15.10.2010 9964

Личностно-ориентированная психологическая коррекция подростков с церебральным параличом (Е.В. Крыжко)

 

 

На правах рукописи

 

 

Крыжко Елена Владимировна

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

Специальность: 19.00.10 – коррекционная психология

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

Санкт-Петербург 2009

 

Работа выполнена на кафедре специальной психологии Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга

 

 Научный руководитель: заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор  Исаев Дмитрий Николаевич

 

 Официальные оппоненты: доктор психологических наук  Матасов Юрий Тимофеевич,  кандидат психологических наук  Сорокин Виктор Михайлович

 

 Ведущее учреждение: АОУВПУ «Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина»

 

Защита диссертации состоится «28 » января 2009 г. в 17 ч. на заседании совета Д.212.232.22 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199106, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7/9, аудитория 227.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Горького при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу;  199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9.

 

Автореферат разослан «23» декабря 2008 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор психологических наук профессор В.Д.Балин

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования: За последние годы во всем мире наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом. По разным данным количество детей с церебральным параличом составляет 6–13 детей на 1000 новорожденных в России (Головач М.В., 2006). По данным Госкомитета РФ на начало 2002 года на учете в России состояли 658,1тыс. детей–инвалидов до 18 лет. Это почти на 60 тыс. больше, чем в 1998 году. Каждый десятый ребенок–инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Болезни опорно-двигательного аппарата у детей до 14 лет составляли в 1990году – 91,7 тыс. случаев, в 1995году – 547 тыс., а в 2001году – 741 тыс. случаев. (Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук, 2004г.). При этом отмечается недооценка психологического аспекта абилитации детей–инвалидов, неэффективность и недостаточный уровень психологической помощи данной категории детей и подростков. Необходимость совершенствования организации психологической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата очевидна, не только потому, что эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, но и в связи с наличием сопровождающих ДЦП психологических проблем.

Анализ научной литературы и состояние практической помощи подросткам с церебральным параличом позволили выделить в качестве объекта исследования личностные особенности подростков с поражением центральной нервной системы средне–тяжелой степени.

Предметом исследования является возможности использования личностно–ориентированной психологической коррекции для подростков с церебральным параличом средне–тяжелой степени.

Целью исследования является изучение эффективности личностно–ориентированной психологической коррекции для преодоления личностных особенностей, ослабляющих социально–психологическую адаптацию подростков с церебральным параличом средне-тяжелой степени.

В соответствии с поставленной целью данного исследования были обозначены следующие задачи:

1. Проанализировать аспекты психомоторного и личностного развития по дефицитарному типу детей с церебральным параличом.

2. Исследовать особенности личностного развития подростков с церебральным параличом.

3. Изучить основные закономерности изменения личностного развития подростков посредством личностно–ориентированной психологической коррекции.

На основе выделенных объекта и предмета, цели и задач исследования была сформулирована следующая гипотеза: личностно–ориентированная психологическая коррекция психической сферы подростков с церебральным параличом средне–тяжелой степени может дать положительную динамику в преодолении личностных недостатков подростков, что в свою очередь положительно отразится на их социально–психологической адаптации.

Методологическую (теоретическую) основу исследования составляли: положение о целостной структуре личности и формирования её деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), положение о связи сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), положение о ведущей роли самосознания и «Я – концепции» в структуре личности (К.А.Абульханова, В.М.Бехтерев, А.А.Бодалев и др.), теории личности и коррекции личностного развития (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Ф.Ла-зурский, К.Роджерс, А.Адлер, В.Н.Мясищев, Б.Д.Карвасарский, Г.Л.Исурина, В.А.Ташлыков и др.), теория патохарактероло-гического развития личности по дефицитарному типу (В.В.Ковалев).

Организация исследования: Экспериментальное исследование осуществлялось в течение пяти лет (с 2001 по 2006 гг.) на базе ГОУ центра «Динамика» № 616 абилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Общий объем выборки составлял 103 подростка в возрасте от 12 до 16 лет.

Все участвующие в исследовании подростки имеют инвалидность детства по диагнозу: детский церебральный паралич, спастическая диплегия, средне-тяжелой степени. Средний показатель интеллекта у исследуемых подростков (по Векслеру) находится в нижних границах возрастной нормы, коэффициент интеллекта (IQ) 80 – 90. Все исследуемые подростки живут в семьях, обучаются в школе–центре «Динамика» по адаптированным общеобразовательным программам, не могут обходиться без помощи со стороны, передвигаются при помощи приспособлений (ходунки, палочки, коляски).

Исследование состояло из четырех этапов. Целью первого этапа было формирование экспериментальной группы из подростков с церебральным параличом, спастической диплегией средне–тяжелой степени и изучение их психомоторного развития с рождения до подросткового возраста. Мы выделили младшую (12–13 лет) и старшую (14–16 лет) подгруппы. Изучение биографий проводилось при помощи матерей исследуемых подростков и их медицинских документов (амбулаторные карты, стационарные, санаторно–курортные выписки и т.д.).

Экспериментальную группу составили 78 подростков: младшая подгруппа 32 (из них 20 мальчиков и 12 девочек) и старшая подгруппа 46 (27 мальчиков и 19 девочек). Контрольную группу составляли 25 подростков: младшая подгруппа 12 (из них 9 мальчиков и 3 девочки) и старшая подгруппа 13 (7 мальчиков и 6 девочек).

На втором этапе с целью выявления личностных особенностей исследуемых подростков было проведено психологическое обследование при помощи диагностических методик.

На третьем этапе исследования была разработана и проведена личностно–ориентированная психологическая коррекция с учетом личностных и социальных особенностей подростков с церебральным параличом. На этом этапе подростки экспериментальной группы прошли психологическую коррекцию. В контрольной группе психологическая коррекция не проводилась.

Четвертым этапом исследования было повторное диагностическое исследование подростков экспериментальной группы. Для сравнения различий и эффективности полученной помощи была проведена повторная диагностика контрольной группы и анализ полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Недостаточное внимание к развитию личности и ранней социально–психологической адаптации детей с церебральным параличом приводит к личностной деформации и трудностям в приспособлении к жизни подростков. Эти трудности адаптации связаны с ослаблением уверенности в своих силах, с подавленным самоощущением подростка.

2. В качестве помощи подросткам с церебральным параличом эффективно применение личностно–ориентированной коррекции. Эта коррекция, основанная на целостном понимании личности и на акцентах в коррекционной работе, приводящих к изменениям внутреннего мира подростка, доказывает возможность личностной компенсации подростков с церебральным параличом средне–тяжелой степени.

