14.01.2011 42201

Сущность языка и речи (лекция)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Исходные предпосылки

2. Гносеологические определения

3. Онтологические определения

4. Прагматические определения

5. Многокачественная природа языка

6. Основные этапы порождения речи

Литература

 

Ключевые слова: объект и предмет языкознания, границы науки о языке, язык и речь, антиномия, дихотомия, гносеологический, онтологический, прагматический, системное образование, единицы языка, единицы речи, источник инноваций, обновления, развития языка, мышления, сознания; целостная наука, многокачественная природа языка.

 

1. ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

 

Проблема объекта и предмета в современной лингвистике главным образом связана с необходимостью установления границ науки о языке и с определением ее основных категорий, понятий и единиц.

Разграничивая язык и речь, не следует их противопоставлять, поскольку они представляют собой две стороны одного и того же феномена – специфического вида человеческой деятельности, обеспечивающей общение и мышление людей. Такое разграничение необходимо для любого исследования уже потому, что «исторически факт речи всегда предшествует языку» (Ф.де Соссюр), а единицы языка вычленяются из речи; речь содержит в себе нечто спонтанное и живое, она нечто большее, чем язык. Речь организуется более или менее по законам языка, который она сама создала (А.Сеше). В основе любой лингвистической теории должно находиться первичное, большее, общее, т.е. речь (В.А.Звегинцев). Главной задачей языковедения является не только и не столько описать систему языковых средств, сколько исследовать механизмы деятельности языка, не устраняясь от его первоосновы, поскольку речь – место встречи языка с мыслью (А.А. Потебня, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Звегинцев и др.). Таким образом, лингвистика изучает две ипостаси одного и того же объекта.

Разграничение языка и речи, введенное Ф.де Соссюром,основано на бинарных противопоставлениях их отличительных признаков, образующих дихотомии или антиномии.

1) Язык – явление психическое, а речь – психофизическое.

2) Язык есть система знаков, а речь асистемна, поскольку представляет собой некий «сверхъязыковой остаток» речевой деятельности.

3) Язык - социальное явление, речь – индивидуальное.

4) Язык есть форма, речь –субстанция, поскольку включает в себя звуки и значения.

5) Язык – сущность, речь – явление.

В послесоссюровском языкознании эти антиномии были дополнены другими. Самые важные из них следующие:

- Язык – нечто общее и абстрактное, а речь – частное и конкретное (Н.С.Трубецкой).

- Язык постоянен, а речь преходяща, переменна (Н.С.Трубецкой, Л. Ельмслев).

- Язык - код, система, речь - ее реализация, текст; сообщение.

- Язык - потенция, речь – ее актуализация.

- Язык - инвариант, речь - вариант.

Эти определения выделяют лишь один из признаков дихотомии «язык – речь», не учитывают основного признака оппозиции – « процессуальности». Л.В. Щерба попытался устранить этот просчет, предложив различать «обработанный лингвистический опыт» и «процесс говорения», что перекликается с гумбольдтовским пониманием языка как статического явления, речи – как динамического.

Перечисленные толкования проблемы соотношения языка и речи - основа основ всего учения выдающегося швейцарского ученого, определившего характер развития лингвистической мысли в 20-м веке.

Н.А.Слюсарева считает целесообразным рассматривать соссюровские дихотомии в трех ракурсах: гносеологическом, онтологическом, прагматическом.

 

2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Гносеологические определения связаны с тем, что язык и речь соотносятся как общее и частное. Язык – явление психическое, результат типизации и обобщения частных речевых актов. Язык рассматривается как абстрактное явление, а речь – как конкретное. Абстрактное понимается как мысленное, понятийное, а конкретное приобретает чувственно-созерцательную данность речи. Абстрагирование связано не со случайными и единичными фактами, а с идеальным отражением их связей и отношений в сознании человека. Это порождает конкретную систему данного языка.

Обобщение и абстрагирование связаны с отграничением языка ( и его единиц) как существенного от всего несущественного. Язык рассматривается как сущность, а речь как явление. Сущность – это внутреннее строение, нечто наиболее важное, значительное, закономерное. Явление – это форма выражения сущности.

 

3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Онтологические определения ориентированы на «предметные» свойства языка и речи, указывающие на сферы их локализации, устройство и роль в осуществлении речевой деятельности.

Понимание языка как психического феномена восходит к трудам Г. Штейнталя, А.А. Потебни и др. На рубеже 19 и 20 веков происходит существенная модификация их концепции: психическое начало в языке стало пониматься как социальное. В работах И.А. Бодуэна де Куртене и Ф.де Соссюра язык понимается как социально-психическое образование. Однако этот подход нельзя считать полным, поскольку в языке обнаруживается ряд других конструктивных свойств собственно лингвистического характера. Таким же односторонним является и толкование исключительно физиологических свойств речи.

