20.02.2011 38534

Основные способы словообразования имён существительных (статья)

 

Словообразование – это раздел науки о языке, состоящий из трех тесно связанных частей: морфемики, учения о словообразовательной структуре слова и учения о способах образования слов или по-другому, деривации.

Словообразование изучает образование слов от родственных, неоднокоренных слов и описывает установившееся формально-смысловое соотношение между производящим и производным.

Начиная с 70-х годов 20 века, вышли работы Земской Е.А. «Современный русский язык. Словообразование», Шанского Н.М. ( «Очерки по русскому словообразованию», Ермаковой О.П. «Лексические значения производных слов в русском языке» и др. В 1985 году появился «словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова и его авторского коллектива, позднее – монографии Е.А.Земской «словообразование как деятельность» и И.С.Улуханова «Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация».

Также, в свою очередь, огромный вклад внесли: В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, А.И.Смирницкий, М.В.Панов, П.А.Соболев, А.И.Моисеев, Ю.С.Маслов, В.В.Лопатин и многие другие.

Предметом исследования работы стали способы словообразования имен существительных, которые еще в начале 50-х годов 19 века выделил В.В.Виноградов:

1) морфологический

2) морфолого-синтаксический

3) лексико-синтаксический

4) лексико-семантический.

Цель данной статьи – выявить и рассмотреть своеобразие словообразования имен существительных и их словообразовательную структуру.

Были поставлены следующие задачи:

1. выявить своеобразие словообразования имен существительных;

2. выделить наиболее продуктивные способы словообразования существительных;

3. рассмотреть зависимость между способом образования существительного и характером производящей основы;

4. выяснить, какие изменения происходят в производящем слове при субстантивации.

Словообразовательный тип – это схема (формула) строения производных слов, характеризуемых общностью трех элементов: 1) части речи производящей основы; 2) семантического и отношения между производными и производящими; 3) формального соотношения между производными и производящими.

Установив семантические отношения между производящими и производными, можно определить словообразовательное значение слов данного типа. Словообразовательное значение выражает тождество значений в одном словообразовательном ряду и каждый член словообразовательного ряда передает одинаковое словообразовательное значение. Словообразовательное значение указывает на определенный тип отношений, которые устанавливаются в акте номинации между источником наименования и самим наименованием.

Основным способом словообразовательного значения принято считать его обусловленность. Не менее важной является более высокая степень его обобщенности по сравнению с лексическим значением. Словообразовательное значение имеет еще и факультативные свойства, то есть те, которые характерны не только для словообразовательного значения. К ним относятся средства выражения словообразовательного значения.

Словообразовательное значение выражается с помощью ограниченного числа морфем. При описании словообразования разных частей речи Е.А.Земская считает целесообразно использовать понятие более широкое, чем словообразовательный тип, а именно «понятие словообразовательной категории». «Словообразовательная категория формируется группой словообразовательных типов, объединяемых общностью: 1) деривационного значения; 2) способа словообразования; 3) производящих основ». Но словообразовательные типы, образующие словообразовательную категорию, различаются аффиксами. Как пример словообразовательной категории можно привести категорию существительного:

1) обладающих значением «производитель действия, названного производящей основой». Например: «внимательный читатель всегда найдет ошибку…»;

2) образуемых суффиксацией; например: «Учителю стоило подумать, прежде чем » «…Думая о нем, как о защитнике, я очень ошибалась…»;

3) производимых от основ глагола, например: «Мусорщикам из-за этого приходится очень тяжело».

По мнению Земской, словообразование каждой части речи необходимо описывать, исходя из того, какие словообразовательные категории действуют в пределах разных способов словообразования.

Как отмечают исследователи, имя существительное в словообразовательном отношении – самая богатая часть речи. Кроме способов словообразования, действующих в сфере других частей речи, имеются специфические способы образования существительных: аббревиация, усечение основ, нулевая суффиксация, субстантивация.

Известно, что в современном русском языке существует несколько словообразовательных способов, с помощью которых образуются новые слова. Рассмотрим кратко каждый из них. Лексико-семантический способ словообразования заключается в том, что новые слова образуются в результате изменений в смысловой стороне того или иного слова, путем расщепления или распада слова на два омонима или более. Процесс формирования слов – омонимов, а значит, и образования новых слов проявляется в языке в силу того, что лексическая единица, получая какое – либо смысловое значение, продолжает употребляться и со своим старым значением. Например: «…в борьбе за мир во всем мире людям следует объединяться…».

