28.08.2012 4198

Типы классификаций имён существительных, называющих орудия труда

 

Слова как названия определённых денотатов объединяются в различные группы. В литературе вопроса выделение в классе субстантивов - названий орудий труда различных групп происходит по разным параметрам:

а) по словообразовательным;

б) по тематическим;

в) по логико-семантическим.

А. Классификации по словообразовательным параметрам.

Н.П. Маменко     предлагает выделять две группы в общем массиве слов этого класса в зависимости от категориальной принадлежности мотивирующей основы (существительное или глагол):

- отглагольные образования (резец, насос, опрыскиватель, волокуша);

- от субстантивные образования (пробочник, ракетница, болотник).

К словам с субстантивной мотивацией Н.П. Маменко относит: - Существительные, мотивированные непосредственно существительными (наручники, напёрсток, огниво);

2. Семантические конденсаты (болотник, ижевка, винтовка) (Маменко, 1985).

Б. Классификации по тематическим параметрам.

Т.А. Шиканова предлагает тематическую классификацию, связанную с применением и особенностями функционирования орудий, и выделяет 10 подгрупп имён:

- названия орудий ручного физического труда;

- наименования колющего оружия;

- имена снарядов;

- названия огнестрельного оружия;

- наименования музыкальных инструментов;

- имена примитивных средств передвижения;

- имена конных средств передвижения;

- названия механических орудий;

- наименования механизированных средств передвижения; 10) названия автоматических устройств.

В. Классификации по логико-семантическим параметрам.

Выводы, к которым пришла Т.А Шиканова, позволили ей говорить о существовании логико-семантической классификации внутри тематической группы орудийных имён. Анализ орудийных имён с точки зрения выполнения называемыми предметами связующей функции в орудийной ситуации привёл к выделению 3 групп, которые получили следующие названия:

- собственно-орудийные имена, включающие наименования орудий, являющиеся продолжением человеческой руки, характеризующиеся пассивностью в орудийной ситуации (лопата, багор, сабля, грабли);

- субъектно-орудийные имена, денотатам которых может быть в определённом смысле приписана роль источника действия, т. е. субъекта (пистолет, пушка, труба, скрипка, свирель);

- орудийно-субъектные имена, объединяющие механические орудия, механизированные средства передвижения и автоматические устройства (пресс, насос, катер, робот, танк) (Шиканова, 1990).

Каждая из представленных выше классификаций выделяет какой-либо один из аспектов значения названий орудий: категориальную принадлежность мотивирующей основы, принадлежность к той или иной тематической группе, выполнение называемым предметом связующей функции в орудийной ситуации.

Выбранный нами аспект исследования определил в качестве первичного подхода к материалу тематическую классификацию и позволил провести первичную тематическую классификацию материала. При тематической классификации многочисленные лексемы объединяются в несколько тематических групп на основе их соотнесённости с субъектами реального мира, с определённой предметной областью, тематической сферой. Д.Н. Шмелёв указывал, что исследования словарного состава языка подкрепляют утверждения о целесообразности объединения лексики в тематические группы: «...Для лингвистического исследования выделение таких тематических групп, внутри которых слова объединены какими-то формальными приметами, имеет первостепенную важность» (Шмелёв, 2003, с. 114).

В этой связи Э.В. Кузнецова утверждала, что «единство элементов тематических групп определяется, прежде всего, денотативным фактором, общностью самих явлений» (Кузнецова, 1989,с. 72).

Тематические группы - это объединения лексем, обозначающих определённую предметную область. Выделение этих групп основано на внеязыковых критериях, и, в основном, в составе тематических групп реализуются родовидовые связи денотатов. В то же время исследуемый материал изучается в рамках словообразовательной категории. В нашем материале исходный тематический признак формулируется как «орудие труда» - предмет, приспособление, инструмент, прибор, аппарат, машина, при помощи которого осуществляется какая-то работа.

Согласно с принятым в работе пониманием словообразовательной категории и материалом исследования, в пределах СК суффиксальных названий орудий труда объединяются суффиксальные субстантивы, которые содержат общий словообразовательный компонент «орудие», выраженный в форманте, обладающие мутационным словообразовательным значением и образованные от глаголов и существительных.

На первом уровне членения основанием для дифференциации послужил родовидовой тематический дифференциальный компонент. В результате исследуемая СК была разделена на 3 тематические группы по родовидовому тематическому признаку:

- ТГ «Сельскохозяйственные орудия труда»;

- ТГ «Бытовые орудия труда»;

- ТГ «Промышленные орудия труда».

Мы полагаем, что названные тематические группы суффиксальных орудий труда в целом составляют словообразовательную категорию, так как исследуемые субстантивы:

- объединяются общностью части речи;

- содержат общий семантический словообразовательный компонент «орудие», выраженный в форманте;

- образуют совокупность мотивированных слов разных словообразовательных типов.

Каждая тематическая группа одновременно является словообразовательной подкатегорией (СПК). СК названий орудий труда представлена СПК «Сельскохозяйственные орудия труда», СПК «Бытовые орудия труда», СПК «Промышленные орудия труда.

На втором уровне членения внутри каждой частной словообразовательной подкатегории была произведена дальнейшая дифференциация по родовидовому семантическому признаку.

В каждой СПК нами были выделены лексико-семантические группы. Лексико-семантическая группа (ЛСГ) - самая обширная по объему своих членов организация слова, которая объединена общим (базовым) семантическим компонентом.

Лексико-семантические группы, по мнению Э.В. Кузнецовой, обладают рядом общих лингвистических характеристик:

- основная парадигматическая особенность слов одной ЛСГ заключается в том, что в их значении имеется единая категориальная лексическая сема;

- наличие однотипных, повторяющихся сем делает все слова в пределах группы связанными определёнными оппозициями;

- сходство слов, относящихся к одной ЛСГ, проявляется в однотипности их синтагматических характеристик (Кузнецова, 1989).

Так, СПК «Сельскохозяйственные орудия труда» формируется следующими ЛСГ: ЛСГ «Ручные сельскохозяйственные орудия» и ЛСГ «Сельскохозяйственные машины - орудия»; СПК «Бытовые орудия труда» формируется

ЛСГ «Ручные бытовые орудия», ЛСГ «Бытовые приспособления» и ЛСГ «Бытовые приборы»; СПК «Промышленные орудия труда» формируется ЛСГ «Промышленные приборы, аппараты» и ЛСГ «Промышленные машины - орудия».

На третьем уровне членения дифференциация изучаемых лексем произведена на основании словообразовательного признака в зависимости от частеречной принадлежности мотивирующего слова - девербативы и от субстантивы: v + л и S + д. Далее каждая подгруппа дифференцируется в зависимости от реализации СТ или СМ в рамках суффиксального способа словообразования: v + лк(а), v + ник, v + тель, v + чик/щик, v + к(а), v + ок, v + атор, v + льник и S + атор//тор, S + ёр, S + к(а), S + чик.

Таким образом, предложенная нами классификация названий орудий является комплексной, она учитывает разнообразные признаки (тематический, семантический мотивационно-частеречный, словообразовательный) и построена иерархически.

 

АВТОР: Толстова Н.А.