3. Существуют значимые возрастные различия в итогах психокоррекционного воздействия на личность подростков с церебральным параличом. У младших подростков наибольшим изменениям подвергается эмоциональная сфера личности, у старших подростков наибольшие изменения происходят в поведенческой и коммуникативной структурах личности.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими позициями, применением комплекса психодиагностических методов, достаточным объемом исследуемой выборки, использованием методов статистической обработки данных.

Научная новизна исследования

Раскрыта специфика психологических изменений патохарактерологического развития личности по дефицитарному типу подростков с церебральным параличом средне–тяжелой степени.

Показана возможность изменения патохарактерологического развития личности путем психологической коррекции, а полученные результаты расширяют представления об особенностях личностного развития подростков со спастической диплегией церебрального паралича средне–тяжелой степени.

Теоретическая значимость

В диссертации рассматривается и эмпирически доказывается ведущая роль отношения подростков к себе и к окружающему в развитии и социально–психологической адаптации. Возможность изменения этих отношений с целью облегчения социально–психологической адаптации. Полученные результаты констатирующей и формирующей части исследования расширяют представления об особенностях личности подростков с дефицитарным типом дизонтогенеза.

Практическая значимость

Рекомендуемые в работе методы и подходы дают возможность наиболее эффективной социально–психологической адаптации подростков с церебральным параличом в обществе, на основании чего можно более практично и плодотворно подойти к процессу абилитации. Разработана и апробирована личностно–ориенти-рованная психологическая коррекция с учетом особенностей подростков с церебральным параличом. Посредством коррекции доказана возможность положительных изменений личностного развития подростков с органическим поражением центральной нервной системы средне–тяжелой степени и улучшение их социально–психологической адаптации.

Рекомендации по использованию.

Представленный в работе методический аппарат может быть использован в работе специальных психологов, психотерапевтов, специальных педагогов. Предложенный метод личностно–ориентированной психологической коррекции может быть применен в абилитационной работе у детей с церебральным параличом не только в поздней резидуальной стадии, но и на более ранних этапах восстановительного лечения.

Учитывая, что эффективность социально–психологической адаптации зависит от личностных особенностей детей, данное исследование может быть полезным для улучшения качества восстановительного лечения детей с церебральным параличом, может быть применено для методических разработок в сфере лечебной и адаптивной физкультуры.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях проблемной комиссии и Ученого совета Санкт–Петербургского Института специальной психологии и педагогики имени Р.Валленберга. Они также были представлены в выступлениях и в печатных работах на научно–практических конференциях: в институте акушерства и гинекологии РАМН им. Д.О.Отта «Роль перинатальных факторов в формировании личности детей с церебральным параличом» (2001, С–Пб), в Государственной акаде-мии физической культуры и спорта «Роль психотерапии в реабили-тационном процессе в школе–центре «Динамика» (2003, С–Пб), в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена «Психотерапевтический опыт работы с детьми, имеющими сложные нарушения речи» (2006, С–Пб), на 1 Международном Конгрессе по проблемам реабилитации детей с церебральным параличом (2006, Москва). Положения диссертации были представлены в международных проектах программы «BESO» (Россия–Великобритания). Совместный Российско-Английский про-ект «Физическая реабилитация в образовательных учреждениях» (2002–2005), «Социально исключенные дети. Неговорящие дети» (2004–2007).

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 204 наименований, из них 36 – на иностранном языке, 23 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 152 страницы. Работа содержит клинические примеры, 20 таблиц, 6 диаграмм.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и поло-жения, выносимые на защиту, определяются теоретико–методоло-гические основы исследования.

1 глава состоит из 3 параграфов, она посвящена анализу теоретических основ личностно–ориентированной помощи подросткам с церебральным параличом.

Проведен анализ литературных данных по социально–психологическим особенностям людей с церебральным параличом: начиная с детского возраста до 30 лет; от нижележащего, базового эмоционально-волевого уровня до высшего уровня ценностных ориентаций личности. Анализ литературы ясно показал, что при церебральном параличе инвалидность трансформирует все уровни психики, накладывая на них, как правило, негативный отпечаток. Авторами были выделены основные факторы, влияющие на степень выраженности социально–психологической дезадаптации: поражение ЦНС, тяжесть недуга и нежелание инвалидов к активным действиям, психологическая неготовность к продуктивной социально–психологической адаптации (Левченко И.Ю. 2001, Мамайчук И.И.2002).

Анализ источников литературы по проблеме формирования и развития личности детей с церебральным параличом позволил выделить два основных направления исследований: клинико–психологическое и психолого–педагогическое.

Клинико–психологические исследования были в основном направлены на изучение пограничных психических нарушений у детей и подростков с ДЦП. Отмечается, что среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими дефектами ведущая роль принадлежит реакции личности на дефект, осознанию физической неполноценности (Калижнюк Э.С., 1987; Ковалев В.В., 1995). Основные исследования проводились в большей степени у детей с легкой или средней степенью поражения ЦНС, младшего дошкольного и школьного возраста и у молодых людей (25-30 лет) с последствиями церебрального паралича.

В современных психолого–педагогических исследованиях, посвященных личности детей с церебральным параличом, особое внимание уделяется подростковому возрасту. Так как именно в этом возрасте переживание двигательного дефекта и социальной депривации становится наиболее острым. Трудности в удовлетворении коммуникативных потребностей из–за двигательных и речевых нарушений порождает у подростков психологическую напряженность, неудовлетворенность собой, социально–психологическую дезадаптацию (Левченко И.Ю., 2001, Мамайчук И.И., 2002, Акатов Л.И., 2004).

В рамках исследуемой нами проблематики, однако, есть еще некоторые вопросы, требующие специального рассмотрения. Так, наиболее острой проблемой, с нашей точки зрения, является социально–психологическая интеграция и адаптация детей и подростков с тяжелыми и средне–тяжелыми двигательными нарушениями в среду традиционно–развивающихся детей.

На основании проведенного литературного обзора можно заключить, что в настоящее время теоретико–методологическая проблема абилитации детей и подростков с церебральным параличом далека от разрешения. Это, вероятно, связано с недостаточным количеством накопленного клинического и экспериментально–психологического материала, удовлетворяющего современному уровню абилитационных возможностей. Обнаруживаются лишь недостаточные, часто противоречивые данные в отношении возможности применения психологической коррекции подросткам и взрослым с тяжелой и средне-тяжелой степенью поражения ЦНС.

Тем не менее, анализ доступной нам литературы дает основание утверждать, что психологическая коррекция, несмотря на некоторую недооценку этого направления в отечественной практике, как метод психологической абилитации все больше приобретает значение при нарушениях социальной адаптации ребенка или подростка, обусловленных особенностями его личности и развития.

