23.07.2012 1822

Место Кристофа Хайна в немецкой литературе последней четверти ХХ века

 

«Какие же принципы определяют сущность поэта, литератора? Принципы эти - познание и форма, то и другое одновременно. Особенное состоит здесь в том, что для него они органически сливаются в единое целое. Так что одно обуславливает, вызывает, требует другое. В этом единстве для него все: интеллект, красота, свобода. Там, где нет такого единства, вступает в свои права глупость, будничная человеческая глупость, проявляющаяся и в отсутствии формы, и в отсутствии познания...» Т.Манн.

Известный драматург Петер Хакс в речи, посвященной присуждению Хайну очень значительной литературной премии Г.Манна в 1982 году говорил: «Значение этого автора для литературы ГДР запоздало, но оно было вовремя оценено». Эту премию Хайн получил за пьесы и первый сборник рассказов. Необходимо отметить, что творческая позиция Хайна как художника, мыслителя и гражданина конечно претерпевала изменения на каждом этапе его творчества. Думается, что сложный, противоречивый процесс мировоззренческого поиска писателя несомненно обусловлен глубочайшей дезориентированностью общества последней четверти ХХ века. Эпоха слишком частой смены ориентиров, годы безвременья, неудавшийся эксперимент построения социалистического государства, наконец крушение Суперсистемы, которая при всей апокалипсичности обозримых и необозримых перспектив, была формой стабильности, пусть и эфемерной - все эти факторы оказали влияние на конфликтный процесс обретения Хайном идейно-эстетической позиции, чей творческий путь начинался в ГДР в период так называемого Великого Противостояния. Когда же один из державших друг друга динозавров рухнул, другой просто не мог не зашататься. Восток и Запад были травмированы фарсовым финалом Великого Противостояния, который явственно обозначил даже не тщету усилий, а их изначальную ненужность. Хайн явился свидетелем трёх этапов современной истории: Трагикомедии Вражды, переросшей в Комедию Сотрудничества и завершившейся Фарсом Победы. В целом же то была грандиозная Идеологическая Комедия, испепелившая все убеждения, все надежды, все утопии мироустройства. К.Хайн - с самого начала провозгласивший своим принципом «открытое творчество» и во времена Великого Противостояния считавшийся писателем оппозиционным и критическим по отношению к официально признанной литературе ГДР, в эпоху мировоззренческого кризиса последнего десятилетия ХХ века своим оригинальным творчеством подтверждает слова, сказанные однажды А.И.Герценом: «Писатели - не врачи общества. Они - его боль».

Говоря о своей пьесе «Лассаль» («Lassalle»,1981), Хайн, по нашему мнению, делает очень важное замечание: «Я принадлежу к мелкой буржуазии по профессии, по происхождению; всё, что близко мелкому буржуа Лассалю, близко и мне. Мне даже кажется, что литература только тогда становится литературой, когда автору удается привнести себя в каждый свой текст». В пьесе «Лассаль» автор раскрывает тему, являвшуюся в то время едва ли не самой важной для интеллигенции по обе стороны Берлинской стены: интеллектуал Лассаль ощущает внутреннюю дисгармонию из-за того, что живет не так, как следует, потому что его призыв тем, кто питает надежду, не только не находит отклика, но и ведёт к его самотчуждению: так как жизнь для других идёт за счёт своей жизни. Признание, что он необходим тем, кто надеется на него, оказывается ненужным и оборачивается отчаянием. Такая пессимистическая «обоснованная безнадёжность» салонного революционера Лассаля стала, вероятно, причиной задержки постановки этой пьесы в ГДР. В пьесе Хайн играет автобиографическими фактами, которые преломляются в гранях биографии Лассаля, акцентируемые автором и объективирующие авторскую индивидуальность. Ни в коей мере не посягая на авторскую самобытность, на право обладания творческим суверенитетом, необходимо, как нам кажется, в вопросе об авторской индивидуальности принять во внимание точку зрения Ю.Тынянова, по его мнению - авторская индивидуальность есть «не нечто, подобное авторскому замкнутому пространству, в котором налицо то-то, она скорее ломаная линия, которую изламывает и направляет литературная эпоха». И поэтому и «Лассаль», и каждое литературное произведение Хайна рассматривается нами как звено историко-литературной эпохи, «звено процесса» по определению данной категории, предложенному Н.В.Даргомирецкой в статье «Художественное произведение как звено литературного процесса». «Самое крупное звено процесса, - читаем в статье, - литературное направление (эпоха, регион), затем в порядке уменьшения: школа, течение, литературное поколение, творчество писателя, произведение и, наконец, содержательная форма произведения, как самое малое звено процесса, однако принципиально тождественное и самому большому его звену».