Более достоверным следует считать рассмотрение проблемы соотношения языка и речи как виртуального (того, что потенциально содержится в сознании человека) и актуального (непосредственно воспринимаемого, материального).

Язык – это системное образование, единицы которого находятся в закономерных отношениях, взаимно обусловливая друг друга.

Понимание речи как текста позволяет изучать разные способы функционирования языка. Толкования речи с точки зрения теории функций либо сужают ее рамки, либо переводят речь в сферу прагматической лингвистики (сферу применения речи, ее отношение к говорящему и слушающему и т.п.) Не является исключительно речевым свойством и синтагматика: синтагматические отношения – важный аспект языковой системы.

В современной лингвистике широкое распространение получила интерпретация языка как инварианта (стабильной, устойчивой части речевой деятельности), а речи как вариантных реализаций языка.Вместе с тем нельзя отрицать вариантности языковых средств общения и наличия устойчивых механизмов построения конкретных речевых актов.

 

4. ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Прагматические определения уточняют понимание языка и речи с точки зрения их функционирования, назначения и цели существования.

Важнейшими дихотомиями в этой группе следует признать противопоставление языка и речи по следующим трем направлениям: социальное – индивидуальное; узуальное – окказиональное; код – сообщение.

Главное назначение языка и речи – обеспечивать существование человеческого общества

Различные виды речевого общения служат взаимодействию, взаимопониманию и координации речевого поведения членов соответствующего этнокультурного сообщества и в этом смысле выступают его структурообразующими элементами. В процессе речевого общения происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм и знаний; в ходе коллективной обработки информации складываются и совершенствуются формы человеческого мышления, происходит духовное освоение мира.

 

5. МНОГОКАЧЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЯЗЫКА

 

Количественный спектр функций языка и речи и характер их взаимосвязи пока не определен. Г.В. Колшанский выделяет лишь одну функцию - коммуникативную, включающую в себя все возможные виды использования языка в человеческом обществе. По мнению, С.Д. Кацнельсон основными функциями языка являются номинативная, основанная на репрезентативной функции словесного знака, и синтаксическая (сочинительно-оранжирующая). Другие ученые выделяют свыше десяти функций: коммуникативную, мыслеформирующую, когнитивную, номинативную, эмотивную, экспрессивную, поэтическую, метаязыковую, прагматическую, фатическую (контактоустанавливающую), дейктическую (указательную) и др. Список остается открытым. Он подвергается аргументированной критике: эти функции не являются однопорядковыми; некоторые из них рассматриваются как разновидности основных – коммуникативной и мыслеформирующей.

Достаточно трудно разграничить функции языка и функции речи, поскольку язык выполняет свое назначение в процессе речевого общения. Однако попытки такого разграничения имеют место, Так, А.А. Леонтьев выделяет из общего списка функции речи и относит к ним магическую (табу и эвфемизмы), диакритическую (компрессия речи, например, в телеграммах, конспектах и т.д.), экспрессивную, эстетическую (поэтическую) и др. В.А. Аврорин выделил четыре функции языка: коммуникативную, экспрессивную (выражения мысли), конструктивную (формирования мысли) и аккумулятивную (накопления общественного опыта и знаний) и шесть функций речи: номинативную, эмотивно-волюнтативную, сигнальную, поэтическую, магическую и этническую. По мнению исследователей, эта проблема требует дальнейшего изучения.

Объяснение сущности языка с методологических позиций отдельного взятого направления (биологического, психологического или социального) становится в настоящее время явно неудовлетворительным, поскольку природа языка, его эволюционные и функциональные механизмы так же сложны и многообразны, как и сам человек, специфическим видом деятельности которого язык является. Поэтому сущность языка может быть раскрыта лишь в процессе познания речевого онтогенеза человека, при использовании данных генетики, психофизиологии, нейропсихологии и т.п. Такое осмысление сущности языка обещает приблизить нас к истине, хотя, как отмечают исследователи, в настоящее время оно представлено не столько достоверными выводами, сколько острыми дискуссиями и предположениями. О размахе и остроте споров может дать представление дискуссия между Н. Хомским, Ж. Пиаже и Ф. Жакобом. Теоретической основой данного подхода послужили исследования российских нейролингвистов под руководством А.Р. Лурия.

В центре обсуждения оказывается гипотеза Н. Хомского о врожденности «глубинной грамматической структуры» как специфического устройства человеческого разума, служащего механизмом овладения конкретным языком. Врожденную языковую способность он сравнивает с врожденностью зрительной системы. «Биологические основания» такого понимания находят в анатомии и функционировании человеческого мозга. Язык в этом случае предстает как средство выражения познавательных функций мозга, таких, как категоризация (обобщающие объединения однородных явлений в классы или разряды) и переработка информации, поступающей извне.

