27.08.2010 6631

Развитие общей и мелкой моторики у детей 6-7 лет с ОНР на занятиях по физической культуре - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. Укрепление здоровья населения всегда сопряжено с решением многих проблем. Особенно сложна ситуация в системе специального образования, и если сегодня мы не можем искоренить проблему в зародыше - не можем создать соответствующую базу для рождения здорового подрастающего поколения, то работникам образования нужно максимально использовать те возможности, которые потенциально имеются в специальном детском саду. Одна из таких возможностей - занятия физической культурой: они имеют широкий спектр воздействия на личность ребёнка.

За первые семь лет жизни ребенок проходит огромный и очень важный путь в развитии движений: от хаотичных элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жизни до сложных двигательных действий какими являются ходьба, бег, прыжки, метание, и др. Этому ребенок впервые учиться именно в дошкольном возрасте. Причем развитие движений идет параллельно с физическим развитием. Оба процесса находятся в сложном взаимодействии дополняя и стимулируя друг друга. Постепенное накопление жизненного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны задержка и отклонение от нормы в физическом развитии, тормозят формирование жизненно важных умений. Особенно значимо данное утверждение для детей с речевыми нарушениями.

В синдроме имеющихся нарушений у детей с общим недоразвитием речи (речевая патология, при которой у детей нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения) наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения общей и мелкой моторики.

Проявления общей физической недостаточности у детей с ОНР вариативны и качественно неоднородны. У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений. Так, например, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина [1993] отмечают у детей с недоразвитием речи общее моторное напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординацию или вялость движений. У других детей исследователи отмечают явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении физических упражнений. Наряду с этим у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная координированность и четкость движений, трудности их пе-реключения и автоматизации. Существенно страдает у данной категории детей и моторика кистей и пальцев рук.

В то же время исследователи отмечают, что в старшем дошкольном возрасте ребенок должен не только обладать определенным уровнем развития познавательных процессов, но и иметь соответствующее возрасту речевое и физическое развитие. И это не случайно, ведь нормальное развитие ребен¬ка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Движения способствуют физическому развитию и оздоровлению ребёнка: развивают физические качества, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Содействуют формированию красивой, правильной осанки, обогащению сенсорного опыта, нравственно-волевому развитию детей, самоутверждению личности ребёнка [А.И. Быкова, 1960]. Развитая психомоторика способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности [М.Ю. Кистяковская, 1980]. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер [Е.Н. Вавилова, 1986]. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь [А.Р. Лурия, 1970; М.М. Кольцова, 1973; Е.М. Мастюкова, 1996].

Таким образом, общность развития речедвигательной и общемоторной функций, а также влияние последней на речевое и психическое развитие ребенка, особенно в случаях речевых нарушений, представляет важное значение для педагогической теории и практики.

Исходя из вышесказанного, предметом исследования выбран педагогический процесс, направленный на физическое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования – нарушения и уровни сформированности общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: выявление нарушений общей и мелкой моторики у дошкольников с речевым недоразвитием и разработка методических рекомендаций к проведению развивающей работы на уроках физической культуры, направленной на формирование двигательных функций у данной категории детей.

Задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую, специальную и методическую литературу по проблеме исследования.

2) Экспериментально выявить состояние и особенности общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3) Разработать методические рекомендации по развитию тонкой и общей моторики у детей с нарушениями речи на занятиях по физической культуре.

Методы исследования:

1) Теоретические (анализ педагогической, медицинской, психологической, методической литературы по проблеме исследования).

2) Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования).

3) Биографические (сбор анкетных и анамнестических данных, представленных в медицинских картах детей и педагогической документации).

4) Эмпирические (наблюдение, беседа с родителями, констатирующий эксперимент).

5) Количественные (количественная обработка данных).

6) Интерпретационные (качественный анализ и обобщение результатов).

Теоретическая значимость исследования: уточнение и расширение представлений об особенностях физического развития дошкольников с речевыми нарушениями.

Практическая значимость определяется:

– экспериментальным выявлением состояния общей и тонкой моторики у старших дошкольников с речевой патологией;

– сравнением состояния психомоторики у детей с нарушениями речи и их сверстников с нормальным речевым развитием;

– определением основных направлений коррекционно-развивающей работы по эффективному развитию моторных функций у детей с нарушением речи на занятиях по физической культуре;

– разработкой комплексной программы развития общей и мелкой моторики с использованием подвижных игр, как средства физического развития детей с речевой патологией.