2 глава «Методы, методики, объект и этапы исследования» посвящена описанию исследуемых подростков, применяемым методам и этапам исследования.

В этой главе описываются клинико–психологические особенности подростков с церебральным параличом средне–тяжелой степени, излагаются и обосновываются психодиагностические методы и методики, которые применялись для исследования личности подростков с церебральным параличом. Рассматриваются и обосновываются критерии психологического анализа эффективности психологической коррекции.

Программа констатирующей части исследования состояла из комплекса психодиагностических методик:

1. Метод опроса.

2. Метод анкетирования.

3. Метод наблюдения.

4.Многофакторный личностный опросник Кеттелла (подростковый вариант).

5.Шкала оценки школьного интеллекта по Терману модифицированная.

6. Шкала Пирс – Харрис модифицированная (ШПХМ).

7. Методика полярных профилей (В.Е.Кагана и И.К.Шаца).

8. Методика Дембо – Рубинштейн в модификации Прихожан.

9.Опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений) Э.Г.Эйдемиллера.

Анализ полученных результатов по всем методикам проводился по критериям:

1. отношение к себе;

2. отношение к окружающему миру;

Анализ социально–психологической адаптации проводился по критериям:

1. социальная приспособляемость (умение взаимодействовать, повседневная жизненная активность, занятость, восприятие обыденных проблем);

2. уверенность в себе (тревожность, внешность, умение выражать себя, свои мысли, автономность собственного мнение и умение его отстаивать).

В 3 главе «Анализ результатов комплексного психологического исследования личностного развития подростков с церебральным параличом» анализируются количественные и качественные параметры структуры личности подростков экспериментальной и контрольной групп до проведения психологической коррекции.

В первой части проводится анализ психологических особенностей и раннего периода социально–психологической адаптации исследуемых подростков.

Исследование личности начиналось с анализа их раннего развития, с целью изучения закономерностей их биопсихосоциального развития. В этой части исследования описываются особенности перинатального периода, развитие и адаптация детей с года до трех лет, дошкольного и младшего школьного возраста исследуемых подростков.

В процессе исследования уточнялись следующие показатели:

1.Особенности психического развития, развития личности детей в возрастном аспекте.

2.Особенности адаптации во все периоды возрастного развития.

3.Роль и особенности матерей, семейного воспитания в онтогенезе детей.

4.Социализация детей в онтогенезе.

5.Роль психологической помощи на всех этапах развития детей.

Выявлены неблагоприятные факторы: нарушения перинатального периода развития, отставание в психомоторном развитии детей на всех возрастных этапах развития, недостаток психологической помощи семье и ребенку. Они негативно повлияли на социально–психологическую адаптацию детей с церебральным параличом.

У детей с раннего возраста наблюдались расстройства в эмоционально–волевой и личностной сферах (неустойчивость эмоций, преобладание негативных эмоций над позитивными, страхи, отсутствие собственного мнения, жесткие симбиотические связи с матерями, слабая самоидентификация детей, неумение общаться со сверстниками и т.д.). Они были связаны с изоляцией и постоянным ощущением неуспеха у детей (с низкой самооценкой и уровнем притязаний, нереальными целями и т.д.). Причем, отставание детей в личностном развитии связано не только с врожденными особенностями, но и с сенсорной, эмоциональной, социальной и психологической депривацией. Нарушения адаптации детей были результатом не только первичного дефекта, но и в большей степени, из–за вторичных нарушений психического развития.

Эти расстройства подкрепляются и усугубляются сознательной изоляцией семьи от общества, неправильным воспитанием в семье (гиперопека) и отсутствием ранней психологической помощи. Родители сосредотачивались на лечении физических недостатков детей, не уделяя должного внимания личностному развитию. Таким образом, очевидно, что с самого начала жизни дети имели нарушения в личностном развитии и мало возможности для полноценной социально–психологической адаптации.

Анализируя анкеты матерей и медицинские сведения детей, мы сделали вывод, что удельный вес влияния органических и социально–психологических факторов неодинаков на разных возрастных этапах развития ребенка. У детей раннего возраста преобладали органические задержки психического развития, которые усугублялись неправильным воспитанием и отношением родителей к недугу детей. В это время приоритеты родителей были направлены на интенсивное восстановительное лечение. У детей младшего возраста преобладали вторичные задержки психического развития, начинала развиваться патология формирования личности. В это время преобладала материнская гиперопека и продолжалось интенсивное медикаментозное лечение детей. Психогенные изменения личности ребенка с церебральным параличом более отчетливо выступали по мере взросления. В пубертатном периоде психогенные изменения личности подростков становились более заметными по сравнению с психоорганическими. В это время родители лучше осознавали личностные проблемы своих детей. У них и возникало беспокойство в связи с предполагаемыми трудностями при вхождении подростков в общество после окончания школы. Они понимали, что изменить имеющийся физический дефект маловероятно и смещали своё внимание на интенсивное обучение и подготовку своих детей к взрослой жизни. Отметив отношение родителей к детям и недостаток психологической коррекции в раннем возрасте, мы решили провести наше исследование с подростками. Мы предположили, что в этом возрасте психологическая коррекция личности будет наиболее актуальной и полезной для дальнейшей адаптации подростков к жизненным условиям.

При исследовании раннего психомоторного развития детей с церебральным параличом в экспериментальной и контрольной группах были получены идентичные результаты.

Во второй части 3 главы проводилось исследование личностных особенностей подростков с церебральным параличом средне–тяжелой степени до проведения психологической коррекции.

Структура личности подростков исследовалось по методу R.Catell (HSPQ). У подростков выявлены достаточно ярко выраженные эмоциональная лабильность, беспокойство, нетерпеливость в поведении, сентиментальность, склонность к уходу в фантазии, сниженный самоконтроль, послушность, конформность, зависимость. Для них характерны пассивность и подчинение. Обнаруженные в личности подростков противоречивые тенденции свидетельствуют о наличии интрапсихических и межличностных трудностей, о несоответствии психологических характеристик потребностям подростка и целям достижения. Выявленные личностные особенности, несомненно, ухудшают их социально–психологическую адаптацию.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии социально–психологической и эмоциональной дезадаптации. Подробный анализ структуры личности подростков с церебральным параличом подтверждает, что они склонны к патохарактерологическому развитию личности по дефицитарному типу. Достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами, между подгруппами младших и старших подростков в обеих группах не выявлено (р > 0,05).

