28.08.2010 4104

Совершенствование неречевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Речь является более поздним и наиболее сложным образованием цен¬тральной нервной системы и поэтому она скорее других функций подверга¬ется нарушениям и заболеваниям в период своего становления, то есть в раннем детском возрасте. Правильное развитие речи имеет большое значение для формирования личности ребенка.

Исследованию речевых дефектов у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены работы Р.Е. Левиной (1968), О.Н. Усановой (1982), Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, (1999) и других. Исследователи выделяют два основных направления коррекционной работы с данной категорией детей: 1. Устранение собственного речевого дефекта. 2. Преодоление и предупреждение вторичных последствий. Первое из направлений широко представлено во многих научно-практических и методических публикациях. Второе направление менее изучено и в специальной литературе представлено фрагментарно и не всегда последовательно. Между тем, в исследованиях, посвященных проблеме ОНР (Р.Е. Левина, 1968; О.Н. Усанова, 1980, 1982, 1993; И.Т. Власенко, 1990; А.П. Воронова, 1994; Н.В. Т.Б. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева, 1999; Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова, 2004 и др.), отмечается, что при данном расстройстве, наряду с нарушениями речевой функций, у детей часто наблюдаются сложности дифференцированного восприятия, произвольного внимания, логического запоминания и аналитического мышления. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы как, несформированность познавательных процессов: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, недостаточность процесса саморегуляции собственной деятельности.

Таким образом, в специальной литературе, посвященной проблеме недоразвития речи, широко описываются и анализируются разнообразные нарушения коммуникативной функции речи, состояние и формирование фонетических, лексических и грамматических значений, а вопросы особенностей и специфики формирования памяти, внимания, мышления, восприятия разработаны недостаточно.

Такое положение обусловливает возможность дальнейшей разработки второго направления коррекционной работы, в котором до настоящего времени еще много нерешенных вопросов и актуальных проблем. Это объясняется многими причинами, в числе которых наиболее значимыми являются следующие: недостаточно раннее проведение анализа природы ослабления познавательных процессов, причинно-следственных отношений и вторичного недоразвития, неполное применение разработанных методик коррекционного обучения и воспитания, направленных на всестороннее развитие ребенка.

Вышесказанное определило актуальность, практическую и теоретическую значимость настоящего исследования.

Объектом исследования явилось психическое развитие детей 5,5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: состояния неречевых психических функций у дошкольников с ОНР.

Проблема исследования отражает определение эффективных путей коррекционной работы по формированию неречевых психических функций в системе комплексного логопедического воздействия по устранению общего недоразвития речи.

Целью исследования является выявление своеобразия состояния неречевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и определение путей совершенствования логопедической работы по коррекции ОНР с учетом психологических особенностей детей.

В работе были поставлены следующие задачи исследования:

1) проанализировать специальную психолого-педагогическую, лингвистическую, логопедическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) определить научно-теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента;

3) выявить особенности нарушения мышления, внимания, восприятия и памяти у дошкольников с ОНР;

4) разработать направления и содержание логопедической работы по совершенствованию неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи;

5) провести экспериментальное обучение в условиях детского сада и определить эффективность коррекционно-логопедической работы.

Гипотеза исследования: у дошкольников с общим недоразвитием речи имеется качественное своеобразие и более низкий уровень сформированности неречевых психических функций по сравнению со сверстниками с правильной речью. При целенаправленной логопедической работе с учетом психологических особенностей дошкольников с ОНР может быть достигнута положительная динамика в развитии неречевых психических функций, в нормализации познавательной сферы детей данной категории.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о неречевой симптоматики общего недоразвития речи, о методах и приемах формирования неречевых психических функций у дошкольников с нарушением речи.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при усовершенствовании методов и приемов коррекции общего недоразвития речи у детей в системе логопедической работы.