Возникают вопросы: как поступает информация извне? Какие механизмы человеческого мозга обеспечивают ее переработку? Каким образом эта информация получает языковое выражение? Ответить на эти вопросы или хотя бы приблизиться к истине помогает нейрофизиология, изучающая человеческий мозг – важнейшую составляющую центральной нервной системы, которая и воспринимает поступающую извне информацию. Происходит это благодаря миллионам рецепторов человеческого организма, постоянно следящих за изменениями внешней и внутренней среды. Воспринимаемые раздражения передаются в клетки нашего организма. Сотни тысяч клеток, называемых мотонейронами, управляют движениями мышц и секреций желез. А связующая их сложная сеть из миллиардов клеток, называемых нейронами, непрерывно сопоставляет сигналы от рецепторов с сигналами, в которых закодирован прошлый опыт, и обрушивает на мотонейроны команды для соответствующей реакции человека на раздражение среды. Человеческий мозг представляет собой совокупность миллиардов нейронов, образующих сложно переплетенные сети. Поэтому сигнал, поступивший от рецептора, мгновенно взаимодействует с миллиардами других, полученных системой раньше.

Мозг располагает двумя типами кодов, двумя «алфавитами»: ДНК и белковым. Перевод или перекодировка последовательности ДНК в белковый сопоставимы, по мнению биолога Ф.Жакоба, с сообщением по системе Морзе. Оба типа «алфавитов» служат, по мнению ученых, генетическим языком человека, обнаруживающим изоморфизм, то есть принципиально сходное устройство с естественным языком. Одни исследователи объясняют такой изоморфизм сходством функций генетического и естественного языков – хранить и передавать информацию; другие, например, Р. Якобсон, придерживаются мнения, согласно которому сходство этих языков обусловлено их «родственными отношениями», что языковой код возник по образу и структурным принципам кода генетического. С определенной условностью можно утверждать, что единицы низшего уровня генетического кода - нуклеотиды – напоминают единицы низшего уровня языкового кода – фонемы. Их сближает многое: они лишены собственного значения и служат «материалом» для образования минимальных значимых единиц. В генетическом коде такими минимально значимыми единицами являются энхансоны с довольно ограниченной сочетаемостью. Допускается аналогия между ними и морфемами языкового кода. Выше располагаются единицы, образованные комбинациями элементов предыдущего уровня: в генетическом коде – промоторы, терминаторы, энхансонные модули, а в языковом – слова.. Сочетаемость этих единиц в генетическом коде синтезирует белок, в языковом – предложение. Наконец, молекула ДНК – своеобразный текст генетического кода.

Дальнейшее изучение подобного изоморфизма обещает расширить наши знания о закономерностях накопления, хранения и переработки информации, связанных с мышлением.

Мышление и язык возникли в результате единого эволюционного процесса, Звуковой язык появился вместе с возникновением человека. Он формировался на основе уже имевшихся голосового и слухового аппаратов. В процессе эволюции человека звуковые сигналы превращались в сложнейшую систему символов, знаков, наиболее совершенными из которых являются языковые знаки. Очевидно, изначально эти знаки имели прямые связи с предметами окружающего мира. Затем произошли замещение и полное вытеснение реальных связей условными, в результате чего знаки стали воспроизводимыми. Это свойство необходимо не только для того, чтобы, подобно генетическому коду, хранить и передавать информацию, но и для выполнения естественным языком общественных функций. Свойство изоморфизма генетического и языкового кодов объясняется, по мнению ученых, единством глобального эволюционного процесса. Тем не менее рассматриваемые аспекты сущности языка не должны создавать иллюзии о «биологической» природе языка. Это скорее биологические предпосылки, обеспечивающие возникновение и функционирование человеческого языка: генетическая база человека позволяет включиться в социальную сферу жизни и обрести язык как средство формирования мысли и общения. Сущность языка в плане его возникновения и с точки зрения функционирования определяются тесным сплетением биологических, психологических и социальных факторов. Ими объясняются многие «живые» процессы, происходящие в современном языке. Так, например, Б.А. Серебренников биологическими особенностями человеческого организма объясняет тенденцию к экономии звуковых средств, Человеческий язык противится чрезмерной детализации, поэтому в языке ограниченное количество звуковых и грамматических средств (фонем, падежей, грамматических времен и т.п.) Действие этой тенденции обнаруживается и в стремлении облегчить произношение (ассимиляция, диссимиляция, упрощение групп согласных, редукция гласных в безударных слогах и т.п.). Нейрофизиологические законы лежат в основе восприятия окружающего мира. Наиболее ярким примером этого является типизация – сведение некоторого множества языковых явлений к небольшому числу типовых образов, моделей (части речи, образцы склонения и спряжения, модели словообразования и т.п.). Огромное значение в жизни языка имеют психические законы и прежде всего законы ассоциации и аналогии. Они проявляются в семантике языка, в сфере фонологии, лексикологии, фразеологии, словообразования, грамматики и т.д. И, наконец, сущность языка определяется его внутренними законами, которые обнаруживаются в различного рода изменениях (фонетических, морфологических и д.), а также в особенностях его употребления.