Субъективная оценка состояния интеллектуальной сферы подростков исследовалась по шкале Terman L.M. Исследование показало достаточно низкую оценку подростками состояния интеллектуальной сферы. Это соответствует выраженному чувству неудовлетворенности школьной успеваемостью, ощущению интеллектуальной несостоятельности, неверию в собственные возможности, нарушению социальной приспособляемости. Такая оценка способствует несамостоятельности и зависимости в формировании личностной позиции, собственного отношения к жизненным событиям и собственной личности. Исследуемые подростки плохо выражают свои мысли, чувствуют себя неполноценными в интеллектуальной сфере. Более высокие значения факторов–пособников у испытуемых обеих групп говорит о смещении субъективных акцентов в освоении школьных знаний на такие личностные качества подростка, как аккуратность, усердие, упорство и послушание. Последнее свидетельствует о недостаточности выразительных свойств и способностей для организации интеллектуального взаимодействия и самовыражения в среде сверстников и одноклассников.

При сопоставлении результатов первичного исследования, полученных в экспериментальной и контрольной группах достоверной разницы по категориям «собственно интеллект», «факторы–пособники» и «факторы–импрессоры» выявлено не было (р > 0.05). Достоверных различий между подгруппами младших и старших подростков в обеих группах также не выявлено (p > 0.05).

Исследование структуры «Я–концепции» подростков по шкале E.V.Piers и D.M.Harris показало, что наибольшую значимость в «Я–концепции» подростков с церебральным параличом имеют особенности их физического облика, отличающего их от сверстников, и выраженность напряжения и беспокойства в сфере эмоциональных проявлений. Таким образом, представление о себе и самосознание подростков тесно сопряжены с имеющимся недугом и психологической реакцией на него. Болезненное состояние, имеющее явные внешние проявления, опосредуясь через восприятие собственных физических недостатков внешности, находит свое отражение в «Я–концепции». Оно, в конечном счете, обретает значение фактора самосознания и самоотношения.

Наименьшим удельным весом в структуре «Я–концепции» у испытуемых экспериментальной и контрольной групп отличаются субшкалы «поведение» и «интеллектуальный и школьный статус». Можно предположить, что недостаточность коммуникативного опыта, низкие способности к самостоятельной регуляции и формированию тактики поведения и, возможно, неудачные попытки в сфере общения делают её наименее значимой в представлении подростка с церебральным параличом о себе.

Достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами, между подгруппами младших и старших подростков в обеих группах не выявлено (p > 0.05).

Диагностика структуры самооценки по методике полярных профилей (В.Е.Кагана и И.К.Шаца) производилась по следующим параметрам: коммуникативность, сотрудничество, контроль поведе-ния, эмоциональность, стиль деятельности, общая самооценка.

Общий уровень самооценки у испытуемых имеет низкие оценки, и, представляя собой обобщенную характеристику, отражает наличие у подростков внутриличностной дезадаптации, неудовлетворенность собой в различных сферах личностной реализации.

Качественный анализ структуры самооценки свидетельствует о генерализованной неудовлетворенности собой. Особенности самооценки находят отражение преимущественно в недостаточной способности к организации успешной коммуникативной активности, познавательной и практической сферы деятельности, эмоционально–поведенческой регуляции. Сама самооценка может быть обусловлена как спецификой заболевания, так и дефицитом социального опыта подростка. Подтверждение этому находится в уровне самооценки способности к сотрудничеству, совместному решению возникающих проблем и потребности участия и партнёрства.

Профили самооценки, полученные при первичном обследовании в обеих группах, указывают на их дисгармоничность, при которой готовность к сотрудничеству сосуществует вместе с недостаточностью коммуникативных навыков и коммуникативной активности подростков, а высокий контроль поведения – с неспособностью полноценной организации собственной деятельности. Это свидетельствует об интрапсихическом дисбалансе и противоречивости, о нестабильности самовосприятия и самоотношения в сфере самооценки и «Я – концепции» подростков с церебральным параличом.

Соотношения самооценки и уровня притязаний у подростков проводилось по методике Дембо–Рубинштейн в модификации Прихожан. Структура самооценки, полученная в контрольной группе, оказалась аналогичной подростков экспериментальной группы. Достоверных различий между данными всех шкал самооценки экспериментальной и контрольной групп при первичном обследовании не выявлено (р > 0.05).

У подростков обеих групп выявлен достаточно выраженный разброс показателей самооценки. Имеется тенденция к переоценке параметров собственного здоровья и внешности. Что можно трактовать, как проявление механизма психологической защиты.

Относительное снижение показателей самооценки в интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфере свидетельствует о переживании подростками недостаточной состоятельности в данных областях жизнедеятельности. Выявлена несформированность представления о средствах и способах эффективной организации собственной активности, позволяющей повысить удовлетворенность собой и облегчить самопринятие. Можно предположить, что самооценка подростков в изучаемых группах имеет высокую зависимость от ситуационных и внешних факторов. Одним их ведущих мотивов деятельности для них является мотив аффиляции (стремление быть принятым, боязнь быть отвергнутым другими людьми). Эти переживания приводят к неуверенности, скованности, напряженности в переживаниях и демонстрируемом поведении.

Несмотря на то, что в целом профиль самооценки в обеих группах располагается в среднем диапазоне значений и не имеет снижения абсолютного уровня показателей, можно заметить качественное и структурное его своеобразие, заключающееся в противоречивости и нестабильности её внутренней структуры. Полученные данные свидетельствует о нарушении критичности и адекватности самоотношения подростков к себе, о различной значимости изученных сфер жизнедеятельности для них.

4 глава «Личностно ориентированная психологическая коррекция в качестве помощи подросткам с детским церебральным параличом». В ней обосновывается и описывается формирующая часть исследования.

§ 4.1 «Принципы использования личностно–ориентированной коррекции у подростков с церебральным параличом».

В качестве теоретического основания психологической коррекции была выбрана комплексная модель психологической коррекции, основанная на интегративном направлении психотерапии. Применялся принцип синтеза теоретических положений различных психологических ориентаций с учетом концепций личности, объединялись различные методы психологического воздействия, объединялись соответствующие научные дисциплины (медицину, психологию, социологию, педагогику, философию, и др.).

Психокоррекционный процесс мы проводили структурировано, придавая значение принципам контрактного взаимодействия. Кроме направленной активации эмоциональных переживаний, помощи в их осознании и переработке, мы просвещали подростков относительно сути их особенностей, говорили о необходимости понимать и принимать себя и других, учили новым подходам к решению проблем, а также более конструктивному образу жизни, более широкой и гибкой жизненной философии.

В этой модели существенное значение придается применению разнообразных технических приемов и методов психологии. Приверженность психолога технологической стратегии, совмещающей способы психологического воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие стороны личности подростков, отличают нашу модель психологической коррекции.