Лексико-семантический способ словообразования заключается в том, что разные слова, осознающиеся этимологически как совершенно самостоятельные и независимые, или в том, что за существующим в языке словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным как производное и основное не связано.

Появление новых слов в результате лексико-семантического словообразования может происходить как на базе отдельных слов, так и на базе фразеологических оборотов. Например: «… поэтому баклушничать ему не приходится…»

Под морфолого-синтаксическим способом словообразования понимается образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.

Лексико-синтаксический способ словообразования – это способ возникновения новых слов в результате сращения в одно слово двух или более лексических единиц.

Таким образом, слова, образованные лексико-синтаксическим способом, представляют собой слияние в одно словесное целое, либо устойчивого словосочетания, то есть фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным (в первую очередь, с предлогом или отрицанием).

Возникновение с помощью этого способа новых лексических единиц сопровождается потерей исходными образованиями своей самостоятельной словесности, фонетических, семантических и грамматических свойств отдельных слов. В результате чего язык обогащается словами, новыми не только с точки зрения фонетической и морфологической. Этим способом образуются прилагательные и наречия, но он не распространяется на существительные.

Морфологический способ словообразования представляет собой словопроизводство в полном смысле этого слова. Под этим способом словообразования понимается образование новых слов на базе существующих в языке основ и словообразовательных аффиксов. С помощью морфологического способа словопроизводства образуются такие лексические единицы, которые являются новыми во всех отношениях. Собственно, этим объясняется тот факт, что данный способ словообразования является наиболее продуктивным. Основные типы морфологического словообразования – аффиксация, безаффиксный способ образования, сложение, аббревиация и обратное словообразование.

Самым продуктивным в образовании существительных является суффиксальный способ. Этим способом словообразования производятся существительные от основ различных частей речи: имен существительных, прилагательных, глаголов. При этом по сравнению со словообразованием других частей речи число суффиксов существительных самое большое.

По грамматическому характеру производящего слова выделяются суффиксальные существительные, мотивированные: 1) глаголами; 2) прилагательными; 3) существительными; 4) числительными.

Существительные, образованные от глагольных основ, имеют общее словообразовательное значение «носитель процессуального признака» или «отвлеченного процессуального признака».

1. Существительные со значением «носитель процессуального признака» образуются посредством суффикса –тель-.

Существительные с суффиксом -тель-(-итель-) называют лицо или предмет, производящий действие или предназначенный для осуществления действия, названного производящим словом. Например: «Спасатели стремились поскорее спасти строителей, которые остались под обломками дома».

Данный тип продуктивен в современном русском языке.

Суффикс –ник-. Существительные с суффиксом –ник-(-еник-,-ик) имеют то же общее значение, что и суффикс –тель-. Следовательно, суффикс –ник- имеет следующие значения: «носитель процессуального признака» и «предмет, предназначенный для осуществления действия». Например: «Учителю стоило подумать, прежде чем ругать ученика; Он большой шутник, да и работник из него неплохой получится».

Суффикс –лец-. Существительные с суффиксом –лец- называют лицо, производящее действие, названное производящим словом: «Жилец сверху вечно достает меня своим шумом».

Суффикс –ок-. слова с данным суффиксом имеют общее значение «лицо или предмет, характеризующиеся действием, названным мотивирующим словом». Слова, образованные с помощью суффикса –ок-, группируются в два подтипа.

1. Подтип со значением «лицо, производящее действие». Например: «…игроком под номером два оказался незнакомец…».

2. Подтип со значением «то, что возникло в результате действия». Например: «Миша – это подарок судьбы, не будь его, что было бы со мной, не знаю».

Суффикс –к(а). существительные женского рода называют предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом. Например: «Прятки – любимая детская игра».

Суффикс –льн(я). Существительные с суффиксом –льн(я) называют помещение, предназначенное для производства действия, названного мотивирующим словом. Например: «Синий, голубой цвета успокаивают, потому стены в спальне желательно красить в эти цвета».

Суффикс –ин(а). Существительные с –ин(а) называют предмет, являющийся результатом или объектом действия, названного производящим словом. Например: «Благодаря ему я лишь отделалась несколькими царапинами».

Существительные со значением отвлеченного процессуального признака.

Суффикс –ни(j)-. Существительные среднего рода (вариант суффикса –ени(j)-, -и(j) и др.) совмещает в своем значении присущие мотивирующему глаголу значение процессуального признака (действия, состояния) со значением существительного как части речи. Например: «Но долгое пребывание в комнате с голубыми (синими) стенами приводит человека к унынию, расстройству, печали и нежеланию что-либо делать».