 

6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОРОЖДЕНИЯ РЕЧИ

 

Порождение речи происходит в процессе речевой деятельности, направленной на вербализацию мысли. Это путь от мысли к слову, который состоит, в основном, в подготовке речевого высказывания. А.Р. Лурия выделяет на этом пути четыре этапа: 1-й – это мотив и общий замысел; 2-й – этап внутренней речи; 3-й – формирование глубинной синтаксической структуры; 4-й – развертывание внешнего речевого высказывания. Различаются две стадии порождения речи: довербальная, связанная с появлением у говорящего замысла; и вербальная, когда личностные смыслы обретают словесное выражение. Названные стадии затрагивают работу правого и левого полушария коры головного мозга в их тесном взаимодействии. При этом каждое из полушарий отвечает за «свой» участок речемыслительной деятельности. На «внутреннем экране» правого полушария проносятся образы, картины, рисуется воображаемая ситуация, а на «дисплее» левого полушария возникают не столько смутные образы, сколько подписи под ними. Взаимодействие левого и правого полушарий подчиняется в процессе речепорождения одной главной цели: переводу мысли в речь. Преобразование мысли в речь сопряжено с трансформированием многомерного мыслительного образа в одномерное, линейное высказывание

Замысел – результат довербального мышления, когда происходит осмысление предмета речи при помощи неязыковых знаков – предметных, образных, ситуативных. Этот этап речевой деятельности психолингвисты называют мотивационно-побуждающим уровнем, в котором сплетаются потребность, предмет и мотив. Говорящий знает о чем, а не что говорить.Вторая стадия называется формирующей, когда происходит формирование мысли в логическом и языковом аспектах. Программа этой стадии призвана раскрыть замысел, расположив личностные смыслы в логической последовательности, она отвечает на вопрос «Что и в какой последовательности сказать?

На языковом подуровне формулируется мысль. 1. Включается механизм синтаксирования, то есть структурируется схема предложения лишь из словоформ, открывается поле действия для лексики. 2. Схема предложения заполняется соответствующими словами, происходит «перевод» личностных смыслов в языковые значения, понятные всем членам данного языкового коллектива. 3. Процесс порождения речи завершается ее озвучиванием.

В.фон Гумбольдт отмечал, что не единицы речи строятся из предшествующих единиц языка, а единицы языка возникают из единиц речи. Единицы речи, как и речь в целом, - это не простой результат функционирования единиц языка; они всегда нечто большее, чем функционирующие единицы языка, поскольку являются ситуативно обусловленными образованиями, источником инноваций, обновления и развития языка. Ситуативность речи (в том числе – речевых единиц) – основа понимания в процессе общения, поскольку включают в себя: а) экстралингвистические условия речевого акта; б) коммуникативные пресуппозиции; в) эмотивный фон; г) прагматический контекст. По В.А. Звегинцеву, единицы языка располагаются в координатах синтагматики, парадигматики, эпидигматики и семантики, а единицы речи, кроме того, находятся еще и в координатах п р а г м а т и к и. Из этого положения вытекает важный в методологическом плане постулат общего языкознания: лингвистика должна изучать не двуединство «язык – мышление», как это традиционно представлено в учебниках по введению в языкознание, а взаимодействие четырех «участников» речемыследеятельности – языка, речи, мышления и сознания. Несмотря на необходимость различения языка и речи, следует помнить: целенаправленность, осмысленность и ситуативность единиц речи обеспечивается, главным образом, «правильностью» языка. Речь и язык соотносятся как цель и средство, что делает лингвистику целостной наукой, изучающей многокачественную природу естественного языка (в противовес предложению некоторых ученых «узаконить» две науки: лингвистику языка и лингвистику речи).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Будагов Р.И. Что такое общественная природа языка? // Вопросы языкознания. 1975. №3. - С.27-39.

2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.,1980.

3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,1982.

Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. - М., 2001. - С.7-19, 271-284.

4. Николаева Т.М. «Скрытая память» языка: попытка постановки проблемы // Вопросы языкознания. 2002. №4.

5. Общее языкознание: Внутренняя структура языка. - М.,1972.

6. Онтология языка как общественного явления. - М., 1983. - С.3-36.

7. Панфилов В.З. О некоторых аспектах социальной природы языка // Вопросы языкознания.1982. №6. - С.28-44.

8. Попова З.Д. Общее языкознание. - Воронеж, 1987.- С.6-40.

9. Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. - М.,1983.