Некоторые особенности усвоения письма учащимися младших классов с общим недоразвитием речи (ОНР)
Согласно современным научным представлениям, усвоение письма тесно связано с различными процессами, протекающими в интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сфере (Д. Слобин), которые к началу обучения «являются незрелыми, только начинающими первый и основной циклы развития» (Л.С. Выготский). Предпосылками формирования этого вида речевой деятельности являются произвольное владение устной речью, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности (И.К. Колповская, И.В. Прищепова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина), сохранность восприятия разных модальностей, сформированность двигательной сферы, абстрактных способов деятельности и общего поведения – регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы (Л.С. Цветкова).
Усвоение письма младшими школьниками с ОНР затруднено и сопровождается стойкими дисграфическими ошибками, под которыми в настоящем исследовании понимается комплексная межуровневая языковая единица, отражающая уровень сформированности языковой компетенции (И.В. Голованова).
Нарушение усвоения письма у детей с ОНР рассматривается с позиции Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева как особое специфическое затруднение, которое обусловлено системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка. В большинстве случаев при наличии специфических ошибок в письме имеет место отставание в речевом развитии детей, которое либо проявляется в момент обследования, либо констатировалось в недавнем прошлом (Г.В. Чиркина).
С нейрофизиологической точки зрения, нарушение письменной речи носит системный характер и является результатом не только недоразвития устной речи, но и других ВПФ, личности и поведения ребенка (Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова, Ю.В. Микадзе, Л.С. Цветкова).
У младших школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии процесс овладения письмом и чтением затруднен, наблюдаются стойкие специфические ошибки письма. По данным Г.В. Чиркиной, И.Б. Карелиной, О.А. Токаревой, чтение вслух интонационно не окрашено, понимание текста ограничено, некоторым детям недоступно изложение, письменные работы превращаются в нерасчлененные комплексы букв.
Самостоятельное создание письменного текста предполагает владение речевыми средствами и требует решения целого комплекса задач: выстраивание содержания в логической последовательности, деление потока речи на отдельные единицы, построение предложений по законам грамматики, сознательный выбор нужных речевых орфографий и пунктуаций. Все перечисленные речевые операции у детей младшего школьного возраста с ОНР «находятся в зачаточном состоянии и не могут обеспечить качественного результата» (Г.Г. Мисаренко). На письме отмечаются стойкие лексические ошибки и синтаксические нарушения, искажение грамматических связей слов, несоответствие содержания текста заявленной теме; отсутствие сюжетного развития событий и логической последовательности; нарушение замкнутости смысловой системы, проникновение в нее посторонней информации, «телеграфный стиль» изложения, «несовпадение логики мысли и синтаксической структуры» (Д.Б. Эльконин). При письме младшие школьники сконцентрированы на содержании, при этом в их сознании существует понимание внешней стороны слова – обособленности и отдельности написания, речевой поток дети делят так, как им кажется правильным и удобным.
Г.А. Волкова, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, И.К. Колповская, А.В. Кроткова, А.Н. Корнев, Е. Кузнецова, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Г.Г. Мисаренко, Н.А. Никашина, Е.Н. Российская, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова отмечают сложности графического маркирования синтаксической структуры предложения, отсутствие знаков препинания, неправильное использование заглавной буквы. С лингвистической позиции указанные семантико-синтаксические и пунктуационные трудности связаны с нарушением фиксации на письме фонологически значимых особенностей интонации. Расстройство организации и оформления письменного текста у учащихся с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии является следствием несформированности интонационных средств выразительности речи. Иными словами, просматривается причинно-следственная зависимость между недостаточно сформированной интонационной стороной речи и типологическими ошибками письма у младших школьников с ОНР, имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии.
Специфика усвоения письменной речи младшими школьниками с ОНР приводит к тому, что возникает необходимость создания специальных условий для ее формирования. На современном этапе в сложившемся в логопедии подходе Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, С.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой преодоление нарушений письма базируется на коррекции фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка. В структуре коррекции письма предусматривается формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи и за счет развития умения пользоваться словообразованием, уточнение синтаксических конструкций, развитие и совершенствование грамматического оформление речи и навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой структуры высказывания.