Это один из самых продуктивных суффиксов среди примеров, отмеченных нами.

Суффикс –ств(о). Существительные с суффиксами –ств(о),-еств(о),-тельств(о) имеют то же значение, что и слова предыдущего типа, например: «Но долгое пребывание в комнате с голубыми (синими) стенами приводит человека к унынию, расстройству, печали и нежеланию что-либо делать».

Существительные с суффиксами -ость- называют отвлеченное состояние, например: «…любовь без ревности не обходится, этому есть множество доказательств.».

В единичных существительных выделяются суффиксы: -знь,-ищ,-овь. Например:

«Такая болезнь может унести с собой целое семейство».

«Прозвище «умник» он получил из-за того, что носил очки».

Другую группу составляют существительные, образованные от прилагательных. Они также имеют две разновидности:

1) существительные со словообразовательным значением «носитель признака»;

2) существительные со значением отвлеченного признака.

Существительные со значением «носитель признака» образуются с помощью суффикса -ик-,(-ник-).

Они имеют общее значение «предмет» (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся признаком, названным производящим словом. Например: «Прозвище «умник» он получил из-за того, что носил очки».

Слова этого типа называют лицо, животное, неодушевленный предмет.

Существительные с суффиксом –ец- имеют общее значение предмет одушевленный или неодушевленный, явление, характеризующееся признаком, названным производящим словом.

Существительные с суффиксом –ость (-ность) имеют такое же значение, как в предыдущем типе. Отдельные слова называют человека, место, пространство, вид, облик и др.

Существительные со значением отвлеченного признака образуются посредством следующих суффиксов.

Особую группу составляют слова с субъективно – оценочными значениями. К субъективно – оценочным относятся следующие значения, выражаемые суффиксальным способом: уменьшительное, ласкательное, уменьшительно – ласкательное, уменьшительно – уничижительное, увеличительное. Такие образования характерны для разговорной речи.

Небольшая группа существительных представлена словами, которые были образованы при помощи суффиксов, стилистически окрашенных.

Некоторые префиксально – суффиксальные существительные, образованные от существительных, мотивируются одновременно предложно – падежными формами соответствующих существительных.

Отдельный структурный тип составляют существительные, образованные безаффиксным способом. Среди других типов морфологического способа словообразования он является наименее распространенным. Безаффиксальным способом образуются только имена существительные. Безаффиксальный способ словообразования заключается в том, что образующая основа без добавления каких – либо аффиксов становится основой имени существительного. В качестве производящих основ могут быть только основы глаголов и прилагательных. Этот способ образования имеет и другое название – нулевая суффиксация.

Существительные, образованные данным способом, в большинстве случаев относятся к словам мужского рода 1 склонения. Существительные, образованные безаффиксным способом, подразделяются на две подгруппы: существительные, мотивированные глаголами и существительные, мотивированные прилагательными. Они являются названиями отвлеченного действия или состояния. Такие слова составляют продуктивный тип. При этом они образуются как от непроизводных, так и производных основ.

Трансформация основ глаголов в основы имен существительных иногда сопровождается тем или иным фонетическим переоформлением – изменением конечного согласного, отсечением конечного гласного основы.

Слова актуализируемого типа чаще называют действие безотносительно к длительности и характеру его протекания, но могут иметь и значение единичного акта.

Безаффиксным способом могут быть образованы существительные женского рода 3 склонения. Они называют отвлеченный признак, образуются от имен прилагательных. В образовании существительных женского рода этот способ непродуктивен.

Отдельный структурный тип составляют существительные, образованные сложением, то есть путем объединения в одно словесное целое двух или более основ.

С точки зрения способа соединения компонентов различаются две группы сложных существительных:

1) компоненты, которых соединены с помощью интерфикса о или е;

2) компоненты, которых соединяются непосредственно, без интерфикса.

Сложные существительные имеют следующую структуру:

А) прилагательное и существительное

Б) существительное и глагол

В) существительное и существительное

Г) местоимение и глагол.

Как отмечают исследователи, наиболее частотны в современном русском языке сложные существительные, первые компоненты которых составляют:

А) сам – основа местоимения;

Б) полу – усеченная основа слова половина.

Небольшую группу составляют суффиксально – сложные существительные, которые, как правило, состоят из двух основ, причем предшествующий компонент подчинен по смыслу опорному.