Отдельные технологии и упражнения зависели от конкретных задач, которые определялись степенью выраженности проблем подростков и степенью церебрального паралича. С учетом этого, использовались коррекционные воздействия, направленные на изменения в разных сферах личности: в познавательной сфере – убеждение, внушение, конфронтация, прояснение и интерпретация малоосознаваемого содержания переживаний; в эмоциональной – катарсис, эмоциональная поддержка, эмпатия; в поведенческой – коррективный эмоциональный опыт, подкрепление. Важной особенностью нашей модели психологической коррекции является позитивный настрой, постановка реалистических и поэтапных целей, выбор соответствующих им коррекционных методов.

В основе обоснования применения личностно–ориентированной коррекции для подростков с церебральным параличом легли наши наблюдения за выпускниками ГОУ центра «Динамика» за десять лет. Нами установлено, что основной социально–психологической проблемой детей и подростков с церебральным параличом является сложность построения отношений с обществом и социальной действительностью. Попадая в новые условия жизни, они не могут меняться, им трудно принять реалии жизни. Подростки имеют низкий уровень социального статуса, неудовлетворены собой и своей жизнью, не ощущают себя полноправными членами общества. Это связано, прежде всего, с недостаточным социальным опытом и низкой активностью подростков. Что, в общем, осложняет их адаптацию в обществе.

Мы пришли к выводу: для того, чтобы облегчить социально–психологическую адаптацию исследуемых подростков, необходимо целенаправленно проводить личностно–ориентированную коррекцию в условиях школы. Поэтому, мы в своей работе уделяем особое внимание проблеме адаптивности, т.е. способности к приспособлению к реальным жизненным условиям. Мы полагали, что эта проблема является одной из основных, имеющихся у исследуемых подростков.

В своей работе мы рассматривали такие личностные особенности, как система отношений личности, её ценностей и потребностей, притязаний, установок и принципов (мировоззрение). Основные акценты мы делали на отношение к Я (к себе), отношение к другим и отношение к жизни.

Предполагалось, что когда подростки будут уверены в себе, начнут уважать себя, то и их отношения с другими будут равноправными, адекватными, а жизнь они смогут воспринимать оптимистично.

Первопричиной нарушений социально–психологической адаптации у подростков мы посчитали не биологические факторы (тяжелая степень ДЦП), а сочетание психологических и социальных. По нашему мнению, сложности в жизни у них связаны с отношением не только к себе, но и с отношением к окружающему миру, завышенными притязаниями, неадекватной оценкой окружающего, за счет ранней дезадаптации.

В § 4.2 «Специфика проведения психологической коррекции с подростками с церебральным параличом» нами сформулированы основные цели, задачи и этапы, краткое описание, особенности и сложности личностно–ориентированной психологической коррекции исследуемых подростков.

Были сформированы 10 групп по 7–8 человек. С каждой группой проведено по 17 занятий, 2 раза в неделю. Каждое занятие длилось 1–1,5 часа. Занятия были ориентированы на решение конкретной проблемы – понять и принять себя, свой дефект, найти своё место в жизни. В то же время, психологические занятия были направлены на гармонизацию личности подростков в целом: исправление субъективных личностных недостатков, неадекватных форм поведения и самочувствия.

Занятие № 1. Основы знаний о психологии человека и умение пользоваться ими на практике для того, чтобы познать самого себя, стать лучше самому и понимать переживания других.

Занятие № 2. «Кто Я? Я–это Я» служит для развития дальнейшего самораскрытия, прояснения Я–концепции подростков.

Участники изучали самих себя, получали навыки самоанализа, более глубокого самораскрытия.

Занятие №3. Продолжение «Кто Я? Я–это Я» направлено на самопознание, познание собственного Я, раскрытие себя в коллективе. На занятии дается возможность каждому определиться в своей позиции, сориентироваться в своем внутреннем мире.

Занятие №4. Продолжение «Кто Я? Я–это Я» направлено на раскрытие себя как личности. Занятие стимулирует эмоциональное и нравственное раскрытие членов группы, заставляет задуматься о собственных отношениях с внешним окружением.

Занятие №5. Продолжение «Кто Я? Я–это Я» ориентировано на познание себя как личности, укрепление своего устойчивого Я; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

Занятие № 6. «Врожденные и приобретенные особенности личности» способствует дальнейшему углублению процессов самопознания, учит находить в себе главные врожденные и приобретенные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Занятие № 7. «Эмоции и чувства людей» учит распознавать и

разбираться в собственных эмоциях, открыто проявлять свои чувства, управлять ими.

Занятие № 8. «Эмоции и чувства людей. Агрессия» направлено на понимание необходимости и отрицательных и положительных эмоций для людей, учит правильно выражать свои эмоции.

Занятие № 9. «Эмоции и чувства людей. Тревожность и страх» развивает умения различать и справляться с негативными эмоциями.

Занятие №10. «Тело и разум». Это занятие призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве физической и психической природы, научиться думать о себе в позитивном ключе, знать свои недостатки и достоинства.

Занятие №11. «Тело и разум» (продолжение) направляет участников на внимательное отношение не только к движениям своих психических переживаний, но и к своему телу, которое во многом определяет отношение к жизни.

Для детей с физическими недостатками наиболее актуальной является проблема своего физического образа Я: самопринятие и принятие собственного тела. Для подростков эта проблема усугубляется. По мнению многих авторов, осознание физического дефекта происходит именно в этом возрасте, тогда, когда имеется еще множество подростковых проблем. Для исследуемых эта тема является актуальной, но в то же время запретной.

Занятие №12. «Тело и разум» (продолжение) направлено на продолжение познаний своего тела в единстве с психикой, дает возможность высказаться каждому участнику.

Занятие № 13. «Здоровье, возможности, желания» дает возможность подросткам с нарушениями опорно-двигательного аппарата принять собственное состояние не как болезненное. Необходимо понять разницу между «больной» и «физическая особенность». Это связано с тем, что подростки с церебральным параличом принимают свое состояние за болезнь, считают себя больными и имеют надежду на полное выздоровление. На этом занятии важно понять, что подростки здоровы, но имеют свои физические особенности.

Занятие № 14. «Взаимоотношения между девушками и юношами» учит понимать подросткам свою половую принадлежность и важность гендерного поведения в жизни, учит уважать людей противоположного пола.

Занятие № 15. «Общение (средства общения, общение со сверстниками, со взрослыми, с противоположным полом, с родителями, с незнакомыми людьми)» направлено на развитие базовых коммуникативных умений, на освоение активного стиля общения, на отработку навыков общения.

Занятие 16. «Планы на будущее» определяет позитивные планы на будущее, закрепляет дружеские отношения между членами группы.

