28.08.2010 5589

Нарушения письма у младших школьников общеобразовательной школы и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность проблемы. Более 100 лет существует учение о нарушениях чтения и письма, но и до настоящего времени остаются актуальными вопросы профилактики, диагностики и коррекции этих нарушений.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них наиболее распространенными являются нарушения овладения чтением и письмом.

Проблема изучения нарушений письма у детей очень актуальна для школьного обучения. «Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли - показатель культурного уровня человека» [Л.Г. Милостивенко, 1995, с.11]. В общей системе формирования орфографических умений и навыков важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями «правильная речь», «литературная языковая норма».

В отечественной логопедии в центре внимания стоит проблема углублённого, дифференцированного анализа природы данного нарушения. Подчёркивается важность работы, направленной на наиболее раннее обнаружение недостаточного развития предпосылок к освоению навыка письма. Разрабатываются практические рекомендации и методы по предупреждению нарушений письменной речи. И, тем не менее, в последние годы значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в овладении грамотой, растет и сеть дошкольных и школьных коррекционных учреждений, а ведь нарушения письма отрицательно сказывается на овладении детьми всей школьной программой. В настоящее время, по данным И.Н. Садовниковой [1993] - 28%, а по данным Л.Г. Парамоновой [2001] - 30% школьников массовой школы имеют нарушения письменной речи. Данные цифры дают наглядное представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в специализированной логопедической и психолого-педагогической помощи.

Стойкие нарушения письма могут возникать у детей с нормальным интеллектом, с полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность частных психических процессов, ничем не проявляющаяся в повседневной жизни, но создающая серьезные препятствия к овладению навыками орфографии. Над данной проблемой работали и продолжают работать многие авторы, такие как И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова [1968], А.В. Ястребова [1978, 1996], И.Н. Садовникова [1993], А.Н. Корнев [1995, 1997], Л.Г. Парамонова [2001], Р.И. Лалаева [1997, 2003] и др. Несмотря на то, что проблему дисграфии у учащихся общеобразовательных школ изучало большое количество исследователей, наименее освещенным остается вопрос проведения коррекционных и, в частности, логопедических занятий со школьниками. Традиционные методики разработаны на основе изучения, прежде всего, учащихся с нарушениями устной речи.

Исходя из сказанного, целью исследования является анализ специфических нарушений письма у учащихся млад¬ших классов общеобразовательной школы и определение основных направлений логопедической работы по коррекции дисграфии.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, нейропсихологическую, лингвистическую литературу по проблеме исследования.

2) Провести экспериментальное исследование по изучению нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы.

3) На основании количественного и качественного анализа результатов экспериментального исследования выявить симптоматику и виды дисграфии у учащихся массовой школы.

4) Разработать методические рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с учетом выявленных механизмов.

Объект исследования - письмо учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования: уровень сформированности у учащихся младших классов, страдающих дисграфией, речевых и неречевых психических функций, являющихся ведущими в процессе письма.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что оно дало возможность подтвердить ранее полученные сведения и расширить теоретические и экспериментальные знания о симптоматике и механизмах нарушений письма у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, а также определить на этой основе задачи, последовательность, специфику, организацию и содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у учащихся.