27.08.2010 4865

Нарушения письма у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых психических функций, затрудняющих освоение письма. В последнее время феномен дисграфии вызывает повышенный интерес исследователей в различных областях логопедии, психологии, нейропсихологии. Исследования дисграфических нарушений у учащихся на начальных этапах обучения представлены достаточно широко в научной литературе и в рамках нейропсихологии, и в логопедии, и дефектологии. Однако нарушения письменной речи у детей с аномалиями речевого развития и основные направления логопедического воздействия с целью коррекции дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи еще не достаточно освещены. Так, в настоящее время есть лишь немногочисленные научные исследования, устанавливающие связи между формой дисграфии и разновидностью патологии устной речи, недостаточно эмпирических данных и о сравнительном качественном и количественном анализе ошибок в разных видах письменных работ учащихся речевой школы. В связи с этим необходимо дальнейшее экспериментальное изучение особенностей механизмов и проявлений специфических нарушений письма у младших школьников, обучающихся в речевой школе, а также совершенствование методики логопедической работы по коррекции дисграфии у данной категории учащихся.

Рассмотрение проблемы дисграфии у детей с отклонениями в речевом развитии обусловлено также значительным распространением данного расстройства: по данным А.Н. Корнева, нарушения письма встречаются у 50% детей, обучающихся в речевых школах, а по данным Л.Г. Парамоновой дисграфия встречается у 30-40% учащихся школы для детей с ТНР. Именно поэтому необходим анализ особенностей письма у детей с общим недоразвитием речи, что позволит выявить характерные нарушения этого процесса, уточнить специфические проявления дисграфии у данной категории учащихся. Подобное исследование важно для дифференцированного подхода в работе по коррекции нарушений письменной речи у детей с недостатками речи.

Объект исследования - состояние и уровень сформированности базовых компонентов процесса письма у младших школьников, обучающихся в речевой школе.

Предмет исследования – процесс письма у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования - определение наиболее эффективных средств и методов коррекции нарушений письма у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основной целью исследования является анализ специфических нарушений письма у учащихся млад¬ших классов с ОНР и определение основных направлений логопедической работы по коррекции дисграфии.

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

1) Анализ специальной психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования.

2) Научно-теоретическое обоснование и выбор методики констатирующего эксперимента.

3) Проведение констатирующего эксперимента, то есть диагностика состояния речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих процесс письма в норме, а также изучение собственно процесса письма.

4) Анализ механизмов расстройства письма и симптоматики дисграфии у учащихся речевой школы.

5) Разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на преодоление дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР.

В исследовании используются следующие методы: биографические (сбор и анализ анамнестических данных, составление психолого-педагогической характеристики, беседа); эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический экспериментальный метод диагностических заданий); количественный (количественная обработка экспериментальных данных); интерпретационный (качественный анализ результатов эксперимента, обобщающие выводы).

Теоретическая и практическая значимость исследования:

– расширены теоретические представления о симптоматике и механизмах дисграфии у учащихся речевой школы, что будет способствовать разработке более эффективных приемов диагностики, предупреждения и коррекции нарушений письма у данной категории школьников;

– апробированы методы исследования вербальных и невербальных психических функций у младших школьников, что обусловливает повышение эффективности их применения;

– выявлена распространенность и симптоматика нарушений письма у учащихся речевой школы, а также определены механизмы данных нарушений;

– с учетом выявленных нарушений определены направления логопедической работы, подобраны методы и приемы коррекции дисграфии у детей с ТНР.

Гипотеза исследования состоит в том, что у учащихся с ОНР отмечается качественно неоднородная несформированность базовых компонентов процесса письма. Характер соотношения этих нарушений приводит к возникновению различной структуры дисграфического дефекта у детей с аномалиями речевого развития.