27.08.2010 7946

Особенности импрессивной и экспрессивной сторон лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Проводились исследования состояния лексики у дошкольников с алалией (В.К.Воробьева, В.А. Ковшиков, М.Брыла и др.), у дошкольников с дизартрией при ДЦП (Н.Н. Малофеев, Н.А. Халилова, И.А. Смирнова, И.А. Симонова и др.), у дошкольников с ОНР (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.).

Характеризуясь как сложное системное нарушение всех ком¬понентов речевой деятельности и, нередко, проявляясь при наибо¬лее сложных формах детской речевой патологии (алалиии, афазии, ринолалии, дизартрии), общее недоразвитие речи в настоящее вре¬мя привлекает внимание множества исследователей, как в теорети¬ческом, так и в практическом аспектах.

Р.Е. Левина в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста обосновала понятие общего недоразвития речи (ОНР). Одним из показателей ОНР является задержка в формировании одного из компонента языка - лексики. В результате задержки в формировании лексики дети с ОНР даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего слова. Поэтому очевидна необходимость логопедической работы в группах дошкольников с общим недоразвитием речи по формированию импрессивной и экспрессивной лексики путем целенаправленного воздействия на расширение словаря, уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения.

Несформированность лексической системности и семантических полей, трудности актуализации лексики, бедность и неточность словаря у детей с ОНР препятствуют нормальному протеканию процесса обучения грамоте, а позднее и усвоению письма и чтения в школе. Это обуславливает актуальность и необходимость исследования особенностей лексики у дошкольников с речевым недоразвитием.

Объект исследования - лексическая сторона речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Предметом исследования являются особенности импрессивной и экспрессивной сторон лексики у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

Цель исследования - анализ нарушений импрессивной и экспрессивной сторон лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе по развитию лексики у данной категории детей.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу для определения научно-теоретических основ и содержания методики констатирующего эксперимента.

2) Составить методику исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста.

3) Провести сравнительный анализ особенностей состояния лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием.

4) Выявить специфические особенности пассивного и активного словаря и его объем у детей с нарушением речи.

5) Разработать методические рекомендации и определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений импрессивной и экспрессивной лексики у дошкольников с ОНР.

Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы (по классификации Б.Г. Ананьева): организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (сбор и анализ анамнестических данных, констатирующий эксперимент); количественные (количественная обработка экспериментальных данных); интерпретационные (качественный анализ полученных результатов).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Сравнительное экспериментальное исследование позволило выявить специфику нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи, углубить и расширить научные представления о характере нарушений лексики у дошкольников с речевой патологией, уточнить симптоматику и степень выраженности речевого дефекта у этих детей.

Проблема исследования заключается в определении наиболее эффективных путей совершенствования логопедической работы по формированию различных сторон импрессивной и экспрессивной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, имеют место малый объем пассивного и активного словаря, неточность понимания и употребления слов, недоразвитие семантической структуры значения слов, синтагматических и парадигматических связей, низкий уровень организации лексико-семантических полей, несовершенство процесса поиска слова.