К.Хайн родился в 1944 году в силезской пограничной деревне Хайнцендорф (в настоящее время - территория Польши) в семье священника. Писатель заметил как-то: «Я был увезен оттуда в возрасте девяти месяцев... тем не менее, на мне лежит отпечаток Силезии». Здесь и далее перевод автора - И.Г. «Место, где родился Хайн, говорит о его особом трехмерном культурном происхождении, немецко-польско-еврейском», замечает литературовед Г.Дроммер в послесловии к первому хайновскому сборнику рассказов «Приглашение на утренний королевский прием» (1980). Так это или нет? В одном из своих эссе Хайн также писал о таком этническом смешении. «Он (упомянутый этнический фактор - прим. автора), конечно играет роль в моем творчестве, но еще большую роль играет немецкая история. Я родился в Силезии в 1944 году, в конце войны. Были соответствующие изменения, также и географического характера. Через год моя семья переехала на территорию ГДР, сначала в Тюрингию, затем в Саксонию. К тому же, я происхожу из семьи пастора». Хайн дает понять, какое огромное значение для всей его жизни имеет его происхождение. В семье, где конечно почитались религиозные заповеди, мальчику с детства прививались понятия Добра и Зла, уже маленьким Хайн получил от отца определение этих понятий и стремился в дальнейшем постичь, прояснить их соотношение. Факты автобиографии имеют важное значение для К. Хайна, творчество которого во многом обусловлено его жизнью, о которой мы расскажем ниже: происхождением (по его замечанию, «большинство немецких писателей - из семей священников»), воспитанием, обучением в классической гимназии, где изучались древние языки, изучением логики и философии, работой в театре, историей и культурой Германии, общественно-политической и культурной жизнью страны.

Большую ценность для исследования творческого поиска К.Хайна представляют высказывания самого писателя. Мы обращаемся в этой связи к его многочисленным эссе, размышлениям, его интервью в немецкой прессе и сборниках «Работать гласно» «Oeffent1ich arbeiten», (1987), «Пятое арифметическое действие»(«Die fuenfte Grundrechenart»), (1990).

Хайн сменил несколько профессий, что свидетельствует о трудностях, с которыми он сталкивался в ГДР: был монтажником, продавцом книг, ассистентом режиссера у Бенно Бессона в Народном театре Берлина. В тот период будущего писателя мучает неопределенность, но в душе его зреет мечта об искусстве. «Я всегда хотел быть поближе к театру, так как хотелось работать в драматургии, и мне была важна связь с театром. Но я хотел попасть только к лучшему режиссеру, а лучшим тогда был Бессон... Мне просто повезло, что он взял меня ассистентом», говорит Хайн. Как отмечает сам писатель, из стремления к знаниям впоследствии ему удалось поступить на философский факультет Лейпцигского университета, где он с 1967 по 1971 год изучал историю, философию и логику сначала в Лейпциге, а затем в Берлине, в Гумбольдском Университете. Из-за «неподходящего» происхождения в течение семи лет Хайн не мог поступить в институт кинематографии на отделение «драматургия». «Я был туда все-таки зачислен, но с учебой не заладилось, и я догадался, что со своим происхождением, со своей биографией не могу рассчитывать на учебу в области искусства. Тогда я решил изучать философию, но через два-три года это наскучило мне, и я стал заниматься логикой - это более математическая, более точная наука».

В 1971 году Хайн возвращается в Народный театр и работает сотрудником литературной части, а с 1973 года - автором-постановщиком пьес театра. В 1974 году Хайн подписывает свой первый договор на создание пьес. 25 сентября того же года в Народном театре состоялась премьера спектакля «Шлетель, или Ну и что же» (Schloetel oder Was soils) и полуофициальное представление одноактной детской пьесы «Голодный Хеннеке» «Vom hungrigen Hennecke». Но во второй половине 1979 года из пятнадцати запланированных драматических произведений Хайна не ставится ни одна. Когда в знак протеста против постоянной корректировки постановок «сверху» из театра были вынуждены уйти некоторые друзья и коллеги Хайна, включая Бенно Бессона, он также покидает театр и с этого времени занимается только свободным литературным творчеством.

Данные биографические факты свидетельствуют о том, что творческий путь Хайна как «звено процесса», звено историко-литературной эпохи, был очень противоречив. Начало этого пути выпадает на период истории, когда главенствующую роль в процессе играла идеология, причём как таковая. Существовавшая Суперсистема в своей абсолютности и глобальности, можно сказать, была классическим образцом, как модернизма, так и постмодернизма, их перерастания из одного в другой, являлась моментом перехода от одного к другому. В ту пору искусство часто, слишком часто использовали или даже проституировали в идеологических, в политических и вообще во всяких прочих «целях»; насиловали его, а с его вольной или невольной помощью и всё вокруг. Однако, если в автомобильных авариях гибнут миллионы, значит ли это, что автомобиль является орудием смертоубийства? Не было ли это причиной того, что Хайн, удручённый идеологическим гнётом в стенах университета, перестает писать, и возобновляет творчество только через год после его окончания? «На мое творчество учеба не оказала благотворного действия, скорее наоборот», признается писатель. Не потому ли, много позднее, в 1989 году из-под пера Хайна выходит рассказ «Аккомпаниатор» «Der Tangospieler», повествующий о судьбе университетского профессора, раздавленного в тисках тупой и беспощадной идеологии?

 

АВТОР: Гладков И.В.