Занятие 17. «Заключительная беседа» закрепляет полученные знания и умения, представления участников о своей уникальности, дружеских отношений между членами группы.

В каждом занятии были определены цели, задачи, инструментарий и рекомендации психологу. Для обеспечения эффективности психологической коррекции мы провели беседы с родителями и педагогами. Консультативная работа с родителями и педагогами проводилась параллельно с психокоррекционными занятиями и по их завершении.

Работа с родителями включала их эмоциональную поддержку, помощь в коррекции семейного воспитания, активацию позитивного вмешательства в психологическую жизнь подростка.

Семинары–лекции, консультирование педагогов направлялось на поиск подхода к решению проблем взаимоотношений между учеником и учителем. Кроме того, педагоги являлись экспертами до и после психологической коррекции.

Методическая работа включала в себя подготовку и проведение педагогического совета, на котором психолог информировал об изменениях, прошедших с детьми в результате групповой работы. На медико–психолого–педагогическом совете обсуждались особенности подростков, особенности их взаимодействия, давались рекомендации по организации улучшения психологического и личностного развития подростков.

По нашему мнению, можно рекомендовать для работы с подростками-инвалидами метод групповой коррекции: стимулируется активность индивида, формируется групповая сплоченность. Однако, при использовании этого метода встречались специфические трудности. Мы смогли выделить особенности психологической коррекции исследуемых подростков:

– Осознание подростками собственных психологических проблем сталкивается с оживлением ранних психологических защит отрицания, проекции (приписывание своих переживаний другим людям), ухода от проблемы, агрессии. В процессе групповой психологической коррекции приходится решать задачу преодоления подобных защитных механизмов.

– Стоит ли снимать психологическую защиту у подростков, страдающих тяжелыми недугом с неблагоприятным прогнозом? Мы пошли по пути помощи формирования наиболее удачных, эффективных способов психологической защиты (по типу «сверхкомпенсации»). Была сформирована положительная переоценка своего недуга, нахождение в нём определенных преимуществ в сочетании с некоторой дискредитацией такой общепринятой ценности, как здоровье.

– Работа в группе проходит в медленном темпе, что объясняется тяжелым двигательным дефектом, нарушениями речи, медленным темпом мышления, малым кругозором подростков.

– Подростки с трудом принимают групповые правила (особенно – не оценивать, не перебивать), поэтому в работе обязательно должны применяться наглядные информационные пособия.

– Подростки не всегда внимательны друг к другу, склонны к эгоцентризму. В тоже время, они с большим трудом разговаривают о себе, им легче обсудить другого участника.

– Подростки ограничены в высказываниях, у них бедные фантазии и в беседе наблюдалась склонность к уходу в сторону от обсуждения проблемы.

– После достижения любого результата, необходимо закрепление эффекта, т.к. он может оказаться нестойким. С этой целью необходима более длительная коррекция и психологическое сопровождение.

– Достигнутые результаты подростки легче применяют с посторонними людьми, труднее происходят изменения в семейной сфере. Вероятно, здесь играют большую роль жесткие семейные границы и защиты.

– Учитывая лабильность, невыразительность, истощаемость эмоций у подростков, психологу необходимо вести занятия особенно эмоционально.

§ 4.3 «Динамика личностного развития подростков с церебральным параличом после психологической коррекции».

Структура личности подростков, прошедших психологическую коррекцию изменилась по сравнению с первичным обследованием. В экспериментальной группе обнаружены достоверные различия по большинству показателей структуры личности. Наиболее значительные изменения за период наблюдаются по факторам D (возбудимость), J (коллективизм), G (добросовестность), О (самоуверенность), Q2 (зависимость от группы), Q3 (низкий самоконтроль), Q4 (расслабленность), (р<0,01). Менее достоверные изменения в экспериментальной группе затронули показатели факторов личности: А (замкнутость), С (эмоциональная неустойчивость), Е (конформность) (р < 0,05).

Полученные результаты позволяют отметить, что 78 подростков экспериментальной группы по завершении курса психологической коррекции демонстрируют качественные изменения структуры личностных свойств. Они оценивают себя как более уравновешенные, спокойные, удовлетворенные, самокритичные, жизнерадостные, смелые и активные. Отмечается улучшение самопонимания и самоконтроля поведения, навыков взаимодействия с другими, более выраженную самостоятельность в выборе позиции и в суждениях.

В возрастных подгруппах младших и старших подростков экспериментальной группы также имеется специфика изменений, возникающих в результате психологической коррекции.

У младших подростков наиболее существенными можно признать изменения эмоциональной составляющей (p < 0,01): факторы D (возбудимость), С (неуравновешенность), О (самоуверенность). Они стали более уравновешенные, эмоционально устойчивые, лучше контролировать свои эмоциональные импульсы и справляться с жизненными трудностями, более уверенными в себе.

У старших подростков на первом плане по значимости изменений выходит психосоциальная (коммуникативная) составляющая структуры: факторы J (коллективизм) (р < 0,01), Q3 (низкий самоконтроль) (р < 0,01), Е (конформность) (р < 0,05), Q2 (зависимость) (р < 0,05). Подростки стали проявлять больше интереса к общим делам, лучше стали контролировать свои желания и поведение, считаться с мнением окружающих и лучше принимать социальные правила, проявлять больше социальной активности, лучше оценивать себя в ходе группового взаимодействия.

Обобщая полученные результаты, можно видеть, что в процессе перехода от младшего подросткового возраста к старшему повышается личностная значимость коммуникативных свойств личности, предвестниками которой в младшей группе является перестройка механизма регуляции эмоциональных реакций, самовосприятия и социальных установок личности. Психологическая поддержка и психологическая коррекция ускоряют и структурируют у исследуемых подростков формирование качественно новых моделей социального поведения, способов коммуникации и социальной самоактуализации.

Таким образом, изменения, происходящие в структуре личности подростков с церебральным параличом, существенно меняют переменные эмоциональной и психосоциальной адаптации за счет саморазвития подростков, получения нового эмоционального опыта путем психологической коррекции.

 

Рис.1 Результаты изучения профиля личности по методу R.Catell в экспериментальной группе до и после психологической коррекции (ПК)

 

При сопоставлении структуры личности подростков контрольной группы при первичном и повторном исследовании достоверных различий не обнаружено (р > 0,05). Незначительные изменения показателей структуры личности говорят о естественном возрастном развитии подростков контрольной группы. Между младшими и старшими подростками контрольной группы по абсолютным значениям достоверных различий по изучаемым факторам не выявлено (р > 0,05).

 

Рис.2 Результаты изучения профиля личности по методу R.Catell в контрольной группе при первичном и повторном обследовании.

