27.08.2010 3905

Особенности работы по формированию звукопроизношения у слабослышащих школьников проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Устная речь является наиболее употребительным и экономным способом речевой коммуникации в нашей жизни, поэтому так важно формирование ее у детей с нарушениями слуха. Речь таких должна быть внятной, членораздельной, максимально приближаться к естественному звучанию нормально слышащих людей.

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи - одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Через всю историю сурдо¬педагогики проходит стремление сформировать даже у пол¬ностью лишенных слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно в виде устного слова. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли.

Поскольку слуховой анализатор играет первостепенную роль в развитии речи ребенка, нарушение слуха может в большей или меньшей степени препятство¬вать этому развитию.

Последствия слухового дефекта для устной речи оказываются тем более тя¬желыми, чем сильнее нарушен слух и чем раньше наступило это нарушение. Если не приняты необходимые меры, то глухота может служить не только пре¬пятствием к первоначальному развитию речи, но и причиной утраты уже сфор¬мировавшейся речи.

Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны рассматривается в различных областях науки: в физиологии (Павлов И.П., Сеченов И.М.), в психологии (Выготский Л.С., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б.), в психофизиологии (Жинкин Н.И., Кольцова М.М.), в лингвистике (Зиндер Л.Р.), в психолингвистике (Леонтьев А.Н.), в сурдопедагогике (Андреева Е.И., Белова Н.И., Рау Ф.А., Рау Ф.Ф., Шматко Н.Д. и др.).

Как отмечают исследователи, в зависимости от степени понижения слуха происхо¬дит то или иное искажение произносительной стороны речи. У детей с нарушением слуха наблюдаются искажения, пропуск, за¬мена, иногда перестановка звуков. Типичным для слабослышащего является смеше¬ние звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками. Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения.

Как отмечает Ф.Ф. Рау, от качества фонетического оформления речи слабослышащего ребенка зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения языком, выполнять роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь ребенка с нарушением слуха была фонетически внятной. Для того же, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.

Но для подлинного развития устной речи, и в частности ее фонетической стороны у слабослышащего необходимо его специальное обучение. Практикой уже давно доказано, что в ре¬зультате обучения дети с нарушением слуха способны усвоить словесную речь не только в более доступном им письменном и дактильном виде, но и в виде устного слова.

Объект исследования: устная речь слабослышащих школьников.

Предмет исследования: особенности звукопроизношения у младших школьников с нарушением слуха.

Цель дипломной работы: выявление состояния звукопроизношения у детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией и определение основных направлений коррекционной работы по формированию звукопроизношения у слабослышащих учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1) проанализировать специальную психолого-педагогическую, лингвистическую, логопедическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) экспериментально изучить состояние звукопроизношения у слабослышащих школьников;

3) разработать программу коррекционного воздействия, направленного на развитие и коррекцию фонетической стороны речи у младших школьников с нарушением слуха.

Методы исследования:

– Изучение и анализ литературы.

– Наблюдение.

– Организационные (сравнительный, комплексный).

– Биографические (анализ анамнестических данных).

– Эмпирические (констатирующий эксперимент).

– Обрабатывающие (количественный анализ).

– Интерпретационные (качественный анализ).