Существительные с суффиксом -тель- называют предмет, производящий действие или предназначенный для выполнения действия, названного глагольной основой и конкретизированного в первой основе сложения

Словообразовательный потенциал существительных довольно высок и разнообразен. Однако не все способы морфологического делопроизводства были отмечены нами при анализе языка публицистики, а вернее наименее употребительными оказались аббревиация и обратное словообразование.

Необходимо также отметить, что одни аффиксы являются продуктивными в образовании новых слов, другие, хотя регулярно воспроизводятся в составе слов, но являются малопродуктивными.

В качестве совершенно непродуктивных в настоящее время аффиксов можно назвать, например, приставку су-, суффиксы –ствиj(е), -знь и др.

Вторым по продуктивности способом образования существительных является субстантивация как разновидность морфолого-синтаксического способа образования слов. Субстантивация – это переход в существительные прилагательных и причастий.

Субстантивируясь в форме мужского рода, прилагательные и причастия приобретают значение «лицо – носитель признака, названного прилагательным или причастием».

В форме женского рода субстантивированные прилагательные обозначают, как правило, помещение, где что–нибудь находится, происходит.

В форме среднего рода субстантивированные прилагательные и причастия называют обобщенный, отвлеченный носитель признака, например, такие слова, как: прошлое, прекрасное, настоящее и др. А также являются названиями кушаний, лекарств, это такие слова, как снотворное, мороженое, сладкое, горькое и др.

Субстантивированные прилагательные и причастия омонимичны соответствующим прилагательным и причастиям, которые со словообразовательной точки зрения являются для них производными словами.

Суть субстантивирований заключается в том, что родовая, падежная, числовая парадигма прилагательного или причастия сокращается, так как от нее остается лишь часть – система словоформ одного рода (в единственном числе) или только множественного числа. Субстантивированные прилагательные и причастия относятся к адъективному склонению.

Как показывает анализ, от субстантивированных прилагательных, т.е. существительных, которые появились в результате выпадения существительного, следует отмечать слова, возникшие морфологическим (суффиксальным) способом словообразования.

Например, слово столовая возникло морфолого-синтаксическим путем на основе сочетаний столовая комната. А слова пирожковая, сосисочная, письменная, образованы морфологическим способом словообразования (пирожок+ов(ая)) по аналогии со словами столовая, чайная. От субстантивированных прилагательных и причастий следует отличать также слова, появившиеся в русском языке в результате калькирования, например: Вселенная, насекомое и т.п. Так, слово вселенная представляет собой переход (кальку) греч. oikoumene – страдательного причастия к oikeo – «обитаю, населяю». Вселенная – «обитаемая (земля), «населенная часть земли»; «земной «шар»; «весь мир» (расширенное значение).

Таким образом, морфолого-синтаксический способ словообразования в сфере существительных является наиболее интенсивным, хотя по сравнению с морфологическим способом – второстепенным.

В образовании имен существительных наименее распространен лексико-семантический способ словообразования.

Как уже отмечалось, лексико-семантический способ словообразования заключается в том, что за одним звуковым комплексом, являющимся ранее одним словом, в силу внутренних законов развития русского языка закрепляется два или более, непосредственно друг с другом несвязанных (как основное и производное) значений. Собственно новых слов, новых фонетических единиц, ранее не имевших в языке, при помощи этого способа не создаются. Но при его помощи возникают новые лексико-морфологические единства, язык пополняется новыми с морфологической точки зрения словами. В результате лексико-семантического способа словообразования возникли в русском языке такие слова, как мир (противоположное войне) и мир (вселенная).

Этот способ словообразования представлен единичными примерами, которые даны выше.

Лексико-семантическим способом образованы также следующие слова: брак (в значении супружество), брак (изъян, дефект); добро (в значении имущество) и добро (противоположное злу) и т.п.

Для появления таких слов имеются следующие причины: а) в связи с образованием новых слов в русском языке на базе существующего в нем строительного материала. Так, возникли слова добро - в значении: имущество и добро – противоположность злу; б) в связи с пополнением словарного состава русского языка заимствованиями из других языков. Так возникли слова: брак – в значении «супружество» и брак – в значении: дефект, изъян.

Первое слово брак «супружество» заимствовано из старославянского языка.

Старославянское бракъ «женитьба, супружество» восходит к праславянскому «взятие»; второе слово брак (изъян) заимствовано из немецкого языка в Петровскую эпоху, что означало, как разбивать, ломать.

Появление новых лексических единиц в результате лексико-семантического способа может происходить не только на базе фразеологических оборотов. При этом происходит сжатие фразеологического оборота в слово. Например: слово столпотворение возникло из фразеологического оборота вавилонское столпотворение. Данное слово образовалось благодаря «опущению» грамматически зависимого слова (вавилонское) и концентрации значения фразеологического оборота в целом на опорном слове.