 

После проведения личностно–ориентированной психологической коррекции при повторном прямом шкалировании общий показатель школьного интеллекта (по Терману) в экспериментальной группе повысился несущественно, что соответствует слабовыраженному позитивному отношению (p< 0,05). Значение факторов–импрессоров в структуре оценки интеллекта возросло (p > 0,05). Это значит, что подростки стали уверенней в обучении, лучше контролировать свою учебную деятельность, успешнее применять и пользоваться своими знаниями в жизни.

Удельный вес собственно интеллекта после психологической коррекции не изменился (p>0,05). Общее интеллектуальное развитие, быстрота интеллектуальной реакции, чувство юмора остались прежними, психологическая коррекция на эти параметры не повлияла.

У младших подростков существенно увеличивается значение факторов-пособников (p<0,05). Подростки стали более аккуратными в учебе, прилежнее, стали проявлять инициативу в процессе учебы.

Старшие подростки улучшили отношение к собственным интеллектуальным возможностям и, в тоже время, не стали проявлять больше прилежности и аккуратности в учебе. Это характерно для подросткового возраста, т.к. мотивы деятельности направлены на другую сферу (p <0,05).

И в старшей, и в младшей подгруппе происходит изменение в структуре факторов интеллекта. У младших подростков проявляется в преобладании значения средств и способов интеллектуальной деятельности, а у старших в эмоционально–выразительных и социальных форм взаимодействия в интеллектуальной сфере.

Полученные результаты отражают влияние психологической коррекции на когнитивную сферу личности, сопровождающееся расширением представления о собственных интеллектуальных возможностях и повышением интеллектуальной эффективности преимущественно за счёт операциональной и коммуникативной составляющих познавательного процесса. Это стало возможным за счет позитивной переоценки подростками этой сферы личности.

В контрольной группе по завершении периода наблюдения средний общегрупповой показатель оценки школьного интеллекта не отличался от его уровня при первичном обследовании и отражал неопределенность отношения подростков к своему интеллектуальному потенциалу (р>0,05). Достоверных отличий между младшими и старшими подростками контрольной группы по описываемому параметру также не выявлено (р > 0,05).

Анализ экспертной оценки, полученной на втором этапе исследования подростков, показал, что оценка экспертов в обеих группах имеет по всем категориям более высокий уровень, чем при прямом шкалировании. Сопоставление данных экспертной оценки с результатами прямого шкалирования подростков свидетельствует либо о завышенной оценке педагогами состояния интеллектуальной сферы подростков, либо о неадекватно сниженной самооценке этой сферы подростками. И в первом, и во втором случае это приводит к расхождению уровня требований, предъявляемых к подростку в интеллектуальной сфере с его представлениями о собственных интеллектуальных ресурсах, что повышает уровень стрессовой нагрузки и обуславливает существование школьной дезадаптации, трудности соответствия предъявляемым ожиданиям и требованиям со стороны педагогов. Однако происходящее на фоне психологической коррекции сближение показателей самооценки интеллекта с экспертной оценкой является благоприятным прогностическим признаком для адаптации подростка к предъявляемым ему требованиям и снижения уровня напряжения.

Исследование структуры «Я–концепции» после психологической коррекции позволяют достоверно говорить об изменениях, происходящих в самосознании исследуемых подростков. Меняется их представление о себе, уровень и структура «Я – концепции». Это происходит преимущественно за счёт увеличения удельного веса субшкал, относящихся к социальным параметрам личности: поведение (р>0,001), психосоциальный статус (p>0,05), популярность (p>0,001), счастье и удовлетворённость (р>0,01). Это свидетельствует об улучшении эффективности социально–психологической адаптации, повышении удовлетворенности взаимодействием с окружающим миром и более четком восприятии своего места и роли в нем, о снижении напряженности и настороженности по отношении к другим людям, уменьшении роли защитных паттернов поведения, об изменениях ценностных ориентаций личности.

Среди подростков контрольной группы в изучавшейся нами период количественных и качественных изменений в представлении о себе не выявлено (p<0,05). Изолированное повышение по одной субшкале «поведение» (p>0,05) не оказывает значимого влияния на структуру самосознания и конфигурацию профиля «Я – концепции» этих подростков в целом. Повышение этих параметров у подростков контрольной группы, вероятно, связано с возрастным развитием.

При исследовании структуры самооценки у исследуемых подростков после психологической коррекции в экспериментальной группе отмечаются изменения уровня и общей конфигурации структуры самооценки. Наиболее высокие значения в профиле приобретают шкалы способности к сотрудничеству (р<0,001), коммуникативности (р<0,05) и эмоционалности (р<0,05).

Полученные в эксперименте факты говорят о том, что в процессе психологической коррекции у исследованных подростков формируются навыки эмоционального самовыражения и саморегуляции, а также организации собственной деятельности и контактов. Отработка и овладение новыми паттернами поведения повышает личностную эффективность и удовлетворенность собой, степень самопринятия, доверия себе, способствует нивелированию страха перед другими людьми и избыточного напряжения и контроля. Уменьшаются проявления внутриличностной дезадаптации с одновременным повышением межличностной эффективности подростка. Повышение общей самооценки по сравнению с результатами контрольной группы отражает позитивную динамику «Я–концепции» подростков экспериментальной группы.

По нашему мнению, в связи с тем, что контрольная группа не посещала занятия психологической коррекции, в исследовании все шкалы профиля самооценки остались на прежнем уровне – в зоне низких положительных значений (р > 0,05).

Соотношение самооценки и уровня притязаний у исследуемых подростков после психологической коррекции в экспериментальной группе изменилось. Положительно изменилась структура самооценки: отмечается значительное повышение показателей самооценки интеллекта, характера, статуса среди сверстников и одноклассников и уверенности в себе (р<0,01). Видоизменилась конфигурация структуры в целом – она приобрела более согласованный и гармоничный характер. Из зоны средних значений полученные данные перешли в диапазон высоких значений.

Психологическая коррекция способствует активизации практически всех подструктур личности: эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, социальных и коммуникативных процессов. Меняется вектор осознания и отношения подростка к качествам собственной личности и окружающему миру, и это позитивно отражается на его способности к проявлению активности, инициативы и креативности.

В контрольной группе при повторном исследовании достоверных изменений не выявлено (р > 0,05). Параметры самооценки остались на низком уровне.

Сопоставление результатов повторного исследования уровня притязаний показывает наличие достоверных различий между испытуемыми экспериментальной и контрольной группах по параметрам в сфере интеллекта (р<0,05), характера (p<0,05) и здоровья (р<0,05). По остальным шкалам профиля достоверных различий не обнаружено (р>0,05).

