27.08.2010 8327

Нарушения грамматического строя речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизического развития человека.

Грамматический строй речи является важнейшим условием функции речи, как средства коммуникации. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания - это кульминационный процесс формирования речи. Поэтому исследование грамматического строя у детей с нарушениями речи и определение путей логокоррекционной работы, является крайне актуальной проблемой в современной теории и практике логопедии.

Для формирования грамматического строя речи наиболее благоприятен дошкольный возраст. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. А основой для усвоения грамматического строя речи является познание отношений, связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

С точки зрения психолингвистики, при дизартрии, сочетающейся с локальным поражением (или дисфункцией) теменно-затылочных отделов левого полушария, отмечается недостаточная сформированность симультантных пространственных синтезов, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Это проявляется в затруднениях формирования высказывания и его декодирования.

Особенности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией рассматривается в ряде исследований таких авторов, как Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева. Все они указывают, что грамматический строй речи у детей со стертой дизартрией характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Но все же вопрос об особенностях грамматического строя речи у данной категории детей до настоящего времени остается одним из наименее изученных в логопедии.

Объект исследования: устная речь у детей со стертой дизартрией.

Предмет исследования: нарушения грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Субъект исследования – дети дошкольного возраста со стертой дизартрией, посещающие старшую группу, в возрасте 5-6 лет.

Целью исследования является изучение особенностей грамматического строя детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на преодоление нарушений морфологической и синтаксической систем языка у данной категории детей.

Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:

1) теоретический анализ специальной психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования;

2) определение научно-теоретических предпосылок и разработка методики констатирующего эксперимента;

3) проведение констатирующего эксперимента, то есть исследование грамматического строя у дошкольников по разработанной методике;

4) количественный и качественный сравнительный анализ особенностей грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием;

5) определение уровня сформированности грамматического строя речи у детей, участвующих в эксперименте;

6) разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на преодоление нарушений морфологической и синтаксической систем языка у дошкольников со стертой дизартрией.

Для успешной реализации поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: организационные (сравнительный и комплексный); эмпирический (констатирующий эксперимент); биографические (сбор и анализ анамнестических данных); обрабатывающие и интерпретационные (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о структуре речевого дефекта при стертой дизартрии и углублении знаний о симптоматике при данном речевом расстройстве.

Практическая значимость исследования состоит в установлении особенностей грамматического строя в экспрессивной речи при стертой дизартрии и сравнении состояния морфологической и синтаксической систем языка у дошкольников с речевым дефектом и их сверстников без нарушений речи.

Проблема исследования - определение эффективных методов и приемов по коррекции нарушений грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией и выработка методических рекомендаций по развитию морфологической и синтаксической системы языка у данной категории детей с учетом выявленной симптоматики.

Гипотеза исследования: Исходя из современных представлений об этиологии, механизмах, сущности и проявлениях стертой дизартрии, можно предположить, что в дошкольном возрасте у детей данной категории обнаруживается своеобразие в овладении грамматическим строем речи, которые требуют логопедической коррекции.