При образовании нового слова лексико-семантическим способом производящее слово может выступать и в совокупности всех своих словоформ и только в какой – то части своей парадигмы, и, наконец, даже в какой – либо одной форме. Сравните: часы – час, часы; леса – лес, леса и др.

Как уже было выше сказано, объектом изучения в словообразовании являются слова, значение и звучание которых обусловлено другими однокоренными словами. Однокоренные слова, в свою очередь, в словообразовании могут объединяться в гнездо.

Гнездо – это совокупность слов, характеризуемых тождеством вещественного значения, слов, служащих для указания на один и тот же, но по – разному оцениваемый языком объект, означаемый ситуацией.

Словообразовательное гнездо-это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово, которое является непроизводным. Оно входит в состав всех производных слов, определяет их значение. В качестве исходных слов выступают:

а) имена существительные (вода, земля и др.);

б) имена прилагательные (сильный, умный);

в) имена числительные (три, пять и др.);

г) местоимения (весь, сам и др.);

д) глаголы (лежать, бежать, мыть и др.);

е) наречия (вчера, сегодня, завтра и др.);

ж) междометия и звукоподражания (гав – гав, мяу и др.);

Словообразовательные гнезда строятся по-разному, и это зависит от исходного слова.

Итак, если исходное слово – глагол. Среди всех частей речи глагол имеет самые широкие словообразовательные связи. От глагола образуются не только существительные, но и прилагательные, наречия, да и сами глаголы.

Производные на 1 ступени размещаются в следующем порядке:

а) отвлеченные имена существительные;

б) названия лиц по действию;

в) другие существительные и т.д.

Если исходное слово – прилагательное, то производные 1 ступени размещаются в такой последовательности:

а) имена прилагательные;

б) имена существительные;

в) слова, образованные при помощи приставок или приставок и суффиксов;

г) глаголы;

Если исходное слово - имя существительное, то на первой ступени словообразования в гнездах с исходным словом - именем существительным производные слова размещаются в следующем порядке:0

а) уменьшительно – ласкательные существительные;

б) уничижительные существительные;

в) увеличительные существительные;

г) остальные суффиксальные существительные;

д) имена прилагательные;

е) слова, образованные при помощи приставок или приставок и суффиксов;

ж) глаголы;

з) сложные слова и др.

Таким образом, приведенные выше примеры свидетельствуют о высоком словообразовательном потенциале имен существительных, который имеет большое значение для языка в целом.

И в заключении стоит сказать, что способы образования лексических единиц, то есть слов, очень различны. И существительные образуются почти всеми способами словообразования, которые действуют в современном русском языке. И лишь при помощи одного словообразовательного слова не образуются имена существительные – это сращение. Сращение – это способ словообразования прилагательных.

В данной статье были выявлены словообразовательные возможности имен существительных.

Было установлено, что отдельные способы словообразования используются лишь при образовании имен существительных: субстантивация, безаффиксный способ и др.

В работе были рассмотрены следующие способы словообразования:

а) морфологический;

б) морфолого-синтаксический;

в) лексико-семантический;

г) лексико-синтаксический;

Выяснили, что наиболее продуктивным способом образования имен существительных является морфологический способ словообразования. В нашем материале более 75% от общего числа примеров слова образованы этим способом. Самым распространенным способом образования существительных является суффиксальный. Он составляет более 60% . Другим продуктивным способом образования существительных является субстантивация. Она составляет около 20% . В основном имена существительные образуются от глаголов, имен прилагательных и существительных. Другие части речи в качестве производящих основ используются редко и представлены единичными примерами.

И в заключении следует отметить, что словообразовательный потенциал имен существительных по сравнению с другими частями речи высок и довольно разнообразен.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев Д.А. Аббревиатура как новый тип слов // Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966.
  2. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования: Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
  3. Горбачевич К.С. О нормах словоупотребления сложносоставных слов // РЯШ. 1977.№ 2.
  4. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. – М., 1973.
  5. Лопатин В.В., Милославский И.Г., Шеляпин М.А. «Современный русский язык: Словообразование. Морфология/  Под ред. Иванова В.В. – М.: Русский язык, 1989.
  6. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М., 1977.
  7. Максимов В.И. Суффиксальное словообразование имен существительных в русском языке. – М., 1975.
  8. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. – Л., 1987.
  9. Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. – М., 1984.