Рис.5.4.1.Результаты изучения структуры самооценки по методу Дембо-Рубинштейн в экспериментальной группе до и после психологической коррекции (ПК).

 

Анализируя изменения в соотношении самооценки и уровня притязаний, обнаруженные при повторном обследовании, можно предположить, что посредством психологической коррекции происходит насыщение тех потребностей, которые являются актуальными для подростков с церебральным параличом средне–тяжелой степени. Получая целенаправленную профессиональную поддержку и помощь со стороны психолога и своих сверстников, взаимодействуя с другими людьми и собственными проблемами, подросток получает необходимый и недостающий ему опыт организации успешной коммуникации и разрешения своих проблем.

Количественные значения расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки после психологической коррекции снижаются (р<0,01). Это свидетельствует о нарастании чувства удовлетворенности состоянием этих сфер жизнедеятельности у испытуемых экспериментальной группы.

Сравнивая показатели дистанции между уровнем притязаний и самооценкой подростков в экспериментальной и контрольной группами после повторного обследования, мы видим, что группы достоверно отличаются друг от друга по шкалам уверенности в себе (р<0,001), статуса среди сверстников и одноклассников (р<0,001), здоровья (р<0,05), характера (р<0,05) и ручной умелости (p<0,05).

После психологической коррекции у подростков с тяжелыми двигательными расстройствами происходит существенное снижение по сравнению с периодом, предшествующим работе в психокоррекционной группе, внутреннего напряжения и дискомфорта, обусловленного тревожностью и неуверенностью в собственных возможностях в разных сферах жизнедеятельности. Полученные данные показывают эффективность личностно–ориентированной психологической коррекции в активизации рациональных механизмов планирования и организации поведения, повышения устойчивости к стрессу (формирование копинг–механизмов), осознания и принятия сильных и слабых сторон своей личности, совершенствования форм, средств и способов взаимодействия со сверстниками и улучшения эмоциональной и психосоциальной адаптации подростков.

В контрольной группе по истечении периода наблюдения значимых количественных и структурных изменений уровня притязаний не получено. Подростки сохраняют признаки дисгармоничности и дезадаптированности личности. В контрольной группе имеющиеся изменения характеризуются противоположной направленностью, что свидетельствует о наличии трудностей вхождения в социум, эмоциональной и социально–психологической дезадаптации, свойственной подросткам с церебральным параличом.

 § 4.4 «Результаты статистической обработки полученных результатов». В этой главе проводится сравнительный анализ корреляционных соотношений личностных и интеллектуальных переменных у подростков с церебральным параличом. И обсуждаются результаты факторного анализа экспериментальных данных исследования подростков, которые позволяют отметить происходящую после психологической коррекции гармонизации структуры личности и ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности.

Выводы.

1. Трудности адаптации у подростков с церебральным параличом происходят из–за недостаточного внимания родителей и специалистов к развитию личности и ранней социально–психологической адаптации в детском возрасте.

2. У подростков с церебральным параличом отмечается дисгармоничность структуры личности, низкая самооценка, нарушение структуры «Я–концепции», отмечаются большие расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Это затрудняет их социально–психологическую адаптацию. В связи с этим подросткам требуется психологическая помощь в качестве личностно–ориентированной психологической коррекции.

3. Комплексная личностно–ориентированная психологическая коррекция положительно влияет на личностное развитие подростков с церебральным параличом. Она структурирует самопредставление и самовосприятие, что изменяет отношение подростков к социальному поведению, положительно корректирует дисгармоничность личностного развития.

4. Изменения личностных характеристик подростков вследствие психологической коррекции произошли за счет улучшения понимания собственной личности, получения нового эмоционального опыта. Подростки стали лучше понимать свои физические возможности и внешние особенности. Они улучшили контроль своего поведения и эмоциональных (аффективных) реакций, которые стали меньше выраженными. Стали свободнее общаться (входить в контакт), стали более самостоятельными в выборе жизненной позиции и в суждениях. Изменив отношение к собственному «Я», они иначе стали выстраивать отношения с окружающими людьми.

5. Влияние психологической коррекции имеет достоверные возрастные различия. После психологической коррекции у младших подростков отмечаются наиболее заметные изменения в эмоциональной сфере. Они стали более уверенными в себе, уравновешенными, эмоционально устойчивыми, стали лучше контролировать свои эмоциональные импульсы и справляться с жизненными трудностями.

У старших подростков произошли изменения преимущественно в социальных и коммуникативных характеристиках личности. Они стали проявлять больше интереса к общим делам, лучше стали контролировать свои желания и поведение, считаться с мнением окружающих и лучше принимать социальные правила.

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

 

1. Крыжко Е.В. Роль перинатальных факторов в формировании личности детей с церебральным параличом // Материалы научно – практической конференции «Перинатальная психология и медицина». – 2001 год. – 140 с.

2. Крыжко Е.В. Роль психотерапии в реабилитационном процессе в школе – центре «Динамика» //Материалы научно–практической конференции «Помощь детям с церебральным параличом в образовательных учреждениях». – 2003 год. – 14 с.

3. Крыжко Е.В. Роль психотерапии в реабилитации детей с церебральным параличом / Авторское участие//. Методическое пособие «Адаптивная физическая культура при заболевании детским церебральным параличом». С – Пб, 2003г. – .208 – 213 с.

4. Крыжко Е.В. Психическое развитие детей с церебральными параличами: особенности, отклонения, расстройства, психокоррекция и психотерапия / Авторское участие // Учебно-методическое пособие «Восстановительное лечение детей с поражением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата». С–Пб, Изд. дом СПбМАПО, 2004. – 103–141 с.

5. Крыжко Е.В. Психологическое сопровождение детей с церебральным параличом /Авторское участие // Учебное пособие «Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей – инвалидов» С-Пб, Изд. «Речь», 2006г. – 9 с.

6. Крыжко Е.В. Психотерапевтический опыт работы с детьми, имеющими сложные нарушения речи // Материалы Симпозиума с международным участием «Логопедия XXI века». 2006 год. – 225 с.

7. Крыжко Е.В. Психическое развитие детей с церебральными параличами: особенности, отклонения, расстройства, психокоррекция и психотерапия / Авторское участие // Учебное пособие, хрестоматия «Психология семьи и больного ребенка» под редакцией Добрякова И.В. и Защеринской. Изд. «Речь», С–Пб, 2007. – 259 – 276 с.

8. Крыжко Е.В. Практические разработки по групповой психологической коррекции подростков с церебральным параличом. // 2007год.

9. Крыжко Е.В.Влияние психологической коррекции на личность подростков с церебральным параличом // Журнал «Образование и наука» Известия Уральского отделения РАО, приложение № 3, 2007. – 37 с.