой способности, выявить ее составляющие, познакомиться с ее механизмами.

Во внутреннем ухе человека находится звуковоспринимающее устройство - кортиев орган. Это лабиринт, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Здесь же нервными окончаниями начинается сложный путь от уха в височную часть коры больших полушарий (так называемое 41-е поле коры) - слуховую зону нашего мозга.

В разных частях кортиева органа находятся клетки, возбуждающиеся в ответ на колебания разной частоты. Приходя в движение, эти клетки воздействуют на нервные окончания, и механические колебания преобразуются в нервные импульсы, идущие в кору мозга, где также имеются участки для звуков разной высоты.

Информация, получаемая правым и левым ухом, поступает в оба полушария мозга, но для обработки этой информации каждое из полушарий берет свою часть. Правое анализирует голоса и интонации, распознавание же фонем - функция левого полушария.

Специализация полушарий при восприятии звучащей речи обуславливает наличие двух основных компонентов речевого слуха: фонематического и интонационного. Фонематический слух способен расчленять звуковой поток на звуки и, анализируя последние по определенным параметрам, отождествлять их с фонемами языка.

Интонационный слух - способность воспринимать на слух интонационные структуры и соотносить их с интонационными инвариантами языка.

Существует определенный параллелизм в механизмах фонематического и интонационного слуха, так как интонационные средства языка имеют ту же материальную природу, что и фонемы: волновые колебания определенной частоты, длительности и интенсивности.

Несмотря на параллелизм, компоненты речевого слуха являются относительно самостоятельными образованиями. Об этом свидетельствуют факты разного рода, в частности, неодновременность формирования соответствующих систем (интонационный раньше, чем фонематический). Так, американский психолингвист Джером Брунер отмечает, что еще в довербальный период языкового развития ребенка наблюдается появление у него просодической матрицы.

Способность различать звуки речи и идентифицировать их с фонемами языка обеспечивается наличием в долговременной памяти человека специального запоминающего устройства, которое психологи и лингвисты образно называют «фонемной решеткой», «фонологическим ситом» и т.п. Для каждой фонемы в этом устройстве имеется эталон, точнее - эталонная зона, допускающая отклонения в определенных пределах. В эталонной зоне представлены информативные, фонологически значимые признаки фонем. При восприятии звука сознание фиксирует наличие или отсутствие определенных информативных признаков, и звук относится к той или иной фонеме.

Выделение полезных признаков речевых сигналов, на основании которых эти сигналы обращаются в фонемы, совершается путем анализа в мозгу акустических параметров звука, среди которых частота колебаний, длительность, интенсивность, спектр.

Все сказанное побуждает в работе с детьми уделить особое внимание тренировке их речевого слуха. Первоначальным навыком, который следует формировать у учеников, является умение вслушиваться в звуковой состав слова. Оно должно предшествовать умению прочитать слово. Первенство звучащей речи перед письменной - одно из принципиальных положений, на котором строится методика обучения чтению и письму детей.

Таким образом, основа овладения чтением и письмом - фонематический слух, формирующаяся при жизни человека способность распознавать минимальные фонологически значимые единицы речи (фонемы) и благодаря этому пользоваться языком в устной и письменной форме.