27.08.2010 7702

Использование логоритмики в коррекционно-педагогическом процессе при заикании - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период.

В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, в частности заикание, причиной которого могут быть разнообразные экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетание. А значит, проблема коррекции заикания в настоящее время стоит довольно остро и поиск новых, эффективных методов коррекционного воздействия является задачей своевременной и актуальной.

Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование музыки в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Это связано, прежде всего, с тем, что музыка помимо эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывает положительное влияние и на развитие речи. Не случайно в комплексной логопедической работе широко используется музыка, пение, танцы, игры на музыкальных инструментах.

Специальные исследования (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, И.М. Догель, И.М. Сеченов, И.Р. Тарханов, Г.П. Шипулин и др.) выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дви¬гательную, речевую, дыхательную, центральную нервную. Отечественная школа использования музыки в лечении и коррекции заикания в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что музыка оказывает лечебное и коррекционное воздействие как на физиологиче¬ские процессы организма, в том числе и речь, так и на психоэмоциональное состоя¬ние человека.

Музыкально-ритмическое развитие дошкольников с заиканием, так же как и их нормально говорящих сверстников, происходит в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности. Однако этот процесс имеет особенности, которые определяют и содержа¬ние, и методику воспитания детей с нарушениями речи. Учет клинико-психологических особенностей развития ребенка с заиканием является обязатель¬ным условием в определении организационной, дидактической, кон¬структивной, коммуникативной и речевой сторон процесса воз¬действия на детей данной категории.

Исходя из вышесказанного, объектом исследования являются особенности музыкально-ритмического развития детей с заиканием.

Предмет исследования - система логоритмических занятий как средство коррекционной работы с заикающимися дошкольниками.

Целью исследования является выявление особенностей музыкально-ритмического развития детей с заиканием.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) Анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы с целью теоретического обоснования методики исследования особенностей музыкально-ритмического развития детей с заиканием.

2) Исследование и выявление особенностей музыкально-ритмического развития у детей дошкольного возраста с заиканием и их сверстников, не имеющих данной речевой патологии.

3) Характеристика выявленных групп детей по состоянию их музыкально-ритмического развития.

4) Разработка основных направлений коррекции заикания с использованием логоритмических занятий.

Теоретическая значимость заключается в дальнейшем развитии методики устранения заикания с подбором наиболее оптимальных средств и внедрение их в практическую работу.

Практическая значимость определяется:

1) экспериментальным выявлением особенностей музыкально-ритмического развития у старших дошкольников с заиканием;

2) сравнительной характеристикой проявлений нарушения музыкально-ритмического развития у детей с заиканием и их сверстников без нарушений речи;

3) определением основных направлений логоритмической работы по эффективной коррекции заикания у детей с учетом выявленных нарушений музыкально-ритмического развития.

Гипотеза исследования: Исходя из современных представлений об этиологии, механизмах и сущности такого сложного структурного нарушения как заикание, можно предположить, что у заикающихся дошкольников имеются различные нарушения музыкально-ритмического развития. Учет данных нарушений и использование логоритмических занятий позволят повысить степень эффективности коррекционно-логопедической работы.