27.08.2010 7114

Особенности нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Совершенствование и развитие возможно лишь при непременном условии овладения речью.

Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Речь является важнейшей психической функцией человека - универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы - внимание, восприятие, память, мышления, воображение - опосредованы речью. Отклонение в развитии речи отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.

Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией. Как отмечают многие исследователи /Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, С.И. Маевская, 1986, 1978, 1981; Р.И. Мартынова, 1963; Л.В. Лопатина, 1985, 1989, 1988, 1991 и др./, при стертой дизартрии основным симптомом является нарушение у детей звукопроизношения. Кроме того, значительное количество речевых нарушений у данной категории детей так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей оформлять свою речь просодическими элементами языка. У детей с данной формой речевой патологии речь часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и отрицательно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

Все вышесказанное обусловливает необходимость детального практического изучения нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи при стертой дизартрии и определение наиболее оптимальных и эффективных средств коррекции выявленных нарушений.

Объект исследования – речевая деятельность детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предметом исследования являются особенности звукопроизношения и просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией.

Цель дипломной работы: выявление особенностей нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией и определение основных направлений коррекционной работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей данной категории.

Задачи исследования:

1) Изучение и анализ специальной лингвистической, логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения звукопроизношения и просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

2) Научно-теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента.

3) Экспериментальное исследование состояния звукопроизношения, а также темпа речи, тембра, силы и высоты голоса, интонации, восприятия и воспроизведения ударений и паузации у детей со стертой дизартрией и детей с нормальным речевым развитием.

4) Разработка предложений по улучшению методов логопедической работы по коррекции фонетической и просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.

Проблема исследования заключается в подборе оптимальных средств коррекции и развития звукопроизношения и просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией в системе комплексного логопедического воздействия по устранению данной патологии.

Теоретическая значимость работы заключается в углублении представлений о сущности и симптоматике стертой дизартрии и об особенностях звукопроизношения и просодической стороны речи при данной патологии.

Практическая значимость определяется целенаправленным экспериментальным исследованием состояния произношения и просодики у детей со стертой дизартрией, выявлением особенностей нарушений звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей данной категории, а также разработкой методических рекомендаций к логопедической работе по их коррекции с учетом выявленной специфики нарушений.

Гипотеза исследования: У детей со стертой дизартрией вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушено звукопроизношение и все просодические компоненты. Взаимосвязь артикуляционно-фонетических, голосовых и темпо-ритмических просодических расстройств при данной патологии и учет их состояния в коррекционно-логопедической работе могут способствовать повышению эффективности преодоления данного речевого расстройства.